применение спассистемы спасло бы обоих
-- полагаю - ни в коем разе. По нескольким причинам.
Потому что для того, чтобы принять решение, что уже пора пользоваться спассистемой - нужно сначала понять, что по-другому выкрутиться не удастся. К этому моменту нужно иметь не менее 40 метров высоты, не превысить допустимую скорость, не иметь несовместимого с использованием вращения. Еще нехудо бы заглушить двигатель.
Мне известно минимум четыре случая, когда на ввод спассистемы не хватило высоты, и минимум один случай ее отказа (отрыв фала "с мясом").
Все - на высотах начала развития аварийной ситуации 50-100 метров.
Так же в двух случаях из четырех с очень высокой вероятностью - если бы хватило высоты для срабатывания спассистемы - хватило бы и для перевода аппарата в горизонтальный полет с благополучным разрешением аварийной ситуации.
По моим личным ощущениям - чтобы ввести спассистему на высоте не менее 40 метров, надо "начать падать" никак не ниже 100, а то и 150. Потому что еще нужно и время "на побороться".
Кроме того применять спассистему пилот психологически не готов, поскольку знает, что это уж точно завершится серьезным повреждением аппарата - и если катастрофа неочевидна - попытается "вырулить".
Еще есть такой фактор, что на парашюте ты всегда приземляешься с довольно большой вертикальной скоростью. Во многих случаях предпочтительно бОльшую часть энергии перевести в скорость поступательного движения.
Кроме того - применение парашюта исключает возможность выбора точки встречи с поверхностью, что тоже бывает существенно.
А имея 150 метров, на сохранившем управляемость легком аппарате, можно:
а) перейти в горизонтальный полет практически из любого исходного положения
б) повыбирать куда плюхнуться, если плюхнуться действительно необходимо.
Причем - прошу заметить - пункты а и б практически никогда не реализуются одновременно. Нужно решать либо одну задачу, либо другую.
безуспешного применения не по делу
-- про "не по делу" - я ничего не говорил. Просто знаю, что применение - никак не повлияло на исход. Во всех случаях - решение о применении было принято слишком поздно, а самое главное, что не могло быть принято раньше.