Однако есть основания считать, что в России ни уровень преподавания в летных школах и аэроклубах, ни уровень профессионализма инструкторов ничуть не хуже , чем в Германии.
Не первый раз вижу такую точку зрения. Не уверен, что она правильная. По моему (пусть весьма небогатому - обязательно кто-нибудь прицепится к этому) опыту, ситуация кардинально разная. За рубежом учат, прежде всего, быть безопасным пилотом. У нас забота о безопасности до сих пор воспринимается как излишняя. Никогда в жизни я не получал таких четких, конкретных и однозначных инструкций по безопасности, поведению на аэродроме, как в Великобритании, в планерном клубе Лашэм. В то же время у нас сплошь и рядом случаи, когда курсанта выпускают в самостоятельный, не отработав толком его действия в особых случаях. У меня есть конкретные примеры, но не хочется подставлять хороших людей.
Сплошь и рядом распространена практика полетов "с бодуна". "Подумаешь, я же немного выпил накануне", думает такой пилот и садится "за штурвал".
Нарушаются погодные ограничения, в т.ч. и для учебных полетов. Несильно, но нарушаются. Нарушаются ограничения по взлетному весу.
Из описания обучения в Германии также, хорошо видно, как именно обеспечивается безопасность курсанта. Такого акцента, уверен, нет ни в одном клубе России. Рад буду ошибаться. В любом случае, это не стало повсеместной российской практикой.
А если все так замечательно, почему же смертность в малой авиации столь плачевна? В США на миллион часов налета малых самолетов приходится 13 катастроф, в Великобритании - чуть больше 10. Сколько у нас? В этом году уже 5? (Бердск, Кольчугино, Краснодар, Рязань, Сумы)? Сколько часов налетано за полгода? Явно ведь не 500 тысяч. Если посчитать, что средний частник в год пролетает 80 часов (американская статистика), то у нас 6250 регулярно летающих НА САМОЛЕТАХ пилотов? Их, наверное, раз в 10 меньше? А, значит, гибнет раз в 10 больше?
Безопасность полетов вообще и безопасность учебных полетов в частности - вопрос, в первую очередь, психологии и организации учебного процесса, учитывающей эту психологию всех летающих людей. А вовсе не в количестве часов налета вообще и на каком-то типе в частности.
Сдается мне, причина в другом - с советских времен мы привыкли, что организация, дисциплина и забота об учебном процессе - предмет контроля со стороны. Сами о себе заботиться не научились. Не требует государство обязательной установки датчика сваливания - не поставим, не требует дублирующего указателя скорости - аналогично. Учебный план не требует предварительной отработки на больших высотах? Ну и т.д.
Заранее прошу прощения - никого конкретно не имею в виду. Уверен, подходы практически одинаковы на всех учебных и неучебных площадках. Примеров у меня уже десятки, просто приводя их я буду задевать кого-то конкретно, а мне бы этого не хотелось. Ибо беда, повторяю, общая.
com_net сказал(а):
-- есть такое мнение, что пока планер и управление целы - спассистема не нужна вообще.
Потому что на малой высоте она не спасает, а на большой - последствия применения будут хуже, чем "управляемый выбор куда плюхнуться". Т.е. реальная польза от спассистемы - если летать над сплошным лесом, либо над плотной застройкой - т.е. над местностью, на которую нельзя сесть ни при каких условиях.
На самом деле мне известен один случай успешного применения спассистемы "по делу" (с большой высоты на разваливающемся аппарате) и гораздо больше случаев безуспешного применения на небольших высотах "от безысходности".
Удивительное и непонятно на чем основанное мнение. В ситуации, которой посвящена эта ветка, применение спассистемы спасло бы обоих. На этом форуме несколько человек, которых тоже спасла спассистема. Произошло это не из-за разрушения планера в воздухе.
Это распространенный миф, что СПС полезна только в ситуации разрушения. На саоне есть ветка, где описано достаточно много различных случаев применения СПС. В этом году можно вспомнить дельталетчика, выжившего благодаря ей.
Очень интересны "несколько случаев безуспешного применения не по делу" - расскажите. Мне гораздо больше известно прямо противоположных примеров.
К сожалению, истина в другом - психологические барьеры для применения СПС. Народ не готов этому и до конца полагается на привычные способы спасения. Как в ситуации в Дракино.
И о малых высотах - СПС поможет при высоте от 40 метров. Эта высота - уже вполне "малая". Были случаи, когда спасала и на более низкой высоте. Уж 50-100 метров высоты есть в 99 % ЛП. Только, опять же, летчик не готов и теряет драгоценные секунды.
P.S. По просьбе некоторых скептических товарищей даю ссылку на крайнюю статистику по США: http://www.aopa.org/asf/publications/nall.html