Я на сверхлегком учился летать в Германии, в Strausberg около Берлина. Судя по посту Admin'а, там учат так, как он всем пожелал. Опишу вещи, которые связаны с безопасностью.
Практический экзамен состоит из следующих элементов:
1. "аварийная" посадка без мотора на ограниченный участок ВПП (вся ВПП была 1200м, нужно было попасть на 200-метровый участок). На экзамене нужно три раза попасть из трех попыток. Если не попал хоть раз, экзамен завершается досрочно. Если попал, то продолжается дальше:
2. навигационный полет по карте: аэродром - 1-я деревня - 2-я деревня - аэродром. Во время этого полета выполняются следующие элементы:
3. реагирование при отказе мотора на взлете. После отрыва и набора 5-6 метров (самолет находится в наборе) инструктор вырубает газ. Нужно мгновенно отдать ручку от себя и спланировать на ВПП, после чего по газам, и полет продолжается.
(инструктор перед экзаменом предупредил, что он так сделает).
4. сваливание самолета с мотором и тоже самое с выключенным газом (тянешь ручку на себя, удерживая пока возможно самолет в полете, потом он плюхается носом). (штопор не отрабатывается, так как он запрещен на сверхлегких).
Я учился на Wild Thing. http://www.youtube.com/watch?v=p04vqeB-8bA
Один из инструкторов (у меня их было много, об этом в другом посте) показывал, как на нем при хорошем ветре можно лететь назад. Курс ставишь против ветра, затем вырубаешь газ, ручку на себя и начинаешь держать самолет, чтобы поток воздуха с крыльев не сорвался. И тогда ветер отталкивает самолет назад...
5. две "аварийные" посадки в поле. То есть, пока летишь по маршруту, экзаменатор
без предупреждения в любой момент вырубает газ и говорит: "отказ мотора, аварийная посадка".
То есть, все элементы экзамена - это безопасность.
1-й элемент отрабатывается сначала с инструктором, потом гоняется самостоятельно, до тех пор, пока не начнешь попадать постоянно.
Методика тренировки: поднимаемся на 2000 футов строго над ВПП посередине, вырубаем газ, делаем разворот на 180 гр., проходим вдоль ВПП, рядом, с таким расчетом, чтобы еще раз развернуться и выйти на посадку к началу ВПП на нужный участок.
3-й элемент показывали во время учебы. Кстати, этот элемент, а также сваливание показывают на инструктажах при переходе на другую модель сверхлегкого самолета.
(По немецким законам лицензия на сверхлегкие дает право летать только на тех моделях, на которых прошел инструктаж и которые освоил).
4-й элемент просто показывали и просили повторить несколько раз во время обязательных 20 учебных часов с инструктором. Задача этого элемента, как я понял, состоит в том, чтобы усвоить, что будет с самолетом, если стрелка скоростемера опустится ниже 65 км\ч. Ну и чтобы к экзамену подготовиться.
5-й элемент самый "больной".
В Германии запрещено летать в крейсере ниже 500 футов. По этой причине запрещено отрабатывать аварийную посадку в поле самостоятельно, а только с инструктором. Из-за этого, мне показывали этот элемент всего раза три, и два раза я его делал на экзамене уже сам. Больше я его никогда не делал. Если мне захочется попрактиковаться, то нужно нанимать инструктора. Это дело очень критикуется в авиационных кругах, но сделать ничего нельзя.
На востоке Берлина весь ландшафт представляет собой очень маленькие лоскуты полей, нарезанные автомобильными и железными дорогами, линиями электропередач и остатками лесных массивов. Осенью урожай уже убрали, легче. А летом проблема еще в том, что на большей части этих лоскутов растут всякие злаки, и потому не ясно, что представляет из себя грунт. Кроме того, постоянно рядом с этими лоскутами стоят жилые дома, строения, какие-то башни, очень много ветряков (электричество вырабатывают). Короче говоря, замучаешься выбирать, куда садиться.
Итак, инструктор вырубил газ, самолет держишь в планировании, и у тебя есть несколько секунд, чтобы выбрать площадку, затем нужно начать маневр и сымитировать посадку. Критерии выбора площадки такие:
- Точно знать, откуда ветер, и по-возможности садиться против ветра, в крайнем случае с боковым ветром.
- По-возможности, садиться на траву, а не на голую землю, так как земля сырая, можно увязнуть.
- Если поле возделывается, то вдоль него идут полосы с бороздками. Садиться нужно вдоль бороздок, а не поперек. Поперек бороздок наверняка в землю воткнешься. Поэтому нужно учитывать и расположение бороздок относительно текущего ветра.
- Дороги видно хорошо, а линии электропередач сливаются с ландшафтом. То есть, проводов не видно вообще, поэтому их местонахождение можно определить только по расположению мачт, которые тоже впопыхах не сразу разглядишь.
- Некоторые поля бугристые, что плохо видно сверху. То есть не следует выбирать площадку, если земля на ней бургистая.
- Учитывая вышесказанное, летая на сверхлегком, мы постоянно, каждые 2 минуты, сканируем ландшафт и выбираем подходящий лоскут, чтобы знать, куда будешь садиться, если бы сейчас отказал двигатель.
То есть, после вырубона газа выбрал таким образом площадку, спланировал на нее, опустился до метров трех, инструктор говорит "хорошо, газ" и ушел в набор. Садиться нужно с закрылками в третьем (макс.) положении.
Что еще запомнилось в плане безопасности. В школе много раз повторялось, что если, например, при возвращении на базу поднялся боковой ветер, а ты чувствуешь себя при нем неуверенно, то не следует испытывать судьбу. Можно просто отлететь за 30 км и сесть на другой более благоприятный аэродром. Тебя оттуда заберут на машине, и никто слова упрека не скажет, а наоборот похвалят.
Во время учебы (а также на инструктажах на других моделях) также показывают, на какой высоте стоит возвращаться на аэродром, если двигатель отказал до 1-го разворота, а до какой нужно садиться перед собой.
В общем, к безопасности в школах Германии относятся внимательно. Но внедрение всего этого в России не поможет предотвратить таких катастроф, как эта. Обратите внимание, кто погиб: самый опытный летчик в России по Евростару, 400 часов налета на нем и несколько тысяч общего налета. Он не знал какая минимальная скорость у Евростара? Или катастрофа произошла из-за общего состояния в летных школах России? Просто errarum humanum est.
Так вот, насчет общего состояния в летных школах Германии с их подходом к безопасности. Вышеописанный экзамен у меня принимал Rolf Bausewein, с многотысячным налетом, и который перелетал на своем сверхлегком CTSW в Гренландию и Шпицберген:
http://www.lornav.de/greenland.html
http://www.lornav.de/baereninsel.htm.
Погиб в 2008 году в Эггерсдорфе (база CT) на C-42 Ikarus. На взлете перетянули ручку...
http://www.morgenpost.de/brandenburg/article893030/Identitaet_der_Absturz_Opfer_ist_geklaert.html