Я рад, что тема многих «взяла за живое». Это лучше чем дождаться когда она возьмет за мягкое или как в моем случае за твердое 🙂. Как справедливо замечено в механизме травмы поясничного отдела позвоночника основную роль играет вертикальная составляющая силы действующей на пилота в момент удара о землю. Всем известно, что в полете (если это еще полет)чем больше горизонтальная скорость, тем меньше вертикальная и наоборот. Вот почему при достаточной скорости, забрав ручку на себя и посадив «с плюхом» Вы не чувствуете особого дискомфорта (разве что перед товарищами не удобно) – вертикальная скорость (скорость снижения) не велика. Однако и в этом случае сгибание тела вперед не есть хорошо. Потому и придуманы плечевые ремни. Почему на Вашем ЛА спинка отделано от сидения, а чашке парашют или подушка – вероятно это был планер, там действительно другое сидение, спинка из двух труб и брезента (я говорю о Бланике) в полимерном сидении ниша для парашюта. Я не о таких креслах говорил и не их рекомендовал. Возможно, для планеров с их летучестью рассматриваемая проблема не актуальна. Если все-таки это МИ-2, а в чашке лежат тряпки или паралон – вам «попалась не девушка» ;D, как я говорил эта алюминиевая емкость – амортизатор (не знаю кстати как правильно она называется), дефицит и сминается, её смяли или сперли до Вас. Что касается боковой поддержки и подголовника. Виноват, я наверное не четко выделил проблему. Конечно же они не имеют прямого отношения к травмам поясничного отдела, и я о них упомяну в пожеланиях к производителям кресел для СЛА, т.к. кроме рассматриваемых случаев бывают и другие.
Ралийные сидения всем хороши, но на удар снизу –вверх не рассчитаны и компрессию позвонков не предотвратят. Сидения картингов – возможно это то что нужно, но я их не видел, ссылка у меня не заработала. Что касается положения водителя в гоночном автомобиле, отчасти мы это обсуждали. Летать в таком положении (?), попасть в аварию находясь в таком положении (?) А вот если бы при столкновении с землей кресло бы приняло такое положение, погасив энергию удара за счет перемещения это было бы то что нужно.
Абсолютно бесспорно, что для предотвращения ЧП и аварий необходима летная натренированность пилота. Благодаря этому я все таки посадил «калечный» аппарат , жив и имею возможность рассуждать о проблеме. От себя добавлю о важности общей физической подготовки, уверенности в исправности техники, выборе погоды и т.д. Но все мы ходим и летает под Богом, и кроме ошибок пилотирования ( от которых тоже никто не застрахован) есть масса других возможностей крепко приложиться. Но вернемся к креслам и поясничному отделу. Вертикальная составляющая силы удара при аварии или жесткой посадке может быть очень велика (примеры разлетевшихся в стороны колес, сломавшихся пилонов, провалившихся двигателей старые пилоты приведут множество). Погасить эту энергию только за счет подушек сидения, амортизаторов шасси и баллонов колес не получится. Чтобы позвоночник не ломался нужно чтобы тело в момент удара перемещалось книзу, а позвонки не смещались относительно оси позвоночника. Поэтому в кресле не должно быть угла между спинкой и сидением, должна быть дуга. Чашка сидения должна быть достаточно глубокой, чтобы обеспечить достаточное расстояние для этого перемещения, а амортизатор достаточно эффективен, чтобы снизить скорость движение зада пилота к земле. При этом поясничный изгиб позвоночника прижимается к изгибу спинки сидения, пилот как бы «сползает» в кресле, принимает полулежащие или близкое к таковому положение. Избыточное сгибание в поясничном отделе не происходит, вертикальная составляющая силы удара не действует по оси позвоночника.
Из виденных мною этим требованиям отвечают кресла АН2, МИ2, L29, L39, но два последних мне не удалось раскурочить, да и думаю они тяжелее. Может кто предложит еще что-то? Я пока на больничном, но постараюсь выбраться на аэродром и сделать фото иллюстрации к сказанному.