Пропустил неделю в связи с поездкой во Францию на выставку СЛА, Блуа - 2013. Вешаю фото и комментарии в отдельной ветке в разделе международных выставок:
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1378326935
В недавнее воскресенье опять собрались полетать. Кроме моего урока инструктор планировал сделать небольшой маршрутный полёт к одной из ближайших гор в 15-20 км от аэродрома.
Там проходила встреча местных туристов, они доставили на вершину большой флаг Каталонии. Задача - сделать съёмку развёрнутого туристами флага с воздуха.
Итак, сначала - урок.
31-й урок. Попросил инструктора слетать со мной, чтобы он мог сразу, на месте, заметить и прокомментировать все мои ошибки. Вылетели без второго управления на крыле, так что этот урок можно считать первым самостоятельным полётом с пассажиром 🙂. Основное задание - отработка спиралей. Взлетели при полном штиле. Спирали делали с высоты 320-350м. Всё получалось неплохо, особых замечаний не было, за 25 минут сделали 3 спирали с посадками. Видимо, инструктору стало скучно, он предложил сесть, а потом полететь вместе к туристам на гору. Я буду управлять аппаратом, а он - снимать флаг Каталонии. Сели, взяли камеру, я надел ветровку с украинской символикой. Украину здесь уважают, т.к. ей "удалось получить независимость от своей монополии, а у Каталонии пока всё впереди...". Взлетели - первый сюрприз приподнесла ветровка - незатягивающийся верёвкой капюшон надулся потоком, потянул за ворот и стал довольно сильно душить горло... К счастью, инструктор сзади сразу заметил проблему, сложил и заправил капюшон за шиворот, был бы сам - не знаю, как бы выкручивался. В этой ветровке летать нельзя, опять же, нужно очень следить за теми, кого катаем - всё, что может помешать полёту - снимать, крепить безжалостно... В полёте капюшон пару раз вылезал и надувался снова, но повторяли процедуру и продолжали полёт. Высота горки окло 800 м, наша полоса на 330 м, так что пошли по долине с набором высоты. По пути инструктор показывал, как выбирать курс с учётом того, чтобы в "конусе безопасности" всегда было поле, куда можно сесть в случае проблем с мотором. Долетели до горки, набрав где-то 200м над вершиной. Туристы были на месте, растянули флаг, стали нас приветствовать, снимать с земли. Сделал спираль со снижением над вершиной, хотел пройти низко над горой, но получил приказ - отвернуть, над горой не проходить, оказывается, за вершиной был поросший лесом склон без возможной аварийной площадки, поэтому никаких "бреющих" над лесом - набрать высоту над горой с той стороны, где есть поля и повторить спираль. Сказано - сделано. Повторили манёвр. В процессе получал нотацию, что в горах надо следить в оба, что это ещё ветра нет, а то ещё роторов на прикрытом ветром склоне надо опасаться, и вообще - в горах чем выше - тем лучше... Сделали второй проход, народ на земле свернул флаг, мы пошли к аэродрому, но по другому пути - облетая городок Игуалада на этот раз с севера. Ориентировка в полёте для меня пока не раскрытая тема, если бы не компас и инструктор, могу заблудиться в 20км от аэродрома при идеальной видимости. Инструктор пообещал пару маршрутных полётов до экзамена - где-то на 80-100 км от аэродрома, заранее нужно рассчитать полёт по карте (курсы, маршрут разбитый на участки по 10 минут полёта для контроля), отметить и запомнить ориентиры, посадка и взлёт с "чужой" площадки, и т.д. и т.п.
При подлёте к аэродрому заметили, что погода изменилась - поднялся ветер с северо-запада. Решили сделать ещё несколько спиралей. До этого я делал спирали сам только в полном штиле, а тут вдруг заметил, что ветер весьма заметно "сдувает" с полосы в сторону. Первую спираль вытянул, т.к. был запас высоты, пришлось сманеврировать в финале, а на второй спирале сдуло ещё дальше, шёл на планировании, при попытке манёвра аппарат ощутимо просел, а полоса оказалась далековато слева. Пришлось дать по газам, прервать манёвр и уйти на следующий круг. В последней спирали сделал поправку на снос в начале манёвра (сместился по полосе вперёд и влево), набрал "лишних" 20 метров высоты, и теперь всё получилось как надо - в первом витке следил, чтобы не было сноса, контролируя крен, а во втором - прямоугольнике - ушёл чуть подальше от полосы против ветра, чтобы боковой вернул на место. В этот раз всё получилось правильно. Мне ещё учиться и учиться, т.к. одни и те же манёвры в разных условиях требуют разных навыков. Лицензия пилота в этом обучении - не конец пути а только этап, не более. Буду набирать опыт понемногу, мне спешить некуда.
На фото я в "украинской" ветровке после посадки, и ещё каталонские флаги, не наша съёмка (флэшку инструктор должен был сдать местным журналистам), но виды весьма похожи - и вид горы с борта, и развёрнутый народом флаг. Завтра, 11/09 - каталонский праздник "La Diada" - посвящён борьбе за независимость от Испании и Франции... Отличный повод повыбивать налоговые льготы из "центральных" правительств.
Всем мягких посадок и тёплого бабьего лета и золотой осени!