@ sun
Я привык прислушиваться к советам. Я полистал Пёрышкина за 6-й класс и кое-что там обнаружил. Во-первых, момент создаётся парой сил. Одна сила создаёт момент на плече относительно какой-либо точки. В чём сермяжная правда, sun? Правда в том, что передний руль -сергея создаёт силу, а не пару сил. Правда в том, что боковая поверхность корпуса имеет центр давления и тоже создаёт силу. Возможно, на ней и возникает момент от пары сил, как на крыле, но мы этого утверждать не можем.
Однако мы можем утверждать, что у нас есть две замечательные точки, относительно которых мы можем рассмотреть моменты сил от руля и от центра бокового давления на корпус телеги. Первая точка - узел подвеса телеги. Вторая точка - носовой узел.
Центр давления боковой силы на корпус телеги может находиться позади точки подвеса. При этом телега будет флюгерно устойчива. Если она находится впереди - то флюгерно неустойчива. Т.е. момент этой силы относительно узла подвеса может иметь разный знак. По отношению ко второй точке, т.е. к носовому узлу Момент боковой силы на корпус имеет всегда один знак и при обтекании телеги сбоку, отклоняет её относительно носового узла в противоположную сторону.
Килевая труба поворачивается относительно носового узла под действием силы со стороны телеги. Телега не может неограниченно вращаться относительно узла подвеса. Люфт выбирается, и телега становится жёстко связанной с килевой. Из рисунка видно, что направление поворота килевой зависит от точки расположения ц.д. боковой силы. Если сила приложена в точке А, то килевая повернётся по часовой стрелке (вид сверху), если в точке В, то против часовой стрелки.
Так вот, если перед телегой руля нет, то у любой флюгерно устойчивой и флюгерно неустойчивой телеги ц.д. всегда будет находиться в точке В. Как только -сергей установил перед телегой большой руль, он вынес ц.д. за пределы оси вращения в носовом узле в точку А. И уже не важно, на каких оборотах работает мотор и есть ли он вообще на борту. Килевая будет поворачиваться так, что пилоту это очень не понравится.
Любой участник, имеющий воображение, может представить себе случай, описанный беркутом33, когда у него в стороне справа была видеокамера. Эта камера неустойчиво крутила килевую трубу, чем увеличивала купольность левого крыла. Это создавало аномальный левый крен, при котором аппарат по курсу отворачивал вправо. Пилот, отклоняясь влево, усугублял положение. Однако благополучно посадил аппарат, оставшись здоровым и счастливым.