Модификация экранолета ЭСКА-1

Кстати,browser,почему на схеме ЭСКА-2 винт в кольце имеет диаметр 1700,а без кольца -1500,по-моему должно быть наоборот!

  Там дело не в кольце как таковом. Все дело в винтах. В одном случае мы рассматривали 2-х лопастной (штатный) винт диаметром ~ 1.7 м. В другом случае рассматривался 3-х лопастной вит диаметром 1.5 м. Какой винт будем использовать - это открытый вопрос. Будет ли использоваться кольцо, не знаю. Не уверен, что будет от него толк. С точки зрения безопасности, то смысл в кольце есть, с точки зрения эксплуатации, аэродинамики, и ресурса, то не уверен.

Насчет того, чтобы ставить двигатель в центроплан, то есть много вопросов с таким размещением двигателя, обслуживание лишь один из них. Но в любом случае такая схема нами рассматривалась на проекте Т-2001.
 
Уважаемый browser1! Загляните на http://www.katernik.spb.ru/rldvs.htm Может это то, что вам нужно?  

Я не считаю, в том, что это подходящий вариант. Самая большая проблема в том, что этот мотор не в серии 🙁. Имея экспирементальный аппарат с эскспирементальным двигателем, слишком много экспериментов в одном проекте. 🙂 Да и расход великоват. Расчетный расход 33 литра в час. В действительности расход выростет до 35-37 литров.
 
"Данная схема на СЛА-гидроплане,каковым и является ЭСКА-2,будет иметь существенный недостаток-сложность тех. обслуживания двигателя,из-за малого объема моторного отсека возможности доступа только сверху.
Кроме того,меньше надежность СУ,из-за наличия 2 ременных передач."
Ременные передачи надежны, если соблюсти два условия: зубчатые шкивы должны быть фирменные, например немецкие или шведские; ремень должен быть достаточной ширины. В рассматриваемом варианте ширина ремня 50 мм даст ресурс не меньше 300-400 часов.
А доступ... вполне достаточно и сверху + лючки для ТО по бокам.

Ставить двигатель на "этажерке" - затея позапрошлого века, но тогда других вариантов не было.
Впрочем я не настаиваю.

"Прежде чем говорить о том, что схема, предложенная Липпишем нехороша, для перспективного экранолета, то по меньшей мере, неплохо бы было предложить более перспективную схему. Вы предложили рассмотреть схему Касатки"
У Касатки только одно ощутимое преимущество перед аппаратами Липпиша - она маленькая при соизмеримой грузоподьемности, а значит может быть достаточно прочной чтобы не терять крылья и поплавки. А все существующие экранопланы не пошли в серию по одной причине - ЛОМАЮТСЯ, ну или плохо летают из-за слишком большого веса. Палка о двух концах 🙂
На экране АК Касатки хуже чем у ЭСКА-1. Вне экрана - значительно лучше.

"Позвольте не поверить, что аэрогидродинамическое качество Касатки больше 5."
Есть замечательные обводы - сани Фокса. Есть доработки Фокса связанные с установкой продольных реданов.
У Касатки боковые лыжи-поплавки съемные. Если их снять, получается обычное однокорпусное килеватое днище. В таком случае выход на редан становится долгим и нудным (пробовал для сравнения). С поплавками апарат выходит на редан секунд за пять при 70% мощности двигателя.

Кроме того у Касатки установлены горизонтальные рули за винтом. В процессе разгона, ручкой выбирается такой угол глиссирования, чтобы ускорение было максимальным. У глиссирующих пластин максимальное качество на 10 градусах. Судовики уменьшают угол до 4-5, чтобы застабилизировать судно, но мы глиссируем на 10, поскольку имеем аэродинамическую стабилизацию, да и процесс разгона не долгий - пару секунд скачек (при волнении) не смертельно.

"Задняя кромка переднего крыла в воде, но кромка крыла почти прямая в плане (маленьнький угол стреловидности).- это так?"
Сужение = 2. Крыло в плане - классическая трапеция.

"Не верю я и скорость отрыва 70 км/ч при нагрузке в 70 кг.
Какой используется профиль крыла, если угол атаки в 20 градусов недостаточно крутой?"
Стандартный симметричный. Система крыльев работает до угла атаки 30 градусов за счет межкрыльевой интерференции (эффект крыльевой решетки).
Можно отрваться и на меньшей скорости, если двигатель мощнее поставить. На 30 градусах аппарат буквально подхватывает, но сопротивление слишком большое - теряет скорость и плюхается. При этом скорость падает до 50.

Alex_520
Я зубчатые и имел ввиду. У поликлиновой передачи шкивы слишком большими получаются, да и нагрузка на подшипники неслабая.
 
У Касатки только одно ощутимое преимущество перед аппаратами Липпиша - она маленькая при соизмеримой грузоподьемности, а значит может быть достаточно прочной чтобы не терять крылья и поплавки. А все существующие экранопланы не пошли в серию по одной причине - ЛОМАЮТСЯ, ну или плохо летают из-за слишком большого веса.  

    Экранолеты типа Х-114 или Х-113 не пошли в серию совсем по другим причинам и прочность и надежность не имели к этому никакого отношения.
   Честно говоря не улавливаю смысла в приведенной Вами логической цепочки: маленький -прочный. Зато я вижу другую последовательность, небольшие размеры аппарата - маленькое крыло - большая нагрузка - большой вес.
 
Alex_520

Тезка, у вас нет информации, почему разбился SF8 (Seafalcon) ?
 
Ременные передачи надежны, если соблюсти два условия: зубчатые шкивы должны быть фирменные, например немецкие или шведские; ремень должен быть достаточной ширины. В рассматриваемом варианте ширина ремня 50 мм даст ресурс не меньше 300-400 часов.
А доступ... вполне достаточно и сверху + лючки для ТО по бокам.
2 передачи менее надежны чем 1 чисто теоретически,предполагая,во всех случаях высокое качество изготовления.
А насет лючков по бокам-это значит лючки в БОРТАХ ЛОДКИ где-то на уровне ватерлинии и под крылом?Не думаю,что это хорошая идея,да и возможность доступа к этим лючкам на земле ограниченная ,а на воде никакая! 😉
Я напомню,что это моё замечание относилось к малоразмерному СЛА,а для большей размерности оно не относится,что и подтвердил browser,упомянув Т-2001.
 
520

"Немцы-сволочи совсем распоясались - не доложили"

мне тоже ...🙂
да и сайт у них закрыт.
 
Лючки для ТО. В нормальный двигатель лазить надо раз в три месяца. Как раз, чтобы на ремни посмотреть.

Двигатель на "этажерке" дает только возможность легкого доступа. Остальное - недостатки. Так вам летать или ремонтировать?
 
"почему разбился SF8 (Seafalcon) ?"

хлипкий потому что. Попал в ветерок, цапнул волну...
 
I_B добрый вечер! А вот старая ЭСКА-1 ,которая была деревянная может и сейчас пригодится . Если всё сделать один в один . На новшества сейчас уже и надеятся страшно. Сами видите ломаются ,как скорлупки даже у немцев.  ;D ;D ;D С уважением.
 
У ЭСКА-1 минимальный налет в хорошую погоду + бог миловал 🙂
Нет ребяты, экранопланы должны делаться из супертитана. Осталось его изобрести.
 
I_B  добрый день ! А 9 лет эксплуатации в зачёт не идёт что ли? Ведь мужики, которые построили ЭСКУ-1 знали ,что делают. Уверен ,что первая ЭСКА прошла огонь и воду и всё остальное. Ведь не зря её пытаются повторять , только в новом виде и заметте опять дело толкают те же мужики правда уже нового поколения ,но корень всё тот же. С уважением 🙂 😉
 
В нормальный двигатель лазить надо раз в три месяца. Как раз, чтобы на ремни посмотреть.
Не путайте самолет с машиной,подозреваю,что вы не имеете опыта эксплуатации ЛА.Например в Ротакс 912(который славится надежностью) нужно лазить перед каждым летным днем(по регламенту ТЭ). 😉
 
Не в годах эксплуатации дело, а в налете (часов) в различных условиях. А также в элементарном везении - топляк может попасться, а может и нет.

То, что ЭСКА повторяют или пытаются повторить, я прекрасно знаю. Потому, что больше повторять нечего. Есть эскизы, есть скудная информация о полетах, есть основы аэродинамики - чего еще страждущим нужно.
Но я бы хотел отделить просто любителей от тех, кто рассматривает ЭСКА как прототип для коммерции. В качестве серийных машин Липпиши не пойдут. Иначе я бы не мудрил новую схему, а давно уже поставил на поток то, что есть, хоть и с некоторыми изменениями.
Возможности такие были, работы и риска меньше. Но нет смысла. Именно из-за недостаточной прочности.
Боюсь мое стремление к "неубиваемой" машине многим непонятно. Попробую объяснить:

Пилот самолета всегда напряжен при взлете или посадке - это самые опасные этапы полета. В воздухе пилот может расслабится.
У пилота экраноплана весь полет требует такого же внимания как взлет или посадка у пилота самолета. Но перебывать в напряжениии часами пилот не может. Экраноплан буквально убаюкивает. Через пять минут, скорости вы уже не чуствуете, как и на хорошем автомобиле.
Вы сидите себе в креслице, потихоньку подруливаете педалями и лишь слегка придерживаете ручку. Все, страх давно пропал, машина кажется послушной и предсказуемой, берега далекими, баржи стоячими.
Но в один прекрасный момент экраноплан, на крейсерской скорости налетает на волну, возникшую на совершенно ровном месте. Если он цопнет ее поплавком, то вы будете добираться до берега вплавь (в лучшем случае). Пилоты гидросамолетов это проходили много раз. Мало того, вы даже не поймете что произошло - не успеете. Вы же не были готовы к такому повороту.

Вы также можете угодить под внезапный попутный ветер. И тогда машина шлепнется о воду, но уже обеими поплавками.

Вы также можете угодить под внезапный боковой ветер. И тогда далекий берег окажется близким, а недвижимая баржа - очень даже здоровенной и скоростной железякой. Причем не стоит думать, что ее можно "перемахнуть". Пока расслабленный мозг даст команду руке и сработают рули, баржа окажется совсем рядом.

Это называется человеческим фактором. Экраноплан должен этот фактор прощать. А значит упор должен быть не сколько на аэродинамику, сколько на САУ и прочность конструкции.

У меня налета мало, но я уже проходил в паре метров от баржи, и крутило меня от бокового порыва. Потому примеры не совсем надуманные. Конечно пилот я никакой, но кто даст гарантию, что управлять экранопланами будут только ассы? Скорее обычные люди.

Вот почему коммерческий экраноплан не может быть выполнен по АП.

Все, ребята, я ушел. Всем удачи!
 
Уважаемый I_B
Ваши доводы сумбурны и лично мне не очень понятны. Конечно, лично меня напрягает схема Касатки, но это мое дело. Просто доводы, которыми Вы оперируете  неубедительны.
Вы мудрите новую схему, но, перед тем как , что либо делать, неплохо бы сделать два шага.
Шаг 1: Собрать статистику, хотя бы по ЭСКА-1. ЭСКА-1 – эксплуатировали и днем и ночью, и зимой и летом в течении 9 лет. Показатель, полеты рыбаков в поселковый магазин за водкой через Волгу. При Евгении Петровиче Грунине (главный конструктор ЭСКА-1) было сделано более 200 полетов, от 15 мин до 1,5 часов.
Можно найти статистику по полетам и эксплуатации Х-113 или Х-114 (особенно если владеете английским).
Шаг 2: Проанализировать, что и как было сделано и почему. Хотя бы на примере доктора Александра Липпиша. Нет данных по Липпишу, просмотрите материалы по ЭСКА-1 (на этой ветке они есть. Если, что то непонятно, обратится к трудам  Жуковского и Чаплыгина Во всяком случае, симметричный профиль на экранолете и угол атаки более 20 грд, просто нонсенс.
Вы извините меня, но Вы «уперлись» в прочность конструкции, не проделав первый шаг. Для справки, экраноплан (не экранолет) «Лунь» (Гл. конструктор Алексеев Р.Е.) имел «брюхо» толщиной в 40 мм. Там тоже, как и Вы, конструктора боялись топляков, но чтобы поставить алюминиевую плиту в 40 мм- это по моему перебор. А все по тому, что проектировали «Лунь», «корабелы», для них и 100 мм, ерунда. А вот авиационные инженеры, которые проектировали поплавок АН-2, там толщина обшивки 0,8 мм. И подходить к топлякам надо проще, и с философской точки зрения, если налетите, то ничего хорошего в любом случае не будет. И какая бы ни была конструкция, (если Вы не проектируете корабль с крыльями) повреждения будут в любом случае. А вот, чтобы не затонуть неплохо бы прочитать труды  О.С. Макарова о теории непотопляемости кораблей.
Ваш подход к проектированию экранолета, напоминает подход очень уважаемого конструктора Алексеева Р.Е. Он гениальный кораблестроитель, но у него другой подход к проектированию экранолетов и меня как авиационного инженера , не все его решения однозначны. Бартини Р.Л., который очень уважал Алексеева, сказал, что Ростислав Евгеньевич, пытается заставить корабль летать. У Бартини был другой подход, прямо противоположный, заставить самолет плавать. Это две разные школы, просто мне понятней и ближе школа Бартини Р.Л.
 
И не одному Вам...

Кстати, Алексеев Р.Е. на Ухтомке в КБ у Бартини неделями пасся, когда свою конструкцию прорабатывал. Со слов самого Колганова, который там работал тогда.
 
" Бартини Р.Л., который очень уважал Алексеева, сказал, что Ростислав Евгеньевич, пытается заставить корабль летать. У Бартини был другой подход, прямо противоположный, заставить самолет плавать. Это две разные школы"

И почему же тогда и Алексеев и Бартини дружно не использовали схему Липпиша ?
Единство взглядов?
Или тоже не сделали "Шаг 1" и "Шаг 2" ?
Или не обращались к "трудам Жуковского и Чаплыгина"?
 
browser1

К сожалению, не у всех есть под под боком заводская библиотека с трудами классиков 🙂

Что касается Касатки. ИБ же сам сказал, что на Экране ЭСКА лучше.
что касается прочности, как и мощности - "запас карман не тянет".
Тем более не имея возможности провести испытания в статзале или посчитать крыло методом конечных элементов 🙂

40 мм днища Луня - я думаю, вопрос не только в топляках.

Меня, как авиационного инженера, тоже не устраивают восемь двигателей Луня.
Или схема поддува, которую взяло на флаг ЦКБ
Или энное количество подъемных ТРД на ВВА-14.
Но при этом мне интересно, почему оба гениальных конструктора напрочь проигноририровали ту же схему Липпиша.  Чем-то же они руководствовались, кроме желания  проверить собственные гениальные (или не очень) решения ?.
 
Назад
Вверх