Обледенение
Видимые проявления влажности в атмосфере являются необходимым фактором для обледенения. Ледяной дождь обычно вызывает наиболее высокую интенсивность обледенения.
Обледенение может образовываться на любых открытых поверхностях самолета в продолжении полета в зонах проявления видимой влажности, когда температура поверхности самолета составляет 0 градусов Цельсия и ниже. Самолет реагирует на образование структурного льда различным образом: уменьшается сила, обеспечивающая продвижение самолета вперед, увеличивается сопротивление движению, увеличивается полетный вес самолета и уменьшается подъемная сила. Этот эффект сочетается с увеличением скорости сваливания и ухудшения общих летных характеристик самолета. В экстремальных ситуациях это может проявиться таким образом, что за столь малое время, как 5 минут, на передних кромках аэродинамических поверхностей может образоваться от 5 до 7,5 см льда. Некоторые типы самолетов могут терять до 50% подъемной силы при образовании только 1,2 см льда.
Существует три основных типа такого льда: изморостный, прозрачный и смешанный.
Изморостное обледенение обычно встречается в слоистых облаках и формируется в результате мгновенного замерзания крошечных переохлажденных водяных капелек, ударяющихся о поверхности самолета. Они (капельки) непрозрачны, поскольку содержат воздух и остаются непрозрачными по мере замерзания. Изморостное обледенение является особенно опасным ввиду его способности изменять форму аэродинамических поверхностей и уничтожить подъемную силу. Поскольку частички изморостного льда замерзают мгновенно, они нарастают на передних кромках аэродинамических поверхностей, но при этом они не следуют вдоль основных криволинейных поверхностей крыльев и хвостовых поверхностей. Изморостное обледенение обычно формируется при температуре от -15 до – 20 градусов Цельсия.
Прозрачное обледенение может развиваться в зонах, в которых содержатся большие переохлажденные водяные капли, которые обычно существуют в кучевых облаках или в зонах ледяного дождя, лежащих ниже теплых слоев (когда имеет место инверсия, то есть теплый слой атмосферы расположен выше холодного слоя). Наивысшая степень аккумуляции прозрачного льда случается во время ледяного дождя. Когда капли воды текут вдоль поверхностей самолета и медленно замерзают, они могут покрыть эти поверхности слоем ледяной глазури. Прозрачный лед является наиболее серьезной формой обледенения, поскольку этот лед цепко прилипает к поверхности самолета, и очень трудно его удалить. Образование прозрачного льда наиболее вероятно при температурах между 0 и -10 градусов Цельсия.
Смешанный лед образуется при наличии видимых проявлений атмосферной влажности при температурах от -10 до -15 градусов Цельсия.