Оранжевый Демон, или турбина в задницу Несладко

Хотя меня уже по телефону убедили, что из самовзлётных мыльниц эта самая доступная, и решает вопрос не только аэродромной инфраструктуры, но и эвакуации с вынужденных за счёт возможности долёта.
Так оно и есть. Для сравнения - когда в США в начале 2000-х продавали АС-5М его цена была в районе $33000. Так что для мотопланера, который тут обсуждается указаная цена более чем адкватная.

Тут проблема не в цене а в повальном обнищании населения. 🙁
 
Друзья мои, как автору темы позвольте подитожить результаты.
Не скрою, что по количеству бортов мы рассчитывали на большее. Предварительных заказов было на 5 бортов. Но у кого то доброе государство отжало бизнес, а кто то решил просто подождать результатов полетов серийных бортов и наступил в короновирус. Пока построили 3.
Все летают весело и счастливо. Осенью устраивали групповые полеты. С одновременным запуском движков на 3 бортах ( на одном в воздухе) И одновременном взлете 2 бортов и полете группой из 3 бортов. Успешно.

По специфике позиционирования планера. Он идеален для человека, который хочет летать но не желает иметь секс с уполномоченными органами. Сам АС 4 как планер летит средненько. Качество чуть за 30, да и на маленькой скорости. Но зато он великолепно парит в очень узких потоках, позволяя испытывать радость от парения соизмеримую с кайфом от парапланов. При этом вполне комфортно летает маршруты в 200-300 км с возможностью безопасного возврата на аэродром. Возможность вернуться без посадки на площадку это очень важно. Во первых так как в современной РФ, если это не черноземье, адекватных для посадки полей все меньше и меньше, а во вторых что возврат с площадки это приличные деньги если за самолетом и приличный геморой, если на телеге.

По ресурсу. Производитель намекает что при уменьшении нагрузки на турбины их ресурс значительно увеличивается. Написать про 50 часов риск, но даже без этого, турбина позволит многократный, не менее 3 раз ремонт с заменой подшипников. А это уже не так и мало. В любом случае свобода от общения с буксом того точно стоит.

Сейчас я летаю в Альпах. Аэродром не работает, букс в ангаре. Но я спокойно запускаю свой ванкель на ASG 32 Mi в 5.45 утра. И взлетаю за 30 минут до рассвета, чтобы встретить солнце в воздухе, купаясь в атмосферных волнах. Это - Свобода. Которая хоть и стоит дорого, но точно того стоит. Ибо сейчас я - работаю, летая с учениками, а был бы без движка, сосал бы лапу.

Все вопросы по цене - сделайте дешевле. Бог в помощь. Моя позиция - планер это однозначно дорого, если безопасно. Другой путь есть - это культура совместного владения техникой, такая как в в той же Франции, где в клубе можно взять в аренду планер за 15-20 евро в час и заплатив еще 30 за букс счастливо отлетать день. Встречаются варианты где тоже самое можно делать весь год с небольшим совместным трудом и за вполне посильный годовой взнос в оду местную минимальную зарплату (1500 евро). Почему так нельзя в РФ за местную минимальную ЗП - вопросы не ко мне а к вашим самым мудрым и честным в мире правителям.

Я - не альтруист. Все вопросы по "а давайте сделаем так же хорошо, только в три раза дешевле" - еще раз - делайте. Технология не секретная и доступна.

По поводу планов на планер, его производит и будет производить Авиастроитель. Технология отработана.

По поводу планов с турбинами.
Мы запустили проект 1/1000 Мечты. У самого именитого и старейшего производителя планеров фирмы Шляйхер заказана новая модификация известного планера ASK 21. Планер производится с 1978 года, выпущено более 1000 шт. Этот композитный планер заслужено считается одним из самых безопасных для обучения и пилотажа. Новая модификация ASK 21b производится с 2018 года с пожеланиями от заказчиков "ничего не менять" Улучшили мелочи с эргономикой кабины, автоматической стыковкой управления, увеличили элероны для щпилотажников.

На этот планер мы поставим две турбины с тягой в 55 кг или 4 с тягой 30 кг. Задача - самовзлетность планера, с минимальной прибавкой в весе, чтобы сохранить возможность выполнения высшего пилотажа и обучению одному.
Такой планер будет прекрасен для всевозможных шоу и авиационных праздников.
Благодаря участникам проекта 1/1000 мечты мы ставим на планер комплект для возможности полетов людей с ограниченными возможностями (полностью ручное управление). Он будет дарить радость людям, для которых возможность пилотировать планер была малосбыточной мечтой.

Участники же 1/1000 позажигают на лихом пилотаже или потратят часть принадлежащего им ресурса планера на собственное обучение.

В любом случае - мы продолжаем.
И если из-за бюрократических нюансов не получится летать в РФ.
Будем летать на этом планере в Альпах.

Еще один интересный проект - Литовский планер мини LAK 17 b FES/JET. Он уже летает, это гибрид у которого есть и электромотор и турбина. Сделали для Африки, чтобы безопасно летать на рекорды. В крыле 70 литра керосина, которые дают возможность безопасно вернуться на аэродром с красивейшей пустыни мира Калахари.

Да пребудет с нами подъемная сила!
Будем работать и летать!
 
И все же, хотя реактивные двигатели на планере имеют место быть, ДВС незаслуженно отброшен назад в Вашем понимании. Если судить по тяге реактивных установок и небольшого четырехтактника то крайний даже в выигрыше как по весу так и по расходу топлива. Разместив в носу скажем тот же Бригс Стратон и оснастив его складными лопастями Вы получите тот же самовзлетный мотопланер или тот же электромотор с батареями/хотя я не сторонних оных в данный период/. Разместив скажем на V-образном пилоне два Полини Вы даже бы превзошли бы по всем показателям Ваши ТРД.
 
Вот только не влезли бы они в 115 кг с поршневиками. Вся реактивная СУ вместе с механизмом уборки, ЕМНИП, весит 9кг. Писалось же уже раньше.
ИМХУ
 
Разместив в носу скажем тот же Бригс Стратон и оснастив его складными лопастями Вы получите тот же самовзлетный мотопланер
Не тот же. От аэродинамического качества настоящего планера не останется и воспоминаний! И к серийному так не приделаешь по соображениям центровки и устройства шасси.
 
И все же, хотя реактивные двигатели на планере имеют место быть, ДВС незаслуженно отброшен назад в Вашем понимании. Если судить по тяге реактивных установок и небольшого четырехтактника то крайний даже в выигрыше как по весу так и по расходу топлива. Разместив в носу скажем тот же Бригс Стратон и оснастив его складными лопастями Вы получите тот же самовзлетный мотопланер или тот же электромотор с батареями/хотя я не сторонних оных в данный период/. Разместив скажем на V-образном пилоне два Полини Вы даже бы превзошли бы по всем показателям Ваши ТРД.
Вы меня извините, пожалуйста, но в данном конкретном случае вы понятия не имеете о чем здесь идет речь. Этот пост был бы уместен в теме про Бланик с мотором.

Все варианты с двигателем внутреннего сгорания, включая ванкель, в этой области уже давно отработаны и доведены до совершенства. То, о чем здесь сейчас нам рассказывают, уже тоже имеет место быть, причем как на уровне заводов, так и на уровне самодельщиков:



Вовсю уже идет использование и электрических двигателей на планерах. А вот гибрид это да, новое слово!

Основной заслугой авторов этих проектов является то, что они, несмотря ни на что, делают это в ЭТОЙ стране и добиваются успеха. Снимаю шляпу...

Молодцы! 👍
 
Последнее редактирование:
И все же, хотя реактивные двигатели на планере имеют место быть, ДВС незаслуженно отброшен назад в Вашем понимании. Если судить по тяге реактивных установок и небольшого четырехтактника то крайний даже в выигрыше как по весу так и по расходу топлива. Разместив в носу скажем тот же Бригс Стратон и оснастив его складными лопастями Вы получите тот же самовзлетный мотопланер или тот же электромотор с батареями/хотя я не сторонних оных в данный период/. Разместив скажем на V-образном пилоне два Полини Вы даже бы превзошли бы по всем показателям Ваши ТРД.
ДВС - это тупик. Планеру не нужен небольшой расход топлива. Ему нужен минимальный вес и минимальное сопротивление ВМГ.
Мир уверенно переходит на электротягу с моторами в носу и складными лопастями FES, или убирающимися в фюзеляж.
Да, батареи увеличивают вес, но их можно удобно расположить в крыле, не нагружая фюзеляж, тем более планера в хорошую погоду часто грузят балластом. На двухместном планере у меня топливо в крыле и Ванкель AE 50 R в 56 лс, но это очень и очень дорого в обслуживании, хоть и жрет всего 2 литра 100LL на вылет.
Сейчас ВСЕ мировые производители закладывают новые модели или с долиной турбиной (по шуму в Европе взлетать нельзя), либо с электромотором долитым или самовзлетном. В планеризме ДВС проигрывает. И это объективный, обоснованный расчетами факт.

Что до оранжевого демона, если вы не поленитесь достать калькулятор и посчитать, вы убедитесь что ни один вариант с ДВС не обеспечил бы требуемую энерговооруженность, при ОГРАНИЧЕННОМ 9 килограммами весом установки (все вместе - двигатель, винт, система выпуска, батарея)

Именно поэтому на учебный двухместный пилотажный планер мы тоже ставим турбины. Просто потому что только в этом случае вес возрастает всего на 20 кг, и выработав на взлете 15 литров керосина, мы спокойно можем крутить пилотаж без ограничений. Мотоустановка с Ванкелем была бы в два раза дороже и весит 90 кг. Электровариант сопоставим по цене , но добавляет 100 кг только батареями. Он станет приемлемым с совершенствованием химии батарей и их возможностью отдавать большие токи без ущерба ресурсу. Тогда батарейка похудеет до 60 кг, спрячется в крыло и перестанет мешать пилотажу. Тоже светлое будущее.
 
А сколько всего АС 4 115 "турбо" выпущено и летает? Раньше говорилось, что всего их 3, включая самый первый Оранжевый Демон, усиленный под пилотаж. Но, судя по этому форуму, их поболее будет.
Да, всего три аппарата. Спрос, похоже, задержался до выяснения итогов эксплуатации первых образцов, а теперь с вирусом, пожалуй, отложится на год-другой...
 
Всем спасибо за разъяснения.
Но я так и не понял - формально компьютер отсчитывает наработку с учетом режима работы турбины, или нет? Т.е., если турбина отработает 1 час на 100% мощности, то комп насчитает 1 час наработки. А если турбина отработает 1 час на 50% мощности, то комп насчитает тоже 1 час наработки, или 0,5 часа наработки будет в этом случае, или еще как-то?
 
Да, что то про 115 кг категорию я что то упустил, пардон. Да удешевить эксплуатацию этого планера сильно не выйдет, стоит наверно начать с конца и сложить расходы на полеты, не выйдет ли тоже самое что получить PPL и арендовать самолет в одном из клубов летая от случая к случаю.
 
не выйдет ли тоже самое что получить PPL и арендовать самолет в одном из клубов летая от случая к случаю.

А при чем здесь самолет? Эта ветка про планеры и как найти способ летать на них в нынешней непростой российской реальности.
 
Сейчас ВСЕ мировые производители закладывают новые модели или с долиной турбиной (по шуму в Европе взлетать нельзя),
На турбинах в Европе взлетать нельзя - т.е. вообще нельзя, или это зависит от расстояния от аэродрома до населенных пунктов?
ASK 21b " проект 1/1000 Мечты " в Европе не сможет взлетать на своих турбинах? Он для РФ предназначен? Но он в категорию "до 115 кг" не попадает, со всеми вытекающими требованими по СЛГ, регистрации, медицине....
 
5ZF
Я про то и веду речь, что в наше не совсем простое время всё ужалось.Раньше на площадках кто только не базировался, а сейчас многие попродавали свою технику и тупо арендуют для подержания навыка самолет/планер/. Я к примеру летаю беру у приятеля, дорого содержать такой планер............
 
Я это понял. Но здесь не обсуждается как полетать хоть на чем-то, здесь обсуждается как полетать ИМЕННО на планере и показан один из вариантов. Причем вариант с полной независимостью от клубов и буксировщиков. Все что нужно это полоса - приехал когда хочешь, полетали уехал. Дорого? А как вы хотели? В этой жизни за все надо платить. Машины тоже разные по стоимости бывают и каждый покупает по своим возможностям.

Планера это элита среди одно-двухместных аппаратов, как Мерседесс среди машин, а есть и суперпланера, как Феррари. Построить планер стОит ОЧЕНЬ дорого, это ручная и очень высококвалифицированая работа. Посмотрите в интернете сколько стоит планер автора ветки, он указывал его модель и вы сразу поймете, что по сравнению с ним реактивный АС-4 это халява.

Кстати о доступности. Здесь уже не раз писали, что планеризм это дорогое удовольствие. Я могу добавить, что оно не просто дорогое, а ОЧЕНЬ дорогое. И об этом говорит тот факт, что основная масса планеристов в США летает на планерах 45-50-ти летней давности. Они просто не могут себе позволить купить современный планер. Да, в Америке много и современных планеров, но по отношению к общей численности они составляют небольшой процент.
 
На турбинах в Европе взлетать нельзя - т.е. вообще нельзя, или это зависит от расстояния от аэродрома до населенных пунктов?
ASK 21b " проект 1/1000 Мечты " в Европе не сможет взлетать на своих турбинах? Он для РФ предназначен? Но он в категорию "до 115 кг" не попадает, со всеми вытекающими требованими по СЛГ, регистрации, медицине....

Взлетать нельзя - по шуму кто пожалуется и кирдык. Да и ставить нельзя. ASK 21 b теряет сертификацию при переделке, а соответственно не пройдет ARC (евроаналог СЛГ). Поэтому будет РФ регистрация со всеми ее геморроями и как видно редкими, но достоинствами. К счастью у меня есть планерная лицензия РФ. И она бессрочная по закону, хотя Росавиация ее менять на новый пластик скорее всего не станет. Они требуют кучу справок и выписок из архивов, которые мне уже никто не выдаст. Будем летать со старой. Ее никто не отменял.
В Европе в такой конфигурации (РФ лицензия и РФ регистрация) летать можно будет.
Турбины в этом случае для запуска в воздухе. Как вариант долетного двигателя в непростых горных условиях. Ванкель со всей обвязкой и мотоотсеком добавляет 50 т евро к цене планера и 90 кг веса. Турбины вдвое меньше и всего 18 кг на всю установку.
 
Всем привет в этой ветке. Я разработчик мотоустановки на АС4-115 Jet и технолог данного планера по совместительству. С удовольствием отвечу на вопросы и расскажу про эксплуатацию реактивного планера. Летаю на самом первом из них (всего их 3). На момент написания этого поста 33 вылета и наработка моторов 3 ч 40 мин. Летаю второй сезон в режиме "полётов выходного дня".
Про смазку и ресурс двигателей. Как уже упоминалось, в этих двигателях подшипники почти расходный материал. Это керамические (металлическая обойма и керамические шарики без сепаратора) подшипники. Смазываются они топливом, в котором 5% турбинного масла Mobil Jet, Aeroshell 560, ИПМ-10 (я использую его). Температура вспышки этих масел около 250-270 градусов. На валу два подшипника. Один в районе компрессорного колеса (холодное место), второй в районе турбинного (горячее место). Топливо с маслом по отдельному каналу подаётся в место расположения первого подшипника и разбрызгивается при его вращении. Далее эта взвесь летит по трубе, в которой находится вал, ко второму подшипнику. Именно из-за такой системы смазки ограничен межремонтный ресурс двигателя. Горячему подшипнику достаётся мало смазки. Но есть и плюс этой системы - малый вес и компактность. Отдельная система смазки с малобаком и маслонасосом несомненно увеличит межремонтный интрвал в разы, но и увеличит вес мотора. Температура после лопаток турбины - 750 градусов при максимальном режиме. При режиме работы 75% мощности температура уже 560 градусов. Средняя скороподъемность при максимальном режиме и моём весе 85 кг с полным баком топлива - 5 м/с, а на 75% - 3,5 м/с. Разница по времени набора 800 м высоты очень несущественная, а двигателям и планеру от этого лучше. Меньше температура и обороты вала двигателя, что увеличивает его срок службы, уменьшая нагрузку на подшипник. Меньше вибрации от струи газов на киль. Меньше греется киль в конце концов (композит рассчитан на эти температуры, но у всего есть свой ресурс. Этими мерами мы оттягиваем сервисное обслуживание и уменьшаем вероятность поломки.
Теперь про выключение и остывание. Не рекомендуется выключать на оборотах близких к максимальным. Прибрали на минимум (33000 об/мин), подождали стабилизации температуры и выключили. Это занимает несколько секунд (15-20 сек). Далее двигатели сами себя остужают, вращая вал стартером, около 3000 об/мин. Остатков масла на подшипниках достаточно, чтобы не изнашивать их. Охлаждение занимает около 1 минуты до 50-60 градусов.
Про цену и материалы. Как уже писалось выше, цена в сравнении с европейскими аналогами, не высока. Это люди в нашей стране не богаты, мягко говоря. Я сам с трудом могу позволить себе б/у планер и его эксплуатацию, а уж реактивный не могу позволить совсем. Он у меня есть только благодаря Игорю Волкову, Николаю Тугушеву и двум первопроходцам, Евгению и Леониду, купившим себе такие планеры. Планеризм - это красиво, здорово, но дорого. И это нельзя сравнивать с самолётами. От полёта на планере ты испытываешь иное удовольствие использую энергию природы вместо двигателей. Ты не летишь просто из пункта А в пункт Б, а играешь в небесные шахматы. Можно сделать такой планер из дешевых материалов, поставить китайские двигатели и сэкономить на всём, что можно. Но это будет не одно и то же. Разница будет очень ощутима и такая техника не будет доставлять радость. Мысль о том, что ты пошёл на компромисс и сэкономил будет постоянно присутствовать и смазывать ощущения от полётов. Ну и если бы можно было удешевить без потери надёжности, мы бы всенепременно это сделали. Не надо экономить на счастье 😉
По цене взлёта. (Весь расчёт не предоставлю, потерял, а пересчитывать пока лень). Я рассчитал цену одной минуты наработки ВСЕЙ мотоустановки (а это не только двигатели, а много чего ещё) - 222 р/мин. Из расчёта трёх ресурсных ремонтов (замены подшипников). Добавим к этому топливо и масло и получим около 2700 руб за 800 м. Это сопоставимо с "Вильгой", да... Но долёт! Возможность долёта сильно экономит деньги и бережёт нервы. Дело не в том, что эвакуация самолётом стоит дорого или барбекью для команды с трейлером, а в том, что при нештатной посадке можно повредить планер, а ремонт очень не дёшев. В прошлые выходные я летал из Щёкино и чуть не сел под Клином. А поля там отвратительные, заросшие. И не смотря на то, что я долетал до других полей, выкошенных, выпустил моторы, запустился и прилетел в район аэродрома. Да, я потратил 4-5 минут ресурса и 8 л топлива. Это, кстати, был первый вынужденный запуск моторов, а не испытательный.
Это пока всё, что хотел сказать. Спрашивайте, что интересно.
Опытная эксплуатация продолжается!
 
Однако, если сравнить со средним ценником на парашютный прыжок, с несопоставимым по времени результатом кайфа, относительно полёта, то 2700 наверное совсем не дорого.
 
А почему бы не разнести оси двигателей в стороны, чтобы реактивная струя била в сторону от киля? Пара градусов на тягу и габариты, вроде, никак не повлияет, а хвост планера избавится от воздействия струи.
 
А почему бы не разнести оси двигателей в стороны, чтобы реактивная струя била в сторону от киля? Пара градусов на тягу и габариты, вроде, никак не повлияет, а хвост планера избавится от воздействия струи.
Это реализовано. Двигатели крепятся через резиновые демпферы с регулируемым усилием. Под тягой сами разводятся на 1,5-2 градуса. Но по аэродинамическим причинам струи подсасываются к боковым частям киля и он всё равно греется в местах максимального нагрева до 60 градусов. Композит выдерживает 90 градусов.
 
струи подсасываются к боковым частям киля и он всё равно греется в местах максимального нагрева до 60 градусов. Композит выдерживает 90 градусов.
А как изменяется ресурс композита при такой температуре , и прочностные характеристики ?
 
Назад
Вверх