Друзья мои, как автору темы позвольте подитожить результаты.
Не скрою, что по количеству бортов мы рассчитывали на большее. Предварительных заказов было на 5 бортов. Но у кого то доброе государство отжало бизнес, а кто то решил просто подождать результатов полетов серийных бортов и наступил в короновирус. Пока построили 3.
Все летают весело и счастливо. Осенью устраивали групповые полеты. С одновременным запуском движков на 3 бортах ( на одном в воздухе) И одновременном взлете 2 бортов и полете группой из 3 бортов. Успешно.
По специфике позиционирования планера. Он идеален для человека, который хочет летать но не желает иметь секс с уполномоченными органами. Сам АС 4 как планер летит средненько. Качество чуть за 30, да и на маленькой скорости. Но зато он великолепно парит в очень узких потоках, позволяя испытывать радость от парения соизмеримую с кайфом от парапланов. При этом вполне комфортно летает маршруты в 200-300 км с возможностью безопасного возврата на аэродром. Возможность вернуться без посадки на площадку это очень важно. Во первых так как в современной РФ, если это не черноземье, адекватных для посадки полей все меньше и меньше, а во вторых что возврат с площадки это приличные деньги если за самолетом и приличный геморой, если на телеге.
По ресурсу. Производитель намекает что при уменьшении нагрузки на турбины их ресурс значительно увеличивается. Написать про 50 часов риск, но даже без этого, турбина позволит многократный, не менее 3 раз ремонт с заменой подшипников. А это уже не так и мало. В любом случае свобода от общения с буксом того точно стоит.
Сейчас я летаю в Альпах. Аэродром не работает, букс в ангаре. Но я спокойно запускаю свой ванкель на ASG 32 Mi в 5.45 утра. И взлетаю за 30 минут до рассвета, чтобы встретить солнце в воздухе, купаясь в атмосферных волнах. Это - Свобода. Которая хоть и стоит дорого, но точно того стоит. Ибо сейчас я - работаю, летая с учениками, а был бы без движка, сосал бы лапу.
Все вопросы по цене - сделайте дешевле. Бог в помощь. Моя позиция - планер это однозначно дорого, если безопасно. Другой путь есть - это культура совместного владения техникой, такая как в в той же Франции, где в клубе можно взять в аренду планер за 15-20 евро в час и заплатив еще 30 за букс счастливо отлетать день. Встречаются варианты где тоже самое можно делать весь год с небольшим совместным трудом и за вполне посильный годовой взнос в оду местную минимальную зарплату (1500 евро). Почему так нельзя в РФ за местную минимальную ЗП - вопросы не ко мне а к вашим самым мудрым и честным в мире правителям.
Я - не альтруист. Все вопросы по "а давайте сделаем так же хорошо, только в три раза дешевле" - еще раз - делайте. Технология не секретная и доступна.
По поводу планов на планер, его производит и будет производить Авиастроитель. Технология отработана.
По поводу планов с турбинами.
Мы запустили проект 1/1000 Мечты. У самого именитого и старейшего производителя планеров фирмы Шляйхер заказана новая модификация известного планера ASK 21. Планер производится с 1978 года, выпущено более 1000 шт. Этот композитный планер заслужено считается одним из самых безопасных для обучения и пилотажа. Новая модификация ASK 21b производится с 2018 года с пожеланиями от заказчиков "ничего не менять" Улучшили мелочи с эргономикой кабины, автоматической стыковкой управления, увеличили элероны для щпилотажников.
На этот планер мы поставим две турбины с тягой в 55 кг или 4 с тягой 30 кг. Задача - самовзлетность планера, с минимальной прибавкой в весе, чтобы сохранить возможность выполнения высшего пилотажа и обучению одному.
Такой планер будет прекрасен для всевозможных шоу и авиационных праздников.
Благодаря участникам проекта 1/1000 мечты мы ставим на планер комплект для возможности полетов людей с ограниченными возможностями (полностью ручное управление). Он будет дарить радость людям, для которых возможность пилотировать планер была малосбыточной мечтой.
Участники же 1/1000 позажигают на лихом пилотаже или потратят часть принадлежащего им ресурса планера на собственное обучение.
В любом случае - мы продолжаем.
И если из-за бюрократических нюансов не получится летать в РФ.
Будем летать на этом планере в Альпах.
Еще один интересный проект - Литовский планер мини LAK 17 b FES/JET. Он уже летает, это гибрид у которого есть и электромотор и турбина. Сделали для Африки, чтобы безопасно летать на рекорды. В крыле 70 литра керосина, которые дают возможность безопасно вернуться на аэродром с красивейшей пустыни мира Калахари.
Да пребудет с нами подъемная сила!
Будем работать и летать!