Прочел все 8 страниц. Слегка офигел. 🙂. Вроде бы и Украина, вроде бы и правила JAA применяют, зоны там G, опять же..
А можно изложить все проще? Без образцов карт и составления штурманского расчета (вещь полезная, но из 10 человек 9.5 пользует GPS), 0.5 приходится на мазохистов и курсантов.
По Украине не летал. Но мне кажется, что в теме есть некоторые перегибы. Я вот лично запутался. Давайте разбросаем все чуть. Например - Европа, РФ, Украина.
Цель - из точки А в точку В. Правила полета - визуальные, дневные. Высота полета - 1000 футов, или 400 метров. Задумано, по крайней мере.
В наличии - карты для VFR(ПВП), AIP, доступ к метео, NOTAM, METAR, ответчик на борту.
Упрощенно, схематично, без совсем уж деталей.
1. Европа.
Проводим линию из А в В на карте. Смотрим, чтобы эта линия не пересекала контрольные зоны контролируемых аэродромов. При необходимости - корректируем путь соотвествующим образом. В зависимости от страны подаем за 10 минут до вылета флайт-план. Или вообще не подаем. Тут - читать AIP для данного аэродрома и страны. Если взлетаем из контролируемого аэродрома - подаем в любом случае. Во флайт-плане указываем аэродром вылета - прилета - запасной (и все, ничего более), endurance - т.е. то время, которое вы способны на своем борту продержаться в воздухе с точностью до получаса. Ну до минут 10. Прочие отметки тоже заполняем - наличие оборудования, типа ответчика, спасательное оборудование. Никаких промежуточных пунктов не даем. Тем более - времени пересечения.
Требуется подтверждение (иногда). На всю Европу можно заполянть флайт-планы через интернет. Там же и данные получить (брифинг по NOTAM, METAR). Можно по факсу. Можно по телефону. Можно по рации (в некоторых случаях).
Забираемся в ВС, по рации просим открыть флайт-план. Взлетаем. Видим, что для удобства хочется пройти через контролируемую зону аэродрома. На удалении миль 5-10 до зоны на частоте аэродрома (TOWER) запрашиваем условия прохождения. На карте есть точки входа и выхода. А также высоты в контрольной зоне. Высота полета вне контролируемой зоны - любая, на ваше усмотрение и по местным правилам. Обычно от 500 футов и до 5-7 тысяч без проблем. На карте указаны, в конце концов. Получаем сквок (код для ответчика) и условия прохода. Ну, могут поморочить голову, дать другое направление, другие точки, попросить повисеть в hold межу полосами (если трафик приличный). Могут просто послать подальше. В целом - можно быстро проскочить, можно с геммороем. Как повезет. Соотношение - 1 к 1. Учитывается, что облететь какой-нибудь аэропорт - 10 минут вокруг, пересечь - 5-6 минут. 5 минут hold - и шансы выровнялись. Чего туда лезть - непонятно. Но можно и сложного ничего в этом нет.
Посылают чаще всего идиотов, которые хотят пролететь через большой аэропорт вроде Франкфурта-Интернешнл, непременно с touch-and-go на полосе или просто, "позырить". В некоторых аэропортах нужно заказывать "слот" - выделенное время для вашей посадки - чтобы не нарушать график аэропорта. Но такое бывает только либо в ОЧЕНЬ крупном аэропорту, либо в каком-нибудь выставочном аэропорту, куда слетелись со всей Европы, а дисп тихо офигевает от количества мельтешащих ВС. Обычно более чем достаточно флайт-плана.
Если на пути военный аэродром - та же процедура. Отличия только в том, что придется давать время входа и выхода (расчетное) из зоны. И по давлению там еще мелочи разные. Если на пути НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ аэродром - при проходе через (мимо рядом) - выйти на частоту и обозначить себя на всякий случай, опять же послушав, что творится на кругу. Далее все визуально. Видишь борт - отворачиваешь.
Прижало погодой - смотришь ближайший аэродром (неконтролируемый), или летишь на тот, который указал в качестве запасного. Без проблем. Чтобы прижало настолько, что срочно пришлось бы искать место для посадки - это либо метео совсем никто не смотрел, или ситуация, которая случается исключительно редко. Помним, что летаем мы по ПВП (VFR). Все. Если подавали флайт-план - закрыть надо. По рации. По телефону, по сети, по факсу. При этом не сильно важно, где вы оказались в результате - собирались в Мюнхен, а попали в Берлин - ну и ладно.
Планировать заправки - либо в AIP указано, либо просто позвонить и спросить. Везде сумеют ответить по-английски. Кроме, пожалуй, Франции и бывшей ГДР. И то, не всегда.
Для Европы ответчик должен быть обычный, только для Германии требуют Mode S. Это когда он выдает не только курс, высоту, но и номер борта (позывной), прочие данные (вроде фамилии КВС). Планируют ввести по всей Европе, но это тема отдельная.
Оплата за топливо, стоянку, подача флайт-плана - в одном месте (или за заправку отдельно). В крупных аэропортах обычно есть отдельное здание - general aviation. Там все - от бизнес-джетов, до ультралайтов. Цена - фиксирована. Размеры - от бесплатно до 95 евро (Фаро, Португалия). Дороже ничего не встречал. Даже в Куршевеле зимой за все-все - 59 евро (прилет, вылет, стоянка за сутки). За ночные посадки (визуальные) могут содрать чуть дороже. Обычно - 10-20 евро за все, включая транспорт от стоянки до здания аэропорта.
Ночные визуальные полеты. Если аэропорт не круглосуточный, то за его "открытие" на ночь придется заплатить. От 50 до 400 евро. И договориться придется заранее. Если аэропорт сертифицирован.
Все.
2. РФ.
Проводим линию из А в В. Далее смотрим, по каким МВЛ (КЛ) нам можно лететь приблизительно туда, куда надо. Если КЛ нанесены сплошной линией и не односторонние (либо в нужную сторону)- пользуем их, если пунктиром (значит "по согласованию"), то либо избегаем, либо отдельно получем разрешение из УГАН (обычно это делает тот, кто подает заявку - по договоренности или по договору). За сутки (срочный план сильно усложнили с 1 апреля) подаем заявку. В ней время, КЛ с номерами, ПОДы. Сойти с МВЛ для прохождения зоны аэродрома - нельзя, да и зачем? Некоторые ПОДы - КТА аэродромов (например - Новгород Великий). Перед вылетом подтверждаем вылет, узнаем, что нет "режима". Показываем штурманский расчет, берем метео, проходим за 2 часа медицину. В ПДСП, АДП, метео, штурманская.. Взлетаем. Докладываем расчетное время ПОД, переходим с частот МДП на МДП (дисп подскажет), высоту по давлению дают диспы. Можно запросить свою высоту , можно обойти грозу, облачность, фронт. Можно уйти на запасной, можно сделать вид, что ушел на запасной (до заката осталось 22 минуты, а вам лететь 23 минуты, а до запасного - 12 минут). Если связи нет (ретранслятор далеко) - либо "ползем" повыше, либо ищем высотника (борт, который на той же частоте, но повыше вас), либо просто дисп, понимая, что ВСЕ ПОД он проконтролировать не сможет, да и лень ему - сразу просит время выхода из зоны или время прохода ПОД, где он вас ТОЧНО должен слышать. Летите. Приземляетесь. Перед входом в контрольную зону НЕЗНАКОМОГО аэродрома смотрите AIP (даже в сети есть копия для всей РФ, включая площадки РОСТО- ДОСААФ), если AIP смотреть лень, хотя бы на GPS надо посмотреть или еще где. При входе дисп скажет рабочий круг и полосу. Надо понимать, КАКАЯ схема захода. Можно спросить в эфире, т.к. для 80% крупных аэродромов в РФ ВИЗУАЛЬНОЙ схемы захода просто нет. И все летают исключительно по схеме ППП. Высоту круга дадут при подлете.
При движении группой дадут вертикальное эшелонирование. В заявке указывается кол-во бортов и позывные. Радиообмен может вести один. Перед посадкой дадут дистанцию.
Что нельзя - лететь на военный аэродром (РОСТО, МО) без ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО согласования с МО (звонок начлету аэродрома) минимум за СУТКИ перед вылетом. Потому как ГА даст разрешение, а МО - не даст. И на аэродром вас не ПУСТЯТ только по причине того, что вас нет в плане.
Оплата - в ПДСП (АДП) возьмут деньги за посадку, стоянку, заправку, обслуживание, мойку, колодки... В среднем - от 500 до 3000 рублей. Заправка - отдельно. Канистры проходят даже в Пулково.
Гемморой для частных пилотов - метео и аэронавигация НАЛИЧКУ чаще всего не берет. Особенно в небольших, далеких, но ГОРДЫХ аэродромах. Т.е .наготове должны быть ВАШИ реквизиты в стиле "Частный пилот Пупкин Василий Леопольдович, ИНН №, счет в Банке .... №.... , ................ , адрес - 12345, дер. Гадюкино, ул. Ленина, д.1, налево, стучать три раза..". Если их нет - записываете факс и присылаете их через день-два. Обычно верят. Время выставления счета по почте - до 3 месяцев. Цена за аэронавигацию - рублей по 60-100 за 1 МДП (местный диспетчерский пункт), цена за метео - от 500 до 2500 рублей). Если местный аэродром (МДП) не работает (например, он локальный, рейсы - раз в неделю, а вам надо сегодня), то выставят отдельно счет за "работу" - например, Соловки за обслуживание в течение 1 дня (20 минут на связи с утра и 20 минут на связи после обеда" - 16300 рублей (цены апреля 2009) (т.е. 500 долларов). При том, что даже приземления не было, просто пролетал мимо.
3. Украина.
Прошу написать в простом стиле 🙂
По поводу ФПЛ - все понял, больше не буду 🙂.