И вот все ближе к апофеозу, тот день особенно был щедр на воздушные потоки, ветер, вихри. Но я знал, что АЖ это такой ЛА, какой не сравнить с парапланом, дельтой и даже с легким самолетом. Летая еще на Аэропракте 22, я чувствовал себя даже в более легких метеоусловиях, как пакет или кусочек бумаги во власти ветра. Он чуть ли не машет крыльями когда его швыряет, то вниз, то сразу вверх, или из стороны в сторону. В альтернативу полетам на легком самолете, я приведу пример полетов зимой с Сашей, тогда ветер был порывистый и явно не менее 16, а быть может и больше. Тогда Саша еще сказал, вот видишь в таких условиях не только легкие самолеты, даже Робинсон сочтет такую погоду нелетной, а мы отлетали! АЖ нивелирует влияние воздушной среды, гораздо лучше чем самолет, и это понятно, ведь почти при одинаковой воздушной скорости ЛА, воздушная скорость несущей поверхности автожира (лопасть) «летит» на порядок выше по скорости, а значит и возмущения на порядок меньше воспринимаются аппаратом. Но это не значит, что они исчезают совсем!
Я к тому времени налетав уже два дня, по насыщенной программе, все же чуть поосторожничал, испугавшись такого расклада по ветру. Но подождав некоторое время, все же, решил не сдаваться и идти дальше. Совершив несколько полетов, без каких либо проблем, я в очередной раз отрабатывая «конвейер» (экономил на раскрутке, пока ротор разогнан, поднимался вновь), следуя вслед за ветром, целясь ему в «лицо» при взлетах и посадках. Подошло время перевести дух, и прямо на поле, не выходя из кабины, я решил отдохнуть 5мин., после серии полетов. По «ниточке» на обтекателе увидел, что ветер опять изменился, и «предложил» мне «бежать» в другом направлении, но в этот раз после серии полетов по конвейеру АЖ стоял не в начале полосы, а значительно дальше, даже за середину ее. Раскрутившись, я начал разбег, но в этом направлении в поле были достаточные по величине кочки, и ямки (это была не изведанная часть поля). Сразу же на первых метрах разгона меня начало подбрасывать в воздух, но т.к. ротор не имел полетных оборотов, я боролся с этими стремлениями ЛА взмыть. По этой же причине процесс раскрутки удлинился как по времени, так и по расстоянию, что привело меня к концу поля. Все, это точка не возврата, дальше нельзя (иначе уже не будет времени на вынужденную например), в тот же момент, все параметры сошлись на разрешении взлета (ротор 290, скорость 65-70). Я достаточно четко начал набирать высоту, но делал это с малым углом возвышения, чтоб больше набрать скорости (разогнаться в воздухе). Высота была 8-10м., я почувствовал, что реакция на органы управления АЖ не такая как обычно (я уже привык к нему и стал чувствовать его «настроение»). Впереди была опушка леса, а за ней крутой овраг, именно от туда дул, набирая силу, но меняя направление, как бы мотая «хвостом», ветер. Расстояние до них (оврага и краюхи леса) было метров 400, и они находились на уклоне поля, с которого я взлетел.
Я почувствовал, и увидел по вариометру, что не смотря на то что мои стремления были к плавному набору высоты и скорости, она была в этот момент 75-77, вариометр не показывал набора, а наоборот стал резко падать (я смотрел на приборы почти постоянно, и только периферийным зрением ориентировался в пространстве). Понятно, что я в нисходящем потоке! Решил не углубляться в него (в воздушный поток), пока еще есть высота 10-12м., а уйти левым поворотом (там еще прецессия помогает держать нос). РУД выдвинул до упора вперед, ручка на себя, старался под встречный ветер больше разогнать ротор. Но как будто кто то рукой, меня буквально вдавливал вниз. Верт. скорость увеличилась до 3, и к сожалению не вверх! Сел грубо, вертикально. От того, что ДВС подпрыгнул на подушках и мот. раме, а так же как доска прыгуна в воду, отыграла балка хвоста, М.винт краешком чиркнул по верхним раскосам хвоста. Ротор при приземлении я выровнял и он не задел ни за что, хотя и резко поменял свой конус вращения.
На этом мои полеты завершились, впереди был ремонт МВ (который Наиль, сделал за 3дня, выручил, спасибо!). Тщательный осмотр АЖ и подготовка его к следующим полетам.
Главный вывод тогда я сделал из этого, что не стоит, во чтобы-то ни-стало, взлетать, надо было остановиться, и начать полет с нужного места. А то место, где я жестко сел, тогда, со слов местных летчиков, - гиблое. Там, оказывается, попадали в нисходящий поток, и гибли не только парапланщики и дельталетчики, но и планеристы и даже самолет шмякнулся! Кто-то из летчиков мне сказал, что вот видишь, небо тебя не отторгло, приняло. Давай не плошай, работай внимательно! (Вот видите, хоть еще одну тему поднимать, про определение летных и погодных условий, а так же учет воздушного пространства видя на перед, и учитывая перемещение воздушных масс).
Вот я уже и подошел вплотную к тому моменту, когда произошла следующая авария, и на этот раз, приведшая к серьезной поломке АЖ.