Всем доброго дня или вечера!
Предлагаю всем летающим и начинающим вернуться назад, еще немного дальше…
Давайте вспомним – как каждый для себя решал вопрос – зачем и как я буду учиться летать? (в данном случае не важно - о каком виде СЛА идет речь)
Парадокс сегодняшнего дня заключается отчасти в том, что имея уже массу литературы (ну, может не столько много по автожирам), интернет-ресурсов, отработанных методик обучения и освоения летного дела, и летного мастерства, - начинающие с «0» романтики нашего общего ДЕЛА достаточно легкомысленно относятся к изучению теории, а некоторые относятся ко всему, как к одному из своих многочисленных легко доступных развлечений…
Конечно, очень приятно, что иногда летным делом можно овладеть буквально за месяц!
Тогда получается, что самую большую ответственность несут инструкторы, которые должны более жестко, а иногда даже и жестоко «вбивать» в голову курсанта некоторые «золотые правила» при пошаговом освоении летного дела. Тогда – все гораздо проще – не освоив, например, 2-й шаг, никак нельзя приступать к 3-му, не говоря уже о 4-м шаге (…и это в лучшем случае…)
Во время своих учебных полетов в 2005-м году с многоуважаемым и опытнейшим, ныне, к сожалению, покойным – Петром Грушиным, он как-то сказал, что даже уже после своих первых пробных полетов с некоторыми курсантами, учитывая их координацию и реакцию… он бы их вообще к авиации не допускал… (!?)
Занимаясь 17-й год обучением полетам на парапланах, парамоторах, паралетах, тандемах, к сожалению, должен отметить снижение уровня теоретической подготовки…
К тому же, эту ситуацию в этом виде СЛА еще и усугубил тот факт, что с 4 февраля 2012 года в ФАП-ах прописано, что аппараты сухим весом - до 115 кг не требуют – ни сертификации, ни регистрации, ни пилотских документов…
С одной стороны – это очень радует, что рухнуло множество чиновничье-бюрократических барьеров, и теперь огромная масса нелегалов влились в ряды законопослушных граждан, бороздящих достаточно большие российские просторы зоны «G», но «палка», как всегда (что касается обучения и поддержания соответствующего технического состояния техники) – о двух концах…
К сожалению, сейчас редко увидишь такое отношение к учебе, как, например, это было в мое время, когда учебников еще и не было. Первый год полетов я просто вел дневник, в котором отмечал все свои полеты за день. Отмечал и анализировал все ошибки и свои успехи. Так, под таким своим микроскопом за первый год у меня зафиксировано только на горках в Крылатском (я тогда еще в Москве жил и работал) – 1 200 полетов (!) А это, пардон, - 1200 стартов и 1200 посадок с анализом, выводами и работой над ошибками…
Вот и получается, что сейчас (уже возвращаюсь к нашим автожирам) ну никак нельзя игнорировать РЛЭ и РТО. Вплоть до сдачи зачетов по основным разделам РЛЭ!
Но, к сожалению, здесь парадоксы тоже не заканчиваются… И подтверждение тому, как мне кажется, – Володин случай с «Казачком» ( … потому что хотел взлететь по инструкции…). Да потому, что ни в одном РЛЭ не написано – 1\3, 2\3, 20%, 60% и т.д., НО… - ребята, - надо ВОЗДУХ чувствовать спинным мозгом… все взаимосвязи – массу, инерцию, скорость, обороты, реактивные силы, минимальные взлетные характеристики, динамику и эволюцию всех процессов, и это при соответствующей реакции и анализе всего происходящего…
А вот теперь можно и резюмировать. Например, когда к нам в «Саянский аэроклуб» приходят новенькие, мы их убеждаем – если можешь не летать, лучше не летай… Ну, а если действительно не можешь не летать, тогда, как говорится, - кто не спрятался – мы не виноваты…
Заканчиваю на грустной ноте. Володя, ЛП, все-таки произошло и оно подтвердило общую статистику ЧП – все, что происходит, как правило – на старте или на посадке, и, как правило – по вине пилотов…
Лично я считаю, что если бы был уверенный навык разбега с приподнятым колесом и акцент был сделан сначала на взлетную скорость – все бы получилось…
ВЫВОД – только один – учиться, до автоматизма отрабатывая каждый шаг…
PS: немцы может и правы, когда «отпилили» заднее колесо у своих аппаратов…
С уважением, Алекс