Техника пилотирования автожира: теория и практика

@ skyhumm999, а скажите, тот кто Вас обучал, сказал каким образом контролировать положение
yunusov999 сказал(а):
держания
носового шасси на высоте примерно 10 – 15 см над полосой
?
 
yunusov999 сказал(а):
Lev_D сказал(а):
Я конечно не знаю как можно описать ходьбу канатоходца
Например, РЛЭ  Калидуса

[ch61656] При поднятии носа, слегка отпустить рычаг управления для держания
носового шасси на высоте примерно 10 – 15 см над полосой
[ch61656] Держать это положение для наращивания скорости до подъёма автожира
Вот это та-же рекомендация "отдать ручку "после отрыва носового колеса , она в РЛЭ Казачка пропущена , возможно Юра этот момент счел как "сомо-собой разумеющаяся норма " т.е. по умолчанию "отдать ручку" - снизить сопротивление -помочь апарату набрать взлетную скорость , а ротору взлетные обороты .
 
maverick07 сказал(а):
а скажите, тот кто Вас обучал, сказал каким образом контролировать положение
Обучающий-инструктор, он же конструктор и написал РЛЭ для Казачка.
Мое обучение
1 час ознакомительный полет (я пассажир)
2 час полет по прямой
3 час полет по прямой, большие восьмерки
4 час полет по прямой, большие и маленькие восьмерки, полет  "по- тропинке"
5 час Тоже самое плюс заход на посадку, посадка с помощью инструктора, проход над полосой.
Могу не значительно ошибиться
 
Хм-м, интересно как...Всю историю авиации, тангаж на взлёте контролировали по проекции линии естественного горизонта на остекление фонаря кабины, привязывая эту линию к элементам арматуры кабины. Т.е. для того, чтобы запомнить это положение, нужно на земле в состоянии покоя "задрать нос" АЖ  до вывешивания переднего колеса на эти 10-15см и, сидя на рабочем месте, запомнить где проходит эта линия горизонта по фонарю: через третью заклёпку-ли, на 3-4 см выше обреза приборной доски-ли...а можно прямо маркером на стекле поставить точку 🙂
 
Для опытного пилота автожиров это
Orca сказал(а):
"сомо-собой разумеющаяся норма "
  🙂
Для начинающих, да хоть и не для начинающих, РЛЭ - документ, который следует изучить и исполнять. Я в авиации новичок, может не все понимаю
 
Парни,Вы хоть подеритесь но , то что написано в кратце  в РЛЭ  и про Казачек и про Калидус не тот не другой при определенных условиях безопасно не взлетит.
В самом начале обсуждения того, что было выложено на видео по Казачку ,мной был задан вопрос,что хотел сделать пилот?
Ответа не последовало.Если это тренировка самостоятельных пробежек то процитируйте любое РЛЭ.....У каждой машины есть техническое описание,но сколько не читай как давить на педали и переключать передачи, безопасно не будешь двигаться по оживленной дороге.
Если это была попытка взлета ,то ответьте на простой вопрос , какие обороты двигателя были в момент окончания раскрутки. Если Вы этого не знаете ,значит Вы этого НЕ ВИДИТЕ по причине туннельного зрения.Это нормальное состояние здорового организма,но это говорит о том ,Что данному пилоту думать о самостоятельной посадке еще рано.Ему необходимо отрабатывать взлет с инструктором,дабы появились признаки пространственной ориентировки.
Ветерок поддунул слегонца не поплану ,а мы ручку держим на одну треть по написанному и ...
Если Вы не можете держать равновесие , чтобы уверенно ехать на двухколесном велосипеде ,то покупка какого велосипеда с какой инструкцией поможет Вам сразу уверенно поехать?
Казачек как и Калидус, очень хорошие автожиры. Поучитесь летать с грамотным инструктором- это самый быстрый и дешевый вариант научиться летать безаварийно.
Удачи  🙂
 
Основная ошибка - лишнего взял на себя ручку, хоть и не до пуза, но с моим весом надо было отдать больше, как рекомендуют "вывесить переднее колесо".

По Хавку - из наблюдений - нельзя рвать ручку на себя, не набрав приличной горизонтальной скорости. При отсутствии скорости на взлёте в определённый момент создаётся опасная неустойчивая ситуация, когда ротор ещё не стабилизирует достаточно, а колёса уже не "держат за землю". Раскрученный ротор на скорости даёт стабилизацию, "держит аппарат за воздух", оставляя возможность управлять движением, несмотря на виляния и ошибки, и оторваться от земли. Потому и прижимает Володя к земле аппарат, отдавая ручку от себя, пока не наберёт безопасную для взлёта скорость.
Ну а в воздухе, даже покачавшись, аппарат можно выровнять и продолжить полёт  🙂

Другое дело, был бы избыток тяги, - тогда можно и под 45 градусов с места стартовать с достаточно раскрученным ротором 🙂
Иными словами, не стоит пытаться отрываться от земли при недостаточной подъёмной силе или без избытка тяги.
 
Всем доброго дня или вечера!
     Предлагаю всем летающим и начинающим вернуться назад, еще немного дальше…
Давайте вспомним – как каждый для себя решал вопрос – зачем и как я буду учиться летать?  (в данном случае не важно - о каком виде СЛА идет речь)
     Парадокс сегодняшнего дня заключается отчасти в том, что имея уже массу литературы (ну, может не столько много по автожирам), интернет-ресурсов, отработанных методик обучения и освоения летного дела, и летного мастерства, - начинающие с «0» романтики нашего общего ДЕЛА достаточно легкомысленно относятся к изучению теории, а некоторые относятся ко всему, как к одному из своих многочисленных легко доступных развлечений…
    Конечно, очень приятно, что иногда летным делом можно овладеть буквально за месяц!
    Тогда получается, что самую большую ответственность несут инструкторы, которые должны более жестко, а иногда даже и жестоко «вбивать» в голову курсанта некоторые «золотые правила» при пошаговом освоении летного дела. Тогда – все гораздо проще – не освоив, например, 2-й шаг, никак нельзя приступать к 3-му, не говоря уже о 4-м шаге (…и это в лучшем случае…)
     Во время своих учебных полетов в 2005-м году с многоуважаемым и опытнейшим, ныне, к сожалению, покойным – Петром Грушиным, он как-то сказал, что даже уже после своих первых пробных полетов с некоторыми курсантами, учитывая их координацию и реакцию… он бы их вообще к авиации не допускал… (!?)
     Занимаясь 17-й год обучением полетам на парапланах, парамоторах, паралетах, тандемах, к сожалению, должен отметить снижение уровня теоретической подготовки…
К тому же, эту ситуацию в этом виде СЛА еще и усугубил тот факт, что с 4 февраля 2012 года в ФАП-ах  прописано, что аппараты сухим весом - до 115 кг не требуют – ни сертификации, ни регистрации, ни пилотских документов…
     С одной стороны – это очень радует, что рухнуло множество чиновничье-бюрократических барьеров, и теперь огромная масса нелегалов влились в ряды законопослушных граждан, бороздящих достаточно большие российские просторы зоны «G», но «палка», как всегда (что касается обучения и поддержания соответствующего технического состояния техники) – о двух концах…
     К сожалению, сейчас редко увидишь такое отношение к учебе, как, например, это было в мое время, когда учебников еще и не было. Первый год полетов я просто вел дневник, в котором отмечал все свои полеты за день. Отмечал и анализировал все ошибки и свои успехи. Так, под таким своим микроскопом за первый год у меня зафиксировано только на горках в Крылатском (я тогда еще в Москве жил и работал) – 1 200 полетов (!) А это, пардон, - 1200 стартов и 1200 посадок с анализом, выводами и работой над ошибками…
     Вот и получается, что сейчас (уже возвращаюсь к нашим автожирам) ну никак нельзя игнорировать РЛЭ и  РТО. Вплоть до сдачи зачетов по основным разделам РЛЭ!
     Но, к сожалению, здесь парадоксы тоже не заканчиваются… И подтверждение тому, как мне кажется, – Володин случай с «Казачком» ( … потому что хотел взлететь по инструкции…).  Да потому, что ни в одном РЛЭ не написано – 1\3, 2\3, 20%, 60% и т.д., НО… - ребята, - надо ВОЗДУХ чувствовать спинным мозгом… все взаимосвязи – массу, инерцию, скорость, обороты, реактивные силы, минимальные взлетные характеристики, динамику и эволюцию всех процессов, и это при соответствующей реакции и анализе всего происходящего…
     А вот теперь можно и резюмировать. Например, когда к нам в «Саянский аэроклуб» приходят новенькие, мы их убеждаем – если можешь не летать, лучше не летай… Ну, а если действительно не можешь не летать, тогда, как говорится, - кто не спрятался – мы не виноваты…
     Заканчиваю на грустной ноте. Володя, ЛП, все-таки произошло и оно подтвердило общую статистику ЧП – все, что происходит, как правило – на старте или на посадке, и, как правило – по вине пилотов…
     Лично я считаю, что если бы был уверенный навык разбега с приподнятым колесом и акцент был сделан сначала на взлетную скорость – все бы получилось…
    ВЫВОД – только один – учиться, до автоматизма отрабатывая каждый шаг…

PS:  немцы может и правы, когда «отпилили» заднее колесо у своих аппаратов…

С уважением, Алекс
 
А у Вас требуются какие либо настройки при полетах без пассажира?
Нет. Но дополнить такой опцией всегда возможно. Лично я принципиальной разницы, в управлении, не чувствую. Разве что немного тянет ручку вправо, поскольку пилот, у меня на аппарате, сидит справа. А центровка, меняется в переделах двух градусов.
 
Лично я считаю, что если бы был уверенный навык разбега с приподнятым колесом и акцент был сделан сначала на взлетную скорость – все бы получилось…
ВЫВОД – только один – учиться, до автоматизма отрабатывая каждый шаг…
100% Вы правы.
Я три месяца отрабатывал балансирное движение,пока не почуствовал что контролирую АЖ полностью и мои действия осознанные, и преднамеренные. Сейчас делаю следующий ШАГ - подлеты, пролеты над полосой. И вот уже сейчас (на данный момент), эти упражнения мне становятся не интересны, т.к. почуствовал что и вданном упражнении чуствую АЖ и управляю им с разным направлением ветра.  Думаю настал следующий ШАГ -этап отвыва и пролет блинчиком по "коробочке", с проходами над полосой и заходом по низкой глисаде на  посадку.
 
По Хавку - из наблюдений - нельзя рвать ручку на себя, не набрав приличной горизонтальной скорости.
По Казачку - из РЛЭ -
"По мере роста оборотов ротора ручку ППУ плавно перевести в положение «на себя» до упора после 140 об/мин. и продолжайте раскрутку.
Раскрутку ротора следует прекратить при достижении оборотов ротора          170 - 180       об/мин, быстро переведя рычаг раскрутки в положение «выключено».
Для выполнения взлета:
- увеличив обороты двигателя начинайте разбег
- с ростом оборотов ротора увеличивайте скорость разбега.При достижении 245-260об/мин ротора и достижении скорости разбега 50-60 км/час происходит отрыв, РУД находится в положении «полный газ», а ручка ППУ в положении [ch8531] хода «на себя» от нейтрали"
Как набрать приличную скорость и достичь необходимых оборотов ротора если ручка ППУ, согласно РЛЭ, плавно переведена после 140 об/мин в положение "на себя" до упора?
Думаю, Вадим бы смог 

Тогда когда мы облетывали мой ворон с Вадимом Александровым, то тоже был такой эффект крен и заваливание на бок на левый. Тогда мы 3 дня бегали и только опыт Вадима не позволил завалиться.
Вадим уже тренировался  🙂 Не честно  🙂
 
Невозможно следовать инструкции везде и всегда! Надо в первую очередь, видеть положение аппарата и, всегда, исправлять возникшие ошибки или неровности полосы, погоды, наконец. Нет никогда идеальных условий. А РЛЭ, как правило пишутся для них, и то, просто так положено. Только по одной РЛЭ - научиться летать нельзя. Всегда есть вводные, которые должен показать инструктор.
 
Конечно, РЛЭ это же не методическое описание обучения пилотированию, а описание параметров ЛА в различных режимах (справочные данные).
 
Уважаемые, РЛЭ это руководство по летной эксплуатации данного ЛА , а не методика по обучению. И мне интересны процедуры по RAF. 2000 , а не как держаться за ручку. Так может кто- внятно ответить - существует хоть какой- то документ нпоминающий РЛЭ ?
 

Вложения

  • Bezymjannyj_900.png
    Bezymjannyj_900.png
    5,9 КБ · Просмотры: 196
Невозможно следовать инструкции везде и всегда! Надо в первую очередь, видеть положение аппарата и, всегда, исправлять возникшие ошибки или неровности полосы, погоды, наконец. Нет никогда идеальных условий. А РЛЭ, как правило пишутся для них, и то, просто так положено. Только по одной РЛЭ - научиться летать нельзя. Всегда есть вводные, которые должен показать инструктор.
Позвольте с Вами не согласиться
ГОСТ РЛЭ.
1. Общие требования.
1.1 РЛЭ, как составная часть эксплуатационной документации, является основным техническим документом, определяющим для самолета (вертолета) данного типа:
      правила летной эксплуатации;
      методику и технику выполнения полета;
      особенности пилотирования.
1.2 РЛЭ должно содержать все инструктивные и информационные материалы, обеспечивающие экипажу возможность безопасной и эффективной эксплуатации конкретного  типа самолете (вертолета) без привлечения каких-либо дополнительных технических документов, относящихся к летной эксплуатации
2.1.5 В разделе "Выполнение полета" излагают методы, режимы и особенности техники пилотирования самолета (вертолета) в различных эксплуатационных условиях, включая условия, признанные при сертификации усложненными для данного типа самолета (вертолета)....
3.1.2. Последовательность изложения материалов должно быть исчерпывающим по содержанию, четким и по возможности кратким, исключающим неоднозначное или ошибочное понимание их экипажем
 
( … потому что хотел взлететь по инструкции…).  Да потому, что ни в одном РЛЭ не написано – 1\3, 2\3, 20%, 60% и т.д., НО… - ребята, - надо ВОЗДУХ чувствовать спинным мозгом…
В РЛЭ автожира Казачок написано
        "По мере роста оборотов ротора ручку ППУ плавно перевести в положение «на себя» до упора после 140 об/мин. и продолжайте раскрутку. Раскрутку ротора следует прекратить при достижении оборотов ротора          170 - 180       об/мин, быстро переведя рычаг раскрутки в положение «выключено».
Для выполнения взлета:
- увеличив обороты двигателя начинайте разбег
- с ростом оборотов ротора увеличивайте скорость разбега. При достижении 245-260об/мин ротора и достижении скорости разбега 50-60 км/час происходит отрыв,..."
У меня при оборотах 210 ротора и скорости 30-40 км/час начинались " не обратимые процессы"  🙂
Летаю на парамоторе и дельталете. Воздух чувствую и спинным мозгом и .... другими частями тела 🙂
 
Владимир, привет.
Я своим ученикам (парапланеристам) перед тренировочными полетами и стартами всегда говорю - что бы ты не слышал от меня по рации, - все решения принимает сам пилот, исходя из реальной обстановки, а поднявшись в воздух - несет всю дальнейшую ответственность уже за все...
Если бы я отправлял тебя в полет (не сомневаясь в знаниях РЛЭ), я бы обязательно напутсвовал, - помни - летишь один, ротор не догружен, после набора оборотов ротора на месте сразу прикрой его и по ходу разбега добирай обороты плавно, основной акцент сделай на разбеге с приподнятым передним колесом и набором скорости, пусть скорость будет даже больше - в этом случае аппарат будет боле послушный, отрыв может произойти начиная с 210-230 оборотов ротора, ручкой на скорости действуй плавно (!)...

С уважением, Алекс
 
Как набрать приличную скорость и достичь необходимых оборотов ротора если ручка ППУ, согласно РЛЭ, плавно переведена после 140 об/мин в положение "на себя" до упора?

можно посмотреть на видео, как раскручивает ротор на взлёте и как набирает приличную скорость Володя - пилот Хавка  🙂
чуть раньше выкладывал

http://www.youtube.com/watch?v=HjWzatBzZ9A&feature=player_embedded

если я ошибаюсь, пусть опытные старожилы и Володя меня поправят, но на мой взгляд, на видео чётко видны 4 стадии:
- предварительная раскрутка на исполнительном, ротор  в горизонте, в зависимости от желания пилота - от 140 до 180 - 220 оборотов
- начало разбега, ротор максимально раскрыт, набор скорости и оборотов ротора
- при начале отрыва переднего колеса ротор немного  "прикрывается", прижимая аппарат к земле и способствуя стабилизации аппарата в пространстве и быстрому набору скорости, обороты при этом уже взлётные
- собственно отрыв и (правда недолгое) выдерживание горизонтального полёта, после чего идёт быстрый набор высоты

п.с. Юре Корнееву виднее, как это делать на его Казачке, он своё РЛЭ, думаю, писал как раз с опыта своих успешных полётов. Но на Хавке - так. Там и заднее колёсико в 5 см от земли   🙂
 
Назад
Вверх