Хорошо рассуждать о вкусе устриц, когда их пробовал. Посему потрачу немного букв, пытаясь донести пару истин.
1. Планер - это то что не только парит, но и летит. Даже АС 4 115, с обещаемым качеством под 30, очень посредственный планер. За счет низкой удельной нагрузки он неплохо парит, и способен использовать небольшие узкие потоки, но дальше, на переходах... Сама суть планеризма - веер принятия решений, это восхитительные небесные шахматы с их многовариантностью. Обрезание качества - кастрация идеи планеризма. Возможно на летающий сарай с качеством менее 20, найдется пару энтузиастов, ну попрыгают, ну попарят над полем, но дальше что? Любого адекватного человека подобные попрыгуньи лишь отвратят от идеи полетов на планере.
2. Дешевизна и доступность. Не нужно строить иллюзий. Планеризм по определению дорогой спорт. Способ его удешевления - клубы с долевым владением техникой. Но нормальной техникой, на которой можно нормально летать. Заинтересовать же массово людей попытками летать на налетающей технике - убить идею. Да, можно собрать что-то, и с риском для жизни поиспытывать, но... дорого это в сумме. Особенно если ценить время жизни и здоровье.
3. Лебедки. Если брать 115 как одноместный (АС4) - полно дешевых пассивных лебедок вполне способных затянуть подобный планер. Главное чтобы машина смогла под сотню по полю мчаться.
Парапланерные гидроактивки не все смогут, не хватит скорости.
Дешевые механические самоделки со стальными барабанами и тросом - верный путь в могилу. На взлете считаем возникающую при переходе в набор перегрузку от неизбежного торможения (в 1.4 раза) разогнанного троса, барабана и других вращающихся веселых деталей. Бланик выдержит. А 115 ???? Я бы не рискнул. Учить оператора "Волги" тоже. Надежный путь есть - гидравлика и отработанные на парапланеристах схемы, но это достаточно дорого.
4. Дорого и надежно. Дорого и красиво. Частые сочетания. Но они рабочие. Как то моя парапланерная лебедка выполнила 350 буксировок за день, во многом из-за того, что ее бюджет был около 35 К евро. Она бесперебойно работает, обеспечивая безопасные полеты. И это лучший способ популяризации.
Нет достаточно ресурсов - лучше выбрать парапланы, с их современными характеристиками это нечто фантастическое. 10 лет назад я поставил рекорд РФ слетав на 340 км за 9 часов 35 минут.
Параплан - это значительно безопаснее идеи в том виде что озвучена.
5. Чтобы было понятно - мой годовой планерный налет (ASG - 32 MI) за прошлый сезон составил 920 часов. 750 в Альпах, остальное в Южной Африке. Я повидал планерный мир и могу сказать лишь одно - планеризм сейчас занимает не очень большую нишу, куда приходит не так много людей. Некоторые попадают из парапланов и дельтапланов, в поисках новых возможностей, меньшее количество приходит сразу. Но шанс, что они останутся - лишь в яркой красоте этого спорта. Планер должен летать! Лично мне когда то отбили все желание ( в 1998) подходить к планерам два доля-ба, тягавших Бланик за старым москвичем, Они выпросили у меня восьмерку и дернули таки веревкой на 80 метров, чудом развернувшись на 180 градусов. Радовались долго. А через час я улетел в многочасовую прогулку по небу на параплане, искренне недоумевая зачем был нужен этот маразм.
6. Резюме - единственный реальный рабочий вариант в поле 115 это аналоги по качеству с АС4 115 после минимальной базы на Бланике. Пассивная лебедка напрямую на аэродроме или она же через блок на поле Возможна версия "малинки" с тянущимся синтетическим тросом. Но все это все равно достаточно опасно, ввиду того что буксировки будут в одноместном варианте, а при частых (неизбежных) обрывах троса под тягой, время до первого штопора у недостаточно подготовленных на двухместной машине пилотов, дело лишь статистики.
7. Нормальный рабочий путь - клубы коллективного владения как в Европе. С разумными годовыми взносами и возможной их частичной заменой на трудочасы.
Да, это не совсем дешево.
Но это реальность, позволяющая летать, а не мучатся.