Со сталью у меня вопросов нету. Я интересуюсь, как гнуть Д16Т
Давно не гнул дюралевые трубы. Конструктив моих тележек такой, что просто нет необходимости. Из старого моего опыта может пригодится такая информация:
- при подготовке трубы к процессу гиба, я всегда использовал песок (хороший песок без примесей – либо заводской, либо прямо с Волги – на берегу есть такой промытый). Один конец трубы глушишь деревянной пробкой. С другой стороны засыпаешь песок и начинаешь методично стучать заглушенной пробкой об бетон – уплотняешь песок. Удобно это делать на длинной трубе. (Лучше сначала согнуть трубу, а потом обрезать излишки). Чтобы песок не вылетал с другой стороны – можно заглушить времянкой на время уплотнения, закрывая верхнее отверстие трубы например пробкой из тряпки. По мере уплотнения нужно подсыпать песок. Стучать необходимо до момента, когда почувствуешь, что труба с песком становится единым целым – отскакивает от бетона, словно цельный пруток. После этого глушишь трубу второй деревянной пробкой.
Сам я маленькие радиусы не гнул – отдавал специалистам. По нормальной технологии – мы гнули трубы Д-16М, т.е. в незакаленном состоянии. После завершения процесса гиба, удаляешь пробки, высыпаешь песок и несёшь трубу на закалку.
Можно загнуть калёную трубу, закалив её ещё раз. После закалки, если всё сделано по настоящей технологии, труба будет достаточно мягкая примерно час. За это время нужно успеть набить её песком и загнуть. Примерно через час труба теряет мягкость и пластичность. Это очень хорошо было видно, когда мы профилировали мягкие трубы. При закалке они сильно деформировались, и приходилось их растягивать для выравнивания. Если происходил сбой, не успевали во время, то трубы уже невозможно было выровнять, они просто рвались. По информации специалистов – дюраль нельзя перекаливать больше двух раз, т.к. меняется структура металла.
Когда стоил первую свою «тачанку» в 1987 году, достал мягкую трубу 36[ch215]2, набил песком, отдал специалисту. Он зажал трубу в тисках и загнул все 4 гиба, ПРОГРЕВАЯ ГОРЕЛКОЙ, по проволочному шаблону. После этого трубу я не калил. В таком виде рамка сидушки прослужила весь срок эксплуатации до 2004 года, когда после отказа двигателя на АХР и аварийной посадки в лесопосадку, аппарат решили не восстанавливать и уволили по старости. К тому времени первоначальное название «Ураган» как-то незаметно ретранслировалось в «Старушку». Старушка много поработала. На ней многие научились летать. Эксплуатация – не с асфальта. Что удивительно – на более поздних аппаратах мы периодически меняли рамки сиденья, т.к. появлялись трещины в узлах крепления, а на «Старушке» таких проблем не было.
На обрезках труб (тоже мягкий дюраль) я пробовал провести эксперимент. Загнул их в тисках с нагревом паяльной лампой. Затем проверял прочность, нагружая трубу до проявления признаков остаточных деформаций. По прикидкам изгибающий момент в месте гиба остался приблизительно такой же, как на первоначальной мягкой трубе. Заметных изменений прочности не удалось обнаружить ни через день, ни через два, и, даже через месяц. Но года через два, когда мы переезжали, мне попалась такая труба, я взял динамометр, померил момент, и обнаружилось, что он подрос раза в полтора, но остался гораздо меньше результата полученного на калёной трубе такого же сечения.