Продолжение круглого стола по планерам или чем отличается МП Беркут от БРО-11

Я заинтригован - а планер БРО-11М это разве не управляемое ВС? пишите ещё пожалуйста.
Очень интересно, как Вы понимаете обучение в ЮПШ.

Изначально вопрос был - корректно ли такое сравнение. В том числе, учитывая и Вами приведенные таблицы.

Про формулировки - согласен не совсем верно сформулировал. БРО-11М, это тоже управляемое ВС.

Корректнее будет так - БРО-11М на лебедке или за машиной, и самостоятельный вылет на самолете это всё таки разные уровни навыка.
 
Можете перечислить, в чем разница в уровнях навыка? Поподробнее.

Какая-то дискуссия ради дискуссии получается.

Как я понимаю, в рамках ЮПШ отсутствует обучение следующим элементам:

Контроль направления в наборе высоты, когда высота выше 15 м.
Контроль скорости и параметров двигателя в наборе высоты.

Осмотрительность и ориентирование в воздухе.
Построение "коробочки" по углам визирования.

Выполнение координированных разворотов.
Выдерживание высоты при полёте по кругу.

Управление механизацией (если есть).

Выдерживание угла и направления на глиссаде.
Контроль скорости на глиссаде.
Контроль высоты начала выравнивания.

Тоже самое с боковым ветром.

Действия в случае отказа двигателя.
Действия с случае отказа указателя скорости.

Радиообмен.
 
Разбор по пунктам, применительно к ЮПШ:

Контроль направления в наборе высоты, когда высота выше 15 м - нет никакой разницы в контроле направления ниже и выше 15 м, хоть по земле бегай, принципы те же.
Контроль скорости и параметров двигателя в наборе высоты - двигателя нет и параметров нет, в наборе скорость не контролируют (разве что вертикальную) ибо буксир, на снижении - вполне есть такое понятие.
Осмотрительность и ориентирование в воздухе - осмотрительность присутствует, чтобы не сесть кому-нибудь на голову, т.е. смотрим за землей. За воздухом нет смысла, т.к. летательный аппарат в воздухе только один. Но (будете смеяться), у Домброва то же самое.
Построение "коробочки" по углам визирования - согласен.
Выполнение координированных разворотов - согласен.
Выдерживание высоты при полёте по кругу - согласен.
Управление механизацией - у Домброва нет, и у "брошечников" нет. Выбрасываем, а то могли бы еще какое-нибудь "управление вооружением" написать.
Выдерживание угла и направления на глиссаде, контроль скорости на глиссаде, контроль высоты начала выравнивания - это всё есть при планировании с 15 м, ну по крайней мере в той же степени, что и у Домброва. Мы же с "коршуном" сравниваем, а не с более серьезной техникой. Чего нет, а вы не написали - т.н. "расчет на посадку", с круга нужно попасть хотя бы приблизительно на полосу, даже если она очень длинная, а у "брошечников" такой проблемы нет, садимся где придется, т.е. понятие расчета отсутствует.
Тоже самое с боковым ветром - спорный вопрос, т.к. в очень многих ЮПШ летают с боковым ветром, либо по причине вытянутой площадки, либо "лень лебедку перекладывать". При желании, все эти навыки запросто можно получить, хотя руководящие документы против. Ну и ветер он же не строго постоянный, может в процессе полета измениться. Как минимум, тут равенство с Домбровым на 100%.
Действия в случае отказа двигателя - согласен, т.к. в ЮПШ отсутствует понятие "расчета на посадку", то и при "отказе двигателя" (обрыв троса или лебедка зачахла) действия значительно проще. Садись перед собой.
Действия с случае отказа указателя скорости - надуманный пункт. Те, кто чувствуют скорость по ветру в лицо, по шуму и по поведению планера (реакции на рули), в таком обучении не нуждаются. Сами могут других поучить.
Радиообмен - у Домброва тоже отсутствует, во всяком случае он заявлял о нежелании использовать радио - паритет.

Итак, подводим итог. Чего не умеет "брошечник" после короткой программы ЮПШ, по сравнению с "курсантом третьего года обучения мотопланерного клуба им. Домброва".

Осмотрительность и ориентирование в воздухе.
Контроль параметров полета (скорости, высоты, скольжения) и двигателя (обороты, температура) по приборам.
Построение прямоугольного маршрута над аэродромом.
Выполнение координированных разворотов.
Расчет на посадку, в том числе при отказе двигателя.


Вот так правильнее будет сказать.

А теперь думаем, легко ли этому обучиться по одноместной методике, и насколько качественным и быстрым будет обучение.
Как пример, у Домброва на его мотопланерах нет никаких средств объективного контроля, и если за температурой движка он может как-то приучить смотреть на земле, то если курсант "пролюбил" скорость или высоту от второго к третьему, то Домбров скорее всего об этом даже не узнает. Всем этим вещам обучаются в стиле "курсант не заметил, а инструктор увидел и обматерил (дал по шапке)" и т.д.
Почему я и написал тут, что грамотные люди в конце концов поняли ограниченность "одноместного" обучения и поубирали оттуда всё лишнее, получилась ЮПШ. Домбров же своим "коршунизмом" спорит не только со мной, но и с этими людьми. Не уймётся всё никак. Пусть напишет методику, как на одноместном мотопланере учить строить коробочку над аэродромом, без радара. Или как обучать осмотрительности в воздухе. А вы мне так лихо возражаете, а что мотопланерный гуру вам чушь плетёт - не видите ничего и не возражаете ему. Игра в одни ворота.
 
Последнее редактирование:
Кратко можно сформулировать так.
В пределах стандартной программы ЮПШ "одноместное" обучение выигрывает у "двухместного".
За ее пределами начинает уступать, и в некоторых вопросах - очень сильно.
Одноместное обучение сверх стандартной программы ЮПШ можно разрешить в виде исключения (не для всех) и только когда других вариантов нет. Т.е. если нет двухместных ЛА или подготовленных инструкторов.
Почему за эту методику так держится Домбров - ну подумайте сами. Не придумаете - я вам подскажу, не сложно совсем.
 
Последнее редактирование:
Когда человеку нечего делать, то он сидит и пишет, пишет, как будто у него нет своей ветки? Одни его посты! Разве это нормально?
Товарищ Trapper вопрос задал. Попытаюсь ответить.
Мы на своё мотопланере можем отключать двигатель тогда, когда нам это будет нужно, в зависимости от упражнения. Например, если наземное упражнение не задалось, то чтобы прекратить движение, учлёт обязан выключить двигатель, как в аварийном случае. Или он его отключает по завершении упражнения. Для нашего РМЗ - 640 запуск его не был проблемой, и запускался он всегда, когда дёргаешь кикстартер. Запускать допущен только инструктор. Другой раз за день так натягаешься, полётов и упражнений было очень по-многу. Но это полезно для позвоночника! По нашей методике, как только учлёт освоил полёты по коробочке и взлёт-посадка у него стали стабильно хорошие, мы переходим на освоение безмоторного полёта. То есть после 4-го разворота, пррицелившись на полосу, учлёт сам принимает решение об отключении двигателя и потом продолжает посадку в режиме планирования. Мои пацаны не боялись отключить СУ. Зато как пришлось помучаться, когда стали переучивать на мотопланер военного летчика-истребителя-инструктора, и не могли заставить его выключить мотор! В его голову за всю лётную жизнь было крепко вколочено, что остановка двигателя - это аварийный случай! А у нас такой случай был штатным. Ну и потом, когда учлёты уже осваивали посадку с планирования, мы усложняли это упражнение. Надо было взлететь и на моторе набрать высоту порядка 400 метров над аэродромом. И потом, по взмаху флажком инструктора, пилот останавливал двигатель. Дальше его задача заключалась в рассчёте на посадку в "Т" с планирования. Нужно было выполнить траекторию снижения в планирующем режиме и так точно выйти на глиссаду, чтобы посадка получилась точно в "Т". Конечно для такого упражнения нужно, чтобы аэродром позволял сесть в любом месте поля без поломок, если учлёт сделал ошибку в рассчётах. Но всем очень нравилось такое упражнение. Адреналин, как бы. И самые интересные полёты - напарение! А практическая фишка в том, что рядом с нами ребята летают на Бланике, и чтобы Бланик вытащить на парение, нужно подцепить его к Як-12 и потратить определённую бочку бензина. В нашем случае на мотопланере цена набора высоты в 1000 метров равнялась 3 литрам обычного бензина! Конечно такое преимущество может раздражать некоторых! Так вот в парящих полётах двигатель позволяет нам подойти к выбранному облаку на нужной высоте, а после, встав в поток и убедившись, что термик тебя тянет, отключить двигатель и дальше парить без мотора, как обычный планер. Если у тебя в потоке на моторе есть скороподъёмность порядка 3 м\С, то можно мотор отключать. После выключения мотора останется не менее 1 м\с. Но мы видали на вариометре и по 6 м\с, когда тянет так, что за один вираж прирост высоты - 300 метров! Насколько это удивительно и эмоционально, что ты поднимаешься вверх без всякого мотора - передать на словах невозможно! Это надо только попробовать. Скажу отдельно, что на нашем мотопланере запуск двигателя в воздухе был невозможен и поэтому надо было очень работать головой, чтобы сесть туда, куда надо, хотя улетали от полосы порой на пару десятков километров! А второй попытки то нету!!! Воть и крутись, как хочешь! Но за все времена у нас никто ни разу мимо аэродрома не сел, заканчивая свободное парение. Вот такая выучка получалась в нашей школе.
Теперь к фотографиям. Не знаю, потянет ли сервер такую фотку, где мой учлёт делает скоростную пробежку со скоростью не более 40 км\час по ВПП с поднятым хвостом, удерживая аппарат в линии горизонта, как это нужно на настоящем взлёте. В группе этих мальчишек все освоили это упражнение довольно быстро и оно стало любимым. А когда лётный день заканчивался я давал задачу самому успешному сегодня учлёту отогнать аппарат с полосы на стоянку самостоятельно. А это было очень непросто, учитывая, что аппарат без тормозов и когда ты разворачиваешься по рулёжкам, ветер всё время меняется!!! Для мальчишек это было заветное желание - отогнать самолёт на стоянку, где потом мы уже всем кагалом его швартовали, протирали, чехлили и заодно осматривали.
Ну мне сегодня не повезло. Все остальные фотки наш сервер счёл слишком тяжелыми и не стал загружать. Как это я раньше проскакивал? Прошу публику не волноваться. Я облегчу фотки и тогда все загружу.
 
Попробую ещё раз.Ну вот и сосредоточенный взгляд учлёта, про который я уже писал выше.
P1040237.JPGA.jpg
 
Вот так выглядит миниподлёт, или непреднамеренный отрыв сантиметров на 10 - 15. Надо прочувствовать момент, когда аппарат уже в воздухе и не касается земли.
P1040374.JPGA.jpg
 
Товарищ Алекс из Вологды говорит всё правильно про навыки. Именно всеми этими навыками, что Вы перечисляете, нам с пацанами и приходится овладевать. Всё, как у больших и ответственность тоже. Естественно, что на БРО-11 ничего этого нет. А когда они всё-таки затаскивают планер на буксире метров на 150, то это очень опасно, так как даже указателя скорости на планере нет, но тупость такая, что они даже не понимают всей опасности этого мероприятия. Такие финты ушами до поры, до времени. Вся программа обучения должна заинтересовать пацана лётной работой по самые уши, а не просто его подразнить так, чтобы он и сам ничего не понял. А у Гущина я бы поинтересовался, как можно учить тому, в чём сам не разбираешься? Например, как он будет объяснять учлёту, чем отличается понятие центра давления от понятия фокус летательного аппарата? Как меняется положение фокуса аппарата при изменении угла атаки? И зачем всё это нужно знать? КАк правильно определить из кабины точку, в которую идёт на касание планер?
 
И как же меняется положение фокуса при изменении угла атаки????

Как меняется положение фокуса аппарата при изменении угла атаки?
Похоже Великий Гуру давно азбуку не читал!😋
Для уровня "знаний" авиамодельного кружка достаточно иметь ввиду,что фокус "привязан" к наличию оперения и его плеча...🙄
 
Уважаемые Daos и КБ Альбатрос, а что такое фокус? У меня предложение - я начну определение фокуса, а Вы продолжите. Итак: фокус - это точка приложения ... . Оставшаяся часть определения за Вами.
 
Уважаемые Daos и КБ Альбатрос, а что такое фокус? У меня предложение - я начну определение фокуса, а Вы продолжите. Итак: фокус - это точка приложения ... . Оставшаяся часть определения за Вами.
Уверен, что любой участник этого форума даст оба определения аэродинамического фокуса даже если его разбудить утром 1 января🙂
Но вопрос то звучал по другому. Как меняется положение фокуса при изменении угла атаки? И был задан в контексте сообщения уважаемого Домброва.
 
Уважаемый Daos, тогда я задам вопрос по-другому. Что происходит с фокусом, когда увеличение угла атаки достигает значений, при которых, выражусь так, существенно изменяется картина обтекания крыла воздушным потоком.
 
Уважаемый Daos, тогда я задам вопрос по-другому. Что происходит с фокусом, когда увеличение угла атаки достигает значений, при которых, выражусь так, существенно изменяется картина обтекания крыла воздушным потоком.
Если Вы обладаете такой информацией, объясните пожалуйста! Так понимаю - речь идет о больших и малых углах атаки...

В.А.Домбров задавал вопрос: "Как меняется положение фокуса аппарата при изменении угла атаки?" Он не дает ответ, а только задает провокационный вопрос. А может он ожидает правильный ответ от оппонента - "не меняется"...
 
Последнее редактирование:
Уважаемый Georgiy, я имел ввиду явление, называемое "срывной подхват".
 
Назад
Вверх