Авантюрами могут быть опасные приключения, бесцельные похождения, неожиданные происшествия, главные свершения жизни или деловые рисковые предприятия. Авантюрные события порождают психологическое и физиологическое возбуждение, которое может быть как отрицательным, так и положительным. Для некоторых людей, авантюра, рискованное приключение становится главным делом жизни. Милан Кундера определяет авантюру как «страстное открытие неизвестного».
Авантюра — понятие, используемое во многих контекстах и ситуациях. Например, это — ключевой компонент рассказов, легенд и сказок, драм и спектаклей; используется в сюжетах и фабулах книг, фильмов, музыкальных произведений и компьютерных игр. Авантюра также используется в области образования, спорта, туризма и в других формах развлечений. Примеры таких авантюрных жанров использования авантюры включают:
Авантюрный роман — жанр беллетристики.
Авантюрный фильм — жанр фильма.
Авантюрная игра — компьютерный жанр игры.
Авантюрное образование — использование обсуждения и оспаривания неожиданных событий для обучения.
Авантюрные гонки — рискованные гонки без правил.