Рассказы планериста

Sergey241

Я люблю строить самолеты!
Площадка.

В последнее время как-то часто в нашем маленьком планерном сообществе ребята стали садиться на площадки. За последних две недели четыре посадки в поле или пять… И это при том, что за все предыдущие сезоны ни одной.
Вот и вчера, в воскресенье двое умостились на поле совершенно недалеко от аэродрома. В том числе и я.
С утра все складывалось как нельзя лучше. После недели дождей настало утро воскресенья с голубым небом и ярким солнцем. Солнышко усердно прогревало землю и уже к полудню стало окончательно понятно, что необходимо выкатывать планера на старт. Массивные тучи с темным основанием расположились на небе в южном и западном направлении. И манили нас…, манили…, как «красные труселя Михалыча».
Мне уже давненько хотелось испытать возможности своего «Янтаря» так сказать по максимуму, поэтому увидев такое великолепие я не стал долго размышлять, а выкатился вместе со всеми. Буксировщик по-быстрому забросил всю нашу стаю наверх и каждый полетел по своему плану. После отцепки я достаточно быстро выбрал кромку на 1300 метров и пошел на запад по пути останавливаясь ненадолго под наиболее мощными облаками поднабрать высоты и продолжить путь. Облака были одно другого краше и полет не представлял никаких трудностей, необходимо было просто лететь от одного к другому, наслаждаться полетом и любоваться видами. Я летел без оглядки полагая, что после того, как достигну цели своего путешествия, то смогу вернуться обратно под такими же красивыми и «рабочими» облаками. Таллинское шоссе ломаной линией уходит к Эстонии и ведет меня в сторону Кингисеппа. Этот город по моему замыслу будет первым поворотным пунктом моего маршрута. Второго пока еще не было потому, что как и куда лететь потом - будет решаться потом. Заморачиваться на это сейчас не хотелось. Так сказать, полет в свободном стиле, ни к чему не обязывающий экспромт в небе.
Денек был действительно великолепен и я наслаждался окружающими красотами с высоты птичьего полета и птицами на своей высоте. Восточнее, не очень далеко от меня, противоположным курсом шла огромная стая аистов. Наверное около трех десятков птиц с вожаком во главе. В их построении четко угадывалась иерархия стаи. За все время, что я их наблюдал никто из них не решился изменить свое место в строю, как в прочем и взмахнуть крыльями. Они летели как монолит, как солдаты на параде, не шелохнувшись и наверное не дыша. За то время пока я их видел птицы пролетели 5-7 км и ни единого движения, даже длинные клювы смотрели в одном направлении, как антенны и не поворачивались. По какому поводу такая торжественность? В середине дня, посреди лета… Может юбилей или праздник какой-нибудь птичий? День независимости аистов планеты Земля или теща вожака пригласила всех на блинчики с лягушатиной? Как бы то ни было, а причина такой демонстрации должна быть весомой.
Внизу подо мной появилась красивая дорожная развязка в виде бабочки от которой одна дорога уходит в Ивангород на границу с Эстонией, а другая в Кингисепп. Да вон он и сам виден вдали. До городских многоэтажек осталось не более десятка километров.
Вдруг что-то забарахлило. Вроде бы все в норме, но уже не так хорошо, как раньше. Очередное облачко, казавшееся издалека идеальным и образованным от хорошего потока, на самом деле оказалось лохматым и слабым на подъем. Вариометр под ним не верещал захлебываясь, как раньше, а вякал еле-еле. Ну такое бывает подумалось мне. Схожу под другое. И под другим не очень и под третьим. Как будто кто-то выключил небесный рубильник и восходящие потоки разом иссякли.
Что-то нехорошее шевельнулось внутри. Я посмотрел более внимательно на север в сторону своего аэродрома и увидел, что обстановка коренным образом изменилась. От былого великолепия не осталось и следа. Вернее след остался. Шикарные кучевые облака превратились в какую-то неравномерную мазню невнятного серого цвета, закрывшую голубое небо от меня и почти до самого аэродрома. Земля лишилась солнечного тепла, нет прогрева, а значит под такими облаками никаких потоков и быть не может. Рядом все тоже потихоньку сдохло. Похоже я влип. План вернуться обратно под теми же облаками, под которыми я пришел сюда провалился.
Созрела острая необходимость покумекать, как выбираться из всего этого. Причем сделать это нужно быстро, я бы даже сказал моментально. Высота тает на глазах. На самом деле оно так и происходит в полете, но сейчас все хочется рассказать в подробностях.
Без паники! Прикинем все «За» и «Против». «За» - высота 1200 метров и… Пожалуй и все.
«Против» - до «точки» (аэродрома) около 40 км, а может и несколько больше. Впереди атермичная зона, почти все 40 км полнейшее отсутствие восходящих потоков. Двигаться в другом направлении, не в сторону аэродрома и искать потоки тоже бессмысленно, потому как похоже, что погода «выключилась» везде. А еще встречный ветер. Несмотря на то, что он не сильный все равно это серьезное препятствие. При попутном ветре или в штиль на таком удалении и с такой высотой можно было бы надеяться дойти «на качестве», а сейчас это действительно не реально. Еще одно немаловажное «против» это отсутствие хоть какого-либо практического опыта посадки на площадку. Были только одни разговоры на эту тему и огромное желание слетать учебную площадку. Но это желание так и не воплотилось в реальное упражнение. Все откладывалось на потом, до лучших времен, авось пронесет. А сейчас перспектива сесть на площадку вполне реальная. Я бы даже сказал 100 процентная. Если конечно не случится чудо.
Кстати о чудесах. В планеризме это вполне работающий фактор, на который следует надеется и принимать его в расчет. Не один раз они (чудеса) со мной случались и вытаскивали меня из совсем уж критических ситуаций. Но это при условии, что борешься до конца и не опускаешь руки. И тогда ОНО - Чудо случается. Несколько раз уходил с 200 метров и один раз даже тогда, когда площадки поблизости видно не было. Наверное потому, что когда складывается сложная ситуация из которой кроме чуда выхода нет никакого, то ОНО и случается. Но это мое личное мнение, не претендующее на абсолютную истину или правило.
Ну вот вроде бы и все. Обстановку оценил и оказалось, что она весьма хреновая. Пора принимать решение.
Всем встать! Оглашается решение!
Именем Всемирного планерного сообщества, Федераций планерного спорта России, Санкт-Петербурга и Куммоловской стаи командиром воздушного судна – отдельного планера «Янтарь-стандарт 2», на основе глубокой всесторонней и моментальной оценки обстановки принято решение: Идти в сторону аэродрома и надеяться на чудо по пути! Решение принято окончательно и может быть отменено только тем же командиром воздушного судна в случае принятия им нового решения!
Все, полетели. Внизу в обратном порядке сменяют друг друга деревеньки и примечательные ориентиры. Я двигаюсь в сторону аэродрома. Скорость 90-95. Монотонность и неторопливость этого процесса действуют на нервы. Вот уже высота меньше 1000 метров, а впечатление такое что продвинулся совсем чуть-чуть. 900, 800. Появился и отчетливо виден край этой мглистой облачности. Есть шанс дойти до чистого неба на приличной еще высоте и постараться словить хоть какой-нибудь поток от прогревшейся уже немного земли. Но для этого необходимо экономить высоту, а это значит пилотировать максимально чисто. Скорость 95 и ниточка по центру. Триммируюсь точно на 95. Педальки держу ровно. Ниточка застыла. До края облачности совсем немного, но и высота уже 500. Шансы словить поток минимальные. Выхожу из-под облачности на краю большого поля. Посредине его, трактор деловито таскает за собой косилку все увеличивая проплешину скошенной травы. Прикидываю возможность посадки. Длинна поля пару километров -  это хорошо, но проплешина узкая – это плохо. За скошенную траву при посадке можно зацепить крылом и тогда циркуль неизбежен. А это – вероятная поломка планера. Нет это не вариант. Хотя было бы интересно посмотреть на вытянувшиеся физиономии механизаторов после посадки планера на свежескошенное ими поле.
Подхожу к центру поля и вдруг толчок снизу и еще один. Я замер. Стрелка вариометра уверенно подползла к нолику, но его не преодолела. В поисках счастья очень корректно закладываю идеальный вираж. Еще пару толчков и все. Пузыри. Земля только начинает прогреваться. Может здесь и будет хороший поток, но не сейчас. Второй круг делать бессмысленно. Только потеряю высоту. Лучше ее остаток потратить более разумно на поиск лучшей площадки. Лечу дальше. Стрелка высотомера приближается к 300. Критическая высота. Ниже 300 все правила и наставления в один голос рекомендуют искать площадку и оставить все попытки выпарить. Хотя бывают и исключения, но похоже это не тот случай. А вот за дорогой свежескошенное поле и трава даже убрана, и расположено оно вдоль направления ветра. Все идеально! Но есть одно «Но». Вдали показался наш аэродром. До него осталось совсем немного, на глаз 5-7 км и похоже, что можно дотянуть. Однако не все так просто, больше половины этого расстояния сплошной лес. И если случайный нисходящий поток, то садится на деревья не самый лучший выход из сложившейся ситуации.
Что делать? Я почти долетел, но чуда не произошло. Аэродром близко, но есть риск разложить планер или самому разложиться на деревьях. Но риск благородное дело! Да, конечно, но ставки в этой игре несоизмеримы выигрышу. Другими словами - игра не стоит свеч. Понятно, что вариант посадки на площадку более приемлем даже несмотря на отсутствие практического опыта в этом деле и наличии только теоретических познаний. Так сказать, с чужих слов. Он безопаснее. Хотя и обидно. Ведь почти дома, почти долетел, но все же почти…
На краю поля, вдоль дороги милая и очень уютная деревенька. Ну совсем крошечная, всего пару десятков домиков. Наверно это её жители совсем недавно скосили и убрали с поля всю траву. Как любезно с их стороны! Можно считать это своеобразным приглашением зайти, вернее залететь на огонек. И я им с удовольствием воспользовался. Построил круг захода и подтянув по туже ремни пошел на посадку.
«Сабля», я два сорок один. Захожу на площа
 
«Сабля», я два сорок один. Захожу на площадку между Велькотой и точкой – доложил я РП.
Выпускаю колесо и подхожу к «четвертому».
Где севернее? На какое поле? Какая высота? – засыпал меня вопросами РП.
Но разговаривать уже не было возможности. Я уже был на «четвертом».
«Подробности письмом» - коротко отвечаю я.
Четвертый разворот получился прямо над центром деревушки на высоте не более сотни метров. Регулируя интерцепторами интенсивность снижения, я иду на посадку. Краем глаза замечая, как трудолюбивые селяне копошатся в своих огородиках и дворах не замечая планер над их головами. Ведь все происходит почти бесшумно. Однако похоже одна бдительная бабулька все же нашлась. Всплеснув руками и замерев на месте она взглядом проводила планер и наверно даже произнесла что-то вроде «Батюшки!» но этого я уже не видел. Подо мной промелькнул крайний к полю домик, стремясь идти точно по покосам я выравнялся и стал гасить скорость, прибирая ручку на себя. Касание неожиданно было мягким и приятным. Планер еще разок подскочил на небольшом холмике и уверенно покатился по полю. Через несколько секунд я уже отстегивал ремни и открывал фонарь.
Такая мягкая посадка была для меня очень большой неожиданностью. Абсолютно такая же, как если бы я приземлился на поле нашего аэродрома. Я ожидал жуткой тряски и всего чего угодно только не этого. А вот ведь как оно происходит. И ничего страшного в этих площадках оказывается  нет.
Я вылез из планера и осмотрел окружающее меня летнее великолепие. Поле, на которое я сел теперь поражало своими размерами, хотя с верху это была заурядная, небольших размеров площадка. По его краю росли деревья, с двух сторон обрамляя шоссе местного значения, по которому носились редкие автомобили. Стрекозы и мухи летали туда-сюда по своим делам, кузнечики стрекотали в траве, слепни готовились накинуться на нового и наверняка вкусного, неожиданного гостя, небо голубело, облака ослепительно белели на его фоне. И всем было абсолютно «фиолетово» до того, что я впервые в своей жизни совершил настоящую, с маршрута, «боевую» площадку! Я стоял задрав голову в небо и любовался тем, как кто-то из моих более удачливых коллег на «Бланике» обрабатывает восходящий поток и поднимается все выше и выше. Как одинокий орел занимается тем же и лихо ввинчивается в синеву. Как ласточки носятся за насекомыми. И нисколько не испытывал обиды от того, что мой полет прервался так вот неожиданно. Наоборот меня переполняла радость, потому что это была еще одна ступенька необходимая для совершенствования своих летных навыков и психологический барьер, который хоть и по воле случая, но я все-таки преодолел. 
Что-то прошипела радиостанция и я вспомнил, что забыл сообщить РП о своем приземлении.
«Сабля», я два сорок один. Я на площадке, все нормально. Прошу прислать буксировщик. Где площадка объясню по телефону.
«Принято, звони». Удовлетворенно буркнула «Сабля».
Я звякнул буксировщику и объяснил где нахожусь. От него я так же узнал, что наше планерное сообщество, моя «стая» не особенно и убивается по поводу потери одного из своих «соколов». Буксировщик на помощь мне посылать не спешит, а собирается использовать его по прямому предназначению - для подъема остальных «соколов» в небо, дабы по максимуму использовать удачную парящую погоду. Ну а как всех поднимет, тогда уже и за мной прилетит. Так, что у меня появилась реальная перспектива позагорать на этом поле некоторое время.   
Ну и ладно. Не особо огорчившись я вытащил из кабины парашют, бросил его под крыло и удобно устроился в тенечке отдохнуть. Я лежал на парашюте и ощущал под собой тепло хорошо прогретой солнцем земли. Теперь понятно от чего нагревается воздух наших потоках. Земля действительно хорошо грела. В голове само собой стало всплывать все со мной произошедшее. Мозг привычно стал сортировать все по «полочкам». Примечательно, что волнение перед предстоящей площадкой возникало только тогда, когда делать было нечего. То есть когда я монотонно тянул «на качестве» к аэродрому и было много времени, которое мозгу просто нечем было заполнить. Вот он и старался, и рисовал картины одна другой краше. А когда появилась действительно настоящая работа – поиск поля, построение захода, доклад РП и посадка то эмоции исчезли. От страха, сомнений, нерешительности не осталось и следа. Есть работа и её необходимо выполнить, как учили. Вперед! Разум сильная штука, но инстинкт самосохранения наверно все же сильнее. В нужный момент он отметает все второстепенное и мобилизует резервы организма для решения важной задачи. Так вспоминая и размышляя, я провел около часа.
Вскоре послышался знакомое тарахтение нашего Як-12. Буксировщик сделал круг. Сначала сбросил фал, а со второго захода примостился рядом со мной. Я засуетился, одел парашют, пристегнул фал и собрался уже устраиваться в кабине, да вот незадача – выпустить меня некому, а взлетать с крыла на Янтаре я еще не пробовал. 
«Как взлетать собираешься? Выпустить то некому». Спросил Сергей - пилот буксировщика. 
«А какие могут быть варианты? – вслух подумал я. «Вариант только один, с крыла взлетать. Больше вариантов никаких».
На том и порешили. Сергей пошел заводить самолет, а я стал устраиваться в кабине планера. Потуже затянув ремни, я еще и еще раз прокручивал в голове возможные проблемы при взлете с площадки, да еще и с крыла. Что необходимо делать, чтоб быстрее оторвать крыло от земли, как действовать, чтоб не зацепить за траву на разбеге и побыстрее оторваться, проверил фиксацию интерцепторов, взял веревку от тросика отцепки в руку. Ну вроде бы все. Готов. Буксировщик проехал вперед, Фал, соединяющий нас натянулся. Я уже было открыл рот, чтоб доложить о готовности к взлету, но вдруг по полю пронеслась огромная крылатая тень. Ого! И что это было??? Задрав голову вверх вижу, что на высоте 70-100 метров в лихом вираже на посадку заходит краснохвостый «Бланик».
«Два сорок один, захожу на площадку рядом с тобой» - раздалось в эфире.
Антоха!!! Вот это сюрприз! Еще один из нашей стаи пострадал от сегодняшней коварной погоды. Почти цепляя за кроны придорожных деревьев, «Бланик» круто заложил «четвертый» и вопреки всем правилам, по ветру и поперек покосов пошел на посадку. Мягко шлепнувшись на землю и немного пробежав планер остановился. Ликованию моему не было предела. Как все вовремя!
«Нашелся к шарику горшок и хвостик к дню рождения!» - как любил напевать с друзьями Винни Пух. Мой выпускающий прилетел, как по мановению волшебной палочки.
Взлет в отличии от посадки получился не сразу. Первый дубль был неудачный. Левое крыло зацепилось за кучку нескошенной травы в самом начале разбега, когда скорость была еще совсем маленькая, и несмотря на ручку в правый борт и правую педаль в упор поднять его  уже не получилось. Планер пошел боком и пришлось отцепиться, чтоб не наломать дров. Дубль 2 был более удачным, хотя и очень корявым. Но как бы то ни было я снова в воздухе, впереди маячит буксировщик и мы вместе перелетаем тот злополучный лес, который помешал мне дойти до аэродрома. Впереди посадочная полоса. Отцепка и посадка прошли штатно.
_______________________________________________________________
А все же почему у нас в последнее время стало так много посадок на площадки? Почему так происходит, в чем причина? В моем случае это желание научиться тому, что еще не делал, пролететь дальше, пройти маршрут длиннее. В случае с Антоном причина та же. Он вообще фанатично штурмует высоты планерного мастерства, да и другие ребята пытались освоить что-то новое. Значит среди наших планеристов уже  сформировалась, какая-то «критическая масса», которая ищет пути к совершенствованию самих себя, своих навыков и опыта. Так это же хорошо! Так значит скоро появятся конкуренты у признанных планерных «гуру».
Готовьтесь. Мы скоро придем!
 
Поэтично, красочно и как приятно что все это не в 50-е годы, а сейчас и наша область Ленинградская в повести и в реалии не хуже чем юг Франции или даже не побоюсь сказать... поля Украины... 🙂
 
Замечательный рассказ.


... левое крыло ... несмотря на ручку в правый борт и правую педаль в упор поднять его  уже не получилось.

Я думаю надо было, пока на земле еще колесо, дать коротко левую ногу.
Центробежная сила поможет поднять левое крыло.
 
Проблема была еще и в ветре. ветер был слева. примерно под 45. спутную струю от буксировщика сносило на правое крыло и на нем подъемная сила была значительно больше чем на левом. Соответственно правое вверх, а левое вниз. А если еще при этом и травку зацепить немного, то уже без шансов.
 
Flug in den Bergen
(полет в горах)

Желание летать в горах зрело давно и как заноза сидело внутри и ждало своего часа. Не в силах противостоять такому соблазну я частенько смотрел ролики в You Tube и этим только усугублял свое состояние. Из года в год поездка все как-то не складывалась. Причин тому было огромное множество, все они, как это бывает были важнее мечты и до организации такого мероприятия просто руки не доходили. Но вот в один из долгих зимних вечеров новогодних каникул я «серфил» в интернете и попал на сайт австрийского планерного клуба в небольшом городке Feldkirchen(е). Фото и видео, размещенные там всколыхнули во мне с новой силой уже притупившуюся несколько тоску о полетах в Альпах и я решил, уж в этом году точно, наперекор всему, я поеду в горы!
Маленький австрийский городок и его планерный клуб мне так понравились, что я больше ничего и не искал. На мое письмо достаточно оперативно ответил некто Martin, скорее всего руководитель этого планерного клуба. Кратко рассказал об условиях, порядке и принятых у них правилах. Если в двух словах, то все просто. Предупреди за 2 недели. Приезжай, плати и лети. В смысле лети с инструктором, а на самостоятельный полет я и не претендовал. Соваться в горы без подготовки это наверно неправильно.  Так, что летать придется, как обычному покатушнику. Их цены, как потом оказалось тоже были сравнительно гуманными.
Шло время и как-то одно к одному постепенно сложился маршрут, который удовлетворял запросы всей моей семьи и мои потребности в частности. После полетов в австрийских Альпах, как нельзя кстати был «овощной» отдых на берегу Адриатики недалеко от Венеции. На том и порешили – едем в горы полетать, а потом на море брюшко на солнышке погреть.
Зима кончилась, весна пролетела, лето перевалило во вторую половину. Настало время поездки. 
Рано утром в Питере мы полусонные погрузились в микроавтобусик и он бодренько помчал нас к границе с Финляндией. Короткий ночной отдых перед поездкой в полтора часа не способствовал бодрости духа и адекватному восприятию действительности и как только мы почувствовали под собой приятную мягкость сидений, то разом все «выключились». Все происходило, как в каком-то стремительном полусне. Вот мы выехали на шоссе, веки опустились и меня сковал липкий сон. Вот я стою перед окошечком, за которым женщина в форме российской таможни честно пытается найти, что-то общее между фотографией в паспорте и моей опухшей от сна физиономией. Вот тоже самое пытается сделать финский таможенник и кажется с тем же результатом. Вот я качу чемодан на колесиках в здание аэропорта Хельсинки. Вот мой маленький «электрический» сынок ставит на уши пассажиров в зале ожидания вылета, а моя супруга безуспешно пытается призвать его к порядку. Отчаявшись сделать это, она вручает его мне. Мы с ним нашли общую тему – авиация. Я сделал бумажный самолетик и показал Артему, как его нужно запускать. После того, как эта неказистая, бумажная игрушка совершила достаточно длительный и плавный полет на другой конец зала у сына округлились глаза от удивления. И не только у него одного. Истомленные ожиданием пассажиры тоже чрезвычайно обрадовались такой возможности немного развлечься. Буквально через пару минут все присутствующие с большим удовольствием пуляли самолетик друг другу, а обрадованный таким оборотом событий Артем носился между рядами умножая своими веселыми воплями всеобщий хаос и радостное настроение. Жители страны Suomi очень любят детей, не говоря уже о присутствовавших здесь быстрых на подъем итальянцах и маленьких китайцах, которые сразу же защелкали своими маленькими фотоаппаратиками. Мой сын был доволен тем, что именно он находится в центре внимания всех этих взрослых дядей и тетей и упивался общением с благодарной публикой. Усилия моей половины по наведению порядка принесли абсолютно неожиданные плоды.
Наконец мы погрузились в самолет, «Boeing» разбежавшись мягко оторвался от полосы и взял курс на Венецию. Это был второй пункт нашего пути.
Почти три часа полета пролетели достаточно быстро. Артем после недавней беготни в аэропорту заснул, жена, пользуясь этим обстоятельством, быстренько сделала тоже самое, дочь погрузилась в планшет, а мне не спалось. Кое-как я скрашивал свое существование предлагаемой газировкой, неинтересным рекламным журналом и созерцанием скандинавской красоты стюардесс. Вскоре из динамика послышалась скороговорка пилота на английском, затем на финском и мы приступили к снижению. Красивый разворот над Венецианской лагуной для захода в аэропорт Марко Поло был жемчужиной этого полета. Зеленая вода прекрасно гармонировала с островным городом. Оранжево-красные черепичные крыши окаймляли берега каналов, шпили многочисленных церквей виднелись везде в огромном количестве. В какой-то момент опущенное правое крыло нацелилось в центр города и я узнал площадь Сан Марко. Я никогда раньше не видел эту площадь разве, что по телевизору, но сразу ее узнал. Сверху она казалась совсем небольшой, однако огромное количество туристов, заполнивших её поражало. Мы продолжили заход и через пару минут плавно коснулись полосы. Вопреки заведенной в России традиции аплодисментов благодарности не последовало. Большинство пассажиров скорее всего понимали, что посадка, как и другие фазы полета уже не является плодом профессионального мастерства пилотов. Трудяга компьютер сделал все за них, а аплодировать железяке все-таки, как-то не принято.
Тридцатиградусная жара встретила на выходе из самолета, окутала теплым воздухом Италии, насыщенная энергией атмосфера стала впитываться во всех нас, отчего итальянцы загалдели еще громче, стайки китайцев начали шастать под ногами еще быстрее и еще ожесточеннее щелкать во все стороны фотоаппаратами. Скандинавы заулыбались. Часа полтора у нас ушло на поиск офиса где планировалось взять автомобиль в аренду. Он оказался в ближайшем к аэропорту городке, что примерно в 3-4 километрах. Владельцев пункта аренды это обстоятельство нисколько не смущало и в рекламе они смело указали место – аэропорт Марко Поло. Подумаешь какая мелочь! Итальянцы искренне уверены, что прогуляться минут сорок с чемоданами по жаре для туристов сущее наслаждение. Стоит ли на этом заострять свое внимание? Наверно предполагалось, что не сходящая с лица менеджера по аренде автомобилей улыбка должна была полностью компенсировать возникшие трудности.
После непродолжительной процедуры оформления документов наш «заводной» Fiat резво летел по шоссе, унося нас к конечной цели нашего путешествия австрийским Альпам. Стремительно смеркалось. Дорога была прекрасной, скорость не ощущалась, красивый закат завораживал и мы блаженствовали. Периодически встречались участки ремонта дороги и приходилось снижать скорость с привычных 130 до 80. Это напоминало гонки улиток. Перед каждым таким участком стояли интересные знаки. Моя супруга, а по совместительству штурман с большим опытом заграничных автомобильных поездок, надежная как скала и невозмутимая в сложных ситуациях, по-своему истолковала их смысл. «Вообще то у нас тут 60, но если очень хочется, то можно и 80». Путешествие по Италии достаточно замысловатая вещь. Автобус, в котором ты едешь может заложить весьма продолжительную петлю в самой неожиданной точке своего маршрута и объехав несколько кварталов вернутся на ту же дорогу и к тому же месту с которого ушел на эту петлю. И как ни в чем не бывало продолжит движение. Платные дороги тоже преподнесли нам сюрприз. На одном из пунктов оплаты, рассчитавшись за пройденный участок дороги мы, поехав по знакам опять вернулись к этому же пункту оплаты.  Получив жетон на следующий участок, мы проехались еще километров 15, оплатили и этот участок, взяли новый жетон, а через некоторое время поняли, что едем по той же дороге только в обратном направлении. Опять проехали 15 километров, опять оплатили и только тогда удовлетворенная Италия отпустила нас в Австрию. Суммы конечно были незначительными, но такой подход к предоставлению дорожных услуг заставляет задуматься над тем, что жители этой страны бескорыстно любят денежные знаки и для выманивания их у туристов готовы придумывать различные головокружительные схемы, лишь бы заставить заветные бумажки перекочевать из карманов и кошельков гостей в свои карманы и кармашки. Такая загогулина в пути стоила нам минут сорок драгоценного времени. Темнота уже совсем сгустилась. Мы уже были в предгорьях Альп. Справа и слева от дороги темные горы становились все выше и выше, а небо между ними угадывалось по огромным южным звездам, висящим неподвижно и почти совсем не мигающим. Чем выше мы поднимались, тем звезды становились все больше и ярче. Горные хребты по обе стороны дороги становились все выше, а полоска неба сужалась. Все это напоминало пасть огромного чудовища в которую мы медленно и неотвратимо втягивались. Затем начались длинные туннели внутри гор и это совсем уж стало походить на путешествие в потрохах этого самого чудовища. Тоннелей было огромное количество. Порой мы выезжали из одного и сразу же въезжали в следующий. Так продолжалось еще около часа и в конце концов из внутренностей этого громадного чудовища сами понимаете через что мы выскочили на узкий серпантин горных дорог. Навигатор говорил нам, что осталось уже немного.
Ранний утренний подъем, длительный перелет и 300 километровая дорога от Венеции до Австрии окончательно утомили нас. Остаток пути давался нелегко. У самой цели нашего путешествия мы въехали в населенный пункт с глубоко символичным названием «Seebacher». Да к этому времени мы действительно были очень сильно зеебах#р.
Ближе к полуночи, мы въезжаем в нашу долгожданную деревеньку «васистдасовку» с австрийским названием «Gnesau». Аккуратный двухэтажный домик и его радушная хозяйка Ирена – женщина бальзаковского возраста встречают нас. Размещаемся и устраиваемся на ночлег. Сил хватает только на то, чтобы принести вещи из машины, совершить вечерний туалет и приняв горизонталь на кровати закрыть глаза. Все охи, ахи и восхищения отложены на утро.
А утро было восхитительным. Медленно просыпаясь я открыл глаза и не торопясь оглядел
 
А утро было восхитительным. Медленно просыпаясь я открыл глаза и не торопясь оглядел комнату. Наша спальня была без изысков и в этом состояла ее прелесть. Деревянный, дощатый потолок и грубо тесаные балки перекрытий были покрашены белой матовой краской, напоминающей побелку, и на нем играли солнечные зайчики. Одну из стен занимал длинный деревянный шкаф для вещей. По обе стороны наших уютно скрипучих кроватей были небольшие тумбочки, накрытые вязаными ажурными салфетками, на которых стояли маленькие лампы-ночнички с такими же милыми абажурчиками. В углу, завершая незатейливый, деревенский ансамбль стояла укрытая деревянным полукруглым чехлом, швейная машинка с ножным приводом. Завитки массивной чугунной подставки очень хорошо сочетались с белой, вязаной  салфеткой, лежавшей сверху. Все напоминало далекие пятидесятые годы прошлого века. Но было организовано не рукой дизайнера, а стараниями обычных жителей этих мест из того, что имелось под рукой. И это еще больше добавляло очарования.
А за окном были Альпы! Зеленые холмы горного хребта, освещенного солнцем прекрасно сочетались с яркой голубизной неба и белыми облаками. Не в силах лежать я выскочил на террасу и картина мира значительно расширилась. Наше раннее утро для жителей Gnesau уже было серединой рабочего дня. Изредка по дороге деловито сновали автомобили, на склонах паслись коровы, кто-то стриг траву на обочине, в общем жизнь шла своим чередом. Все что было вокруг утопало в цветах. Они были на клумбах перед домами, в горшках на окнах, в цветочных ящиках на перилах балконов и террас, в висящих кашпо, вдоль дорог и на маленькой городской площади. Куда бы я ни смотрел везде были цветы. Всю эту красоту приятно дополнял запах чистого горного воздуха.
Этот день мы посвятили осмотру окрестностей и местных достопримечательностей. Побывали в соседнем городке Feldkirchen, где размещается планерный клуб, съездили полюбоваться красивейшим озером Ossiacher-See, немного закупились в местном супермаркете, чтоб было чем скоротать вечерок. Финалом этого дня была неспешная прогулка по Gnesau и любование окружающим ландшафтом. В конце прогулки заглянули в очень чистенький и аккуратненький ресторанчик, где улыбчивый хозяин налил нам местного пива, «а дитям подал мороженого». В прекрасном расположении духа мы добрели домой. Остаток вечера я скоротал за болтовней с хозяйкой Иреной о том, о сем. Наслаждался тем, что меня действительно понимают и я через пень колоду могу уяснить что же мне хотят сказать. А мой немецкий достаточно хорош, чтоб в этой стране добраться туда куда мне надо, не помереть с голоду и когда нахлынет вдохновение после пропущенного бокальчика потрепаться по душам с жителями этих мест на тему: ты меня уважаешь? И день прошел.
9 утра. Не спится. Ну как можно спать если в 13 часов меня ждут на аэродроме? И хотя до него ехать всего 20 минут все равно поторопиться не помешает. Душевно попрощавшись с хозяйкой, мы двинулись в путь. Уже на подъезде к Flugplatz (дословно – лётная площадка) мы заметили в начале полосы 2 планера в готовности к взлету. У одноэтажного здания аэроклуба я припарковал машину и направился навстречу с австрийскими коллегами. Первой, кого я встретил была пожилая дама, которая вопросительно, но доброжелательно взглянула на меня. Я сказал, что ищу Мартина, с которым мы должны в 13 часов лететь.
А!!! Сэргэй? Это было единственное слово, которое она произнесла на русском. Далее последовала длинная, эмоциональная речь на немецком из которой я уяснил только процентов 10. Но этого было достаточно, чтобы понять, что Мартина не будет, а вместо него я полечу с другим пилотом. Вскоре появился мужчина немного старше меня, радушно протянул руку и мы познакомились. Конрад – представился он. Конрад? Значит по-нашему Кондрат – подумал я. Имя редкое.
Конрад-Кондрат поинтересовался, что я из себя представляю, как планерист, и как хочу летать. Поняв, что в горах я буду летать впервые и без инструктора понятное дело не обойтись сказал, чтоб я немного подождал им нужно подготовить планер. Какой? - вырвалось у меня. Аркус – буднично произнес Конрад. Аркус и без меня? Такое невозможно пропустить. Я быстренько напросился в помощники. Конрад нисколько не сопротивлялся, а похоже был только рад случаю продемонстрировать их клубное сокровище, да и другие планера тоже. Я пошел с ним в ангар. По дороге стремясь показать, что я не случайный в планеризме человек я показал новому коллеге некоторые фото из своей планерной жизни, рассказал сколько лет летаю и какой имею налет. Конрад внимательно выслушал и в свою очередь сказал, что сам летает где-то с середины семидесятых и налет у него уже более 4000 часов. Ого, вернее ого-го! Про себя подумал я. Это же в десять раз больше чем у меня… Цифра впечатляла.   
Сказать, что в ангаре были чистота и порядок, это значит обойти вопрос молчанием и оскорбить всех своим безразличием. Место хранения планеров и самолетов было торжеством немецкой, вернее австрийской педантичности многократно помноженной на строжайшие правила содержания и хранения авиатехники. Бетонный пол напоминал хорошо залитый ледовый каток и в его блеске, как в зеркале отражались крылья и фюзеляжи ухоженных летательных аппаратов. Некоторые планеры были подвешены под крышей в специальных люльках. Все заботливо укрыто светлыми чехлами. Шкафы, расположенные по боковой стене вмещали в себя различные инструменты.
Техника самая разнообразная. Двухместный металлический L-23 Super Blanik демонстрировал блеск своих крашеных белых крыльев. Рядышком примостился одноместный L-33 Solo. Поодаль стояли зачехленными парочка LS-4 и преклонного возраста LS-1, но в прекрасном состоянии. Под крышей висел старенький учебный ASK-13 с матовой полотняной обшивкой и его более современный собрат ASK-21. По левой стене расположился красавец Duo Diskus. Ну а центр экспозиции по праву принадлежал великолепному Arkus(у) с характерным изгибами его 23-х метровых изящных крыльев. Примерно треть ангара была отдана самолетам. 2-х местный углепластиковый Pipistrel Virus и еще какие-то «стеклянные» небольшие самолетики числом 2 штуки. Очень эффектно смотрелся старенький пилотажный и очень опрятный бипланчик с полотняно-фанерной обшивкой. Под некапотированный, звездообразный мотор заботливо была поставлена жестянка для капающего масла. В кабине на ручке управления висел кожаный ретро шлем со стеклянными угловатыми очками. Для полноты картины не хватало только пилота с длинным развевающимся шарфом. Как потом выяснилось примерно из трех десятков летательных аппаратов, хранящихся в двух ангарах одиннадцать планеров и четыре самолета были клубными. Неплохой флот для планерного клуба. Остальные принадлежали частным пилотам.
Конрад вместе с помощником стал готовить Аркус к вылету. Я как мог помогал, хотя лучше бы не мешал. «Готовить» это громко сказано. Просто сняли чехлы, проверили наличие парашютов в кабине и стали осторожно выкатываться из ангара. Как только планер оказался на площадке перед ангаром к нам подъехал маленький «ситроенчик» без верха и потянул планер на старт. Наверно для клуба каждый вылет Аркуса это не рядовое событие. К нам было приковано внимание всех присутствующих на аэродроме.
На старте я угнездился на переднем месте, пристегнул лежавший подо мной парашют и стал во все стороны излучать восторг и удовольствие. Инструктор занял место сзади. Он достаточно скупо проинформировал меня об особенностях аэродрома и нашего маршрута. Как ни странно, я понял все несмотря на то, что информация излагалась скороговоркой. Когда речь заходит о специальных авиационных или планерных вещах пилоты разных стран без особых трудностей понимают друг друга. Подрулил буксировщик – очаровательный головастик Robin DR 400 c характерно отогнутыми к верху законцовками крыльев. Нас подцепили фалом и начался разбег. Взлетал естественно Конрад. У меня не хватило наглости предложить свои услуги. Во-первых из опасения, что не смогу сразу справиться с планером открытого класса и такого размаха крыльев, а во вторых стоимость такого аппарата даже учитывая его возраст в 12 лет все равно представляет внушительную сумму более 200 тысяч «ойро», как говорят австрийцы. Так, что разумнее было не соваться.
Буксировщик потянул, зеленая трава взлетной полосы понеслась нам навстречу и вскоре планер послушно и мягко оторвался и полетел в метре над землей. Очень слабый ветер был почти по полосе. Robin немного помедлив тоже оторвался, мы сначала разогнались, а потом неспешно начали набор высоты. Мне показалось, что для его 180 лошадиных сил этот планер был все же тяжеловат. Не более 2 метров в секунду мы набирали высоту и двигались к точке отцепки.
Я не выдержал. «Konrad, bitte darf ich fligen?» (можно я полечу?)
«Bitte Sergei» - доброжелательно ответил Конрад.
Свершилось! Я пилотирую планер в Альпах! Я взял ручку и с удивлением ощутил какая она легкая. Её можно двигать даже пальцами. Но у всего положительного есть и отрицательные стороны. Аркус слушаться ручки не хотел. Вернее он слушался, но с таким большим запозданием, что сначала показалось, что он просто игнорирует меня. Реакция в сравнении с планерами стандартного класса была сильно запоздалой. Инертность была очень значительной. Аркус уже готов был выйти из повиновения, но я стал больше чем обычно давать педали и дело наладилось. Реакция на педали была очень даже ощутимой. Он меня слушается! Такой большой и слушается такого маленького меня! После небольшого болтания туда-сюда я пристроился в хвост буксировщику и мы продолжили набор высоты.
Konrad ich fliege! Ich fliege in den Bergen!» (Я лечу! Я лечу в горах!) - истошно заверещал я.
«Ja» (да) - невозмутимо ответил Конрад. Для него такие восторги его работа.
Вскоре что-то прошипело радио, буксировщик качнул крыльями и мы отцепились. Это был поток. Я встал в спираль и конечно же не в ту сторону. Мы вывалились из потока. На следующем витке я заложил спираль в другую сторону, немного почувствовался подъем, но как-то не особенно резво. Увидев мое замешательство Конрад несколькими короткими движения помог отцентроваться. И поперло! Вар
 
«Ja» (да) - невозмутимо ответил Конрад. Для него такие восторги его работа.
Вскоре что-то прошипело радио, буксировщик качнул крыльями и мы отцепились. Это был поток. Я встал в спираль и конечно же не в ту сторону. Мы вывалились из потока. На следующем витке я заложил спираль в другую сторону, немного почувствовался подъем, но как-то не особенно резво. Увидев мое замешательство Конрад несколькими короткими движения помог отцентроваться. И поперло! Вариометр стал показывать 3-4 метра в секунду. Очень хорошо. Этот поток был недалеко от склона горы и можно было очень наглядно наблюдать, как быстро склон уходит вниз. Это впечатляло. На равнине подъем менее ощутим потому, что не видишь относительно чего поднимаешься. Я взглянул вверх, ожидая увидеть мощное кучевое облако. Вместо него там виднелись какие-то несерьезные белесые лохмотья, но мы уверенно поднимались. И вот мы на уровне вершины горы. Стало видно, что на самой её верхушке, как кратер располагается карьер и внутри этой воронки деловито копошится всякая горнодобывающая техника, создавая клубы пыли. Эта пыль постепенно поднимаясь вытягивалась в длинные струи, уходившие ввысь. Ого! Так это же мощный термик, - подумал я. Еще немного покрутившись в своем потоке я перепрыгнул на верхушку горы и оседлал этот немного пыльный лифт. Подъем был отменный. Вскоре над головой опять появились туманные лохмотья зарождающегося нового облака. Я достиг его и стал забавляться тем, что на каждом витке протыкал этот туманный сгусток насквозь и вылетал с другой стороны. Видимость на некоторое время полностью исчезала, а когда она вновь появлялась, то нас опять окружали прекрасные горные пейзажи. Такие прятки доставляли кучу удовольствия. Когда было набрано более 2000 метров Конрад решил, что необходимо показать мне местные достопримечательности.
Мы взяли курс на запад. Внизу расстилалась огромная горная страна с пиками горных вершин, хребтами, большими и маленькими зелено-голубыми озерами, серпантином дорог, маленькими деревушками и городками, приютившимися в долинах и на склонах. Ветер почти отсутствовал и планер равномерно двигался среди этой красоты.
Наконец мы прилетели к какой-то неприметной горе. Она была абсолютно лысая. Деревья остались значительно ниже по склону, а «лысина» этой горы уже принадлежала к другой климатической зоне – альпийским лугам. К её вершине на которой стоял высокий крест вела извилистая тропинка. По тропинке цепочкой поднимались увешанные всякими альпинистскими приспособами люди. Понятно. Альпинисты на пределе сил покоряют очередную вершину. Мы прошлись над ними по ниже и ребята приветственно помахали нам рукой. Молодцы, железные ребята! Таким покоряются горы. Вариометр проснулся и заверещал на высокой ноте. Поток! Отлично! Набираем. Набрав 300 – 400 метров планер сровнялся с вершиной и стал подниматься дальше. И каково же было наше удивление, когда на обратной стороне, за вершиной показалось стадо мирно пасущихся коров. Без альпенштоков, веревок и всяких шипованных ботинок они неведомым образом забрались сюда  и мирно пощипывали травку, а некоторые уже изрядно насытившись лежали на боку и философски поглядывали вниз на приближающуюся группу людей. Как они попадают на такую высоту, которую люди штурмуют с величайшим напряжением сил? Да еще наверно и каждый день. Осталось загадкой. После набора достаточной высоты путь был продолжен.
А погода вокруг стояла просто никудышняя. Из-за отсутствия ветра динамических потоков не было. Верхний ярус облаков наглухо закрыл солнце и прогрев был весьма незначительный. Следовательно ожидать хороших термиков не стоило. Однако Конрад их искал и находил с завидной регулярностью. Не скупясь отдавал мне, ну а я частенько из них вываливался. И все повторялось снова. Скорее всего горные потоки все же чем-то отличаются от равнинных и так сказать «виртуальная картинка» потока, которая складывалась у меня в голове, не соответствовала действительности. И я раз за разом их терял. В результате такой бестолковщины мы потратили много времени, не смогли подняться и скажем так попали в «затруднительное положение».
Полет с инструктором, тем более не учебный, а прогулочный сильно расслабляет. Он не предполагает мыслительного процесса у пассажира. Только получение удовольствия. Ну я естественно и не напрягался. Анализ обстановки и выработка решений в моей голове прекратились и я полностью положился на старшего в кабине. Вершины горных хребтов быстро росли, а мы болтались где-то на середине склона. Конрад предпринимал отчаянные попытки найти термик и выбраться вверх. Все, что он находил было слабеньким и хороший подъем не получался. Я на всякий случай молчал и внимательно слушал пыхтение сзади.  Инструктор тоже не проронил ни слова, а сосредоточился на поиске хорошего лифта. Вскоре его усилия увенчались успехом. Сначала робкие, но стабильные полметра-метр, затем 2 и 3 метра в секунду с забросами до 5 достаточно быстро вынесли планер на три тысячи метров. Я осмелел и пользуясь любезностью своего учителя взял управление. 3000 метров при качестве 53 позволили бы нам пару раз слетать на аэродром и обратно. Поэтому весь оставшийся маршрут Конрад работал экскурсоводом, подробно рассказывая о том, что находится справа и слева, впереди и под нами. Рядом с нами был один из самых больших хребтов, а за ним самое красивое в этой части Австрии озеро Ossiacher-See. То, которое мы видели в первый день своего пребывания. Любопытно было взглянуть на него сверху. Поэтому я направил планер поперек хребта. Высоты было более чем достаточно, чтоб его перескочить и поэтому я позволил себе держать скорость побольше 160-180. Несмотря на это шумность в кабине увеличилась незначительно и можно было разговаривать не повышая голоса. Хребет достаточно быстро приближался. Под нами промелькнули вершины и открылся прекрасный вид на вытянутое озеро бирюзового цвета. Этот цвет был настолько ярким и насыщенным, что создавалось впечатление «неестественности». Как будто художник случайно среди сочной зелени горных лесов расплескал люминесцентную ярко-зеленую краску. Вода почему-то не казалась прозрачной. На поверхности озера белыми черточками обозначились несколько катеров и яхт с треугольным парусом. За некоторыми из них тянулись пенные следы. По берегам расположились многочисленные отели, гостевые дома, кафе и пивнушки. У самого берега пляжи и развлекательные аттракционы.   
Я заложил длинный и плавный, правый вираж и мы стали приближаться к главной вершине этого хребта. Она называлась Feuerberg (огненная гора). Её вершину, как и положено покрывали альпийские луга. Хвойные леса уже не могли противостоять такой высоте. Инструктор рассказывал мне что-то по немецки про эту гору. Я плохо его понимая всматривался в вершину и пытался разглядеть, что же там располагается. Вдруг сильный удар снизу потряс весь наш планер и мы подлетели на несколько метров вверх. Удар был настолько внезапным и жестким, что телефон, который я держал в левой руке и снимал происходящее описав замысловатую траекторию шлепнулся где-то у меня в ногах. Очки подпрыгнули и очутились под носом. Коробочка FLARM, плохо закрепленная скотчем на правом борту, сорвалась с места и описав дугу по верхней части фонаря нашла себе новое пристанище на левом борту.
Normal! Normal! Das ist Normal. Поспешили заверить меня сзади.
Ого! Такая оплеуха и это нормально? Я уже грешным делом стал искать взглядом кольцо парашюта и замки сброса фонаря. А это все оказывается в порядке вещей. Не стоит обращать внимания. Как потом объяснил мне Конрад это был сдвиг ветра. Поэтому и получилось такое неудобство.
За всей этой суматохой я и не заметил, как мы приблизились к вершине. На ней размещался шикарный городок для горнолыжников. Шале, террасы и бассейн гармонично вписывались в окружающий ландшафт. Рядом протянулись линии горнолыжных подъемников. Зимой в этом развлекательном центре собираются лыжники, а сейчас на склонах я приметил людей с моделями планеров и самолетов. Авиамоделисты собрались полетать в динамических потоках, хотя сегодняшний день этому не способствует. На самом пике горы обосновались две обсерватории. Со слов моего экскурсовода одна для наблюдения за солнцем, вторая за звездами.
Я развернулся и направился в сторону нашего Flugplatz (аэродрома). Плавно снижаясь мы шли в межгорье над озером. Скоро внизу проплыла наша посадочная площадка. Излишек высоты сбросили совершив пару широких кругов. Выпускать интерцепторы не хотелось, вокруг было так красиво, да и когда еще представится возможность вновь управлять таким красавцем, как Аркус. Это действительно суперлайнер среди всех планеров.
Заход на посадку мы делали со стороны Feldkirchen(а). Четвертый разворот был прямо над центром городка. Мы шли очень низко над оранжевыми черепичными крышами, а планер все летел и летел почти не снижаясь. На малой высоте очень хорошо чувствуется великолепное аэродинамическое качество этого аппарата. Посадка почему-то получилась весьма грубой. По инерции мы докатились до ворот ангара. Открылся фонарь и я понял, что нахожусь несколько в шоковом состоянии, похожем на легкую контузию. Впечатления, обрушившиеся на меня во время полета были настолько сильными и яркими, что привели меня в некоторое сумбурное состояние духа. И это мягко сказано. Все мы помним, что с нами творилось после первого самостоятельного вылета. Полнейшее смятение чувств и реальное понимание того, что ты уже что-то в этом деле смог – слетал один, но тебе еще многому необходимо научиться, и твой сегодняшний маленький подвиг, как капля в море, как планер в бескрайнем небе. Игрушка стихии. Но если освоить всю науку безмоторного летания, то он станет твоим инструментом для покорения этой стихии.               
И я сегодня ненадолго приподнялся на следующую ступеньку и заглянул в эту новую для себя страну горных полетов. И понял, все что я умею, чему научился это лишь основа, так сказать базовый лагерь, с которого можно начать штурм новых вершин.
Очередной виток спирали закончен, и ты начинаешь новый виток. Подъем не должен прекращаться.
Венеция, август 2019
 
Взлетаем
https://youtu.be/8XbqzBOgZwk
Летаем
https://youtu.be/dM7UTLevcgA
https://youtu.be/n1cb-je5-e4
https://youtu.be/SVLaN0h3ayw
https://youtu.be/X_ok_vejDeo
садимся
https://youtu.be/8bn-kkSlk-g
 
А теперь прикиньте каково было парапланеристу в конце 90х на  300 километровом замкнутом треугольнике в тех же Альпах.Пьер Буйю кажется звали.И этот видеофильм я видел ещё в начале 2000х.Так что хвалиться абсолютно нечем.За этот рассказ скажите огромное спасибо инструктору и погоде.
 
Так что хвалиться абсолютно нечем.За этот рассказ скажите огромное спасибо инструктору и погоде.
Да никто и не хвалится. Человек потратил кучу времени, чтобы написать и рассказать вам об интересном путешествии, а вы его тут же "отблагодарили".
 
А теперь прикиньте каково было парапланеристу в конце 90х на  300 километровом замкнутом треугольнике в тех же Альпах.Пьер Буйю кажется звали.И этот видеофильм я видел ещё в начале 2000х.Так что хвалиться абсолютно нечем.За этот рассказ скажите огромное спасибо инструктору и погоде.

За этот рассказ я скажу спасибо большое рассказчику. А Ваша критика, на мой взгляд, как минимум неуместна, а как максимум - попахивает завистью.
 
Спасибо уважаемые мои читатели, что читаете мои рассказы. Еще большее спасибо за Ваши отзывы. Особенно приятно, что они вызывают обсуждения. Времени на написание рассказов я трачу действительно много, но если б Вы знали насколько это интересное занятие! Пишу только когда прилетает Пегас, приходит вдохновение. А оно приходит только после достаточно сильного стресса в небе, приличной дозы адреналина и наступает состояние когда не можешь ничем заниматься, пока не напишешь. Странное состояние. Информация приходит непонятно откуда и рука самостоятельно оставляет строчки на бумаге или в компьютере. Кажется даже, что голова не принимает в этом участия. С 2008 года таких рассказов накопилось десятка полтора. Если Вам интересно могу пошукать и выложить здесь.
 
Моя критика основана на чемпионатах россии по парапланеризму 1999 и 2001г.Летать над равниной без двигла по 3 часа могут очень не многие из вас.И рассказ тянет на уровень начинающего парапланериста-маршрутника.Автор даже не соизволил проштудировать альпийскую аэрологию(хотя информации масса) и изрядно добавил работы инструктору своей техникой пилотирования.
 
Назад
Вверх