Площадка.
В последнее время как-то часто в нашем маленьком планерном сообществе ребята стали садиться на площадки. За последних две недели четыре посадки в поле или пять… И это при том, что за все предыдущие сезоны ни одной.
Вот и вчера, в воскресенье двое умостились на поле совершенно недалеко от аэродрома. В том числе и я.
С утра все складывалось как нельзя лучше. После недели дождей настало утро воскресенья с голубым небом и ярким солнцем. Солнышко усердно прогревало землю и уже к полудню стало окончательно понятно, что необходимо выкатывать планера на старт. Массивные тучи с темным основанием расположились на небе в южном и западном направлении. И манили нас…, манили…, как «красные труселя Михалыча».
Мне уже давненько хотелось испытать возможности своего «Янтаря» так сказать по максимуму, поэтому увидев такое великолепие я не стал долго размышлять, а выкатился вместе со всеми. Буксировщик по-быстрому забросил всю нашу стаю наверх и каждый полетел по своему плану. После отцепки я достаточно быстро выбрал кромку на 1300 метров и пошел на запад по пути останавливаясь ненадолго под наиболее мощными облаками поднабрать высоты и продолжить путь. Облака были одно другого краше и полет не представлял никаких трудностей, необходимо было просто лететь от одного к другому, наслаждаться полетом и любоваться видами. Я летел без оглядки полагая, что после того, как достигну цели своего путешествия, то смогу вернуться обратно под такими же красивыми и «рабочими» облаками. Таллинское шоссе ломаной линией уходит к Эстонии и ведет меня в сторону Кингисеппа. Этот город по моему замыслу будет первым поворотным пунктом моего маршрута. Второго пока еще не было потому, что как и куда лететь потом - будет решаться потом. Заморачиваться на это сейчас не хотелось. Так сказать, полет в свободном стиле, ни к чему не обязывающий экспромт в небе.
Денек был действительно великолепен и я наслаждался окружающими красотами с высоты птичьего полета и птицами на своей высоте. Восточнее, не очень далеко от меня, противоположным курсом шла огромная стая аистов. Наверное около трех десятков птиц с вожаком во главе. В их построении четко угадывалась иерархия стаи. За все время, что я их наблюдал никто из них не решился изменить свое место в строю, как в прочем и взмахнуть крыльями. Они летели как монолит, как солдаты на параде, не шелохнувшись и наверное не дыша. За то время пока я их видел птицы пролетели 5-7 км и ни единого движения, даже длинные клювы смотрели в одном направлении, как антенны и не поворачивались. По какому поводу такая торжественность? В середине дня, посреди лета… Может юбилей или праздник какой-нибудь птичий? День независимости аистов планеты Земля или теща вожака пригласила всех на блинчики с лягушатиной? Как бы то ни было, а причина такой демонстрации должна быть весомой.
Внизу подо мной появилась красивая дорожная развязка в виде бабочки от которой одна дорога уходит в Ивангород на границу с Эстонией, а другая в Кингисепп. Да вон он и сам виден вдали. До городских многоэтажек осталось не более десятка километров.
Вдруг что-то забарахлило. Вроде бы все в норме, но уже не так хорошо, как раньше. Очередное облачко, казавшееся издалека идеальным и образованным от хорошего потока, на самом деле оказалось лохматым и слабым на подъем. Вариометр под ним не верещал захлебываясь, как раньше, а вякал еле-еле. Ну такое бывает подумалось мне. Схожу под другое. И под другим не очень и под третьим. Как будто кто-то выключил небесный рубильник и восходящие потоки разом иссякли.
Что-то нехорошее шевельнулось внутри. Я посмотрел более внимательно на север в сторону своего аэродрома и увидел, что обстановка коренным образом изменилась. От былого великолепия не осталось и следа. Вернее след остался. Шикарные кучевые облака превратились в какую-то неравномерную мазню невнятного серого цвета, закрывшую голубое небо от меня и почти до самого аэродрома. Земля лишилась солнечного тепла, нет прогрева, а значит под такими облаками никаких потоков и быть не может. Рядом все тоже потихоньку сдохло. Похоже я влип. План вернуться обратно под теми же облаками, под которыми я пришел сюда провалился.
Созрела острая необходимость покумекать, как выбираться из всего этого. Причем сделать это нужно быстро, я бы даже сказал моментально. Высота тает на глазах. На самом деле оно так и происходит в полете, но сейчас все хочется рассказать в подробностях.
Без паники! Прикинем все «За» и «Против». «За» - высота 1200 метров и… Пожалуй и все.
«Против» - до «точки» (аэродрома) около 40 км, а может и несколько больше. Впереди атермичная зона, почти все 40 км полнейшее отсутствие восходящих потоков. Двигаться в другом направлении, не в сторону аэродрома и искать потоки тоже бессмысленно, потому как похоже, что погода «выключилась» везде. А еще встречный ветер. Несмотря на то, что он не сильный все равно это серьезное препятствие. При попутном ветре или в штиль на таком удалении и с такой высотой можно было бы надеяться дойти «на качестве», а сейчас это действительно не реально. Еще одно немаловажное «против» это отсутствие хоть какого-либо практического опыта посадки на площадку. Были только одни разговоры на эту тему и огромное желание слетать учебную площадку. Но это желание так и не воплотилось в реальное упражнение. Все откладывалось на потом, до лучших времен, авось пронесет. А сейчас перспектива сесть на площадку вполне реальная. Я бы даже сказал 100 процентная. Если конечно не случится чудо.
Кстати о чудесах. В планеризме это вполне работающий фактор, на который следует надеется и принимать его в расчет. Не один раз они (чудеса) со мной случались и вытаскивали меня из совсем уж критических ситуаций. Но это при условии, что борешься до конца и не опускаешь руки. И тогда ОНО - Чудо случается. Несколько раз уходил с 200 метров и один раз даже тогда, когда площадки поблизости видно не было. Наверное потому, что когда складывается сложная ситуация из которой кроме чуда выхода нет никакого, то ОНО и случается. Но это мое личное мнение, не претендующее на абсолютную истину или правило.
Ну вот вроде бы и все. Обстановку оценил и оказалось, что она весьма хреновая. Пора принимать решение.
Всем встать! Оглашается решение!
Именем Всемирного планерного сообщества, Федераций планерного спорта России, Санкт-Петербурга и Куммоловской стаи командиром воздушного судна – отдельного планера «Янтарь-стандарт 2», на основе глубокой всесторонней и моментальной оценки обстановки принято решение: Идти в сторону аэродрома и надеяться на чудо по пути! Решение принято окончательно и может быть отменено только тем же командиром воздушного судна в случае принятия им нового решения!
Все, полетели. Внизу в обратном порядке сменяют друг друга деревеньки и примечательные ориентиры. Я двигаюсь в сторону аэродрома. Скорость 90-95. Монотонность и неторопливость этого процесса действуют на нервы. Вот уже высота меньше 1000 метров, а впечатление такое что продвинулся совсем чуть-чуть. 900, 800. Появился и отчетливо виден край этой мглистой облачности. Есть шанс дойти до чистого неба на приличной еще высоте и постараться словить хоть какой-нибудь поток от прогревшейся уже немного земли. Но для этого необходимо экономить высоту, а это значит пилотировать максимально чисто. Скорость 95 и ниточка по центру. Триммируюсь точно на 95. Педальки держу ровно. Ниточка застыла. До края облачности совсем немного, но и высота уже 500. Шансы словить поток минимальные. Выхожу из-под облачности на краю большого поля. Посредине его, трактор деловито таскает за собой косилку все увеличивая проплешину скошенной травы. Прикидываю возможность посадки. Длинна поля пару километров - это хорошо, но проплешина узкая – это плохо. За скошенную траву при посадке можно зацепить крылом и тогда циркуль неизбежен. А это – вероятная поломка планера. Нет это не вариант. Хотя было бы интересно посмотреть на вытянувшиеся физиономии механизаторов после посадки планера на свежескошенное ими поле.
Подхожу к центру поля и вдруг толчок снизу и еще один. Я замер. Стрелка вариометра уверенно подползла к нолику, но его не преодолела. В поисках счастья очень корректно закладываю идеальный вираж. Еще пару толчков и все. Пузыри. Земля только начинает прогреваться. Может здесь и будет хороший поток, но не сейчас. Второй круг делать бессмысленно. Только потеряю высоту. Лучше ее остаток потратить более разумно на поиск лучшей площадки. Лечу дальше. Стрелка высотомера приближается к 300. Критическая высота. Ниже 300 все правила и наставления в один голос рекомендуют искать площадку и оставить все попытки выпарить. Хотя бывают и исключения, но похоже это не тот случай. А вот за дорогой свежескошенное поле и трава даже убрана, и расположено оно вдоль направления ветра. Все идеально! Но есть одно «Но». Вдали показался наш аэродром. До него осталось совсем немного, на глаз 5-7 км и похоже, что можно дотянуть. Однако не все так просто, больше половины этого расстояния сплошной лес. И если случайный нисходящий поток, то садится на деревья не самый лучший выход из сложившейся ситуации.
Что делать? Я почти долетел, но чуда не произошло. Аэродром близко, но есть риск разложить планер или самому разложиться на деревьях. Но риск благородное дело! Да, конечно, но ставки в этой игре несоизмеримы выигрышу. Другими словами - игра не стоит свеч. Понятно, что вариант посадки на площадку более приемлем даже несмотря на отсутствие практического опыта в этом деле и наличии только теоретических познаний. Так сказать, с чужих слов. Он безопаснее. Хотя и обидно. Ведь почти дома, почти долетел, но все же почти…
На краю поля, вдоль дороги милая и очень уютная деревенька. Ну совсем крошечная, всего пару десятков домиков. Наверно это её жители совсем недавно скосили и убрали с поля всю траву. Как любезно с их стороны! Можно считать это своеобразным приглашением зайти, вернее залететь на огонек. И я им с удовольствием воспользовался. Построил круг захода и подтянув по туже ремни пошел на посадку.
«Сабля», я два сорок один. Захожу на площа
В последнее время как-то часто в нашем маленьком планерном сообществе ребята стали садиться на площадки. За последних две недели четыре посадки в поле или пять… И это при том, что за все предыдущие сезоны ни одной.
Вот и вчера, в воскресенье двое умостились на поле совершенно недалеко от аэродрома. В том числе и я.
С утра все складывалось как нельзя лучше. После недели дождей настало утро воскресенья с голубым небом и ярким солнцем. Солнышко усердно прогревало землю и уже к полудню стало окончательно понятно, что необходимо выкатывать планера на старт. Массивные тучи с темным основанием расположились на небе в южном и западном направлении. И манили нас…, манили…, как «красные труселя Михалыча».
Мне уже давненько хотелось испытать возможности своего «Янтаря» так сказать по максимуму, поэтому увидев такое великолепие я не стал долго размышлять, а выкатился вместе со всеми. Буксировщик по-быстрому забросил всю нашу стаю наверх и каждый полетел по своему плану. После отцепки я достаточно быстро выбрал кромку на 1300 метров и пошел на запад по пути останавливаясь ненадолго под наиболее мощными облаками поднабрать высоты и продолжить путь. Облака были одно другого краше и полет не представлял никаких трудностей, необходимо было просто лететь от одного к другому, наслаждаться полетом и любоваться видами. Я летел без оглядки полагая, что после того, как достигну цели своего путешествия, то смогу вернуться обратно под такими же красивыми и «рабочими» облаками. Таллинское шоссе ломаной линией уходит к Эстонии и ведет меня в сторону Кингисеппа. Этот город по моему замыслу будет первым поворотным пунктом моего маршрута. Второго пока еще не было потому, что как и куда лететь потом - будет решаться потом. Заморачиваться на это сейчас не хотелось. Так сказать, полет в свободном стиле, ни к чему не обязывающий экспромт в небе.
Денек был действительно великолепен и я наслаждался окружающими красотами с высоты птичьего полета и птицами на своей высоте. Восточнее, не очень далеко от меня, противоположным курсом шла огромная стая аистов. Наверное около трех десятков птиц с вожаком во главе. В их построении четко угадывалась иерархия стаи. За все время, что я их наблюдал никто из них не решился изменить свое место в строю, как в прочем и взмахнуть крыльями. Они летели как монолит, как солдаты на параде, не шелохнувшись и наверное не дыша. За то время пока я их видел птицы пролетели 5-7 км и ни единого движения, даже длинные клювы смотрели в одном направлении, как антенны и не поворачивались. По какому поводу такая торжественность? В середине дня, посреди лета… Может юбилей или праздник какой-нибудь птичий? День независимости аистов планеты Земля или теща вожака пригласила всех на блинчики с лягушатиной? Как бы то ни было, а причина такой демонстрации должна быть весомой.
Внизу подо мной появилась красивая дорожная развязка в виде бабочки от которой одна дорога уходит в Ивангород на границу с Эстонией, а другая в Кингисепп. Да вон он и сам виден вдали. До городских многоэтажек осталось не более десятка километров.
Вдруг что-то забарахлило. Вроде бы все в норме, но уже не так хорошо, как раньше. Очередное облачко, казавшееся издалека идеальным и образованным от хорошего потока, на самом деле оказалось лохматым и слабым на подъем. Вариометр под ним не верещал захлебываясь, как раньше, а вякал еле-еле. Ну такое бывает подумалось мне. Схожу под другое. И под другим не очень и под третьим. Как будто кто-то выключил небесный рубильник и восходящие потоки разом иссякли.
Что-то нехорошее шевельнулось внутри. Я посмотрел более внимательно на север в сторону своего аэродрома и увидел, что обстановка коренным образом изменилась. От былого великолепия не осталось и следа. Вернее след остался. Шикарные кучевые облака превратились в какую-то неравномерную мазню невнятного серого цвета, закрывшую голубое небо от меня и почти до самого аэродрома. Земля лишилась солнечного тепла, нет прогрева, а значит под такими облаками никаких потоков и быть не может. Рядом все тоже потихоньку сдохло. Похоже я влип. План вернуться обратно под теми же облаками, под которыми я пришел сюда провалился.
Созрела острая необходимость покумекать, как выбираться из всего этого. Причем сделать это нужно быстро, я бы даже сказал моментально. Высота тает на глазах. На самом деле оно так и происходит в полете, но сейчас все хочется рассказать в подробностях.
Без паники! Прикинем все «За» и «Против». «За» - высота 1200 метров и… Пожалуй и все.
«Против» - до «точки» (аэродрома) около 40 км, а может и несколько больше. Впереди атермичная зона, почти все 40 км полнейшее отсутствие восходящих потоков. Двигаться в другом направлении, не в сторону аэродрома и искать потоки тоже бессмысленно, потому как похоже, что погода «выключилась» везде. А еще встречный ветер. Несмотря на то, что он не сильный все равно это серьезное препятствие. При попутном ветре или в штиль на таком удалении и с такой высотой можно было бы надеяться дойти «на качестве», а сейчас это действительно не реально. Еще одно немаловажное «против» это отсутствие хоть какого-либо практического опыта посадки на площадку. Были только одни разговоры на эту тему и огромное желание слетать учебную площадку. Но это желание так и не воплотилось в реальное упражнение. Все откладывалось на потом, до лучших времен, авось пронесет. А сейчас перспектива сесть на площадку вполне реальная. Я бы даже сказал 100 процентная. Если конечно не случится чудо.
Кстати о чудесах. В планеризме это вполне работающий фактор, на который следует надеется и принимать его в расчет. Не один раз они (чудеса) со мной случались и вытаскивали меня из совсем уж критических ситуаций. Но это при условии, что борешься до конца и не опускаешь руки. И тогда ОНО - Чудо случается. Несколько раз уходил с 200 метров и один раз даже тогда, когда площадки поблизости видно не было. Наверное потому, что когда складывается сложная ситуация из которой кроме чуда выхода нет никакого, то ОНО и случается. Но это мое личное мнение, не претендующее на абсолютную истину или правило.
Ну вот вроде бы и все. Обстановку оценил и оказалось, что она весьма хреновая. Пора принимать решение.
Всем встать! Оглашается решение!
Именем Всемирного планерного сообщества, Федераций планерного спорта России, Санкт-Петербурга и Куммоловской стаи командиром воздушного судна – отдельного планера «Янтарь-стандарт 2», на основе глубокой всесторонней и моментальной оценки обстановки принято решение: Идти в сторону аэродрома и надеяться на чудо по пути! Решение принято окончательно и может быть отменено только тем же командиром воздушного судна в случае принятия им нового решения!
Все, полетели. Внизу в обратном порядке сменяют друг друга деревеньки и примечательные ориентиры. Я двигаюсь в сторону аэродрома. Скорость 90-95. Монотонность и неторопливость этого процесса действуют на нервы. Вот уже высота меньше 1000 метров, а впечатление такое что продвинулся совсем чуть-чуть. 900, 800. Появился и отчетливо виден край этой мглистой облачности. Есть шанс дойти до чистого неба на приличной еще высоте и постараться словить хоть какой-нибудь поток от прогревшейся уже немного земли. Но для этого необходимо экономить высоту, а это значит пилотировать максимально чисто. Скорость 95 и ниточка по центру. Триммируюсь точно на 95. Педальки держу ровно. Ниточка застыла. До края облачности совсем немного, но и высота уже 500. Шансы словить поток минимальные. Выхожу из-под облачности на краю большого поля. Посредине его, трактор деловито таскает за собой косилку все увеличивая проплешину скошенной травы. Прикидываю возможность посадки. Длинна поля пару километров - это хорошо, но проплешина узкая – это плохо. За скошенную траву при посадке можно зацепить крылом и тогда циркуль неизбежен. А это – вероятная поломка планера. Нет это не вариант. Хотя было бы интересно посмотреть на вытянувшиеся физиономии механизаторов после посадки планера на свежескошенное ими поле.
Подхожу к центру поля и вдруг толчок снизу и еще один. Я замер. Стрелка вариометра уверенно подползла к нолику, но его не преодолела. В поисках счастья очень корректно закладываю идеальный вираж. Еще пару толчков и все. Пузыри. Земля только начинает прогреваться. Может здесь и будет хороший поток, но не сейчас. Второй круг делать бессмысленно. Только потеряю высоту. Лучше ее остаток потратить более разумно на поиск лучшей площадки. Лечу дальше. Стрелка высотомера приближается к 300. Критическая высота. Ниже 300 все правила и наставления в один голос рекомендуют искать площадку и оставить все попытки выпарить. Хотя бывают и исключения, но похоже это не тот случай. А вот за дорогой свежескошенное поле и трава даже убрана, и расположено оно вдоль направления ветра. Все идеально! Но есть одно «Но». Вдали показался наш аэродром. До него осталось совсем немного, на глаз 5-7 км и похоже, что можно дотянуть. Однако не все так просто, больше половины этого расстояния сплошной лес. И если случайный нисходящий поток, то садится на деревья не самый лучший выход из сложившейся ситуации.
Что делать? Я почти долетел, но чуда не произошло. Аэродром близко, но есть риск разложить планер или самому разложиться на деревьях. Но риск благородное дело! Да, конечно, но ставки в этой игре несоизмеримы выигрышу. Другими словами - игра не стоит свеч. Понятно, что вариант посадки на площадку более приемлем даже несмотря на отсутствие практического опыта в этом деле и наличии только теоретических познаний. Так сказать, с чужих слов. Он безопаснее. Хотя и обидно. Ведь почти дома, почти долетел, но все же почти…
На краю поля, вдоль дороги милая и очень уютная деревенька. Ну совсем крошечная, всего пару десятков домиков. Наверно это её жители совсем недавно скосили и убрали с поля всю траву. Как любезно с их стороны! Можно считать это своеобразным приглашением зайти, вернее залететь на огонек. И я им с удовольствием воспользовался. Построил круг захода и подтянув по туже ремни пошел на посадку.
«Сабля», я два сорок один. Захожу на площа