Рассказы планериста

С интересом прочёл ваши рассказы про полёты. Продолжайте в том же  духе, очень вдохновляет. Вопрос - Прицепив к автомобилю одолженный у друзей лодочный прицеп, переоборудованный под перевозку планера, я двинулся в путь.-
  Подскажите, пожалуйста, как переоборудовать лодочный прицеп и как узаконить это переоборудование?
 
Переоборудовать можно. Узаконить очень сложно, что практически равносильно нельзя, к сожалению. Здесь на форуме есть целая ветка про планерные прицепы, самодельные в том числе. Кажется называется планеровоз.
Я пошел по другому пути. На сайте Segelflug.de есть целая ветка по продаже прицепов планерных https://www.segelflug.de/osclass/index.php?page=search&sCategory=125
Можно найти по самой разной стоимости и предназначению. от 300 евро и выше. Есть одна особенность прицепы полной снаряженной массой до 750 кг можно буксировать категорией "В". Если выше - продлемы с гибададой. Если Вас заинтересует этот путь подскажу в какой последовательности решать вопросы с поездкой в Европу, таможней и пр.
А лодочный прицеп я переоборудовал достаточно просто. Это видно на 2-х последних фото в рассказе "В Венгрию за планером". Спереди перпендикулярно дышлу я прикрепил сваренную из уголков рамку в которую вряд вставил ложементы. По бокам для крыльев, по центру для фюзеляжа. и сзади тоже поставил 3 ложемента. Вот  и вся переделка. Главное все хорошо закрепить и ложементы к прицепу и планер в них, чтоб предотвратить перемещение при торможении и разгоне.
 
.... Есть одна особенность прицепы полной снаряженной массой до 750 кг можно буксировать категорией "В". Если выше - продлемы с гибададой.

Никаких проблем нет, если знать законы. В России действует Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ. В нем есть  Статья 25 "Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами."
" 1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):
.................
категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого[highlight] превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;[/highlight]
......................
категория "BE" - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;"


Читаем закон внимательно, распечатываем, возим с собой. У нас немалая часть планерных прицепов тяжелей 750 кг. Есть, например, с разрешенной максимальной массой 850 кг. Если у тягача масса без нагрузки не меньше 850кг, а разрешенная максимальная не больше, чем 3500-850=2650кг  - можно везти этот прицеп, имея только категорию В. У меня категории ВЕ нет. Ездил с таким прицепом неоднократно, общался с ГАИ. Проблем - нет.

Возможно, в других странах есть отличия в законодательстве, и всё немного сложнее, чем в России. Но у нас в стране  прицеп тяжелей 750 - не приговор 🙂
 
Спасибо! Давно искал эту информацию с конкретной ссылкой на закон. Обязательно распечатаю и даже раздам всей нашей стае.

Имел несколько встреч с доблестными представителями гибадады. Ехал с прицепом. И ни один раз никто из них сути вопроса не знал. Однажды пытались раскрутить меня на бакшиш через длину прицепа. Мол большая длина автопоезда. Я им прочитал короткую лекцию про 750 кг и сказал чтоб учили правила. Пожелали счастливого пути. Противно даже о них вспоминать.
 
И какая скорость снижения планера в спирали с креном 60 градусов?
Техника обработки потоков это целое искусство. Вы спросили почему большой крен часто используют и я вам ответил.

Но это вовсе не значит, что его надо всегда использовать. Тут все зависит от силы потока. Понятно, что при увеличении крена увеличивается и скорость снижения планера, но при сильном потоке есть смысл пойти на ее увеличение потому, что увеличенный крен позволит сместиться внутрь потока, где скорость подъема воздуха значительно больше. В этом случае, даже при увеличении скорости снижения планера, вы будете набирать высоту быстрее, чем если бы вы летели с меньшим креном и, соответственно, с меньшей скоростью снижения, но дальше от центра потока, где воздух поднимается заметно медленнее.

Если же поток слабый, то увеличивать крен нет смысла потому, что даже в центральной части слабого потока скороподъемность воздуха будет недостаточной, чтобы компенсировать увеличившуюся скорость снижения.

Крен в потоке это всегда компромисс и в этом и состоит мастерство пилота, чтобы правильно им пользоваться. Существуют математические расчеты на эту тему и их можно найти в интернете.
 
Однажды пытались раскрутить меня на бакшиш через длину прицепа. Мол большая длина автопоезда. Я им прочитал короткую лекцию про 750 кг и сказал чтоб учили правила.

И здесь 750кг непричём  🙂. Снова читаем Правила Дорожного Движения Российской Федерации (ПДД), пункт 23.5.:

«Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, [highlight]по длине (включая один прицеп) 20 м[/highlight], либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.»

«ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом
Предельно допустимые габариты транспортных средств, длина:
Одиночное транспортное средство - 12 метров
[highlight]Прицеп - 12 метров[/highlight]
[highlight]Автопоезд - 20 метров[/highlight]»

Даже здоровенный и очень неудобный прицеп для ЛАК-12 не длинней 12 метров. Легковая обычно не больше шести. В сумме до разрешенной длины еще как до луны  😎.
 
Дотянул.
(когда низя, а хочется)

Нагрянула жесточайшая инверсия. Теплые воздушные массы задавили всю термическую активность. И кажется это на всей земле. В Москве сидят на земле, в Орле сидят на земле и мы в Питере сидим на земле. И кажется вся земля сидит на земле. Такое вот невеселое словоблудие.
Небо голубое и бездонное. Манит и нет сил сидеть..
А тут еще как назло пилотажники над точкой резвятся как дети малые. И жужжат, и шумят, и кувыркаются. И весело, не скрывая своих эмоций болтают в эфире с РП типа о серьезных вещах. «Разрешите взлет?», «Разрешите переворот?», «Разрешите на левом боку полетать?», «Разрешите на правом?». Как будто им и невдомек, что кто-то в это время мается на аэродроме и с надеждой вглядывается в небо, в поисках хоть одного маленького, кудрявого, кучевого облачка.    
А внутри свербит мысль — это ведь все только с земли так плохо, а взлетишь и найдешь тот самый 4-х метровый, и поднимешься, и полетишь. И вот уже внутри тебя оптимистические сомнения начинают бороться с пессимистическими «железными» аргументами разума и опыта.
Вот тебе прогноз погоды, вот тебе графики, а вот аэрологическая диаграмма. Что убедительно? Куда лететь?
Хм... Ну вроде бы да... Некуда.
Но птицы ведь летают? И я смогу!
Так ведь птицы это птицы, а ты человек. Они графиков не видят и прогнозов не слушают. Наверное поэтому и летают. А ты уже насмотрелся и начитался, так, что сидеть тебе на земле.
Все равно не буду! Бурчишь ты себе под нос и потихоньку приближаясь к планеру, как бы невзначай стягиваешь чехол с правого крыла. Ну типа проверить, как там оно под чехлом. Потом с левого, потом еще и еще и вот уже, как бы между делом твой крылатый друг расчехлен, ты сам с надетым парашютом, сидишь пристегнутый в кабине, связь проверена, стрелки приборов установлены на ноль, впереди буксировщик и выпускающий цепляет фал. За тобой на старте еще пара таких же неисправимых оптимистов, рискнувших бросить вызов силам природы, прогнозам, статистике и всем пессимистам от авиации вместе взятым.
Мягкий рывок вперед, разгон и приятный отрыв. Буксировщик пыхтит от натуги и жары, напрягаясь изо всех сил, чтоб набрать 800. Медленно и печально вы поднимаетесь в небо. Ты с надеждой смотришь вверх, надеясь на чудо и на появление хотя бы слабого сгустка тумана. Пока ничего нет. Не страшно утешаешь ты себя. Вот в позапрошлые выходные так же было и ничего, летали! И потоки были! Вариометр тоже не предвещает ничего хорошего. +2-2.5 и далее никак. Обычные показатели при буксировке. 
И вот вы на вершине. Взмах крыльями, отцепка и умаявшийся Як-12 со вздохом облегчения, страдая одышкой и похлопывая коллектором мотора уходит к земле.
Вот ты и в небе. Колесо убрать, животик подобрать, триммер на 90, ниточку по центру. Доклад РП. Продолжаем задание!
Осматриваюсь по сторонам. Птиц не видать. В смысле видать, но все почему-то внизу и не похоже, чтоб парили. Только как-то судорожно машут крыльями и так сказать короткими перебежками. Понятно. От птиц сегодня вряд ли дождешься подсказки.
Ладно. А что у нас над деревней, коровником с битумной крышей, вот над этой полянкой, которая всегда баловала нас перед посадкой слабенькими «пузырями» и давала возможность напоследок, не напрягаясь еще немного подержаться в воздухе? Подхожу, исследую. Полянка не изменяет своим принципам и стараясь оправдать высокое звание прародительницы «дежурных» термиков дарит мягкие толчки снизу. Закладываю вираж и стараюсь отцентроваться. А если вот так зайти? А так попробовать? А вот такой радиус? А здесь может что-нибудь есть? Полкруга вверх, полкруга вниз. Центр не определить, поток не словить. Его просто нет... Высота тает на глазах. Долгожданного подъема не получилось.
Мозг становится компьютером-калькулятором. В ограниченном по времени периоде старается переварить огромный объем информации и принять единственно правильное решение. Лететь дальше или не лететь? Искать или не искать? Хватит высоты или не хватит? Холодный рассудок, как всегда выдает одну и ту же, уже надоевшую рекомендацию — «не стоит, не надо, не лезь, а то плохо будет!» Душа просит драйва. Чё зря поднимались что ли? А вдруг повезёт? Давай, пробуй! 

А-а-а-а, поехали! По-русски шапку о земь и вперед! Вон она та самая горячая от непривычно жаркого весеннего солнца пашня, на краю прохладного леса. Рукой подать. Там уж точно на контрасте что-нибудь будет! Направляю планер к заветному полю. Аэродром остается сзади. Спина физически чувствует, как увеличивается расстояние между мной и точкой. Еще успею, еще успею, успокаиваю я себя. Лишь бы там впереди был поток. Глаза уже в сотый раз пробегают по знакомому маршруту — высотомер, вариометр, ниточка, скорость. Высотомер, вариометр, ниточка, скорость. Пытаюсь выдерживать оптимальные показатели. Дыхание отсутствует, пульс максимальный. Ну вот приехали. Полянка подо мной. С учетом ветра захожу и пытаюсь словить поток. И вот кажется есть! Слабые толчки. Один, два, … а еще? А ещё?
А нету!!!
А потом -2 и -3 и даже четверка в минус. Вот так преферанс! Однако записали мне «в гору» порядочно. Надо ноги уносить. А такое поле было соблазнительное, ну ни в жизнь не подумать, что такой подвох будет. Высоты в обрез. Разворот на точку, а до неё еще идти и идти, и само собой разумеется против ветра. Как и с бутербродом, который как все знают маслом вниз, так и с потоками, которые самые сильные и манящие всегда кажутся по ветру.
«А я говорил, а я предупреждал» - злорадствует разум. «А ты не послушался! А я …! А я!»
А пошел ты...! И без тебя проблем хватает.
Ну и пойду, и пойду, вот сядешь на площадку - будешь знать. Проставляться придется и все такое.
Душа, как совестливый подстрекатель, осознавая свою вину молчит, забившись в дальний уголок сознания и не подает признаков присутствия.
Опять вляпался. И опять по той же причине. Опять её послушался. Коришь ты себя. Конечно ты не перешел за край и возврат на аэродром без приключений все еще возможен, но все на пределе. Высоты только-только дотянуть и хорошо, что садиться можно будет с прямой. Ну а если по дороге нисходящий поток? Тогда уже без шансов. Площадка гарантирована. И не факт, что самая лучшая. И оставшаяся половина дня в трудах, аки пчела. Потому как буксировщик вряд ли прилетит.
Минуты тянутся, земля медленно движется, цель постепенно приближается. Мозг опять лихорадочно калькулирует. По мере приближения понимаешь, что вроде обошлось, вот уже и дотянул. Ну теперь уже наверняка! Я дома!

«Два сорок один, на третьем, посадку».
«Посадку разрешаю. Ветер справа 80 градусов, 2-3 метра»
«Условия принял!»
Как приятно слышать эти слова РП! В них и забота и гостеприимство «земли», твоего аэродрома, твоей «точки»! Желание принять тебя после длительного или не очень полета, уставшего и намаявшегося, с минимальным остатком топлива в баке самолета или адреналина в крови планериста.
Как приятно видеть на глиссаде эту полосу под нужным углом! И уже не сомневаться, что дотянул. Как здорово мягко коснуться на посадке колесом о грунт ВПП, услышать знакомый грохот в кабине и почувствовать всем телом, как старается амортизатор, сглаживая ухабы бережно донести тебя до стоянки.

Ты прилетел. Ты на земле.
Санкт-Петербург 2014 год
 

Вложения

  • 60_038.jpg
    60_038.jpg
    100,9 КБ · Просмотры: 287
Нахлынуло.

Зима, вечер, дача, тишина….
Зимний отпуск. Даже треск дров в камине не нарушает этой тишины. Хорошо бы конечно затопить камин и тупо смотреть неопределенное количество времени на мерцающее пламя, вообще ни о чем не думая, но лень. И топить лень и думать лень.
Сижу…Пишу, что приходит в голову.
За стенами дома холодно и снежно. Сегодня весь день из телевизора доносились истерические вопли метеобюро о погоде и прогнозе на ближайшие дни, транспортном коллапсе на питерских дорогах, пробках в 10 баллов и штормовом ветре, который гонит воду из Финского залива в устье Невы и создает угрозу наводнения.

«Похоже их там здорово засыпало»,- приходит мне в голову мысль.
Да «Их» и «Там». Потому как у меня и здесь все нормально. Обычный зимний вечер. Пушистый снег покрыл мягким одеялом двор и улицу, и деревья в лесу. Это свело к нулю все мои вчерашние усилия по уборке территории вокруг дома. Ну и ладно. На ветках сосен и елей огромные пушистые шапки. Они   устало опустили свои «руки» к земле, будучи не в силах удерживать такой груз. Фонарь на столбе тускло освещает улицу, стараясь в меру своих 100 ваттных силенок, соперничать с великим зимним мраком и сохранять на небольшом пятачке под собой пусть и иллюзорное, но подобие дня. Кажется очень странным, что где-то «Там» уставшие после первого посленовогоднего трудового дня люди, нервно терпят в час пик свое заточение в автомобильных пробках. Безуспешно пытаются добраться домой. С грохотом закрываются створки дамбы, прикрывая собой великий город от студеных волн Балтики. Беснуется стихия и соперничая с ней, как всегда на пределе работает снегоуборочная техника.
А у меня здесь тихо и безмятежно… Единственная единица моей снегоуборочной техники в виде отличной финской лопаты, купленной по случаю в прошлом году, спокойно стоит в углу сарая и прекрасно понимая, что её хозяин вряд ли немедленно вступит в схватку со стихией, готовится по своему скоротать этот вечер в компании других обитателей дачной хозпостройки.
Тишина…
И приходят воспоминания. О лете, о полетах. Фрагменты один за другим всплывают в голове. Это немного похоже на травлю баек у костра. Только собравшихся погреться всего один. И «заливать» он не собирается, потому, как самому себе врать как-то несподручно. Сразу «спалишся».
Помню как сейчас. Взлетаю я как-то в середине лета попарить. Все идет как обычно. Впереди Витя на своем Як-12, за ним я на длинном фале болтаюсь. Вверху кучевка, не самая сильная правда, но терпимая. Внизу медленно проплывают поля и леса, болотца да озера. Растет высота. Нарезаем круги. Подымаемся. Перед взлетом я попросил Витю затянуть на 1000 вместо обычных 800. Так, слегка подстраховался. Облака действительно не внушали доверия, а 200 лишних метров высоты это еще один шанс зацепиться если, что не так пойдет. По мере подъема окружающие красоты проявляются все отчетливее. Финский залив вдали притягивает своей бескрайней водной гладью. И появляются крамольные мысли. Вот бы махнуть через него на противоположный берег! Представляю, как вытянутся в удивлении физиономии у тех, кто на аэродроме в «Горской» будет наблюдать, как плавно к ним на посадку заходит планер. Да, это будет шок! Правда потом последуют и некоторые непопулярные меры административного характера, но это уже потом. Хотя навлекать на себя неприятности, да и не только на себя абсолютно не хочется. Искать приключения на пятую точку не в моих правилах. Но помечтать ведь можно?
А если чисто теоретически идея не такая уж и нереальная. Ширина залива в районе Кронштадта не более 20 км. При моем качестве, если стартовать с высоты километр-полтора - всего один переход. И это с большим запасом. Плюс на переходе, примерно посредине пути - кронштадский аэродром. А над самим Кронштадтом постоянно кучевое облако висит. Даже не в самую лучшую погоду. Так, что можно будет там набрать высоты и продолжать, а при неудачном раскладе приземлиться.
От этих приятных фантазий я был оторван самым жёстким образом. Планер накренился вправо. Рука абсолютно без участия головы, автоматически парировала этот крен небольшим движением ручки влево. Обычно этого достаточно. В нормальном полете движения ручкой, как правило составляют один-полтора сантиметра от нейтрали и этого вполне хватает. Но ничего не произошло. Крен вправо стал расти. Еще ручку влево – и опять ничего! Медленно, но уверенно планер крениться направо. А я ничего не могу сделать! Подключился мозг. Объявленная по всему организму тревога, как молнией прошила меня от макушки до пяток. Моментальный впрыск лошадиной дозы адреналина в кровь, в долю секунды обострил внимание до предела. Соображалка стала соображать предельно быстро. Безмятежность и благодушие улетучились, как будто их и не было вовсе. В висках пульсирует кровь, тело напряжено. Что делать??? Такой ситуации не было еще ни разу. Я привык, что если я рулю, то оно рулится! А сейчас не так. Прочему? Так не бывает! Так не должно быть!
Ответа нет. Делаю единственное, что можно сделать. Даю ручку в упор влево. Скорость кренения значительно уменьшилась, но все равно осталась. Крен уже около 30 градусов и продолжает медленно расти. Педаль! Еще и левую педаль! Даю педаль. Вроде бы прекратилось… Но полностью из крена выйти не удается. С большим правым креном и с вопиющим левым скольжением я на фале волочусь за буксировщиком. Именно волочусь потому, как лететь в такой «позе» вряд ли возможно. Взгляд мечется по приборам. Скорость – 115, на варике подъем 2 метра, высота 950. Ниточка влево – так «звиняйте» педаль до конца втиснул. По приборам все нормально! А планер как «ватный». И вдобавок к крену и скольжению еще и проваливаться стал. Буксировщик уходит с линии горизонта вверх и я начинаю ощущать спутную струю. Потряхивает. Добираю ручку на себя. Нехотя и очень медленно планер начинает реагировать. Постепенно уменьшается крен, подымаюсь на линию буксировщика. Перестаю фанатично давить на педаль, скольжение уменьшается. Но все происходит очень медленно, чрезвычайно медленно! Вот вроде бы выровнял. Лечу прямолинейно. Но во всем поведении планера сквозит какая-то неуверенность, неустойчивость. Как будто крылья не ощущают опоры. Я как в вакууме. Прошла буквально доля секунды и меня стало валить влево. Все зеркально повторяется, в такой же последовательности как и с правым креном. Предпринимаю все те же действия и так же нехотя, с очень большим трудом все восстанавливается. И опять показания приборов в норме! Все очень похоже на то, как планер ведет себя перед сваливанием в штопор. Так же вальяжно и слабоуправляемо. Но о каком штопоре речь? Скорость то нормальная 115! Может сильный попутный порыв ветра? Но тогда указатель скорости это показал бы. Одни вопросы. Ответ найти сейчас трудно.
Продолжаю полет как на острие иглы, в любое мгновение равновесие может нарушиться и опять начнется «завал». Взгляд падает на ручку сброса фонаря, замок привязных ремней. В голове прокручиваю порядок покидания воздушного судна. Неужели придется воспользоваться? От этого не по себе. Возникает мысль доложить РП. А что докладывать?
Все хватит болтаться, надо отцепляться. Может так устаканится.
«Два сорок один, отцепка!»
«Два сорок один, отцепка, задание»,- спокойно командует РП.
Рычаг на себя, фал выстреливает вперед, получивший свободу буксировщик уходит вправо вниз. Я естественно пытаюсь уйти в противоположную сторону.
«Два сорок один, задание» - выдаю я «квитанцию» для РП.
Очень неохотно планер подчиняется командам органов управления. Опускает левое крыло и отходит влево.
Проходит еще несколько мгновений, ручка и педали постепенно «крепнут», как будто наливаются силой и с ней приходит власть над летательным аппаратом. Планер начинает правильно реагировать на все движения органами управления. Еще пару секунд и от былой «тупости и неадекватности» не осталось и следа. Он по-прежнему легок и прост в управлении. Все как всегда. На указателе скорости 90, на варике «– 0.5», ниточка – ровно. Обычный полет по прямой. Как-то неправильно это. Скорость упала, а управление улучшилось.
Хм. А что это было? Что произошло? Как наваждение какое-то. Как пришло, так и ушло. И длилось всего минуту - полторы. Хотя время похоже перестало существовать. Все как-то замедлилось и изменилось. Времени не стало, а изображение, как на экране. Неестественное какое-то.
Оставшийся полет прошел без приключений. А приземлившись я рассказал об этом своему инструктору Ларисе Петровне. От неё я узнал, что в этот же день, только часом позже, в полете на Бланике, с учеником у неё было что-то похожее. При заходе на посадку, между третьим и четвертым, проявились те же симптомы, что и у меня. Планер так же стал плохо слушаться органов управления и беспричинно валиться по крену и высоте. При нормальном показании приборов. Только вот высота у них была 150-200. А это совсем уж не весело. Но через некоторое время все прошло так же, как и началось. И после четвертого садились уже штатно. Объяснить это Лариса Петровна тоже не смогла, так же как и припомнить было ли что-нибудь похожее с ней прежде.

Долго потом я обдумывал происшедшее, но так ничего в голову и не пришло. Не нашел объяснения случившемуся.


Санкт-Петербург 2015 год.
 

Вложения

  • 1_1833.jpg
    1_1833.jpg
    26,9 КБ · Просмотры: 254
Штиль. Планер плавно перемещается в этом великом мироздании. Полнейшее спокойствие и безмятежность. Время практически остановилось. Оно здесь измеряется не суетливыми секундами, минутами и часами, а геологическими эпохами, космическими мегапериодами. Это великолепие вечно. Оно было миллионы лет до нас и будет после. Это Вселенная…

Белая ночь.


Июль, лето, разгар белых ночей в Санкт-Петербурге. Время влюбленных, романтических прогулок, буйства эмоций и чувств на фоне приглушенных пастельных красок волшебной поры.
Солнце собирается лишь ненадолго покинуть нас, слегка спрятавшись за горизонт, но его присутствие все равно будет чувствоваться везде. Воздух вокруг словно наэлектризован потенциальной энергией желаний и ненасытной тягой вкушать окружающую тебя прелесть и восхищаться самыми простыми вещами. Ленивым шелестом волн Финского залива, кругляшами камней над поверхностью воды, остывшим после жаркого, пляжного дня песком под ногами, кривыми береговыми соснами, изуродованными порывистыми бризами. 
 

Вложения

  • 22_008.png
    22_008.png
    55,6 КБ · Просмотры: 264
Не раз воспет поэтами и писателями этот период, но они все больше писали о необычайной красоте одетых в гранит набережных Невы, царственном Медном всаднике, куполах соборов.  О скромной красоте пригородов написано не так много. А посмотреть есть на что. Рядом с нашим аэродромом много восхитительных мест. Нужно только вглядеться в казалось бы простые вещи, которые днем даже незаметны. Днем не до того, днем все заняты… 
А сейчас появилось время. И можно увидеть, как из вечернего полумрака, в перелеске проступают очертания старой графской усадьбы. Обычные дневные развалины постепенно превращаются в полный мистики дом с белеющими колоннами и мезонином. В небе усталые за день аисты возвращаются в свои гнезда. Постепенно наполняется мраком дорога меж деревьев в прозрачном лесу.  На фоне багрового заката силуэты сосен приобретают больше темных тонов. Извилистая тропинка убегает в поле и только необычно яркий цвет травы, подсвеченной западным заревом, подчеркивает неестественность происходящего на фоне возвышающегося на востоке мрачного неба.
Там на востоке – настоящая ночь. Со звездами и луной, непроглядной теменью, кочками и камнями на дороге о которые обязательно споткнешься и будешь скулить, потирая ушибленный мизинец. И тут уж не до ночных красот и любования созвездиями. Поскорей бы доковылять домой.
Там, южнее все как обычно. Каждый день светло. Каждую ночь темно. А здесь все по-другому, по-особенному. Здесь – белая ночь. К сожалению, она будет радовать нас своими прелестями совсем недолго. Всего пару недель до дня летнего солнцестояния и пару после. Вторая половина июня и начало июля. Надо спешить насладится этой непохожей ни на что красотой.
На аэродроме к приближению белой ночи каждый готовится по-своему. Планеристы швартуют планера, бережно укрывая чехлами фонари. «Самолетчики» заправляют на завтра своих моторизованных монстров. Какой-то запоздалый «Як» докручивает последние петли в тронутом сумерками небе. Из укладочной послышались первые, нестройные, гитарные аккорды. От мангала повеяло ароматом томящегося на углях мяса. Печная труба над банькой выпускает струи дыма, готовя жаркую парную для любителей.  А вот из беседки рядом с ангарами доносятся уже не совсем вменяемые, басовитые, мужские восклицания и громовой хохот, прерываемый звоном сомкнутых стаканов и следующей за этим паузой для употребления хмельного напитка. В беседке собралась та часть нашей летной братии, которая стала готовиться к наступлению белой ночи загодя, возможно еще с обеда или во время обеда, и сейчас пребывает уже в соответствующем расположении духа.   
Я стою рядом со своим планером и прикидываю, как лучше и в какой последовательности выполнить задуманное. А задумал я вот, что.
В один из вечеров мне пришла в голову мысль – а что если полетать на планере ночью?
Ну и бред! Сказал бы обычный планерист средней полосы России. Ведь не видно ни зги! Как взлетать, садится? А там наверху, где земля, где небо? И вообще что там делать ночью? Ведь потоков то нет.
Все верно. При условии, что это ночь обычная, в смысле «темная ночь».  Но у нас-то она белая! И это все меняет. Взлет – без проблем, посадка тоже. А вот как там на верху? Красиво наверное. Очень захотелось посмотреть сверху на землю и закат и солнце и… и все такое!!!   
Разговор с Димой - буксировщиком был короткий.
«Дим, затянешь меня на тысячу?» - спросил я.
«Что сейчас?» - удивленно спросил Дима.
«Ну да, Хочу на залив вечером полюбоваться», - ответил я.
«Хорошо» - быстро согласился Дима. «Затяну».
Недолгие раздумья это одна из его положительных черт. Если лететь, то что тут думать? Надо лететь. На чем? Разберемся когда сядем в кабину. Куда? Поймем в воздухе. Зачем? Как зачем? Чтоб лететь! Есть такая категория людей, которые живут только там наверху, а здесь на земле коротают время между вылетами. Они без напряжения летают на всем, что в состоянии летать. И с некоторым усилием на том, что в принципе летать не может. Главное чтоб центровка была правильная.
Я радостно бегу на стоянку планеров и начинаю подготовку планера к вылету. И это в 23.30. У многих, кто видит мою суету немой вопрос в глазах.
«И куда это?» - слышу за спиной.
«Хочу ночью полетать» - отвечаю я.
«Смотри поосторожнее, луна взошла, скоро потоки пойдут «лунные». Они говорят самые сильные. Затянет, не вернешься». «Гы, гы, гы».
Дружеские подколки вызывают улыбку. С выпускающим выкатываем планер на старт.
Луна действительно взошла. Медленно, нерешительно и как-то долго поднималась из-за леса на горизонте. Неестественно огромная и немного кособокая, в отличии от яркого солнца она имела призрачный, самую малость желтоватый, но все-таки бледный белый цвет. Задержалась ненадолго над верхушками деревьев в недоумении - солнце ведь еще не зашло. Но через некоторое время, повинуясь своему астрономическому распорядку продолжила неспешный путь к зениту.
Вечерняя прохлада постепенно проникает во все уголки аэродрома. Вязкий, влажный воздух переливается с возвышенностей в низины. Обостряются все запахи. Головокружительно пахнет скошенная трава на полосе. И в этом общем благоухании как отчетливые нотки выделяются ароматы различных полевых цветков. Туман сгущается и капельки оседают на лепестках, стебельках, тычинках и пестиках… 
 

Вложения

  • 33_120.jpg
    33_120.jpg
    87,4 КБ · Просмотры: 295
Завелся и подрулил буксировщик. Выпускающий подцепил фал. Я угнездился в кабине. Фонарь снаружи быстро покрывается налетом влаги. Стоит мне закрыть кабину, как тот же водяной налет появляется на внутренней стороне остекления. Видимость нулевая. Мой выпускающий яростно сражается с этой напастью снаружи, я мусолю тряпкой по стеклу изнутри. Тщетно. Скорость запотевания быстрее, чем наши физические возможности. Ну вот, это проблема из категории «вдруг откуда ни возьмись». Как лететь когда не видно ничего? Открываю вентиляцию кабины на полную и форточку в остеклении. Вроде бы получше стало. Думаю на взлете пойдет струя воздуха в кабину и запотевание пройдет. Докладываю о готовности, буксировщик запрашивает вылет аэропоезда. Получает добро и мы плавно трогаемся. В самой передней части фонаря от обдува появилось маленькое прозрачное окошко, не больше ладони в размере. Ну вот и хорошо! Хоть что-то видно стало. Пригибаюсь, насколько позволяют пристяжные ремни, и как в прицел смотрю в эту отдушину. Планер, плавно подскочив пару раз на небольших неровностях оторвался и завис в полуметре над землей. Буксировщик чуть погодя тоже взлетел. Мой прозрачный, наблюдательный глазок расширился и вот я уже могу принять нормальную позу и расслабится. Буквально за какие-то несколько секунд фонарь полностью отпотел и теперь все очень хорошо видно.
Не торопясь подымаемся. Полнейшее безветрие, поэтому ничего не мешает держаться идеально в хвост самолету. Закладываем правый вираж и выходим на солнце. Большой яркий шар висит низко над горизонтом, из последних сил источая свои уже не очень теплые лучи и по всему видно собирается в скором времени немного отдохнуть за горизонтом. Медленно, справа налево Ярило передвигается по остеклению кабины. Микроцарапины, которых на стекле величайшее множество многократно усиливают желто-оранжевый солнечный свет и создают огненное зарево на фонаре. Огромное, в полнеба! Буксировщик ныряет «в солнце» и исчезает. Передо мной футуристическая картина. Фал, который связывает меня с самолетом, постепенно втягивается в солнце и тащит меня за собой. Вся передняя часть кабины полыхает оранжево-красным пламенем. В передней полусфере видимость отсутствует практически полностью. Направление можно выдерживать только по небольшому отрезку фала, который виден у носа планера. Жду. Солнечный диск перемещается на левую сторону кабины и вот справа из солнца выскакивает мой буксировщик. Целехонький! Даже хвост не обгорел. Уф-ф-ф. Теперь, ориентируясь на самолет, управлять планером становиться намного легче.
Напряжение ослабло, появилось время повертеть головой и обозреть «ночные» красоты. Цвета от солнца и по направлению к зениту меняются в последовательности радуги, только каждому цвету достается не узенькая полоска, а значительный участок неба, широкая полоса. Яркое, ослепительно-белое внутри, солнце имеет красно-оранжевую корону постепенно переходящую в желтое зарево и затем в салатовое и зеленое небо над головой. Краски настолько яркие и впечатляющие, что даже неоновая реклама не может сравниться с ними по насыщенности. Далее, в юго-восточном полушарии неба яркость уменьшается, появляются голубые тона, которые переходят в глубокий синий, а ближе к горизонту фиолетовый, и темно-фиолетовый цвета. Это палитра величайшего художника и имя ему ПРИРОДА.
 

Вложения

  • 44_073.jpg
    44_073.jpg
    76,8 КБ · Просмотры: 279
Набрали метров 300-400.  Уже виден Финский залив. Разделительной линией между водой и небом проходит горизонт. Ниже горизонта буйство красок не меньше, чем выше него. Такого цвета воду в заливе я не видел никогда. Окрас неба не просто отражается в воде, а многократно усиливается и насыщается. И вот уже поверхность водоема не просто зеленовато-голубая, а люминесцентно-салатовая и ядовито-синяя со всевозможными переходными оттенками. Все усыпано слепящими блестками – бликами солнца на крохотных волнах. А посредине всего этого великолепия пролегла бьющая в глаза мощными отблесками солнечная дорожка.
Такое можно увидеть только в небе. Только с высоты птичьего или планерного полета. И конечно же в белую ночь и доступно это только пилотам. На земле все примерно так же, но почему-то краски тусклее, цвета пожиже и яркость пониже.
Сделав несколько кругов, набираем нужную тысячу. Выходим на прямую. Буксировщик делает отмашку крыльями. Я отцепляюсь. Он в глубоком левом вираже ныряет куда-то вниз в сине-зеленую мглу.   
«Два сорок один отцепка, задание!» - передаю я в эфир.
«Задание, два сорок один» - отвечает земля.
«Понял, задание».
Правым виражом отворачиваю и лечу в сторону обратную солнцу. Задняя  подсветка делает картину мира совершенно иной. Существуют только небо и ты. Небо удивительно  разнообразное, от невыносимо яркого и бьющего по глазам до сине-серого с клубами темных, мрачных туч. Но все эти краски выше горизонта. Ниже сплошная, густая тень и почти ничем себя не обнаруживающая земная поверхность, которая теряется в сине-зеленой дымке. С трудом различаются дороги и дома, поля укрыты туманным одеялом. Лишь присмотревшись можно увидеть леса, которые выглядят как большие темные, почти черные пятна, да изредка как светлячки горят не в тему включенные фонари, создавая иллюзию маленьких звездочек. Земли как будто и нет вовсе. Ты летишь в одном только небе, бездонно глубоком и непостижимо огромном. Движение почти не ощущается. Штиль. Планер плавно перемещается в этом великом мироздании. Полнейшее спокойствие и безмятежность. Время практически остановилось. Здесь оно измеряется не суетливыми секундами, минутами и часами, а геологическими эпохами, космическими мегапериодами. Это великолепие вечно. Оно было миллионы лет до нас и будет после. Это Вселенная…
 

Вложения

  • 55_059.jpg
    55_059.jpg
    53,7 КБ · Просмотры: 275
Постепенно снижаясь, становлюсь  все ближе и ближе к земле. На высотомере уже 700 и пора выполнять полетное задание. Сегодня оно немудреное. Штопорный переворот, петля, пару виражей, глубоких и не очень, низкий проход над полосой на радость себе и находящейся внизу публике. Проход скажем так - относительно низкий. Не ниже 100-150 метров. Потому, как сумерки  предполагают более внимательное отношение к требованиям безопасности.
Приступаю. Выдерживая горизонтальный полет, прибираю ручку на себя. Шум ветра стихает, планер слегка задирает нос и настороженно замирает, как будто ждет, что будет дальше. Видать и он не безразличен к фигурам высшего пилотажа. Это занятие и его так сказать «щиплет за нервы». Еще немного прибираю ручку, скорость падает до 70-ти. И вот он, настал этот момент! Уверенно даю правую педаль от себя. Планер сначала нехотя кренится, а потом неудержимо валится на правое крыло. Появляется невесомость, нос опустился и вот я уже падаю вертикально вниз, а перед лицом темнеющая земля. Вариометр зашкаливает на снижение, а стрелка указателя скорости поспешает к большим цифрам на шкале. 120, 140, 160. Перевожу в пологое пикирование. 160, 180! Выхожу в горизонтальный полет. 200! Скорости более чем достаточно и я энергично беру ручку на себя. Перегрузка вжимает в ложе. Приятная тяжесть разливается по телу. Нос планера движется вверх и поднимается все выше и выше горизонта, добираю ручку «до пупа» и замираю в ожидании. Скорость упала. Перегрузку сменяет невесомость. Свободный конец ремня начинает болтаться и задевает меня по носу. Я улыбаюсь. Это немного снимает напряжение. В следующую секунду повисаю на ремнях вверх тормашками. Кажется, что на мгновение планер задержался в перевернутом положении и задумался, куда ему валиться на нос или на хвост. Пауза. И вот решение принято и вместе с моим облегченным вздохом нос опять пошел к земле.  Опять отвесное падение и неспешный, «мягкий» вывод в горизонтальный полет. Есть время немного перевести дух. Петля конечно получилась. Вернее даже не петля, а как говорят некоторые «огурец». Потому, как не имея тяги двигателя планер делает не округлые петли, а овальные. Но это нисколько ощущений не портит, а скорее даже наоборот.   
Перевожу немного дух и закладываю пару виражей под 30 градусов, потом под 45 и 60. Планер уверенно следует за ручкой. Перегрузка постепенно увеличивается, но в пределах допустимого. Искоса поглядываю на крылья. Они слегка изгибаются к верху и подрагивают. Приятно наблюдать, как по передней кромке крыла то справа, то слева скользят желто-оранжевые зайчики от заходящего солнца. Блеск белой лакированной поверхности подчеркивается этими быстро перемещающимися бликами. В очередной раз видна во всей красе тонкая, аристократичная изящность планерных форм. Любоваться ими можно сколь угодно долго.
Однако высота на исходе. Осталось 300 метров. Пора готовится к посадке. Быстро сориентировался, где полоса и сделал примерный расчет для выполнения низкого прохода.
«Два сорок один, задание закончил. Проход над точкой и посадка.»
«Проход и посадку разрешаю» - отвечает РП.
Сделав еще полкруга с 200 метров начинаю заход поперек полосы. Угол снижения  увеличивается, а вместе с ним нарастают шум ветра и скорость. Шум переходит в свист, похожий на звук работающего реактивного двигателя. Скорость 230. Предельная.
Подо мной внизу быстро проносятся домики и вагончики, поле приземления парашютистов, будка РП с мачтой антенны и полоса. Кто-то приветствуя машет рукой. На высотомере меньше сотни метров. На сегодня достаточно. Перехожу в набор и с небольшим креном, эффектно ухожу к третьему. Еще полкруга и я на глиссаде. Впереди полоса.
Краем глаза замечаю, что слева, также как и я заходит на посадку Солнце! У него своя глиссада и заканчивается она за горизонтом. Так, идя параллельными курсами, опускаемся каждый на свой аэродром. Еще немного снизившись я попадаю в тень, а Солнце прячется за горизонт. Последними лучами, словно желая мне спокойной ночи, Светило полоснуло по планеру и ушло.      
«Спокойной ночи Светило!» Колесо касается травы и мягко подпрыгивая несет меня к стоянке.
00 часов 18 минут. Белая ночь начинается…


           Ленинградская область, Рощино 2016 год.
 
Этим рассказом приходится закончить их публикацию. Просто потому, что рассказы кончились...
Всем огромное спасибо за добрые слова. К великой моей радости плохих отзывов не было. Если что-то напишу еще, то обязательно опубликую в этой ветке. Пока.
 
Как закончить?!!! Я уже привык открыть знакомую страницу и окунуться в красивые, сочные описания полетов, пережить очередное приключение.
Автору огромная благодарность. И пожелание интересных полетов и новых литературных успехов.
 
@ shum99

К сожалению все когда-нибудь кончается. Вот и лето уже кончилось. Теплая пока еще осень дает надежду на летные дни, но надежда слабая и не всегда оправдывается. Вот завтра в субботу погода должна быть относительно хорошей, но я не могу. Работа. Все планы были на воскресенье, но погоды не будет... Пора свыкаться с мыслью, что скоро наступят дожди а потом и зима придет. Жаловаться конечно грех. Лето дало нам много хороших дней. Хороший получился сезон. Дай Бог и в следующем году не хуже.

5ZF
Думаю, что как-нибудь вырвусь осенью на выходные на дачу и сидя в кресле, укрывшись пледом, да под треск дров в камине посетит меня вдохновение и напишу..., и напишу!!! 😀
 
стал плохо слушаться органов управления и беспричинно валиться по крену и высоте. При нормальном показании приборов. Только вот высота у них была 150-200. А это совсем уж не весело. Но через некоторое время все прошло так же, как и началось. 
Здравствуйте Сергей. Было подобное. В конце августа лет 20 назад на самолете Орлан с крылом удлинением 10, профилем Р-3А 15,5% качеством примерно 12, покрытом гладкой блестящей автоэмалью при полете сразу после захода солнца на высоте метров 200 решил выключить двигатель и спланировать на полосу, которая находилась среди большого покрытого болотными кочками луга. Перед выключением двигателя заметил небольшую вялость самолета и увеличение скорости снижения. Был над центром ВПП (это и спасло), но по выключателю зажигания щелкнул. Самолет вдруг посыпался вниз . Отдал ручку побольше и заложил глубокую спираль в начало полосы. Скорость 110-120 при посадочной 70, снижение 5-6 м/с, самолет качаясь еле дотянул в угол полосы. Электростартера не было. Все продолжалось меньше минуты. Еще в полете сразу понял, что попал в зону высокой влажности и на верхней поверхности образовалась мелкая роса, как на бутылке из холодильника. После посадки сразу вылез и глянул сверху на крыло, так и есть, даже высохнуть не успела. Странно, что однажды, летая ночью в сильный мороз на этом самолете, крыло полностью покрылось инеем, но ничего в поведении самолета не заметил.
Сергей, ждем с нетерпением Ваших рассказов!
 
Моя критика основана на чемпионатах россии по парапланеризму 1999 и 2001г.Летать над равниной без двигла по 3 часа могут очень не многие из вас.И рассказ тянет на уровень начинающего парапланериста-маршрутника.Автор даже не соизволил проштудировать альпийскую аэрологию(хотя информации масса) и изрядно добавил работы инструктору своей техникой пилотирования.
zlobolet - это от слова "злоба" ?
 
Назад
Вверх