Один из удачных летных дней 4.08.2013
(записки планериста, осваивающего маршруты)
В воскресенье болтался в небе больше обычного. Потоки широкие, мощные, кромка 1300. Летай – не хочу.
После отцепки в Велькоте на 800, за 3-4 витка меня выдуло на 1200! Ну думаю погодка! Можно многое себе позволить. Слетаю на берег залива. Это в 16-18 км от аэродрома. На всем пути под тобой сплошной лес. Но если подняться повыше, то ничего страшного. Полетел.
Не долетая берега 3-4 км, на крайнем к заливу облачке взял 1000 м. Думаю будет достаточно что бы добраться до берега и потом вернувшись обратно под ним же опять взять тыщёнку чтоб дойти до аэродрома.
Долетел до берега. Покрутился там, любуясь красотами Финского. Над водой чисто - ни одного облачка, в дымке на горизонте корабли, подо мной рыбаки. Великолепно!
На высотомере 800. Пора обратно. Разворачиваюсь и вижу - облачко мое растаяло! Елы-палы!
Пытаюсь определить направление на аэродром, но в дымке его не видно. Сориентировался по солнцу и пошел на качестве, со скоростью 90 примерно в том направлении. В голове мысль: "Площадку бы подыскать..." Но пока 700 м есть надо больше заботиться о минимальной потере высоты. Хотя одним глазом площадку все же подыскиваю. Иду. Кошки скребут... Сами знаете где. И тут как назло еще и садить стало. Сначала -2, а потом и до -3 метров. Ручку от себя, увеличил скорость. Побыстрей бы проскочить «нисходняк». Высоты итак немного, а с увеличением скорости высотомер еще веселее стал двигаться в обратном направлении. Мне уже не до смеха. Окружающие красоты померкли, мир сузился до размеров приборной доски. Держу ниточку по центру, все форточки закрыты, организм забыл что надо дышать. Жду когда этот «нисходняк» закончится.
Над головой сплошное голубое небо. Воздух с Финского задавил всю термическую активность у берега. 600 метров высоты. До ближайшей кучевки еще прилично. Садить перестало, но -1 держится стабильно. Опять перешел на качество. Капельки пота со лба капают на очки. С аэродромом все нормально – по прежнему не видать. По другим ориентирам уточнил свое положение и скорректировал направление.
На всякий случай перекрестился. И что вы думаете? Через пару десятков секунд получаю хороший такой пинок снизу! У-р-р-р-а-а-а!!! Потом еще один, и еще. Пинки перешли в стабильный подъем. Ручку на себя. На грани срыва карабкаюсь вверх. Плюс 1.5 потом двоечка, потом до 3 подскочило! Но ненадолго. Стрелка вариометра опять пошла вниз. Решаю не останавливаться. Наверняка пузырь. Стану закручивать потеряю и время и высоту. А набранные 50-70 метров не помешают. Повеселел. А если перекрестится еще раз, что будет? Немедленно выполняю. Как следствие - очередная серия пинков снизу и опять поддельфиниваю метров на 50-70. Вера еще больше укрепляется.
В дымке появляется наша поляна! Различается полоса! Ан-2 с парашютистами на исполнительном. Прикидываю, что уже дойду. Если без сюрпризов. Снова появилось дыхание. А вот и кучёвка! Огромное облако, пару километров в диаметре, плоское основание и темное серо-синее пятно ближе к солнечному краю. Вот где прёт! Подхожу. Без всяких пинков и других предварительных ласк мощный поток сгребает меня в охапку и бесцеремонно тащит вверх. Пытаюсь центроваться, но это особо не требуется. Наслаждаюсь, захлебываюсь адреналином, отдаюсь на волю стихии и подымаюсь, подымаюсь, подымаюсь... Вот она кромка! Упираюсь в неё головой. Можно высунуть руку в форточку и пощекотать облачко за брюшко.
Я опять на вершине мира! Все невзгоды забыты, в голове новые планы.
"Два сорок один, Куммолово - 1300, прошу переход Копорье!"
"Переход - разрешаю" - отзывается РП.
Э-э-эх, хорошо!
Впереди новая цель – Копорская крепость. Треугольник полуразвалившейся крепостной стены с башнями в его вершинах. Сверху крепость кажется не такой уж и ветхой. И только зеленые заросли внутри периметра выдают настоящий возраст этого сооружения.
Оказывается Копорье – город и достаточно преклонного возраста. История его полна великих событий, сражений и в свое время он был значителен в деле обороны северо-западных рубежей государства. Хочется снизиться и сделать пару фото, но гарантии возврата оттуда на набранную высоту нет. Поэтому лечу дальше.
А дальше 10-12 км восточнее Копорья - озёра. Два больших, диких озера с заболоченными берегами посреди девственного леса. Раньше они были одним длинным водоемом. Об этом говорит огромное болото между ними, но со временем гладь воды стала уступать место камышам и илу, потом возникла болотистая перемычка и расширяясь она разделила водоем на два. Теперь они называются Заозёрское и Теглицкое.
Берега пустынные, подъездных дорог не видно. По берегам широкая полоса растительности. Вода темная, мутно-коричневая. Следов человеческой деятельности не видно. Наверное рай для зверья. Интересно сколько еще потребуется десятилетий или столетий, чтобы эти озера полностью заросли и исчезли совсем.
Слева вдали какой-то населенный пункт. По его краям два ретранслятора. Почему два? Я так и не понял. Можно ведь и на один все повесить. Видать не договорились. Может для полного счастья и туда слетать?
Аэродром опять скрылся в дымке, но по наземным ориентирам направление на него определить можно достаточно точно. Кучёвка вокруг стабильно хорошая. Практически во все стороны. Нижняя кромка за последний час ещё приподнялась немного. Это тоже хорошо. Туда против ветра, значит обратно можно будет возвратится быстро и с минимальной потерей высоты. Решаю лететь.
Переход сделал на хорошей скорости – от души! Лихой разворот над поселком. Как потом оказалось это были Глобицы. На краю набираю еще до 1300 и со свистом по ветру иду на родной аэродром. Действительно со свистом. Наверное специфическая аэродинамическая форма планера вызывает такое обтекание воздушным потоком, что на скоростях больше 120 км в час возникает этот характерный, похожий на свист маленького реактивного двигателя звук. Ощущаешь себя пилотом бизнес-джета. А вообще наверное нужно просто заклеить изолентой щели в месте пристыковки крыла к фюзеляжу. Говорят даже качество улучшается.
Мимо, выше 100-150 метров, со встречным курсом проносится 220-й. Его LS-4 режет воздух как острый клинок. Я как будто даже слышу характерный свист. Впечатляет. Правильно говорят: «Бывают планера немецкие и все остальные».
Сегодня, в воскресенье, характер полетов не такой как вчера. Вчера все жались друг к другу, летали толпой, надеясь, что кто-нибудь зацепит хороший поток. И как только это происходило все планера слетались в кучу и кружась по 4-5 штук в одной спирали пытались выжать максимум из 0.5-1.0 метровых слабеньких потоков. И эта многоэтажность сильно напрягала. Приходилось головой крутить не переставая, постоянно отслеживая, чтоб кто-нибудь не свалился на тебя сверху или самому на кого-нибудь не загреметь. Для меня это достаточно необычная ситуация. Раньше я так не летал. Но привыкать надо. Для планеров, в отличии от самолетов это обычное дело. На соревнованиях только так и летают. В конце концов свежий ветер с залива сдул подальше всю кучевку, мы еще побарахтались немного в термиках и дружно попадали на аэродром.
А сегодня день стабильных, широких, сильных потоков. Любой справится, даже в одиночку. Поэтому все и летают куда хотят, по своим делам, периодически встречаясь на маршруте с другими планерами. Здорово!
Вот и я лечу. Мне кажется я уже настолько стал одним целым с планером, что похоже и не рулю совсем. Впечатление такое, что он сам летит, угадывая мои желания. Я даже не двигаю ручкой и педалями, все как-то само собой происходит. Интересное чувство. Наверное уже попривыкли друг к другу.
Вот уже и аэродром показался. Пора на посадку. Спину ломит от 3-х часового полета. Впечатлений через край. Скоро отдых.
Весь полет старался не забыть на посадке выпустить колесо. Как впрочем и в каждом полете. Конечно если сесть на брюхо, в отличие от самолета, с планером, да и с пилотом ничего серьёзного не случиться, так поцарапается брюшко слегка и все, но позорище какое! Ни в жизнь! Выпускаю колесо заранее.
«Два сорок один, задание закончил, к третьему, посадку»
«Два сорок один, вам посадка после взлета Ан-2» - отвечает РП.
???
Смотрю вниз. Кукурузник на площадке посадки парашютистов. Еще и не выруливал на старт. А у меня высоты – 200. Ничё се!
Убираю колесо. И немного подумав, закрываю все форточки.
Обычно у планеров приоритет перед другими воздушными судами. Потому как если что «газку» не подкинешь, можно только притормозить. Покорно становлюсь в круг. Ан-2 не торопясь выруливает с площадки и вальяжно колыхаясь катится к исполнительному. Ну, б… корова! Давай быстрей! Корова наконец-то достигает старта и потом еще долго и нудно запрашивает разрешения на взлет.
Вышел из круга, потихоньку пробираюсь к третьему, чтоб потом высоты не терять. Высота 100.
Корова стартует.
«Два сорок один на третьем, посадку».
«Посадку разрешаю» - отвечает РП.