Рассказы планериста

Скорее бы свой склеить. 

А что значит свой склеить? Вы планер строите?
Да, есть у него такой проект, слежу с большим интересом. Примерно вот отсюда и дальше можешь посмотреть:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1450907202/1200
 
Один из удачных летных дней 4.08.2013
(записки планериста, осваивающего маршруты)

В воскресенье болтался в небе больше обычного. Потоки широкие, мощные, кромка 1300. Летай – не хочу.
После отцепки в Велькоте на 800, за 3-4 витка меня выдуло на 1200! Ну думаю погодка! Можно многое себе позволить. Слетаю на берег залива. Это в 16-18 км от аэродрома. На всем пути под тобой сплошной лес. Но если подняться повыше, то ничего страшного. Полетел.
Не долетая берега 3-4 км, на крайнем к заливу облачке взял 1000 м. Думаю будет достаточно что бы добраться до берега и потом вернувшись обратно под ним же опять взять тыщёнку чтоб дойти до аэродрома.
Долетел до берега. Покрутился там, любуясь красотами Финского. Над водой чисто - ни одного облачка, в дымке на горизонте корабли, подо мной рыбаки. Великолепно!
На высотомере 800. Пора обратно. Разворачиваюсь и вижу - облачко мое растаяло! Елы-палы!
Пытаюсь определить направление на аэродром, но в дымке его не видно. Сориентировался по солнцу и пошел на качестве, со скоростью 90 примерно в том направлении. В голове мысль: "Площадку бы подыскать..." Но пока 700 м есть надо больше заботиться о минимальной потере высоты. Хотя одним глазом площадку все же подыскиваю. Иду.  Кошки скребут... Сами знаете где. И тут как назло еще и садить стало. Сначала -2, а потом и до -3 метров. Ручку от себя, увеличил скорость. Побыстрей бы проскочить «нисходняк». Высоты итак немного, а с увеличением скорости высотомер еще веселее стал двигаться в обратном направлении. Мне уже не до смеха. Окружающие красоты померкли, мир сузился до размеров приборной доски. Держу ниточку по центру, все форточки закрыты, организм забыл что надо дышать. Жду когда этот «нисходняк» закончится.
Над головой сплошное голубое небо. Воздух с Финского задавил всю термическую активность у берега. 600 метров высоты. До ближайшей кучевки еще прилично. Садить перестало, но -1 держится стабильно. Опять перешел на качество. Капельки пота со лба капают на очки. С аэродромом все нормально – по прежнему не видать. По другим ориентирам уточнил свое положение и скорректировал направление.
На всякий случай перекрестился. И что вы думаете? Через пару десятков секунд получаю хороший такой пинок снизу! У-р-р-р-а-а-а!!! Потом еще один, и еще. Пинки перешли в стабильный подъем. Ручку на себя. На грани срыва карабкаюсь вверх. Плюс 1.5 потом двоечка, потом до 3 подскочило! Но ненадолго. Стрелка вариометра опять пошла вниз. Решаю не останавливаться. Наверняка пузырь. Стану закручивать потеряю и время и высоту. А набранные 50-70 метров не помешают. Повеселел. А если перекрестится еще раз, что будет? Немедленно выполняю. Как следствие - очередная серия пинков снизу и опять поддельфиниваю метров на 50-70. Вера еще больше укрепляется.
В дымке появляется наша поляна! Различается полоса! Ан-2 с парашютистами на исполнительном. Прикидываю, что уже дойду. Если без сюрпризов. Снова появилось дыхание. А вот и кучёвка! Огромное облако, пару километров в диаметре, плоское основание и темное серо-синее пятно ближе к солнечному краю. Вот где прёт! Подхожу. Без всяких пинков и других предварительных ласк мощный поток сгребает меня в охапку и бесцеремонно тащит вверх. Пытаюсь центроваться, но это особо не требуется. Наслаждаюсь, захлебываюсь адреналином, отдаюсь на волю стихии и подымаюсь, подымаюсь, подымаюсь... Вот она кромка! Упираюсь в неё головой. Можно высунуть руку в форточку и пощекотать облачко за брюшко.
Я опять на вершине мира! Все невзгоды забыты, в голове новые планы.
"Два сорок один, Куммолово - 1300, прошу переход Копорье!"
"Переход - разрешаю" - отзывается РП.
Э-э-эх, хорошо! 
Впереди новая цель – Копорская крепость. Треугольник полуразвалившейся крепостной стены с башнями в его вершинах. Сверху крепость кажется не такой уж и ветхой. И только зеленые заросли внутри периметра выдают настоящий возраст этого сооружения.
Оказывается Копорье – город и достаточно преклонного возраста. История его полна великих событий, сражений и в свое время он был значителен в деле обороны северо-западных рубежей государства. Хочется снизиться и сделать пару фото, но гарантии возврата оттуда на набранную высоту нет. Поэтому лечу дальше.
А дальше 10-12 км восточнее Копорья - озёра. Два больших, диких озера с заболоченными берегами посреди девственного леса. Раньше они были одним длинным водоемом. Об этом говорит огромное болото между ними, но со временем гладь воды стала уступать место камышам и илу, потом возникла болотистая перемычка и расширяясь она разделила водоем на два. Теперь они называются Заозёрское и Теглицкое.
Берега пустынные, подъездных дорог не видно. По берегам широкая полоса растительности. Вода темная, мутно-коричневая. Следов человеческой деятельности не видно. Наверное рай для зверья. Интересно сколько еще потребуется десятилетий или столетий, чтобы эти озера полностью заросли и исчезли совсем. 
Слева вдали какой-то населенный пункт. По его краям два ретранслятора. Почему два? Я так и не понял. Можно ведь и на один все повесить. Видать не договорились. Может для полного счастья и туда слетать?
Аэродром опять скрылся в дымке, но по наземным ориентирам направление на него определить можно достаточно точно. Кучёвка вокруг стабильно хорошая. Практически во все стороны. Нижняя кромка за последний час ещё приподнялась немного. Это тоже хорошо. Туда против ветра, значит обратно можно будет возвратится быстро и с минимальной потерей высоты. Решаю лететь.
Переход сделал на хорошей скорости – от души! Лихой разворот над поселком. Как потом оказалось это были Глобицы. На краю набираю еще до 1300 и со свистом по ветру иду на родной аэродром. Действительно со свистом. Наверное специфическая аэродинамическая форма планера вызывает такое обтекание воздушным потоком, что на скоростях больше 120 км в час возникает этот характерный, похожий на свист маленького реактивного двигателя звук. Ощущаешь себя пилотом бизнес-джета. А вообще наверное нужно просто заклеить изолентой щели в месте пристыковки крыла к фюзеляжу. Говорят даже качество улучшается.
Мимо, выше 100-150 метров, со встречным курсом проносится 220-й. Его LS-4 режет воздух как острый клинок. Я как будто даже слышу характерный свист. Впечатляет. Правильно говорят: «Бывают планера немецкие и все остальные».
Сегодня, в воскресенье, характер полетов не такой как вчера. Вчера все жались друг к другу, летали толпой, надеясь, что кто-нибудь зацепит хороший поток. И как только это происходило все планера слетались в кучу и кружась по 4-5 штук в одной спирали пытались выжать максимум из 0.5-1.0 метровых слабеньких потоков. И эта многоэтажность сильно напрягала. Приходилось головой крутить не переставая, постоянно отслеживая, чтоб кто-нибудь не свалился на тебя сверху или самому на кого-нибудь не загреметь. Для меня это достаточно необычная ситуация. Раньше я так не летал. Но привыкать надо. Для планеров, в отличии от самолетов это обычное дело. На соревнованиях только так и летают. В конце концов свежий ветер с залива сдул подальше всю кучевку, мы еще побарахтались немного в термиках и дружно попадали на аэродром.
А сегодня день стабильных, широких, сильных потоков. Любой справится, даже в одиночку. Поэтому все и летают куда хотят, по своим делам, периодически встречаясь на маршруте с другими планерами. Здорово!
Вот и я лечу. Мне кажется я уже настолько стал одним целым с планером, что похоже и не рулю совсем. Впечатление такое, что он сам летит, угадывая мои желания. Я даже не двигаю ручкой и педалями, все как-то само собой происходит. Интересное чувство. Наверное уже попривыкли друг к другу.
Вот уже и аэродром показался. Пора на посадку. Спину ломит от 3-х часового полета. Впечатлений через край. Скоро отдых.
Весь полет старался не забыть на посадке выпустить колесо. Как впрочем и в каждом полете. Конечно если сесть на брюхо, в отличие от самолета, с планером, да и с пилотом ничего серьёзного не случиться, так поцарапается брюшко слегка и все, но позорище какое! Ни в жизнь! Выпускаю колесо заранее.
«Два сорок один, задание закончил, к третьему, посадку»
«Два сорок один, вам посадка после взлета Ан-2» - отвечает РП.
???
Смотрю вниз. Кукурузник на площадке посадки парашютистов. Еще и не выруливал на старт. А у меня высоты – 200. Ничё се!
Убираю колесо. И немного подумав, закрываю все форточки.
Обычно у планеров приоритет перед другими воздушными судами. Потому как если что «газку» не подкинешь, можно только притормозить. Покорно становлюсь в круг. Ан-2 не торопясь выруливает с площадки и вальяжно колыхаясь катится к исполнительному. Ну, б… корова! Давай быстрей! Корова наконец-то достигает старта и потом еще долго и нудно запрашивает разрешения на взлет.
Вышел из круга, потихоньку пробираюсь к третьему, чтоб потом высоты не терять. Высота 100.
Корова стартует.
«Два сорок один на третьем, посадку».
«Посадку разрешаю» - отвечает РП.
 

Вложения

  • zshho.jpg
    zshho.jpg
    17,9 КБ · Просмотры: 253
Корова стартует.
«Два сорок один на третьем, посадку».
«Посадку разрешаю» - отвечает РП.
Ну слава Богу! Выпускаю колесо.
Чуть погодя. «После Су-29».
Ну что, опять? Зря колесо выпустил?

Смотрю в сторону четвертого разворота, к нему с противоположной стороны подходит двадцать девятый.
Оч. Хорошо! И что ж мне везет так сегодня??? Или это просто такая суровая любовь РП к «241»? Ну да ладно, вытягиваю четвертый подальше от кромки полосы и не мешкая после разворота Су-29 сам выполняю четвертый. Высоты совсем в обрез, поэтому интерцепторы даже не выпускаю. С небольшой дистанцией вместе с «сушкой» касаемся по очереди полосы и разъезжаемся в разные стороны на свои стоянки.

Когда планер останавливается на краю взлетной полосы, как правило не хочется спешить и выбираться из кабины. Просто открываешь фонарь и впускаешь звуки и запахи аэродрома внутрь. Любуешься синим небом, птицами, облаками  и откинув голову на подголовник вспоминаешь полет и медленно приходишь в норму. Это один из самых приятных моментов в великом чуде, великом действе летания человека. Торжество силы мысли поднявшей человека в воздух и одновременно необыкновенная радость от единения с Природой, с помощью этого самого, не нарушающего Её законы безмоторного полета.


Санкт-Петербург 2013 год
 

Вложения

  • opvach.png
    opvach.png
    58,8 КБ · Просмотры: 265
Уважаемый 5ZF удивлен и обрадован, что и ВЫ строите планер. Это дело стоящее. Но если захотите пойти моим путем с удовольствием помогу чем смогу.
Да тут довольно много товарищей этим балуется.  🙂

Я думал я писал тебе об этом в нашей переписке по почте.  😉

Попробовал я и твой путь, когда приперло. Помнишь тот Янтарь, который я сторговал, но его другому в клубе продали? Ну да ладно, пока на Бланике полетаю.

Давай, пиши еще, у тебя хорошо получается.  [smiley=thumbsup.gif]
 
За Планер венграм я заплатил 1500 евро. Правда он был без приборов, радио и ремней. Это все докупил потом. Плюс растаможка и поездка, ну и комплект документов. Всего примерно2500 евро. 
Для интереса посетил планерный форум:
"Продаю LXNAV S7
Продаю электронный вариометр LXNAV S7 + Bluetooth модуль к нему (самопальный). Не бит не крашен. Цена 770 EUR.
Кто заинтересуется - подробности по почте."
У кого-нибудь есть комменты?
 
@ maverick07

На segelflug.de объявление давали по вариометру? Там покупателей много.
 
Там покупателей много.
Да дело не в том, где и кто давал объявление. Вопрос в ценообразовании: целый ПЛАНЕР 2500евро и ср...й варик 1/3 от его цены. Вот что с одной стороны забавно, а с другой, просто убивает...
 
Да дело не в том, где и кто давал объявление. Вопрос в ценообразовании: целый ПЛАНЕР 2500евро и ср...й варик 1/3 от его цены. Вот что с одной стороны забавно, а с другой, просто убивает...
Это обычное дело, так бывает часто. Не забывайте, что планер за озвученную цену находился ТАМ, а варик ЗДЕСЬ. Это тоже оказывает влияние.

Рынок определяет цену. Вот вам пример - тот румынский планер имеет ограничение по сроку эксплуатации в 35 лет со дня выпуска. Волнует это кого-то в России, как и запрет на полеты на Бланиках? А в Европе волнует. На этом планере там либо уже нельзя летать, либо через пару лет ему срок выйдет. Все! Он там на фиг никому не нужен, потому и цена такая, лишь бы избавиться.

Сейчас вроде идут какие-то движения по продлению, но я не в курсе о состоянии дел на данный момент. Сергей когда мне рассказал про него, то я тут тоже нашел один подешевке, но вовремя выкопал эту информацию и брать не стал.

Ну а хорошие приборы всегда спросом пользуются, соответственно и цена на них держится. Я в свое время за немецкую радиостанцию 1600 баксов отдал, а сейчас в Европе сменили расстояние между каналами в радиодиапазоне и они там теперь никому не нужны такие и сейчас я такую могу за 250-300 купить. Рынок, понимаешь...  🙁
 
@ maverick07

Ви таки будете смияцца, но даже не один раз я вдел планера по 800 и по 900 евро. И скажу больше - они имели действующее СЛГ или как в Европе оно называются. И на них активно о летали. А как мы знаем европейские пилоты риск не любят и на хламе летать не будут.
У всего есть свои причины. Мой планер стоил дешево потому, что ресурс по времени подходил к концу. 33 года из 35 установленных заводом изготовителем. А налет был всего половина от установленного. А по состоянию он пролетает еще 35 не напрягаясь. Там в крыле лонжерон как рельса. Вечный.  да и весь он сделан хорошо, прочно, с умом. Сейчас завод изготовитель выпустил бюллетень о возможности продления. При выполнении минимального объема работ и проверок возможно продление ресурса. И понятное дело цена на них теперь раз в 5-7 выше чем была.
Дешевые планера - деревянные. Потому, что требовательны к условиям содержания. Влажности боятся. Поэтому никто этими заморачиваться не хочет. Дорого стоят хорошие условия содержания.
Мне кажется такие ньюанся необходимо в свою пользу обращать. Наверно только так что-нибудь недорогое можно найти.

Ну а если деньжата завелись, то пожалуйста современный ARKUS за 275 000 евро или последняя новинка планерного рынка - великолепный JS -3. Примерно за те же деньги. (это не реклама!). Да... немного навевает тоску.
 

Вложения

  • CALENDAR-e1518633760783.jpg
    CALENDAR-e1518633760783.jpg
    97,3 КБ · Просмотры: 242
и ср...й варик 1/3 от его цены.

Да не то, чтобы сильно много просят. Судя по характеристике, которую вы дали вариометру - вам он не нужен. А я бы не отказался, если бы нашел подешевле 🙂. Это не вариометр, собственно, а небольшой такой полетный компьютер. И неплохой весьма.
 
Парящая пятница.
(записки планериста, осваивающего маршруты)

Пятница! Сегодня снова пятница! Самый наверное лучший день недели. Пятница это предвкушение, ожидание и надежда. Это не суббота, когда все происходит и не воскресенье когда все уже произошло, а впереди маячит только жуткий понедельник. Пятница это все еще будет! И обязательно произойдет именно так, как ты себе представлял всю неделю. Только так и никак иначе!  Это день, когда тебя выпускают из железной клетки нудных будней и ты хоть ненадолго, но «откинулся» на свободу. В этот день все не сговариваясь превращаются в махровых «коекакеров» и соответствующим образом, по быстренькому, утряхивают оставшиеся дела, замораживают до понедельника долгоиграющие проблемы и преданно глядя в суровые очи своего начальника, недвусмысленно намекают ему: «Ну вот, я все сделал! Все готово. Можно я сегодня на часок пораньше? А?»
Все ради того, чтобы услышать заветный звук вставляемого в замок твоей клетки ключа, скрип проворачивающегося механизма и кряхтение открывающейся неподатливой двери. И все, неделя кончилась! Солнце бьет в глаза, а ветер в лицо. Ты свободен. Впереди исполнение желаний. 
Мотор радостно урчит на высокой ноте, в два раза быстрее, чем обычно освобождая бак от бензина, а карманы от денежных знаков. Радио приятно мурлычет что-то ритмичное и заводное на самом солнечном в мире и мелодичном итальянском языке. Нога все настойчивей жмет на педаль газа, отчего машина птицей летит по дамбе. А вокруг, от горизонта до горизонта раскинулся Финский залив. Августовское солнце щедро дарит нашему северному городу, возможно один из последних теплых, летних дней. А в небе кучевка! Шикарная! Как в учебнике. И я бы даже сказал, как в детстве.
Но обо всем по порядку.
С утра у меня не было планов ехать на аэродром. Были обычные ничем не примечательные дела, которые нужно было просто взять и сделать. Проснувшись, я как всегда глянул в окно. Чистейшее голубое небо, ставшее еще более прозрачным от приближения осени, ничего выдающегося не сулило. Педантично выполнив, поминутно распланированный утренний ритуал выхода из дома, я сел в машину и поехал по делам. Начало дня было похоже на сотни и тысячи таких же, ничем не примечательных будней.
Но тут стала появляться ОНА! Её величество КУЧЁВКА! Робко и почти неопределенно, как улыбка «чеширского кота» то здесь, то там на небе стали появляться и таять светлые сгущения тумана. «Улыбок» становилось все больше. Ветер уже не в силах был развеять их по небу и из этих сгущений стали формироваться облака. Они были лохматые и непричёсанные, низко парили над землей и как будто раздумывали  – идти ли в туалетную комнату, чтоб привести себя в порядок, или еще побыть в сонной неге некоторое время? Но все таки желание стать аккуратными, белыми и пушистыми, победило и бесформенные комки тумана превратились в свежие облачка с характерными, развеселыми кудряшками.
Весь этот процесс я с замиранием сердца наблюдал из автомобиля, до конца не веря в происходящее. Неужели наше северное лето, как по заказу, великодушно, да еще на выходные, решило сделать такой долгожданный подарок? Долгожданный потому, что последние две недели шли дожди, не оставляя никаких надежд на то, чтоб оторваться от земли. Суровые, свинцовые тучи ходили туда-сюда по небу, как бдительные стражи сумрачно-дождливого диктаторского режима, не давая солнцу прорваться к земле и согреть её своими лучами. Но пришедшие с северо-востока свежие воздушные массы лихо разогнали это темное и хлипкое мракобесие и установили свой порядок. Отныне ослепительное солнце, голубое небо и кучевые облака или по другому  «облака хорошей погоды» будут приоритетом в политике небесной канцелярии.

В голове стала появляться мысль: «А не послать ли все дела . . . . . . ?» Да, именно туда. И рвануть на аэродром? Пару звонков коллегам-планеристам быстро убедили меня в том, что такая мысль возникла не у меня одного. Другими словами:         
«Когда видишь кучёвку – не теряй времени!»
Еще несколько звонков и решение запланированных на сегодня проблем отложено на тот самый, горестный и многострадальный день – самый первый на следующей неделе. Лихой разворот на узкой питерской улочке поставил жирный крест на всех делах. Новый курс – аэродром. А значит к небу, солнцу, к облакам!

Тягостно тянутся минуты и километры. Дорога словно упирается и не хочет стелиться под колеса. За спиной Кронштадт и кольцевая, а впереди еще добрая половина пути. Успею или нет?
Облака приобрели классическую форму. Их нижняя кромка приподнялась, выровнялась и местами приобрела темный, серо-синий цвет – явный признак сильных восходящих потоков. Ослепительно белые шапки вытянулись вверх на большую высоту. Меня волнует только один вопрос. Сколько такое великолепие может продержаться? Хватит ли мне времени, чтоб добраться до аэродрома, подготовить планер и успеть вкусить от щедрот небесных? Действуя по принципу: «Больше скорость – меньше ям», преодолеваю вторую половину пути. Сворачиваю с шоссе. Последние три километра зубодробильной грунтовки и вот передо мной взлетная полоса, а на ней буксировщик готовиться поднять подцепленный «Бланик». Отлично. Успел! И даже кто-то приехал раньше меня, значит будет веселее!
Расчехляю планер, не торопясь осматриваю его и с помощью друзей выкатываю на старт. По ходу узнаю, что в небе два планера и я буду третьим. И больше никого, ну совсем никого, это ж просто праздник какой то!    
 

Вложения

  • _zo_.jpg
    _zo_.jpg
    54,8 КБ · Просмотры: 254
Трудяга Як-12 и бессменный командир этого воздушного раритета – Виктор вытаскивают меня на 800 метров и любезно предоставляют возможность отцепиться в хорошем потоке, под свежим, полным сил облачком.
Быстро центруюсь и начинаю подъем. Виток к витку закручивается спираль, высота растет и вроде бы все хорошо, но чего-то  не хватает. Что-то не так, как обычно. 
Хм . . .  Критически оцениваю происходящее. Скорость, крен, ниточка по центру . . . На вариометре 1.5 – 2 метра с закидонами до 3. Подъем стабильный. Что не так? Анализирую собственные ощущения. И вот, что выясняется. Подъем не просто стабильный, а слишком стабильный. Я абсолютно не чувствую этого самого подъема. Нет характерных подхватов и перегрузок, вжимающих тебя в сидение. Все как на симуляторе. Хорошо видно, как приближается облако, как уменьшаются объекты на земле. Прыгает стрелка вариометра, а чувства подъема нет. Такое впечатление, что ты в вакууме и просто движешься вверх равномерно и прямолинейно, в абсолютном спокойствии. Я первый раз с этим сталкиваюсь. Удивительное это дело полет на планере. Постоянно происходит, что-то новое и необычное. Новые ощущения, новые ситуации, новый опыт. Ни один полет не похож на другой.
Добрался до кромки – 1300 метров. Вполне удовлетворительно. Теперь самое главное маршрут. Какой и куда думать не надо. Все было обдумано и спланировано заранее. Две недели непогоды помогли досконально его разработать, именно с учетом северного, северо-восточного или северо-западного ветров, чтобы гарантированно пролететь 100 км, а может и больше. Оставалось дождаться погожего денька.
Сегодня именно такой день. Ветер северо-восточный, умеренный, почти по полосе и облака, облака! Они располагаются в шахматном порядке в любую сторону от аэродрома. Даже над Финским заливом, вплоть до противоположного его берега и дальше характер облачности не меняется. Удивительно. Обычно над водой формируется стабильный атермичный район, но сегодня все по другому. Так, что лететь можно куда угодно.
Первый отрезок пути – как можно дальше против ветра на север и преимущественно по знакомым местам. Копорье с его крепостью, далее чуть правее два лесных озера и затем Глобицы.
Идти трудно. Против ветра почти, как на месте, но потоки регулярные, можно сказать по расписанию, а значит и проблем никаких.
Главная цель на сегодня, по возможности увеличить среднюю скорость на маршруте. Поэтому и тактика соответствующая. Пока позволяет высота, слабые и нестабильные потоки пропускаются. Охота идет на те самые, 4-х метровые. Их сегодня предостаточно. Главное внимательнее присмотреться и определить самое близкое к твоему курсу облако, с характерным темным пятном на подошве. Там тянет лучше всего.
Внизу Глобицы. Первый поворотный пункт. Делаю отворот направо, почти под 90 градусов и иду к следующему ориентиру – Таллинскому шоссе. Мимо него при всем желании промахнуться невозможно, так как располагается оно перпендикулярно курсу. Но в ту сторону начинается «Terra Incognita». Там я еще не летал.


На всякий случай выбираю кромку. Уже 1600 - хороший запас для штурма неизвестности. Ручку от себя. Как учили, набираю скорость еще в потоке и выхожу из-под облака. Чуть прибираю ручку и планер взмывает даже выше его основания. На качестве продвигаюсь дальше. Любуюсь окрестностями и запоминаю характерные ориентиры. Вот справа, вдалеке два диких озера с заболоченными берегами. Те самые. Дальше за ними должен быть аэродром, но его уже не разглядеть. Мелькает мысль, что просто так, с одного набора туда уже и не дойти. Даже с попутным ветром. Лечу…
Как-то вечером, на аэродроме, когда как говорится пилотам делать нечего, разговорился я с одним известным в нашей северо-западной, планерной тусовке чемпионом России о тактике маршрутных полетов. Вернее больше о психологии планериста. И получился в результате разговора достаточно банальный вывод, как в известном анекдоте про то, что самое главное в танке. Оказывается самое главное в танке не пушка, не броня и не мотор. Самое главное в танке не обоср…ся!                         
                                                               
 

Вложения

  • _zshho.jpg
    _zshho.jpg
    35,4 КБ · Просмотры: 265
Так и в нашем деле. Самое главное - не бояться лететь. Не оглядываться назад. Только вперед! Кучевка держит, значит дерзай! Тогда будет результат. Навигаторы, расчеты, тактика – все это очень важно, но вторично. Они помогают наиболее эффективно и без потерь пройти путь, а вот идти или нет решает планерист. Поэтому главнее психологический настрой, стремление к цели, решительность.
На словах красиво. На деле все сложнее. Голова то и дело предпринимает предательские попытки оглянуться и убедиться в том, что улетел уже действительно далеко. Силе воли пока удается эти попытки пресекать, что предотвращает панику на борту. Занимаю мозги более важной работой по прокладке оптимального маршрута. Сосредоточившись на этом занятии, больше смотрю вверх и на приборы, чем вниз и по сторонам. Так прохожу еще несколько облаков. Недолго покрутившись под каждым из них, продолжаю путь. И вот закручивая очередную спираль, краем глаза замечаю под собой достаточно оживленную трассу. Большое количество транспорта на местных, проселочных дорогах не характерно. А тут не только легковушки, но и автобусы и дальнобойщики, и в очень большом количестве. Причем в обоих направлениях.
Батюшки! Да это ж Таллинское шоссе! Пронзает меня мысль. Так быстро? Не может быть! От сильного удивления свои сомнения излагаю в эфир не совсем корректно. «Кто знает, если подо мной дорога и на ней очень много машин, значит это Таллинское шоссе?»
Ответ РП обескуражил меня своей философской безмятежностью и расслабленностью. «Может и Таллинское, а может и Московское…»
??? Кто немного знает территорию южнее Питера, тот в курсе, что расстояние между этими дорогами более сотни километров. Ладно, все любят пошутить и это неплохо. А мне дальше лететь надо.
Так. Значит я нахожусь уже над вторым поворотным пунктом. В наборе. Только вот набор какой-то слабый, неуверенный. И с высотой негусто. Всего 800 с небольшим. Исследую потоки под облаком более тщательно. Все как-то бестолково и хаотично. То вверх, то вниз, а положительной динамики нет. Решаю прекратить бессмысленные поиски и действовать наверняка. Встретив очередной минимальный поток, начинаю заниматься только им. На вариометре нолики или чуть больше. Набираюсь терпения и выполняя идеальные круги, стараюсь переломить ситуацию в свою пользу. Получается с трудом. Но 10-15 минут такой кропотливой работы приносят свои первые плоды. Прибавилось метров 50. Уже лучше. Громко сопя и закусив нижнюю губу, продолжаю утюжить поток. Еще 10 минут. Еще 50 метров. Добраться бы до 1000, там как правило легче становится. Еще через какое то время достигаю заветного километра высоты. Подъем уже более уверенный. Появляется время для обдумывания того, как лучше пройти третий участок маршрута. Прикидываю каких ориентиров придерживаться и какую держать скорость. Вверх тянет все стремительнее. Похоже, что попал в зону, где начинается «вездепруха», и можно немного расслабиться. Становится необычно темно. Пытаюсь делать фотографии. В такой мгле даже вспышка на фотоаппарате иногда срабатывает. Холодает. Причем ощутимо. Изнутри на фонаре замечаю белесый налет. Неужели изморось? Контрольный тычок пальцем в стекло убеждает меня в том, что приход зимы, в отдельно взятом планере, пока откладывается. Это просто сконденсировалась влага.
С нижнего края облака в разных местах свисают «космы» нисходящих потоков. Стараюсь обходить их. Это забавно. Полет становиться похожим на слалом. Только не вниз по склону, а вверх к облаку. Выхожу на уровень нижней кромки и продолжаю подниматься. Бросаю короткий взгляд вниз. Вопреки ожиданиям под планером земля белёсой дымкой пока не заволакивается. А вот  над собой замечаю огромную воронку еще прозрачного воздуха. В неё меня постепенно затягивает. Я слышал, что такое бывает, когда сильный поток теплого воздуха, с большой скоростью поднимается вверх и влага в его центре, охлаждается медленнее, чем на периферии и соответственно конденсируется позднее. Получается воронка.

Поднимаюсь еще немного и земля начинает периодически теряться из виду. Все. Хватит. Пора уходить. Наклоняю нос планера вниз. В крутой нисходящей спирали выхожу из воронки и набрав по дороге приличную скорость, как пробка из бутылки, вылетаю из промозглой темени на свет Божий.
Как все же приятно быть обласканным теплым солнцем на переходе, после сумрака и холода подоблачных потоков! Жаль, что полет не состоит только из одних переходов, время от времени необходимо и наверх забираться.
Третий отрезок пути оказался самым стремительным. Хорошая высота и попутный ветер предполагают быстрое перемещение.
После третьего поворота, как по заказу, в сторону четвертого выстроилась облачная гряда. Ну это вообще немыслимое везение!
Я просто неспешно плыву по воздушной реке. Неожиданная передышка дает возможность расслабиться и телу и разуму. Приятно просто лежать в своем ложе, мерно покачиваясь на воздушных волнах, лишь слегка придерживая ручку пальцами и любоваться пейзажами.
Наверное так же, ёжик в тумане любовался камышовыми зарослями, проплывая на своем плоту по тихому лесному ручью.
Вот и берег залива и наша поляна показалась вдали. И озеро у деревни Велькота – мой четвертый поворот.   
 

Вложения

  • nakvy.jpg
    nakvy.jpg
    31,7 КБ · Просмотры: 248
А рядом с ним поселок Котлы и огромная поляна – «Alma Mater» планеристов старшего поколения. А почему бы не взглянуть на сие историческое место поближе? Для этого необходимо немного набрать. Впереди вижу хорошее облачко. Из-под него только, что выскочил 220-й и достаточно резво идет на точку.
«220-й, как там потоки?» интересуюсь я.
«Поищешь, найдешь». Не особо утруждая себя многословием, впопыхах, будто опаздывая на электричку, отвечает он.
Подхожу, нахожу, набираю и ухожу на юго-запад, в сторону Котлов. Еще издалека размеры поляны впечатляют. Действительно огромная. Взлетать и садится можно в любом направлении. Рай для планеристов. И вокруг полей много.  Но прямо поперек этого рая, как шрам на лице строится современная автострада. Насыпь дороги с развязками рассекает поляну на части. Жаль, что этот рай значительно уменьшился и на сегодняшний день оказался никому не нужен.
Разворачиваюсь и беру курс на аэродром. Придется последний участок опять идти против ветра. Опять ощущение такое, как будто бы ты уперся в резиновую стену. И ветер свистит и скорость приличная, а земля под тобой кажется совсем остановилась. Потихоньку прошел озеро Велькоты, продолжаю движение вперед. Впереди аэродром. Это финиш! Пусть не гонки, но маршрута. Второго 100-километрового маршрута в моей жизни. Все. С такой высоты, как сейчас у меня, можно с уверенностью сказать, что дошел. Даже еще запас есть. Увеличиваю скорость. Теперь уже можно не экономить. Приятно идти на хорошей скорости, радуешься как ребенок.
Торжество и веселье грубо прерываются толчком снизу. Тяга вверх возрастает и её сила говорит о том, что я вошел в мощный поток. Вариометр реагирует с запозданием. Стрелка только начала свой бег вверх, а руки и ноги уже ввели планер в вираж с набором и стараются отцентровать ниточку на фонаре. Пару витков прибавляют сотню метров. Поток действительно хорош. Наслаждаюсь подъемом и только чуть позже задаюсь вопросом. А зачем набираю? Действительно, а зачем? Финиш – рукой подать, маршрут прошел. Что еще надо? Логического объяснения не найти.
Причина всему – обычная жадность. А как можно пропустить хороший лифт? Что вот просто так взять и пройти мимо? Нет, это невозможно. Это уже рефлекс. Если прет, надо карабкаться. Ну жалко пропускать! Поэтому сначала руки-ноги сработали, а потом включилась голова. За этими мыслями выбираю кромку. 1500 метров. И куда это богатство девать? Решаю еще немного продлить маршрут и слетать в Копорье. Этот хвостик в зачет уже входить не будет.
«241, над точкой 1500, переход Копорье.»
«Переход разрешаю» отзывается РП.
«241, вас понял.»
Чуть позже РП добавляет: «241 вы один там остались. Следующий доклад на посадке.»
«241, ОПЯТЬ вас понял!» ухмыляюсь я.
На одном дыхании слетал туда и обратно. Все. Два с половиной часа так сказать за рулем, пора садиться. Напоследок решаю доставить себе удовольствие.
«241, проход над точкой и посадка.»
«Проход и посадку разрешаю».
С 250 метров начинаю энергичное снижение. Свист ветра превращается в сильный шум. Скорость увеличивается, земля быстро приближается. Постепенно выравниваю и перехожу в горизонтальный полет. Все, что находится на земле, неестественно быстро проносится мимо. Дух захватывает! Выждав несколько секунд, беру ручку на себя. Перегрузка вжимает в сидение. Горизонт уходит вниз, впереди только небо. Скорость постепенно падает. У-у-ух, хорошо! Выравниваю, выпускаю закрылки и колесо (не забыл все-таки), разворачиваюсь и плавно касаюсь полосы. На остатке скорости подруливаю к стоянке, открываю фонарь. Вокруг никого. Жаль. А я так старался.

Еще один полет закончен, получена еще одна порция удовольствия, адреналина и навыков.
Солнце катится к закату, еще пару часов и жизнь на нашем аэродроме затихнет до следующего дня. Хорошо бы, чтоб он был не хуже.

Санкт-Петербург 2013 год.
 
Это не вариометр, собственно, а небольшой такой полетный компьютер. 
Парни, так вы же ОРЛЫ, парящие над всем грешным...Всегда завидовал планеристам, чувствующим "пинки" восходящего потока. Зачем вам полётный комп в треть стоимости аппарата? Сорри, что влез в тему и на сём заканчиваю оффтоп, под песню Тычинского https://www.youtube.com/watch?v=KizWp6ySBrw
 
Зачем вам полётный комп в треть стоимости аппарата?
Это для соревнований, он там очень много чего считает и полет регистрирует. А для полетов выходного дня и телефона достаточно, в них же теперь все датчики есть - и GPS, и компас, и датчик атмосферного давления, и датчик ускорения. Хотя и он считает много чего тоже, программеры постарались. Все покажет, и куда долететь можно с этой высоты, и сколько еще набрать надо, чтобы до дома или расчетной точки долететь, расчетное время прибытия, аэродинамическое качество в данный момент и среднее за указаный тобой отрезок времени и т.д.. Если в планере плохой варик, то можно и вариометр на экран вывести и пищать он будет как настоящий. Скорость покажет только путевую, но если к нему подключить "умный" вариометр от планера через USB кабель, то он и воздушную скорость показывать станет.  😉

Ну, а движущаяся карта с маршрутом это, конечно же, само собой. Когда становишься в спираль, то он еще и направление ветра вычисляет по сносу и показывает.  😀

Экран можно сформировать какой нравится и выводить информацию на него, какую предпочитаешь видеть. Ну и трехмерный трек полета пишет с которым потом можно в онлайн соревнованиях участвовать.
Технологии, однако...  :🙂
 

Вложения

  • IMG_0751_003.JPG
    IMG_0751_003.JPG
    97,2 КБ · Просмотры: 255
  • IMG_0752_001.JPG
    IMG_0752_001.JPG
    107,9 КБ · Просмотры: 250
ОРЛЫ! Похоже это наш товарищ. maverick07 официально приглашаю Вас в нашу группу сочувствующих планеризму!

Хватит завидовать, начинайте сами летать :~~)
 
Назад
Вверх