Рассказы планериста

+
 

Вложения

  • 20190807_155050-1.jpg
    20190807_155050-1.jpg
    95,2 КБ · Просмотры: 174
Замечательный очерк. Прочитал с удовольствием. Как будто сам полетал, и очень хорошие дополнения- фото и видео. Публикуйте свои записки. Они хороши.
 
Автор даже не соизволил проштудировать альпийскую аэрологию(хотя информации масса) и изрядно добавил работы инструктору своей техникой пилотирования.
И что?

Это не руководство по горным полетам, а рассказ о прекрасно проведенном отпуске И ВСЕ!

Моя критика основана на чемпионатах россии по парапланеризму 1999 и 2001г.
А причем здесь парапланеризм вообще? Я сам бывший бывший парапланерист и летал с середины до конца 90-х на Тянь-Шане, а потом еще пару лет в США в Аппалачах, но я же не лезу с подобными комментариями, хотя имею достаточно опыта полетов в горах на парапланах, самолетах и на планере тоже приходилось летать в серьезных горах, но это не нимеет НИ КАКОГО отношения к рассказам Сергея. Человек просто делится впечатлениями с единомышленниками и если вы себя к ним не относите, то просто проходите мимо и читайте те ветки, которые вам доставляют удовольствие, ведь это так просто.
 
С 2008 года таких рассказов накопилось десятка полтора. Если Вам интересно могу пошукать и выложить здесь.
Конечно выкладывай, многим будет интересно почитать, причем не только парителям. Многие мотолетатели будут рады возможности заглянуить в другой мир полетов - азартный, бесшумный, постоянно требующий принятия решений, причем за каждое неверное приходится так или иначе платить.
 
Не умеешь толком летать-так хотя бы не усложняй жизнь инструктору!Нормальный пилот сначала попросил бы его набрать высоту а уже после начал решать свои задачи.
 
Не умеешь толком летать-так хотя бы не усложняй жизнь инструктору!Нормальный пилот сначала попросил бы его набрать высоту а уже после начал решать свои задачи.
Вот что хорошо на этом форуме, так это то, что всегда найдется кто-нибудь, кто научит как жить и летать надо.  🙂

Это покатушки за деньги, между прочим, и клиент всегда прав! Если инструктор согласился дать управление, то значит у него были к тому основания. Нормальный автор пилот или не очень это инструктору решать, а не вам.  😉 Он, кстати, ни разу не претендует на профессионала, он пилот выходного дня и летает для удовольствия, а не чтобы кому-то что-то доказать.  🙂 И пишет для этих же самых целей.  🙂
 
Уважаемый Zlobolet, мы все уже поняли, что Вы самый крутой пилот на этом форуме, и я предлагаю Вам открыть свою ветку на которой Вы поведаете всем о своих достижениях.

А по поводу Ваших высказываний здесь: я Вам скажу один умный вещь, Вы только не обижайтесь (с)
" Не говорите мне, что мне нужно делать , и я не скажу Вам, куда Вам нужно идти"  ;D

А Сергею хочу сказать спасибо за его труд и талант...
 
Фото не мое. Нашел где-то в интернете. Просто красиво и даже романтично.
 

Вложения

  • 123_098.jpg
    123_098.jpg
    21,4 КБ · Просмотры: 179
Вместо предисловия


У планеристов к планерам отношение особое

У планеристов к планерам отношение особое. Хотя сказать «особое» это ничего не сказать. Очень трудно описать словами то необъяснимое чувство, которое испытываешь к казалось бы неодушевленному предмету. Но это не просто предмет, а летательный аппарат, а это значит, что в воздухе ты с ним становишься одним целым – крылатым организмом и живешь совсем другой жизнью. Не такой, как у всех остальных, так сказать «пешеходов». Становится подвластным многое. Порой такое, что и в голову не придет творить обычному обывателю. В этой иной реальности ты становишься властелином неба, твой ум, мышление, способность оценить воздушную обстановку, выработать правильный маршрут соединяются с возможностями аппарата и превращаются в сотни метров набранной высоты, а они в свою очередь в пройденные километры.

Вместе с планером ты противостоишь воздушной стихии, преодолевая внезапные порывы ветра и проскакивая нисходящие потоки. Вы боретесь буквально за сантиметры высоты, подолгу кружа в слабых термиках, чтобы наскрести ту самую, нелишнюю сотню метров, которая позволит на исходе дня все же вернуться на аэродром, а не приземлиться где-нибудь в чистом поле. А найдя сильные восходящие потоки ты превращаешься в большую птицу, с могучими крыльями. Чувствуешь, как упругая мощь подхватывает и несет вас вверх, порой так сильно и бесцеремонно, что даже появляются мысли «а как бы чего не вышло…».

Все эти «взлеты» и «падения» роднят вас и делают единым целым. И ты, рассказывая о том, что было в полете уже употребляешь выражения: «я был там-то», «прошелся пониже» или «выскребался в нулях». И как-то уже само собой разумеется, что ты был в планере и что твой ум соединившись с «его» крыльями стал птицей и это превращение произошло так незаметно и гармонично, что ты автоматически полагал, что летаешь сам, даже не замечая «его» - этого неодушевленного крылатого существа, ставшего частью тебя, твоими крыльями.       

А когда в конце дня ты уставший, возвратившись на аэродром швартуешь планер то вновь понимаешь, что вы опять порознь. Ты без него опять стал бескрылым, а он без тебя абсолютно беспомощным на земле. И вы вместе ждете когда снова станете единым целым, тем, что может жить только там - наверху, над всеми «пешеходами».   

А если наступает нелетная погода, или долгая зимняя разлука и находиться порознь уже невмоготу, то начинаешь придумывать любые поводы лишь бы вновь оказаться рядом с планером, приехать к нему, на аэродром, в гараж или ангар. Поправить чехлы, устроить его получше в ложементах или попросту посидеть рядом и вспомнить, как вы были ТАМ...
 
Первых два рассказа считаю несколько неудачными. Не сочтите за жеманность и позерство. Так, детский лепет на лужайке. 🙁
Потерпите дальше интереснее пойдет.
 
Первый «самостоятельный»
(рассказ планериста, только что вылупившегося из яйца)

Вчера у меня был первый самостоятельный вылет! Вернее два самостоятельных вылета! По условию упражнения положено один-два контрольных вылета с инструктором и потом два самостоятельных. А после, в этот день больше ничего нельзя! Только поздравления и празднование. Если рассказывать с самого начала, то вылететь я должен был еще в прошлое воскресенье. Но погода подвела. Дождь. Сами понимаете, много не налетаешь. Всю неделю маялся, еле дотерпел до субботы. И как назло в субботу с утра тоже самое. Все обложило и пошел ливень. Пока ехал в Гатчину на аэродром, лило нещадно. Настроение никакое.

На предполетной подготовке пообещали в течение дня все неприятности с погодой, которые только можно было пообещать. Я глянул в окно - там все точно соответствовало словам руководителя полетов.  Да еще и ветер порывистый. В общем из класса инструктажа я вышел не в духе. Не спеша побрел на стоянку. Подготовил планер (кстати тот, на котором совершил с инструктором свой самый первый вылет, № 496), все опять было неважно - связь барахлила, парашюты без прокладки между спиной и сумкой, и еще некоторые другие неприятные мелочи. На самолете-буксировщике сломался рычаг управления двигателем. В общем все до кучи и все плохо!

И снова пошел дождь. Как-то само собой подумалось о приметах. Мол «не летится – не лети». Но сделать это было бы не совсем правильно, так как только ради одного меня приехали целых два инструктора, которые меня учили и перед ними было бы очень неудобно.
Техники, как-то неохотно стали ковыряться  в сломанном самолете всем своим видом показывая: «Ну куда вас в такую погоду несет? Шли бы вы лучше в кафе чаю испить, да плюшками побаловаться." А мы тут потихоньку все отремонтируем. Не сегодня так завтра, или послезавтра, ну в общем, как получиться.
Такой вариант нас явно не устраивал. Никто не хотел ждать. Все вместе мы пошли на стоянку самолетов. Там был еще один самолет-буксировщик. Подготовили его сами. Дождь прекратился. Выкатились на старт. Лариса Петровна (инструктор) села в самолет, Николай Павлович (второй инструктор) со мной в планер. И вперед!

Как только начался разбег и мы оторвались от земли вся эта ремонтно-бытовая чепуха куда-то ушла. Руки, ноги заработали управляя планером и все стало на свои места, пришло спокойствие и наслаждение полетом. Поднялись на 350, отцепка, и вот он – свободный полет! Сделали кружок, инструктор показал, как при таком ветре заходить на посадку и где делать развороты. Сели. Второй вылет для закрепления выполняю без его указаний. Сидит сзади и молчит, как рыба. Я даже при заходе, на третьем развороте забыл доложить руководителю полетов (РП) о посадке (это достаточно грубое нарушение) – Палыч промолчал. Потом сели. И я не успел ничего понять. Инструктор вылез из кабины, закрыл фонарь и говорит: "Ну, что Серега, Давай!"
Елы-палы! Тут я осознаю, что остаюсь один!!! Стараюсь без дрожи в голосе доложить РП: "Два сорок один по кругу, самостоятельно готов!". Из динамика - как ни в чем не бывало: "Взлет разрешаю". Все думаю - сам себе отрезал все пути к отступлению. Теперь уже ничего не поделаешь, приговор подписан, придется лететь.

Взревел мотор буксировщика. Фал натянулся. Разбег! Отрыв! И??? И все, как всегда… Точно такой же полет, как и десятки предыдущих. Также маячит впереди самолет и тащит меня за собой, тот же набор высоты, виражи, заход над аэродромом, отцепка! И вот я совсем один! Теперь даже трос не связывает меня с буксировщиком. Он с левым креном уходит куда-то вниз, под меня и я один на один с небом!

А вокруг такая красота! Хочется орать и вопить об этом, так чтоб все услышали, чтоб рассказать всему миру как это здорово, как это хорошо! То, о чем мечтал всю жизнь исполняется, я лечу! Сам лечу!!!

Но волю чувствам давать нельзя. Навыки пока не очень уверенные и если сильно отвлекаться, то могут быть проблемы.  Весь полет боялся оглянуться назад, чтоб не увидеть, пустое место инструктора. Сделал круг. Доклад РП. Заход. Посадка. Снова подцепка, взлет, набор высоты, отцепился, сделав второй круг захожу на посадку... И тут опять обуяли чувства. Понимаю, что скоро это закончится и я по праву смогу называть себя пилотом, всего каких-то несколько десятков секунд..., но есть одна маленькая проблемка - нужно сесть. И неплохо бы сесть красиво.
Наклоняю нос, прицеливаюсь в точку выравнивания, чувствую, как растёт скорость. Глянул - 120. Многовато, выпускаю интерцепторы (тормоза такие воздушные) скорость падает до 100. В такой ветер - то, что нужно! И вот высота выравнивания 2-3 метра. Ручку на себя, зависаю над полосой, и плавно на две точки опускаюсь на поле. Планер пробегает ещё метров 50 и останавливается, правое крыло плавно опускается на траву. Слышно даже как сминаются травинки под его весом, на какое-то время устанавливается тишина. Эти секунды тишины даны, чтобы осмыслить случившееся.

Все…, все кончилось. Я стал кем хотел. Я стал пилотом! Состояние тихой радости. Словами не передается.

Планер остановился прямо на уровне инструкторов. То, что у меня почти никогда не получалось, сегодня получилось. Это считается «круто» - как учили! Выбираюсь из кабины. Народ «беснуется и ликует». В смысле оба инструктора очень рады. Еще один встал на крыло. Поздравляют. В таких случаях положено качать, но силы неравны, всего пара инструкторов против моего центнера «живого веса». Неувязочка. Ну да ладно, меня и так качает от счастья. Юрий Павлович, смахнул скупую мужскую слезу. Говорил что-то о том, ради чего стоит жить. Петровна тоже рада. Хоть и сами они были уверены, что я смогу, оценили мои навыки и выпустили, а ведь все равно стоять на земле, когда твой ученик в небе и понимать, что ничем не поможешь в случае чего и что все теперь только в его руках дело наверное нелегкое. И так каждый раз, когда в «самостоятельный» выпускают. Хоть Юрий Павлович и схохмил как-то выпуская очередного своего ученика, что мол «жить захочет – сядет», но на самом деле думал он тогда совсем о другом.
А учеников у них действительно много. Лариса Петровна летает почти столько сколько я живу. Палыч не меньше. Опыта немеряно. Да и мастерства тоже. Так и хочется закончить сие сочинение строчками типа: «А вокруг зеленели необъятные поля, ветер шумел в кронах высоких деревьев на краю аэродрома и вся неброская северная природа радовалась тому, что сделали сегодня эти три человека, устало бредущие через взлётку к стоянке планеров…», но по-моему кто-то, когда-то это уже писал. А посему заканчиваю я свой рассказ без излишеств - спасибо за внимание.
Санкт-Петербург  2008 год.
 
Мы часто слышим один и тот же вопрос. «А это не опасно летать на самолете или планере, прыгать с парашютом?»
Наверное не стоит кривить душой. Это все-таки опасно. Да, это действительно опаснее, чем вдыхать никотиновый дым и потягивать пивко, приняв горизонталь на диване, перед телевизором или превращаться в зомби, сидя у монитора КОМПа. Наверное…
А если взглянуть на все с другой стороны?
Вы знаете, как в небе послушен твоей воле самолет, как он чутко отзывается на малейшее движение ручкой управления?
А вы летали на планере в одном потоке со стаей аистов, когда они на исходе лета ставят молодежь на крыло?
Вы слышали свист ветра в тугих стропах парашюта?
А вы знаете, как благоухают простые полевые цветы, когда вернувшись с неба ты идешь по зеленому полю аэродрома? Не знаете?
А мы знаем! Наш выбор – небо!
И это самое лучшее, что может быть в жизни.

Первый самостоятельный в зону.
(еще одна ступень)

Наконец-то начались серьезные регулярные полеты в этом сезоне. Ждал я их долго. Сначала хорошая погода долго не могла настроится, потом РОСТО с Министерством обороны собачились и никак не могли поделить нашу уже старенькую и видавшую виды так сказать матчасть. Потом в отпуск на недельку. В общем на дворе сегодня уже середина июля, а точнее 12 число. Все контрольные полеты с инструктором отлетал. Впереди самостоятельный полет «в зону», на парение. И сзади никого не будет. Никто не подскажет и не подправит. Чувства смешанные. С одной стороны опека в небе уже надоела, а с другой … ну в общем сами понимаете.
Мой инструктор - Лариса Петровна как могла рассказала мне все, что меня ждет, показала, потренировала, на штопор со мной слетала и похоже осталась довольна. В общем довольна. Потому как если объективно взглянуть на то, что я вытворяю в воздухе и сравнить с её идеальным стилем полета, то это наверное выглядит как блошиные прыжки на шесте. Но тем не менее разрешение получено, я в кабине, фал прицеплен, впереди небо. Небо, в котором я уже был, но всего о Нем еще не знаю. Мне еще предстоит с Ним близко познакомится. И начать жить одной жизнью. Мне рассказали Его законы, как нужно жить в гармонии с Ним. Как взлетать, парить, ловить и обрабатывать потоки, возвращаться и садиться на аэродром. И вроде бы все понятно, но надо в Него войти.
Буксировщик рванулся вперед, я за ним, оторвались нормально, набираем высоту. Теперь предстоит общаться с Небом напрямую, без «переводчика» то есть инструктора. Получиться ли?
Я вхожу в храм Природы. Вхожу мирно, не так как принято у людей, без топора, бензопилы и тротиловых шашек. Без воя реактивных двигателей, без гари и копоти. Просто подошел к Его двери и тихо постучал. Так тихо, как принято делать в Природе, так как она живет, не красуясь, не хвастаясь, а скромно и обыденно, так как происходит все великое и самое важное.
И… двери распахнулись! Раскрылись настежь! В лицо ударило яркое солнце и свежий, упругий ветер воздушных потоков. И я увидел её – нашу мать, нашу общую мать Природу. Она по-доброму смотрела на меня и протягивала руки, как делает каждая мать, когда приходит время её ребенку научиться ходить. «Иди, не бойся. Сделай шаг. Иди в наш общий дом». И я пошел.
Самолет-буксировщик качнул крыльями, мгновением позже я дернул рычаг отцепки, стальные клещи замка разомкнулись и выронили кольцо буксировочного фала. Теперь я свободен. Нужно идти. Какие они первые шаги ребенка? Да просто никакие. Эти непослушные ноги расползаются в стороны, дрожат и спотыкаются, никак не хотят передвигаться, но все-таки держат! Держат! И это главное. Потом конечно научусь  и бегать и прыгать, может и марафонские дистанции покоряться, а пока и этого достаточно.
А куда идти? Хороший конечно вопрос. Повертел головой, пригляделся. Ну вон вроде бы слева облачко неплохое. Плоское основание, кудряшки сверху. Все как учили. Должно держать. Ковыляю не спеша в ту сторону. И вдруг, чуть правее по курсу какие-то лохмотья тумана. То ли начинает что-то формироваться, то ли это уже останки былой роскоши. Заверну наверное, все равно по дороге. Планер заходит под лохмотья, слегка поддувает снизу, затем все сильнее и сильнее, тело почувствовало, как он рывками стремиться вверх, стрелка вариометра (прибор, определяющий вертикальную скорость подъема планера в восходящем потоке) медленно, из отрицательных значений поползла к «нолику», потом прошла его и направилась к «единичке». Едва ощутимо планер накренился влево, значит вот Он наверное где – справа. Ручку слегка вправо, немножко дать правую педаль. Не переборщить бы и не промахнуться. Опять поддуло снизу, вариометр подумал, подумал и оставив на потом все надежды на спокойный полет полез к «двоечке». Ур-р-р-а-а-а-а!!! Вот Он! Вот Он! Угадал! Справа! ПОТОК СПРАВА! Все мое существо ликует и орет истошным воплем от того, что хоть что-нибудь получается. Начинаю осторожно Его обрабатывать. Снизу поддувает уверенно, мягкое место это постоянно ощущает.
Что такое Поток? Поток - это примерно так. Ты стоишь на автобусной остановке в очень ветреную погоду. Обычно поворачиваешься к ветру спиной и поднимаешь воротник. Если ветерок посильнее, то можно даже немного откинуться назад и как бы лечь на него. Вот сейчас дует примерно так же только не в спину, а пардон в мягкое место, то есть поддувает снизу под крылья планера, а сидение все эти ощущения передает пятой точке.    
Закручиваю спираль. Набираю высоту. Потряхивает. Лихо так потряхивает. А мы с планером не пушинка. Вместе около полутонны потянем. Такое чувство, что ходишь вокруг чего-то большого, мощного, первозданного и необузданного. Даже малой частички этой мощи хватило бы, чтоб стереть меня в порошок. Ан нет, никто и не собирается этого делать. Я ведь пришел без зла. Не выламывал дверь, не бил окон, не крушил стен, просто пришел и попросил принять. И приняли. Не отвергли. Даже документы не проверили и вступительного взноса не взяли. Приняли и все тут.
Виток к витку наворачивается спираль. Оживился высотомер, уже прибавилось пару десятков метров. Где-то 850. Поток то сильнее, то слабее. Облако ближе, земля уходит все дальше. Внизу карьеры, вода голубовато-зеленая. Воскресенье. По берегам приткнулись машины. Кто-то греется под солнышком на песочке, кто-то плещется в воде. А кто-то наверняка смотрит вверх. Возможно какой-нибудь белобрысый мальчуган  или девочка тычет пальцем в небо (в меня то есть!) и спрашивает: «Пап, а пап, а что это там летает?» И папа, оторвавшись от бутылки пива, как может рассказывает ему про небо, самолеты, ветер и летчиков. И может у этого мальчика навсегда по жизни останется привычка, увидев в небе самолет, долго провожать его взглядом и представлять кто же там внутри, что он делает и куда летит. Так было в моем детстве. И хочется надеяться, что не только в моем. Хочется верить, что и сейчас, когда мы стоим на пороге познания тайн гравитации и других принципов перемещения в пространстве, полет на планере, в атмосфере, в воздушных потоках останется не менее привлекателен для людей чем раньше. Ведь не зря говорят, что «если бы полет был языком людей, то парение было бы поэзией».
Снизу поддувает все реже. Стрелка вариометра стремится к нулю все чаще и чаще. Пытаюсь внимательнее прислушиваться к своим ощущениям, к поведению планера, к толчкам воздуха, но их все меньше и меньше. Я продолжаю гипнотизировать вариометр. Еще немного и его металлическая стрелка завяжется в узел от моего взгляда. Это не помогает. Она опускается к «-1» и далее к двоечке ниже нуля. Все. Потерял… Я потерял Поток. Может не справился с его центровкой, а может сам Поток прекратился. Как начался, так и закончился. Вот так неожиданно и необратимо. Был и нет. Но и на том ему спасибо. 150 метров высоты не лишние.
Опять кручу головой по сторонам, ищу облака посимпатичнее. А вечером с ними как всегда напряженно. Но вот вроде бы есть облачко неподалеку. По виду конечно не супер, но может и будет держать. Доворачиваю, подхожу против ветра с направлением на солнце. Как мне кажется с таким подходом мимо Потока не пройти. Двигаюсь поперек облака к солнечной стороне. Ничего. Выхожу из-под него, еще протягиваю на солнце – пусто. Разворот. Проход буквой «S» под облаком… Стрелка вариометра собрав последние силы рванулась к «нолику», но повисев несколько секунд без сил валиться на минус и не подавая признаков жизни замирает в районе «двоечки» - «троечки». Ничего нет. Приходиться признать… И рядом ничего. Все приличные облака почему-то стали меня сторониться. Идти на аэродром обидно, но есть ещё 700 метров. Это даже для меня новичка немало. Надо принимать решение, а его нет. Тупо утюжу под облаком.
Мимо пролетел орел и удивленно покрутил пальцем у виска. Мол «чё ты тут делаешь? Потоки ведь совсем в другом месте». А я откуда знаю? Я в отличии от него могу только предполагать, а он знает наверняка. Ведь с самого рождения в небе, а я вот только к пенсии сподобился. Рванул за ним, через несколько минут наблюдаю по курсу выше 300-400 м кружат чайки. Значит Поток! Просто так они кружить не будут. Молодец орлуша! Дело знает туго. Подхожу. Отдохнувшая за время перехода стрелка с новыми силами штурмует «плюсики» +1, +2, «два с половиной»! Нормально! Заруливаем … Наворачиваем спиральку, и …  пошел родной, вверх пошел «Бланер» мой. Не торопясь, но идет! Железный, но идет! Ожил высотомер. Внутри надежда переходит в уверенность. Работает лифт! Подымает! Спасибо орелик.
Планеристы часто встречают орлов на высотах 1.5 – 2 км. Что они там делают? Ведь питается орел мелкими грызунами и пташками. Там ни того ни другого нет. Есть насекомые, но их мало и они орлу не интересны. Кто-то скажет: «Добычу высматривает». А вы пробовали высматривать добычу с такой высоты? Увидеть мышь в траве с высоты 1,5-2 км или жаворонка, или ласточку не то, что орлиный глаз, а даже самая мощная современная оптика наверное не сможет.
Оказывается все намного проще - ничего они там не делают, вообще ничего. Парят они там. Парят расправив крылья на максимальный размах. Для души. Для вдохновенья.
 
Для души. Для вдохновенья. Наслаждаются полетом вдали от гнезда и семейных забот. Романтики они, такие же как и мы планеристы.
«Два сорок один! Доложите место и высоту!» ни с того ни с сего оглушительно рявкнула радиостанция. Я аж подпрыгнул и от неожиданности въехал головой в фонарь. Ну вот как всегда, на самом интересном месте. РП (руководитель полетов) беспокоится. Работа у него такая рулить воздушным движением. Он самый главный.
«Два сорок один, восточнее карьера 1 км, высота 900!» Не без гордости докладываю я. Вот так вот, пусть все слышат. Было 700, да еще на переходе потерял сотенку, а теперь 900. Недурственно для начинающего, а тем более вылетевшего самостоятельно в зону в первый раз.
Сегодня стартовали мы двумя экипажами. Первым я – самостоятельно (если можно это назвать экипажем), затем на другом планере инструктор со спортсменом - контрольный полет в зону по программе ввода после зимнего перерыва. Надежды на парение было мало. Вечер, 18.30, натянуло верхний ярус облаков на высоте 10-11 тысяч метров. У земли активность прекратилась. Потоки ослабели. Интерес в наших глазах погас. Инструкторы еще хорохорились, но похоже так, для вида.
Думаю ладно, чего на земле сидеть. Слетаю «по баллистике» (т.е. просто без потоков), похожу в зоне, потихонечку спущусь да и сяду. Для первого раза нормально. Никто ж не осудит.
Но разве я тогда мог предвидеть все это?
Инструктор со спортсменом повисели, повисели в «ноликах», поборолись немного, да и пошли на посадку. А я зацепился! Зацепился и висел. На зубах висел, но висел! Конечно повезло, что первое же облачко держать стало. Но и удача – это не случайность. Она тоже приходит по своим законам. Не зря же я всю зиму в «Кондоре» на компьютере летал. И теперь даже инструктор была немного удивлена некоторым моим навыкам в поисках и обработке потоков.
Ну да ладно. Что у нас там за бортом? Здорово! Деревеньки и посёлочки жмутся к Киевскому шоссе, садоводства, размеченные на правильные кварталы живут степенной жизнью отдыхающих, в направлении аэродрома деловито как толстый шмель жужжит Ан-2 и оставляет после себя белые шапочки куполов, а севернее, вдали, почти на горизонте распластался Финский залив. Прикрывшись белёсой дымкой, как маскировкой посреди залива стоит как крейсер на якоре Кронштадт. И вроде бы блестит купол Морского собора. Или показалось?
Но вот то, что у меня невыносимо болит спина, это мне точно не показалось. Это реальность. И реальность эта проситься на землю. С каждой минутой все настойчивей и настойчивей. Уже больше часа в воздухе. Парашют впился в поясницу. Специальную подушку между парашютом и спиной я выбросил еще на старте, чтобы голова в фонарь не упиралась. И вот теперь наступили последствия этого опрометчивого шага. Энергично ёрзаю на сидении. Изменение позы помогает, но ненадолго. Боль снова и снова напоминает о себе, становится невыносимой.
Пора идти на аэродром. Облако держит, Поток тащит вверх, а я плавно отваливаю в сторону, вываливаюсь из Него и просто бесцельно трачу высоту. То, что собирал по крупицам, выскребал по нескольку метров на каждом витке сейчас щедро расходую. Лечу куда хочу, закладываю виражи поглубже, скорость побольше. В общем транжирю все свои сокровища до полного банкротства. Наслаждение, эйфория, чистый адреналин!
Но где я? Эта мысль отрезвляет. Где аэродром? Присмотрелся. Ого! Далековато. Действительно чуть было совсем не обанкротился. Высота 450, а до аэродрома ещё лететь и лететь.
«Два сорок один работу в зоне закончил. Переход к третьему». «Переход разрешаю» - отзывается РП. Все. Идем домой. Благо ветер попутный. Долго идти не придется.
Посадка в штатном режиме. Навстречу Лариса Петровна. Поздравляет. Видела говорит, как ты зубами держался. Молодец. И все…
Вот так. Обыденно и скромно. А я – Храм Природы! В гости к Небу! Оказывается все намного проще. Проще и понятнее.


Санкт-Петербург 2009 год
 
Добрый день Сергей! Хорошо что пытаетесь рассказать про то как становятся планеристами, думаю многим это будет интересно так как полёт на планере это то что трудно описать словами и обязательно надо попробовать (особенно парение когда у тебя подъём 5 метров в секунду а двигателя нет). Хочу только дать небольшой совет, не писать про технические неисправности которые случаются иногда так как это техника и увы уже не новая, а у нашего родного государства как всегда нет денег на покупку новых самолётов буксировщиков и планеров в аэроклубы (мне за руководителей стыдно, им похоже всё равно). Те люди которые дают Вам крылья часто работают на энтузиазме, за унизительно низкие зарплаты (все аэроклубы ДОСААФ), при этом надлежащим образом готовят авиатехнику к полётам (которой порой уже четвёртый или пятый десяток лет) и на которую не выпускаются запчасти (а вы"рычаг отвалился"). Не подставляйте пожалуйста тружеников неба ради лайков в постах. Может это было Ваше видение ситуации, а технический персонал возможно думает по другому. В наших доблесных надзорных органах сейчас очень много, как бы помягче сказать, не специалистов, а Вы им даёте повод для внеочередных проверок. Не сочтите за давление, просто дружеский совет. Ждём новых эмоций от полётов на планере в рубрике рассказы планериста 😉
 
Читаю, как сам парю. Воображение дополняет всеми ощущениями полета. Не планерист, но очень хочу им стать. Пробовал с выключенным двигателем на А-20, иногда даже поднимало, к кружащим коршунам пробовал пристроиться. Они рождены для этого, а я как лист фанеры... Пишите Сергей, очень интересно. 
Скорее бы свой склеить.
 
КВА, на А-20 можно парить не выключая двигатель (если есть ограничения по высоте), просто задроселировав его до полётного малого газа, получается отличная экономия топлива (очень хорошо знаком с его лётными данными и поведением на разных режимах полёта). Можно даже оборотами подобрать скорость снижения как у Бланика на скорости 90 км/ч, и закручивая спираль в потоке выпустить закрылки во взлётное положение для уменьшения радиуса спирали и уменьшения скорости срыва. При выходе из потока убрать закрылки, так как при скорости более 90 км/ч они работают как воздушный тормоз добавляя сопротивление.
 
А-20, но не совсем, сделал друг, крыло было деревянное, размах и площадь 10, снижение в одиночку, примерно, 2,5 на 80-85.
Сергей, извините, что немного ушли от темы.
 
Назад
Вверх