Мы часто слышим один и тот же вопрос. «А это не опасно летать на самолете или планере, прыгать с парашютом?»
Наверное не стоит кривить душой. Это все-таки опасно. Да, это действительно опаснее, чем вдыхать никотиновый дым и потягивать пивко, приняв горизонталь на диване, перед телевизором или превращаться в зомби, сидя у монитора КОМПа. Наверное…
А если взглянуть на все с другой стороны?
Вы знаете, как в небе послушен твоей воле самолет, как он чутко отзывается на малейшее движение ручкой управления?
А вы летали на планере в одном потоке со стаей аистов, когда они на исходе лета ставят молодежь на крыло?
Вы слышали свист ветра в тугих стропах парашюта?
А вы знаете, как благоухают простые полевые цветы, когда вернувшись с неба ты идешь по зеленому полю аэродрома? Не знаете?
А мы знаем! Наш выбор – небо!
И это самое лучшее, что может быть в жизни.
Первый самостоятельный в зону.
(еще одна ступень)
Наконец-то начались серьезные регулярные полеты в этом сезоне. Ждал я их долго. Сначала хорошая погода долго не могла настроится, потом РОСТО с Министерством обороны собачились и никак не могли поделить нашу уже старенькую и видавшую виды так сказать матчасть. Потом в отпуск на недельку. В общем на дворе сегодня уже середина июля, а точнее 12 число. Все контрольные полеты с инструктором отлетал. Впереди самостоятельный полет «в зону», на парение. И сзади никого не будет. Никто не подскажет и не подправит. Чувства смешанные. С одной стороны опека в небе уже надоела, а с другой … ну в общем сами понимаете.
Мой инструктор - Лариса Петровна как могла рассказала мне все, что меня ждет, показала, потренировала, на штопор со мной слетала и похоже осталась довольна. В общем довольна. Потому как если объективно взглянуть на то, что я вытворяю в воздухе и сравнить с её идеальным стилем полета, то это наверное выглядит как блошиные прыжки на шесте. Но тем не менее разрешение получено, я в кабине, фал прицеплен, впереди небо. Небо, в котором я уже был, но всего о Нем еще не знаю. Мне еще предстоит с Ним близко познакомится. И начать жить одной жизнью. Мне рассказали Его законы, как нужно жить в гармонии с Ним. Как взлетать, парить, ловить и обрабатывать потоки, возвращаться и садиться на аэродром. И вроде бы все понятно, но надо в Него войти.
Буксировщик рванулся вперед, я за ним, оторвались нормально, набираем высоту. Теперь предстоит общаться с Небом напрямую, без «переводчика» то есть инструктора. Получиться ли?
Я вхожу в храм Природы. Вхожу мирно, не так как принято у людей, без топора, бензопилы и тротиловых шашек. Без воя реактивных двигателей, без гари и копоти. Просто подошел к Его двери и тихо постучал. Так тихо, как принято делать в Природе, так как она живет, не красуясь, не хвастаясь, а скромно и обыденно, так как происходит все великое и самое важное.
И… двери распахнулись! Раскрылись настежь! В лицо ударило яркое солнце и свежий, упругий ветер воздушных потоков. И я увидел её – нашу мать, нашу общую мать Природу. Она по-доброму смотрела на меня и протягивала руки, как делает каждая мать, когда приходит время её ребенку научиться ходить. «Иди, не бойся. Сделай шаг. Иди в наш общий дом». И я пошел.
Самолет-буксировщик качнул крыльями, мгновением позже я дернул рычаг отцепки, стальные клещи замка разомкнулись и выронили кольцо буксировочного фала. Теперь я свободен. Нужно идти. Какие они первые шаги ребенка? Да просто никакие. Эти непослушные ноги расползаются в стороны, дрожат и спотыкаются, никак не хотят передвигаться, но все-таки держат! Держат! И это главное. Потом конечно научусь и бегать и прыгать, может и марафонские дистанции покоряться, а пока и этого достаточно.
А куда идти? Хороший конечно вопрос. Повертел головой, пригляделся. Ну вон вроде бы слева облачко неплохое. Плоское основание, кудряшки сверху. Все как учили. Должно держать. Ковыляю не спеша в ту сторону. И вдруг, чуть правее по курсу какие-то лохмотья тумана. То ли начинает что-то формироваться, то ли это уже останки былой роскоши. Заверну наверное, все равно по дороге. Планер заходит под лохмотья, слегка поддувает снизу, затем все сильнее и сильнее, тело почувствовало, как он рывками стремиться вверх, стрелка вариометра (прибор, определяющий вертикальную скорость подъема планера в восходящем потоке) медленно, из отрицательных значений поползла к «нолику», потом прошла его и направилась к «единичке». Едва ощутимо планер накренился влево, значит вот Он наверное где – справа. Ручку слегка вправо, немножко дать правую педаль. Не переборщить бы и не промахнуться. Опять поддуло снизу, вариометр подумал, подумал и оставив на потом все надежды на спокойный полет полез к «двоечке». Ур-р-р-а-а-а-а!!! Вот Он! Вот Он! Угадал! Справа! ПОТОК СПРАВА! Все мое существо ликует и орет истошным воплем от того, что хоть что-нибудь получается. Начинаю осторожно Его обрабатывать. Снизу поддувает уверенно, мягкое место это постоянно ощущает.
Что такое Поток? Поток - это примерно так. Ты стоишь на автобусной остановке в очень ветреную погоду. Обычно поворачиваешься к ветру спиной и поднимаешь воротник. Если ветерок посильнее, то можно даже немного откинуться назад и как бы лечь на него. Вот сейчас дует примерно так же только не в спину, а пардон в мягкое место, то есть поддувает снизу под крылья планера, а сидение все эти ощущения передает пятой точке.
Закручиваю спираль. Набираю высоту. Потряхивает. Лихо так потряхивает. А мы с планером не пушинка. Вместе около полутонны потянем. Такое чувство, что ходишь вокруг чего-то большого, мощного, первозданного и необузданного. Даже малой частички этой мощи хватило бы, чтоб стереть меня в порошок. Ан нет, никто и не собирается этого делать. Я ведь пришел без зла. Не выламывал дверь, не бил окон, не крушил стен, просто пришел и попросил принять. И приняли. Не отвергли. Даже документы не проверили и вступительного взноса не взяли. Приняли и все тут.
Виток к витку наворачивается спираль. Оживился высотомер, уже прибавилось пару десятков метров. Где-то 850. Поток то сильнее, то слабее. Облако ближе, земля уходит все дальше. Внизу карьеры, вода голубовато-зеленая. Воскресенье. По берегам приткнулись машины. Кто-то греется под солнышком на песочке, кто-то плещется в воде. А кто-то наверняка смотрит вверх. Возможно какой-нибудь белобрысый мальчуган или девочка тычет пальцем в небо (в меня то есть!) и спрашивает: «Пап, а пап, а что это там летает?» И папа, оторвавшись от бутылки пива, как может рассказывает ему про небо, самолеты, ветер и летчиков. И может у этого мальчика навсегда по жизни останется привычка, увидев в небе самолет, долго провожать его взглядом и представлять кто же там внутри, что он делает и куда летит. Так было в моем детстве. И хочется надеяться, что не только в моем. Хочется верить, что и сейчас, когда мы стоим на пороге познания тайн гравитации и других принципов перемещения в пространстве, полет на планере, в атмосфере, в воздушных потоках останется не менее привлекателен для людей чем раньше. Ведь не зря говорят, что «если бы полет был языком людей, то парение было бы поэзией».
Снизу поддувает все реже. Стрелка вариометра стремится к нулю все чаще и чаще. Пытаюсь внимательнее прислушиваться к своим ощущениям, к поведению планера, к толчкам воздуха, но их все меньше и меньше. Я продолжаю гипнотизировать вариометр. Еще немного и его металлическая стрелка завяжется в узел от моего взгляда. Это не помогает. Она опускается к «-1» и далее к двоечке ниже нуля. Все. Потерял… Я потерял Поток. Может не справился с его центровкой, а может сам Поток прекратился. Как начался, так и закончился. Вот так неожиданно и необратимо. Был и нет. Но и на том ему спасибо. 150 метров высоты не лишние.
Опять кручу головой по сторонам, ищу облака посимпатичнее. А вечером с ними как всегда напряженно. Но вот вроде бы есть облачко неподалеку. По виду конечно не супер, но может и будет держать. Доворачиваю, подхожу против ветра с направлением на солнце. Как мне кажется с таким подходом мимо Потока не пройти. Двигаюсь поперек облака к солнечной стороне. Ничего. Выхожу из-под него, еще протягиваю на солнце – пусто. Разворот. Проход буквой «S» под облаком… Стрелка вариометра собрав последние силы рванулась к «нолику», но повисев несколько секунд без сил валиться на минус и не подавая признаков жизни замирает в районе «двоечки» - «троечки». Ничего нет. Приходиться признать… И рядом ничего. Все приличные облака почему-то стали меня сторониться. Идти на аэродром обидно, но есть ещё 700 метров. Это даже для меня новичка немало. Надо принимать решение, а его нет. Тупо утюжу под облаком.
Мимо пролетел орел и удивленно покрутил пальцем у виска. Мол «чё ты тут делаешь? Потоки ведь совсем в другом месте». А я откуда знаю? Я в отличии от него могу только предполагать, а он знает наверняка. Ведь с самого рождения в небе, а я вот только к пенсии сподобился. Рванул за ним, через несколько минут наблюдаю по курсу выше 300-400 м кружат чайки. Значит Поток! Просто так они кружить не будут. Молодец орлуша! Дело знает туго. Подхожу. Отдохнувшая за время перехода стрелка с новыми силами штурмует «плюсики» +1, +2, «два с половиной»! Нормально! Заруливаем … Наворачиваем спиральку, и … пошел родной, вверх пошел «Бланер» мой. Не торопясь, но идет! Железный, но идет! Ожил высотомер. Внутри надежда переходит в уверенность. Работает лифт! Подымает! Спасибо орелик.
Планеристы часто встречают орлов на высотах 1.5 – 2 км. Что они там делают? Ведь питается орел мелкими грызунами и пташками. Там ни того ни другого нет. Есть насекомые, но их мало и они орлу не интересны. Кто-то скажет: «Добычу высматривает». А вы пробовали высматривать добычу с такой высоты? Увидеть мышь в траве с высоты 1,5-2 км или жаворонка, или ласточку не то, что орлиный глаз, а даже самая мощная современная оптика наверное не сможет.
Оказывается все намного проще - ничего они там не делают, вообще ничего. Парят они там. Парят расправив крылья на максимальный размах. Для души. Для вдохновенья.