Вот проект Т-451
Одновременно с проектом Т-415 разрабатывался многоцелевой самолет Т-451-1 «Жаворонок». В 1998 году рабочий проект был практически готов.
В соответствии с классификацией Норм летной годности гражданских самолетов АП-23 и FAR-23 самолет относится к нормальной категории.
Самолет предназначен для перевозки пассажиров с багажом или груза общей массой 400-450 кг, а также для применения в качестве связного, санитарного, патрульного и учебного. В кабине самолета размещается 5 пассажиров – один рядом с летчиком, четверо на задних креслах. Багаж пассажиров размещается в багажном отсеке. Задние кресла могут быть демонтированы или складываться, увеличивая объем грузового отсека.
Самолет может эксплуатироваться на слабо подготовленных площадках длиной до 500 м. Допускается подбор посадочных площадок с воздуха.
Экипаж самолета состоит из одного летчика. На самолете установлено два поста управления, для обеспечения выполнения полетов с большой протяженностью (до 6 часов полета) и обучения. При необходимости правый пост управления может быть снят.
На самолет предполагалось устанавливать двигатели М-14Х, Lycoming или Continental мощностью 300-350 л.с. Рассматривался вариант установки двигателя Allison мощностью 420 л.с. и увеличенный по габаритам и взлетному весу вариант с двигателем ТВД М-601 Е -720 л.с. (проект Т-551)
Профиль крыла рассматривался NACA 23015 и Р-II-14М. Рабочие чертежи выполнили на второй вариант.
Реализовать проект удалось намного позже, только в 2004 году при финансировании фирмы «ЛАПЛАН». Документацию передали безвозмездно, проекты получили наименование «Л»: Л-451 (Т-451), Л-471 (Т-471) и Л-551 (Т-551).
Ферма фюзеляжа самолетов Т-451 и Т-551 сварены из стали ВНС-2. Для удешевления постройки первого летного экземпляра самолета, (№01-Т-451) применено доработанное нижнее крыло от самолета Ан-2 под 4 бака по 100 литров каждый. Позднее в Смоленске был изготовлен комплект производственной оснастки под новое крыло с профилем Р-II-14М.
В мае 2006 года в ЛИИ под управлением В.В. Заболотского самолет совершил несколько подлетов.
Из-за финансовых проблем работы по авиационному направлению на фирме «ЛАПЛАН» были приостановлены. Т-451 (Л-451) стоит на аэродроме Борки.
Сейчас готовая машина и документация продается. Справки по проекту и ценам можно получить у Полавского Юрия Ивановича. Тел 8-916-609-96-86.
Чуть позже дам ссылку на видеофильм про Т-451. Он был смонтирован на русском и английском языке.
Конструкция самолета:
Самолет Т-451 представляет собой подкосный высокоплан с прямоугольным крылом, трапециевидным оперени¬ем, трехопорным шасси с хвостовой опорой.
Фюзеляж самолета сварной трубчатой конструкции, имеет двухместную пилотскую кабину с откидывающимися вверх дверями с форточками, грузопассажирский салон в средней части с индивидуальной дверью по левому бор¬ту больших размеров. В носовой части размещается поршневой двигатель М-14Х с трехлопастным винтом MTV-9, с быстросъемными капотами.
Крыло двухлонжеронной конструкции с подкосами. Между лонжеронами установлены по два топливных бака в каждой консоли. Каркас крыла сострит из лонжеронов, нервюр, растяжек, силовых крышек для топливных отсеков. Обшивка - комбинированная: металлическая из Д16Т и ткани типа Stits. Крыло снабжено щелевыми закрылками, элеронами с весовыми балансирами. На концах крыла устанавливаются аэродинамические законцовки из стекло¬пластика.
Оперение профилированное клепаной конструкции. Руль высоты снабжен триммером с дистанционным электрическим управлением. По оси симметрии на рычаге устанавливается весовой балансир, спрятанный в киле. Киль двухлонжеронной схемы с металлическими нервюрами и тканевой обшивкой. Руль направления снабжен триммером. Рули высоты и руль направления выполнены с аэродинамической компенсацией.
Взлетно-посадочное устройство состоит из основных опор, ферменной сварной конструкции пирамидального типа с тормозными колесами повышенной проходимости 800x260мм. Хвостовая опора с трубчатой рессорой. Управление хвостовой опорой осуществляется кинематически через управление рулем направления.
Вот ЛТХ
Макс. взлетный вес ВС, кг 1850
Макс. вес пустого ВС, кг 1320
Масса снаряженного, кг 1420
Макс. масса топлива, кг 330
Макс. вес полезной нагр, кг 430
Дальность при макс заправке, км 1450
Скорость максимальная, км/час 235
Крейсерская скорость, км/час 205
Экипаж, чел. 1
Кол-во пассажиров, чел 5
Скорость сваливания, км/час 87,5
Взлетная дистанция (Н=15 м), м 375
Посадочная дистанция (Н=15 м), м 420
Модель двигателя М-14Х
Максимальная мощность, л.с. 360
Длинна самолета, м 9,6
Размах крыла, м 13,5
Площадь крыльев, кв.м. 26,5
Колея необж. шасси, м. 2,8
Ширина кабины, м 1,3
Высота кабины, м 1,25