Я уже ранее выкладывал материалы (фотографии модели и предварительный общий вид)по Т-501 - это учебно-тренировочный самолет. С сожалением заметил некоторые неточности, которые я допустил. Если продолжить разговор про наш проект Т-501, то для любопытствующих выкладываю интересные и более точные материалы по Т-501.
Самолет Т-501 предназначен для первоначальной и основной подготовки курсантов авиационных училищ ВВС, ПВО и ВМФ с целью облегчить переход их на реактивные учебно-боевые и боевые самолеты. Это позволяет укрепить оптимальную концепцию поэтапного обучения курсантов: на первом этапе при меньших затратах определяется способность курсантов к летному обучению и приобретению основных навыков в пилотировании высокоманевренного самолета, на втором - курсанты получают основные навыки пилотирования реактивного УБС, необходимые к переходу на боевой самолет. Правильный выбор взаимодополняющих типов самолетов обеспечивает по единому плану с высокой эффективностью и экономичностью решать задачу оптимизации летной подготовки, а также отработать критерии определения стоимости подготовки летчиков с учетом эксплуатации каждого типа самолета.
Такое сочетание учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов в обучении летчиков, несомненно, позволит сократить расходы на подготовку лётчиков и избежать больших трудностей при переходе с одного самолета на другой на протяжении всей подготовки, начиная с первоначального обучения и кончая переходом курсантов на боевой самолет.
Целесообразность подобной системы обучения подтверждается данными зарубежной печати, подобранными ЦАГИ в издании «Техническая информация". Специалистами-аналитиками было проведено сравнение различных вариантов построения лётной подготовки и создания основанной на последовательном математическом подходе системы оценки эффективности лётной подготовки. По результатам этой работы стоимость одного лётного часа обучения летчика составила: на самолете РС-7 (9) с ТВД, близкому по характеристикам кТ-501 - 300 долларов, а на «Хоук« и «Альфа Джет», близкими к Л-39 - 2000-2200 долларов.
Изложенная в вышеназванном издании методика определения стоимости обучения суммарно включает элементы конкретной стоимостной оценки многих параметров эксплуатации, а также элементы субъективной оценки. В то же время, она позволяет приближенно, сравнительно оценить стоимость одного часа налета на самолетах, которые эксплуатируются и будут эксплуатироваться в авиационных вузах.
Таким образом, с учетом стоимости эксплуатации УТС, УБС и эффективности обучения можно предположить, что оптимальным будет такое сочетание самолетов, когда налет курсантов на более дешевых самолетах Т-501 может составить 65-70% общего налета, а на самолетах типа Л-39 - 30-35%.
В отдельных конкретных случаях не исключается возможность другого распределения налета по типам самолетов, в том числе вариант перехода курсантов с Т-501 на боевой самолет.
Самолет Т-501 предназначен для интенсивных полетов со среднегодовым налетом 600-800 часов.
КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА.
Конструкция самолета Т-501 -цельнометаллическая. При разработке большое внимание было уделено простоте, технологичности и надежности конструкции, а также удобству эксплуатации. Для этого предельно уменьшено количество конструктивных сочленений планера. Так крыло и стабилизатор выполняются неразъемными, что одновременно со снижением веса и увеличением ресурса и надежности дает возможность снижения трудоемкости при монтаже-демонтаже этих агрегатов. С этой же целью киль изготавливается заодно целое с хвостовой частью фюзеляжа. В конструкции самолета применяются широко распространенные недефицитные и недорогие материалы.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ САМОЛЕТА.
Основная разработка учебно-тренировочного самолета Т-501 по своим конструктивным и летно-техническим характеристикам, а также по запасу прочности позволяет провести дальнейшее развитие различных модификаций этого самолета:
- боевой (учебно-боевой) самолет с одним-двумя летчиками и нагрузкой вооружения до 600 кг на 2-4 точках подвески. Предназначается для действий по вертолетам,
малоскоростным воздушным целям и малоразмерным наземным целям с применением
средств поражения повышенной точности и нашлемной системой целеуказания, а также для
сопровождения вертолетов и малоскоростных транспортных самолетов;
- учебно-тренировочный (боевой) самолет, выполняющий полеты с авианесущих
кораблей;
самолет с усиленным шасси и пневматиками колес для полетов с грунта (дорого) при максимальном взлетном весе;
самолет с повышенным запасом топлива и с 1-2 подвесными топливными баками для большей дальности и длительного полета (патрулирования);
самолет с более мощным экономичным турбовинтовым двигателем РТ-6А-67D фирмы Ргatt & Whitney Canada Inc.
К сожалению не смог выложить таблицу сравненительных характеристик Т-501 с прототипами, поэтому выкладываю ЛТХ только для Т-501.
ТВД-10Б РТ6А-67D
Год разработки 1992-1993 1992-1993
Двигатель Взлетная мощность, л.с. ТВД-10Б 960 РТ6А-67D 1280
Максимальный взлетный вес, кг
аэробатический/ с подвесками 2800 2800
Максимальный посадочный вес, кг
аэробатический/ с подвесками 2800 2800
Снаряженный без топлива, кг 2300 2300
Площадь крыла, м2 16,5 16,5
Размах крыла, м 11 11
Удлинение крыла 7,33 7,33
Макс, эксплуатационные перегрузки +7 -3 +7 -3
аэробатический/ с подвесками
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
аэробатический/ с подвесками 170 170
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с.
аэробатический/ с подвесками 2,91 2,19
Взлетно-посадочные характеристики (МСА, Н=0, аэробатическая категория)
Эволютивная скорость (посад, конф.), км/ч 130 130
Взлетная скорость, км/ч 160 160
Длина разбега, м 360 280
Взлетная дистанция (до Н=15 м), м 512 440
Посадочная скорость, км/ч 149 149
Длина пробега, м 350 350
Посадочная дистанция (с Н=15 м), м 685 685
Летно-технические характеристики (МСА, аэробат. категория)
Максимальная скорость полета, км/ч
Н=0 459 500
Н=6000, м 500 570
Максимальная скороподъемность, м/с:
Н=0 16,8 17,5
Н=6000, м 9,2 11,5
Максимальн. дальность полета, км (резерв 10%)
Н=0 870 1000
Н=6000, м 1400 1650
Перегрузка установившегося виража ( Н=1500 м, 50% топлива), g 2,65 3,4
На вложенной картинке можно увидеть предложенную нами схему обучения пилотов ВВС.