SinglFather - возможно Ваша схема работает и стабилитроны не греются... Я не проверял - так что приму на веру. Хотя странно. Люди пишут что у них стабилитроны и резисторы греются ощутимо. Имеются в виду простейшие схемы - без усиливающих транзисторов в цепи управления. Я таких схем - не собирал и с современными сериями симисторов не работал. Я применял старые добрые тиристоры. Возможно теперь новая элементная база позволяет некоторые схемотехнические вольности... Но точнее не скажу - не знаю.
Однако - давайте попробуем пройтись по азам схемотехники шунтирующих регуляторов. Так сказать по исходной логике схемотехнических решений. Наверно и остальным читателям будет интересно почитать немного теории. Начну - как говорится - от печки - и постараюсь изложить понятно для людей без профильного электротехнического образования.
[highlight]И так - сначала несколько слов про сам принцип работы генератора возбуждаемого постоянными магнитами в комплекте с шунтирующим регулятором напряжения. Свои комментарии я буду выделять цветом - чтобы они не путались с чужими цитатами.[/highlight]
Цитата с форума РадиоКот :
http://radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=11&t=6814&view=print
( В свою очередь - они ссылаются что цитируют материал с форума Московский Скутер Клуб )
YraY пишет :
"... Работает регулятор следующим образом. При достижении положенного напряжения, в нашем случае 13.8 вольта, регулятор тиристором или симистором замыкает обмотку генератора накоротко соответственно напряжение падает и тиристор или симистор снова закрывается, цепь размыкается и напряжение снова достигает рабочего. И так с большой частотой в результате на выходе регулятора импульсное напряжение большой частоты оно сглаживается в постоянное конденсаторами и аккумулятором.
Многие скажут что такой способ регулирование не допустим дескать замыкая генератор можно его сжечь. Но тут всё зависит от типа генератора на скутерах стоят магдино генераторы, а они имеют одно положительное свойство дело в том, что ток в цепи генераторных катушек ограничивается их индуктивностью рассеяния, а не внешним сопротивлением. При коротком замыкании индуктивность будет настолько велика что будет влиять на поле постоянных магнитов, но направленно будет против них в результате ЭДС в катушках будет настолько низок, что ток не сможет причинить каких либо повреждений обмоткам. Генератор скутера при этом не перегорает, но есть небольшая проблема это основной минус этих регуляторов - противодействие магнитного поля катушек и постоянных магнитов имеет некоторую силу в результате повышается нагрузка на коленвал и соответственно снижается мощность двигателя. На двух-тактниках это почти не заметно, а вот на четырёх-тактных одноцилиндровых двигателях это заметно там и так коленвал по инерции целый оборот проходит, а тут ещё и генератор его тормозит. Но в любом случае потери в мощности незначительны и заметны только в снижении оборотов холостого хода.
Зато у этого типа регуляторов есть много больших плюсов они компактны, просты, надёжны, дёшевы, выделяют не много тепла, имеют широкий диапазон входных и выходных напряжений, точно держат напряжение ( пока генератор даёт достаточно тока ), а главное в связке в нашим генератором КПД достигает 100% ...
[highlight]Далее - YraY несколько поплыл в теории... Попробую написать толком - про какие 100 % он говорит. Допустим - мы имеем генератор рассчитанный на 50 Вт нагрузки при крейсерском режиме мотора и напряжении 12 вольт. Мы движемся в крейсерском режиме и включили фару потребляющую 45 Вт и габаритный фонарь 5 Вт. Напряжение в бортсети - равно 12 вольт. Потребление равно мошности генератора - 50 Вт. Напряжение срабатывания шунтирующего регулятора - 13.8 вольт - тоесть он не срабатывает - ничего не потребляет и не греется. Это и есть потребление 100 процентов вырабатываемого электричества в полезных целях.
Кроме того - из этого следует - что включённая фара - облегчает жизнь регулятору напряжения. Многие думают что всё наоборот. Но в данном случае - они ошибаются.[/highlight]
[highlight]YraY экспериментировал с покупными китайскими выпрямителями - регуляторами от мотоциклов 125 кубиков и с самоделкой по древней схеме из журнала Катера и яхты. Отзывы о использовании - положительные. Пишет что со 100 Вт генератором оба варианта работали нормально.[/highlight]
«
Подключение 3 фазного регулятора к 1 фазному генератору скутера.»
Схема из Катеров и яхт :
( с комментариями строившего человека с форума Мотолодка ) :
«
выпрямитель / стабилизатор напряжения»
Мощность стабилизатора в основном зависит от применяемых тиристоров или симисторов и применяемого диодного моста. При применении соответствующих деталяей - можно стабилизировать хотьбы и киловатный генератор. Кроме деталей - надо помнить про толщину проводников и размер радиатора ( корпуса ).
Попробуем углубиться в схемотехнику цепей управления наиболее простых симисторных регуляторов :
«
Простой шунтирующий регулятор напряжения с выпрямителем»
Был вопрос - что тут делают резисторы.
Это обсуждали на форуме Схем нет :
http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=106872&st=20
АКА samogon писал :
Я когда подключал схему - не заметил что неприпаялся резистор R 1 ( 200 [ch937] ) . При этом всё прекрастно работало. Когда я заметил и припаял, ничего не изменилось... Не понятно почему ?
АКА pliss - отвечает :
Если бы это был тиристор, то этот резистор "улучшает выключение" и защищает от ложных включений.
Думаю, что первое - сомнительно, а второе - оно самое.
АКА Григорий Т. отвечает :
Этим резистором задаётся рабочая точка стабилитронов, только и всего.
[highlight]ИМХО - резистор нужен для создания в цепи стабилитронов некоторого рассчётного тока - необходимого для правильной стабилизации напряжения стабилитронами. Этот ток должен быть указан в даташитах на стабилитроны.[/highlight]
Далее АКА samogon жалуется что резистор греется и спрашивает :
...его можно исключить впринципе? Просто всё что он делает по факту, это адско греется и всё. Аж почернел от температуры и это при том, что у меня он на 1 Вт, а на схема 0.5 Вт. ?
[highlight]Далее гуру не пришли к однозначному выводу о причинах и способах устранения проблемы перегрева резистора....
Вот из за таких мелких косячков - я не люблю излишне простенькие схемы... Иной раз - простота - хуже воровства...
Далее про резистор R 2. Он ограничивает ток - протекающий между цепочкой стабилитронов и управляющим электродом симистора. Этот ток может ( при применении некоторых симисторов или тиристоров ) достигать значений - опасных для стабилитронов. Так что ток может быть необходимо ограничивать. Иначе - стабилитроны могут перегреться и - привет - погорят ...
Такая вот диспозиция вырисовывается со схемотехникой простейшего стабилизатора.
Возможно что выжить стабилизатору на практике помогает применение резисторов хорошей мощности ( можно ведь и на пару ватт поставить... ) - а также шунтирование регулятора фарой ( нагрузкой ). Вспомним про 100 % использования мощности при соответствующем потреблении. Когда потребители потребляют всё что вырабатывает генератор - стабилизатор отдыхает и не греется.[/highlight]
В моей схеме резистор тоже можно ставить, но зачем? Затвор симистора уже зашунтирован резистором около 60 ом. Он внутри уже есть. Ложных подрабатываний не замечено.
Ну если резистор - эквивалентный резистору R 1 имеется внутри симистора - тогда очевидно внешний резистор можно не ставить... Это уже прямо не симистор а микросборка какаято получается... Если можно - ткните меня носом - где про этот внутренний резистор в даташитах пишут. Может я правда несколько отстал от технического прогресса ?