Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нем неправильно. Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Схема окраски для самолёта была выбрана совсем не случайно. Она повторяла внешний вид знаменитой «Аэрокобры», который принадлежал двум Героям Советского Союза: Ивану Ильичу Бабаку и Григорию Устиновичу Дольникову. В сентябре 1943 года Бабак получил американский самолёт с номером 29033 и надписью «От школьников Мариуполя». В носовой части была изображена крылатая богиня Победы, за что самолёт прозвали «Летающий демон». В первом же вылете на нём Бабак сбил Ме-109. Уже в ноябре того же года лётчику присвоили звание Героя Советского Союза.
27 февраля 1945 года Иван Бабак назначен командиром 16 гвардейского истребительного авиаполка, которым ранее командовал А.И. Покрышкин. Свой самолёт он передал другу, лётчику Григорию Дольникову. 16 марта 1945 года самолёт Бабака был подбит, сам он попал в плен. Спустя два дня погиб близкий друг Дольникова, командир звена 100 ГвИАП, Герой Советского Союза Пётр Гучёк. В память о боевых товарищах Дольников нанёс на самолёт надписи: «За Петю Гучка» по правому борту, и «За Ваню Бабака» — по левому. Однако, Бабак выжил в плену и после войны попал в лагерь для интернированных, откуда его освободил Покрышкин.
Оригинальная «Аэрокобра» Бабака не сохранилась, а для её реплики «звёздный час» настал в августе 1993 года, когда НПП «Антарес» представил свою экспозицию на первом Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. Оба творения коллектива были установлены рядом.
Экспозиция НПП «Антарес» на МАКС-1993. Фото Родиона Николяна
И тут произошло знаковое с любой точки зрения событие: экспозицию в качестве почётных гостей посетили Иван Бабак и Григорий Дольников. Владимир Воронин лично представил им обе построенные реплики. Момент был очень волнительный, ветераны не на шутку расчувствовались.
Владимир Воронин, Григорий Дольников и Иван Бабак на МАКС-1993. Фото из архива Владимира Ульянова
Лётчики по очереди забрались посидеть в кабине. Они оба очень удивились, что там так тесно, пока им не объяснили, что реплика в масштабе 3/4. Дольников «по привычке» опёрся на дверцу и чуть не отломал её. Родиону Николяну пришлось срочно вмешаться. Этот момент попал на фото.
Григорий Дольников в кабине «Аэрокобры». Справа Родион Николян. Фото из архива Владимира Ульянова
Иван Бабак сделал замечание, что машина неправильно окрашена: кок винта и надпись «От школьников Мариуполя» должны были быть красного цвета. Цветовую схему самолёта восстанавливали уже в наше время по чёрно-белым снимкам, поэтому неудивительно, что ошиблись.
Владимир Ульянов, Иван Бабак и Родион Николян. Фото из архива Владимира Ульянова
Это была истинная вершина славы коллектива Владимира Воронина. Экспозицию «Антареса» посетили камеры многих телеканалов, а также многочисленные гости. В частности, глава концерна «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак, генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов, и Светлана Покрышкина — дочь трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.
Иван Бабак, Светлана Покрышкина и Григорий Дольников. Фото Родиона Николяна
Усилиями того же Родиона Николяна, поездка на МАКС была проспонсировна машиностроительным предприятием «Кранэкс», по указанию директора Юрия Токаева. Предприятие обеспечило транспортировку реплики из Иваново в Жуковский и обратно. Поэтому после возвращения из Жуковского «Аэрокобра» два дня стояла перед заводоуправлением «Кранэкса».
«Аэрокобра» перед заводоуправлением МК «Кранэкс». Фото А. Александрова
Излишне говорить, что никаких заказчиков на свои реплики Воронин не нашёл ни в США, ни тем более в России, и коллектив довольно быстро распался. В 1997 году старая фотография «Аэрокобры» была поставлена на обложку журнала «Крылья Родины». Примерно в это же время Родион Николян отвёз ставшую никому не нужной реплику в Центральный музей ВВС.
Правда, ей довольно быстро нашли применение: лёгкий быстроразборный самолёт отлично подходил для участия в выездных выставках. И первая поездка «Аэрокобры» состоялась спустя несколько лет. 18 мая 2001 года в театре Российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. «Аэрокобру» собрали, покрасили, и установили посреди сцены в качестве декорации. Но за час до начала концерта у Маресьева случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер превратился в памятный и начался с минуты молчания.