Реплика P 39

Планер реплики вышел совсем лёгким, его вес выдерживали даже две обычные школьные парты.


«Аэрокобра» в школе № 56. Фото из архива Владимира Ульянова
1728322686643.png

1728322704344.png
 
Окончательная сборка заняла полтора-два года. Весной 1993 года самолёт был покрашен, на него установили двигатель.


Двигатель «Аэрокобры». Фото Родиона Николяна
1728322752911.png

1728322774567.png

1728322796869.png
 
Выкатка новой машины состоялась прямо на школьном дворе. В процессе наведения последних штрихов был сделан ряд цветных фотографий.


«Аэрокобра» во дворе школы № 56. Фото из архива Владимира Ульянова
1728322854171.png

1728322876650.png

1728322898175.png

1728322919131.png

1728322938890.png
 
Схема окраски для самолёта была выбрана совсем не случайно. Она повторяла внешний вид знаменитой «Аэрокобры», который принадлежал двум Героям Советского Союза: Ивану Ильичу Бабаку и Григорию Устиновичу Дольникову. В сентябре 1943 года Бабак получил американский самолёт с номером 29033 и надписью «От школьников Мариуполя». В носовой части была изображена крылатая богиня Победы, за что самолёт прозвали «Летающий демон». В первом же вылете на нём Бабак сбил Ме-109. Уже в ноябре того же года лётчику присвоили звание Героя Советского Союза.


27 февраля 1945 года Иван Бабак назначен командиром 16 гвардейского истребительного авиаполка, которым ранее командовал А.И. Покрышкин. Свой самолёт он передал другу, лётчику Григорию Дольникову. 16 марта 1945 года самолёт Бабака был подбит, сам он попал в плен. Спустя два дня погиб близкий друг Дольникова, командир звена 100 ГвИАП, Герой Советского Союза Пётр Гучёк. В память о боевых товарищах Дольников нанёс на самолёт надписи: «За Петю Гучка» по правому борту, и «За Ваню Бабака» — по левому. Однако, Бабак выжил в плену и после войны попал в лагерь для интернированных, откуда его освободил Покрышкин.
1728323469151.png
 
Оригинальная «Аэрокобра» Бабака не сохранилась, а для её реплики «звёздный час» настал в августе 1993 года, когда НПП «Антарес» представил свою экспозицию на первом Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. Оба творения коллектива были установлены рядом.


Экспозиция НПП «Антарес» на МАКС-1993. Фото Родиона Николяна
1728323691748.png

1728323712570.png
 
И тут произошло знаковое с любой точки зрения событие: экспозицию в качестве почётных гостей посетили Иван Бабак и Григорий Дольников. Владимир Воронин лично представил им обе построенные реплики. Момент был очень волнительный, ветераны не на шутку расчувствовались.


Владимир Воронин, Григорий Дольников и Иван Бабак на МАКС-1993. Фото из архива Владимира Ульянова
1728323751583.png

1728323769554.png

1728323793064.png
 
Лётчики по очереди забрались посидеть в кабине. Они оба очень удивились, что там так тесно, пока им не объяснили, что реплика в масштабе 3/4. Дольников «по привычке» опёрся на дверцу и чуть не отломал её. Родиону Николяну пришлось срочно вмешаться. Этот момент попал на фото.


Григорий Дольников в кабине «Аэрокобры». Справа Родион Николян. Фото из архива Владимира Ульянова
1728323844045.png

1728323861808.png
 
Полились рекой воспоминания о войне, самолётах, людях той эпохи. Асы Второй Мировой свободно, на равных общались с авиастроителями-самоучками.


Григорий Дольников, Владимир Ульянов, Иван Бабак и Владимир Воронин. Фото из архива Владимира Ульянова
1728323903814.png

1728323921178.png

1728323937425.png

1728323956926.png
 
Иван Бабак сделал замечание, что машина неправильно окрашена: кок винта и надпись «От школьников Мариуполя» должны были быть красного цвета. Цветовую схему самолёта восстанавливали уже в наше время по чёрно-белым снимкам, поэтому неудивительно, что ошиблись.


Владимир Ульянов, Иван Бабак и Родион Николян. Фото из архива Владимира Ульянова
1728324000586.png
 
Сделали общие фото на фоне «Аэрокобры».


Владимир Воронин, Геннадий Киреев, Владимир Ульянов, Иван Бабак, Валерий Шлыков и Родион Николян на МАКС-1993. Фото из архива Родиона Николяна
1728324042030.png

1728324073083.png
 
Это была истинная вершина славы коллектива Владимира Воронина. Экспозицию «Антареса» посетили камеры многих телеканалов, а также многочисленные гости. В частности, глава концерна «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак, генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов, и Светлана Покрышкина — дочь трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.


Иван Бабак, Светлана Покрышкина и Григорий Дольников. Фото Родиона Николяна
1728324121270.png

1728324137178.png

1728324157042.png

1728324186765.png
 
Усилиями того же Родиона Николяна, поездка на МАКС была проспонсировна машиностроительным предприятием «Кранэкс», по указанию директора Юрия Токаева. Предприятие обеспечило транспортировку реплики из Иваново в Жуковский и обратно. Поэтому после возвращения из Жуковского «Аэрокобра» два дня стояла перед заводоуправлением «Кранэкса».


«Аэрокобра» перед заводоуправлением МК «Кранэкс». Фото А. Александрова
1728324231924.png
 
Излишне говорить, что никаких заказчиков на свои реплики Воронин не нашёл ни в США, ни тем более в России, и коллектив довольно быстро распался. В 1997 году старая фотография «Аэрокобры» была поставлена на обложку журнала «Крылья Родины». Примерно в это же время Родион Николян отвёз ставшую никому не нужной реплику в Центральный музей ВВС.


«Крылья Родины» № 5 за 1997 год
1728324336133.png
 
«Аэрокобру» привезли в Монино разобранной и сразу спрятали в хранилище в ангаре № 7.


«Аэрокобра» в 2001 году. Фото: Ken Duffey
1728324389392.png
 
Правда, ей довольно быстро нашли применение: лёгкий быстроразборный самолёт отлично подходил для участия в выездных выставках. И первая поездка «Аэрокобры» состоялась спустя несколько лет. 18 мая 2001 года в театре Российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. «Аэрокобру» собрали, покрасили, и установили посреди сцены в качестве декорации. Но за час до начала концерта у Маресьева случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер превратился в памятный и начался с минуты молчания.
 
А реплика вернулась в Монино, где продолжала храниться в разобранном виде, причём уже без двигателя.


30 октября 2010 года. Фото Евгения Сологубова
1728324486622.png
 
Приборная доска оказалась частично разукомплектована. Исчезли часы, муляж прицела и компаса.


Кабина «Аэрокобры» в 2004 году. Фото из архива Владимира Ульянова
1728324537721.png
 
Во второй половине 2000-х годов на самолёт нанесли надпись «Александр Невский» в память о самолёте Героя Советского Союза Александра Билюкина.


Александр Билюкин в кабине своего P-39 Aircobra «Александр Невский». Фото с сайта waralbum.ru
1728324601056.png
 
Назад
Вверх