Самолёт Шагман-1.

Отмыл винт от всяких мошек и более тщательно провел замеры времени разбега до отрыва. С закрылками 30 градусов получилось 4,5 сек. С закрылками 15 градусов - 5 сек. Проверка производилась при боковом ветре под 90 гр. к полосе 1-2 м/сек. Обороты двигателя 6300.
Не так уж и плохо для винта диаметром 161 см.

Осторожно проверил устойчивость при взлете на больших углах с закрылками 60 гр.  Отрыв происходил на скорости около 35 км/ч. Раскачиваний, которые ранее наблюдались при меньшей площади киля, на этой скорости не замечено.

На посадке с задросселированным двигателем сильно задрать нос не удается, несмотря на более заднюю центровку. Посадочная скорость без закрылков в районе 60 км/ч. или даже чуть больше.
Ситуация в корне меняется при обдуве стабилизатора. На оборотах 3500-4000 легко удается сначала коснуться хвостовым колесом.
Предполагаю, что причина кроется в расположении ЦМ значительно ниже крыла. Чем больше задирается нос, тем сильнее ЦМ уходит вперед, и для компенсации увеличивающегося пикирующего момента, руля высоты без принудительного обдува не хватает. Максимальный угол отклонения РВ - 45 градусов.   
 

Вложения

  • Nad_golovoj.jpg
    Nad_golovoj.jpg
    63,3 КБ · Просмотры: 118
Вчера была замерена тяга силовой установки. Оказалось всего лишь 95 кг. при оборотах двигателя 6060.  Винт явно не лучший для этого мотора.
У трехлопастного винта диаметром 1,9 м. углы установки лопастей были 11 градусов. Тянул как зверь. Взлёт занимал 2,5 секунды. А у этого двухлопастного при диаметре 1,61 м. углы пришлось установить на 20 градусов. 
Однако на скорости 60 - 70 км/ч. двигатель выходит на 6400 об/мин., и по ощущениям начинает тянуть сильнее. Подозреваю наличие некоторого провала в динамике двигателя "мощность от оборотов" в диапазоне 5800 - 6100. Снять характеристику пока не представляется возможным. Возможно придется ещё немного поработать с резонатором.
Но самое интересное во всём этом то, что замер тяги производился при "грязном" винте с налипшими на него мошками.
После того как винт был тщательно отмыт, тяга уменьшилась до 85 кг.
Этот феномен меня сильно удивил. Нужно какое-то объяснение, но его пока нет.

Проверил взлёт при закрылках 60 градусов. Разбег очень короткий, отрыв происходит на скорости 25 - 27 км/ч., правда на показания прибора надеюсь не очень.
Раскачивание по крену, которое наблюдалось при маленьком киле, осталось, но появилась некоторая управляемость, - стал реагировать на руль направления, и это уже хорошо.
Думаю, что вполне возможен взлет с площадки 30-40 метров.

Ещё раз проверил:
- обороты при скорости 90 км/ч.  4600.
- скорость касания без закрылков - 60 км/ч.

Под завязку сделал разметку на полосе и краем глаза засек момент отрыва при закрылках 15 гр. Получилось 55 м. при  5 сек. разбега.
Стемнело, и на этом закончил.

Взлетал всегда с травы, т.к. асфальт безжалостно съедает резину. Ветер весь день дул поперек полосы под 90 градусов, от 6 м/c. днем до 2м/с. вечером. С заходом солнца установился штиль.
 
Но самое интересное во всём этом то, что замер тяги производился при "грязном" винте с налипшими на него мошками.
После того как винт был тщательно отмыт, тяга уменьшилась до 85 кг.
Этот феномен меня сильно удивил. Нужно какое-то объяснение, но его пока нет.
Извините что вмешиваюсь, первое что приходит в голову, это то, что налипшие загрязнения работали как турбулизаторы для профиля. Сопротивление они конечно увеличивают, но при некоторых условиях, увеличивают и подъемную силу профиля. (В данном случае тягу винта.)

Правда это все вроде бы имеет место быть для малых скоростей, а тут они вроде большие. Но если точнее, то это вроде не совсем от скорости, а от числа Рейнольдса зависит. Надо его считать.

Кстати, применение турбулизаторов характерно именно для больших углов атаки, а Вы же сами пишете, что угол установки винта сильно увеличили - до 20 градусов. В частности турбулизаторы препятствуют срыву потока на больших углах атаки.

Еще можно предположить что очищенный винт имел меньшее сопротивление и большую скорость вращения, которая была для него менее оптимальной. Но это очень маловероятно так как вообще уже ни в какие ворота не лезет. Обороты то измерялись довольно точно.
 
Еще раз извините, если что не то написал. Мне нравится и Ваш самолет (ну, не совсем Ваш,🙂 но...) и Ваша тема, и Ваша манера ее ведения.
Пишите побольше и побольше выкладывайте фото. И кстати: как там дела с другим вариантом этого аппарата не скажете? (Если это не коммерческая тайна конечно.🙂)
 
И еще один вариант объяснения этого явления: возможно профиль винта выбран не оптимально - он слишком тонкий. Тогда эти загрязнения (турбулизаторы) как-бы утолщают профиль и делают его более оптимальным. Отсюда и увеличение тяги в загрязненном состоянии. Имеется в виду что толщину винта увеличивает не столько налипшая грязь, сколько микровихри от этих налипших мошек.

И еще вариант: может микровихри от налипших мошек действуют как смазка и уменьшают сопротивление? Помню примеры с мячем для гольфа, который с выемками летит дальше. В гидродинамике много говорят об эффекте кожи дельфина, которая своими неровностями уменьшает сопротивление.

Наверное хватит вариантов, а то гадать и устанавливать правильный ответ это совсем разные вещи.🙂
 
И еще вариант: может микровихри от налипших мошек действуют как смазка и уменьшают сопротивление?
Склоняюсь к этой точке зрения. Винт работает на больших углах из-за того, что он маленький. Видимо мошки дробят поток у поверхности и создают турбулентный пограничный слой в районе передней кромки, работающий как смазка с внутренней стороны винта, и сдвигающий линию срыва потока назад с внешней.

О втором варианте.
Насколько я знаю первый двухместный самолет находится в эксплуатации, второй самолет на подходе, но, судя по всему, пока не готов. Кроме этих двух заложены ещё два экземпляра. В мае этого года видел фюзеляжи без остекления, один в начальной, второй в средней стадии сборки. Были готовы крылья и хвостовое оперение.
После испытаний в каждый последующий экземпляр вносятся какие-то изменения, готовится оснастка,  поэтому путь к серийному производству не такой быстрый, как хотелось бы.
Об уникальных характеристиках этих аппаратов писать, думаю не стоит, -  информация была на ветке ранее, кроме этого я нахожусь в Липецке, а самолёты собираются в Таганроге, и лучше о двухместном самолете расскажут НП и Pavel0001, когда появятся на ветке, а появятся они обязательно.
Мне нравится и Ваш самолет (ну, не совсем Ваш, но...) и Ваша тема, и Ваша манера ее ведения.
Спасибо! Буду стараться и дальше.
 
Изготовителям винтов осталось взять винт, банку краски и смывки, несколько банок с песком разного размера и стеклянными или пластиковыми шариками также разных размеров - и с помощью пескоструйки начать эксперименты.  Все таки прирост в десяток процентов это очень много и ради него стоит повозиться. Хотя на хорошем винте этот прирост, скорее всего, будет меньше.
(Может кто-то этим уже и занимался. Говорят же умные люди, что все уже изобретено до нас.🙂)
 
Возможно это касается не только винтов. Турбулентный слой можно организовать на крыле, и не нужны будут предкрылки.
 
Позанимался подбором отверстий в резонаторе.
Сделал вот такой хомут для регулировки.
Всего было дырок 40 шт. диаметром 8,2 мм.
Остановился на 32 шт.  Суммарная площадь отверстий 17 кв. см. Двигатель прибавил 100 оборотов.
Кожух довольно сильно увеличивает сопротивление.
Без кожуха хватало 16 отверстий -  8,4 кв. см. Когда еще больше уменьшал сечение, закрывая хомутом половину ряда, начинала подниматься температура цилиндров, относительно температуры головок.
 

Вложения

  • Homut_dlja_regulirovki_001.jpg
    Homut_dlja_regulirovki_001.jpg
    139,9 КБ · Просмотры: 133
  • Kozhuh_glushitelja_001.JPG
    Kozhuh_glushitelja_001.JPG
    177,8 КБ · Просмотры: 135
А если не хочешь заниматься ни тем ни другим - пей пиво или вино, даже если оно г...но. Это тоже занятие.

У Rotax 503 расход бензина более 15 литров в час. А у данного РМЗ-500 с этим резонатором - меньше 8 литров.
 
Это к теме, хочешь заниматься самолетом покупай Rotax,

очевидно, что заниматься нормальным самолетом люди как раз и не хотят. поэтому мучат даже абсолютно без геморойный РМЗ-500. при установке ротакса уродство данного самолета станет вопиюще очевидным
 
Pisman, вы наверное не можете жить без язвительных уколов. Ну чтож, пусть так, но всё же, в чём Вы видите уродство данного самолета.
 
Пожалуй.
Меня в молодости мой знакомый, у которого с рожденья было утрачено зрение, пытался меня убедить в том, что женская грудь - это некрасиво. 
 
А если не хочешь заниматься ни тем ни другим - пей пиво или вино, даже если оно г...но. Это тоже занятие.У Rotax 503 расход бензина более 15 литров в час. А у данного РМЗ-500 с этим резонатором - меньше 8 литров

Отмечу, что у Ротокса 503 20л. расход.
На самом деле от режима зависит.

Пиво, ни кто вас не заставляет пить, а вот самолетом можно было бы и заняться, вместо ковыряния в железяках.

Например построили бы лучше 2-х местный "нормальный" самолет

Я это уже всё прошел 10 лет назад, и пришел к выводу, что нельзя быть профессионалом во всем, и надо выбирать. И свой выбор сделал в сторону самолетов, а не двигателей.
А летать на Буранах начал году в 1993.
И когда начали переходить на ротаксы особенно 912 это был скачек качественный.

И зачем сейчас возвращаться в 90-е годы ?
Кому нужны эти мытарства и потраченное время за зря ?
Когда можно заниматься самолетами ?
 
Есть творцы, к коим вы относитесь, и есть приспособленцы и потребители, к ним относится Письман и другие!
Я бы о Pisman так не сказал. Мои знакомые с ним общались и сказали, что это вполне достойный человек, который не только знает но и умеет, хотя как и все мы не без недостатков. Просто общение через интернет с людьми, с которыми не знаком, воспринимается как виртуальное, и поэтому некоторые люди проявляют себя здесь несколько неадекватно.
 
С глушителем, всё правильно делаете. Учли всё таки мои советы с мотоциклетными элементами
Да. И при этом часто вспоминал.
Сейчас удобней, компактней и звук значительно тише. Нужно было ещё сделать съёмной первую перегородку.
 
Виктор, поперечный выпускной патрубок можно было продлить внутрь и на нём тоже насверлить отверстий, эффект интерференции проявился бы в должной мере, и было бы ещё тише!
 
Я бы о Pisman так не сказал. Мои знакомые с ним общались и сказали, что это вполне достойный человек, который не только знает но и умеет, хотя как и все мы не без недостатков. 
Ну тогда беру свои слова обратно с извинениями.
 
Назад
Вверх