Слепой полет без гироскопических приборов

Лодочник, в том что вы пишете много горькой правды. Предложили такой полет вы сами, я даже удивился. Конечно проще, когда происходит очередная катастрофа, выражать стандартные соболезнования и не предпринимать ничего, относясь как к неизбежному, мол, сам виноват, мол, предупреждали. По сути вопроса вы уже согласились со мной, что GPS способен в крайнем случае заменить координатор разворота. Это центральный момент, остальное все форма. Как повлияет это новое знание на статистику происшествий - точно не представляю. Вы думаете что теперь начинающие и не очень пилоты будут смело сигать в облака а потом в лучшем случае удивляться - может быть, но сильно сомневаюсь. Кто раньше сигал, тот и дальше будет.  Это в СССР любили говорить: меньше знаешь - лучше спишь. Чернобыль грохнул - а зачем людям знать? И т. д.

Одна личная просьба: не называйте меня пожалуйста симмером только потому что я однажды использовал симулятор. Вы же меня совсем не знаете. Откуда у вас ко мне столько ярости? Ну снесете вы эту ветку здесь - останется на трех зарубежных форумах. Я же понимаю что затеял и пошел на это сознательно.
 
Меня сильно расстраивает, что пилоты кому за пятьдесят пытаются выдавать условия полета в снегопаде с сильно ограниченной видимостью в горизонте и ориентировкой на местности по GPS за чисто приборный полет.
Ну был ли приборный полет или нет - это пилоту наверное виднее  😉 Даже если была возможность увидеть землю, но пилот ею не воспользовался - все равно приборный. Раз смотрел на приборы а не на горизонт...
 
Про 50 и 150 метров не надо! У меня рядом с  маршрутом была вышка связная и в районе аэродрома телевизионная. Высокая такая, на оттяжках. Поэтому высоту я держал 400м., так на всякий пожарный, хотя бы чтобы успеть что-то предпринять. И рельеф у нас холмистый. Меня давно,  ещё на А-20 прижало снегом. Там GPS не было. Тем более АГД. Только КИ-13. Летел на малой высоте. По черным пятнам посадок деревьев примерно ориентировался по горизонту. Хотел по дороге возвращаться. Пошел по ней. А она то вниз нырнет, то вверх. А через неё ЛЭП. Хорошо, что рядом железная дорога была. Она по тангажу идет ровно. По ней и пошел. А в 2007 ещё раз повторяю-горизонта и земли я не видел. Только винт и консоли. Это конечно подальше чем шторка перед носом. В GPS у меня карты не было. Была точка "Аэродром" и стрелка с направлением, скорость путевая, удаление и время долёта.Когда по сотику позвонил хозяин и спросил где я. Ответил ХЗ, 30 км до точки. Ну мог ему азимут выдать. Вот и вся ориентировка на местности. Болтанки не было.
И не надо расстраиваться. Не стоит. Ну не по ППП так не по ППП. Я больше так не буду! Вернее не хочу. Просто так получилось.
 
Внесу тоже случай из своей давней практики, может кому поможет в подобных условиях. Это было в феврале 1997, мой налет на самоделке, которую осваивал самостоятельно - около 2х часов. Летал над большим местным озером. Солнце, уже яркое, темно - синие тучи, белизна - контрастная красота, ничего не предвещало резкой перемены погоды. "Топаю" на 100м над набережной, посыпал сначала мелкий снег, потом все гуще, и вот накрыло так, что мотор с винтом даже как то глуше слышно стало. А ветер как раз с набережной, с города,- садиться надо курсом на него. Для этого надо сначала уйти в озеро. Отворачиваю от набережной. И вот отсюда и оказываюсь в совершеннейшем "молоке", кругом пурга, а внизу тоже белым бело, зацепится не за что взглядом. Ладно, лечу как отвернул, стараюсь держать скорость, даю небольшое снижение. Шарик указателя скольжения в центре, а скольжение по задуванию в открытые окошки дверц кабины контролирую (отсутствие крена) (у меня на авиетке сверху дверцы не застеклены). Через несколько минут делаю координированный плавный разворот на 180, компаса нет, - по времени, по памяти, что ли, как бывает из лесу выходишь, хотя и без компаса. Снижаюсь по вариометру, когда высота уже небольшая - в мутеве стал разбирать очертания приблизившегося берега. Самым большим переживанием было - не налететь на кого нибудь из рыбаков, отклонившись к лобовому стеклу во все глаза смотрю.  Никого не высмотрев, отрабатываю посадку...   Действительно, несколько минут полета - ПВД забило более чем наполовину. Сырой снег лепил так, что лица не повернуть к ветру.   Так что скольжение можно еще по открытым форточкам ловить, а в открытой кабине тем более, еще нить можно снаружи стекла снизу приделать - для контроля скольжения. Ну и не лезть в такие условия надолго, хотя, извините, ненадолго в целях тренировки - не призываю, но сам захожу. 🙂
 
Под шторкой надо летать с авиагоризонтом!! Без авиагоризонта летать под шторкой не надо. Эти полеты не имеют ни какого смысла. Это будет игра со временем!! Кто сколько продержится. А полеты это не игрушка. В конце концов можно доиграться и кто нибудь хлопнется за этим странным занятием.
Это мое мнение и просьба его не критиковать. У каждого человека свое мнение. 
Всё так и получилось. Как-то раз ,услышал я рассказ Аладьина Виктора (многие с форума его знают), как он без АГБ,  по компасу, без GPS пробился через облака на 1500м. У меня  уже была GPSка Гармин 3. Я подумал – а чего бы не попробовать. Такая возможность представилась на маршруте Самара-Екатеринбург, на « Аеропракте 27М» проткнул облака сверху с 2800м вниз, зная высоту нижней кромки 400м ….. получилось!, но пятая точка сильно перенапрягалась. Второй раз на маршруте Приобье-Екатеринбург, был прижат облачностью к макушкам деревьев, принял решение пробиться на верх. Двадцать минут страха и на 1200м увидел Солнце. Третий раз научил меня  не лезть в облака, без надлежащего приборного обор-я, (игра со временем подошла к своему логическому завершению ). На маршруте Екатеринбург-Самара, при прохождении Уральского хребта, через окошечки в небе выбрался на верхнюю кромку и встал на курс. С 1500м верхняя кромка медленно  приподнялась на 3000м и я вместе с ней. На земле было +9, за бортом
-9. Без тёплой одежды стали замерзать (кран отопителя включался под капотом) Хребет был пройден и в районе Караидельского водохранилища, на   высоте 3200м нырнул в облака. Поначалу всё было под контролем . Скор сниж 5м/с , направление по GPS и компасу. Не пойму, почему вдруг GPSка начала менять направление  с прямолинейного на круговые, компас при этом не менял показания курса. Мне-бы не исправлять ситуацию, но нет,   вчерашняя уверенность сыграла злую шутку. Потерялся на высоте 2800. Скорость быстро нарастала Руд на холостых, обороты двиг 5000 штурвал почти полностью на себя. В какой то момент я угадал направление и выровнял крен. Почувствовалась перегрузка и скорость быстро уменьшалась с 200 до120км/ч. Отдаю штурвал от себя на скор 90км/ч- всесь багаж залетал по кабине. Затем снова крутое пике и увеличение скорости до 285км/ч (зафиксировала GPSка)
Двигатель верещал голосом недорезанного поросёнка. Пассажир монотонно, без паники, твердил - «Женя , мы падаем, мы падаем» Видимо моё внешнее спокойствие не давало такого повода.  Моя правая рука находилась в районе ручки спассистемы, внутренний голос говорил «сейчас самолет развалиться на части» И вот, долгожданный просвет(Высота 300м). Очень плавно вернул машину в гор полёт и на ближайшем поле совершил посадку.   Игра со временем закончилась. В моём случае все началось  так, у других может начаться с симулятора. НЕ ЛЕЗТЕ В ОБЛАКА ИЛИ ЗОНУ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ, доверяя GPSке, не имея АГБ и реального опыта полётов со шторкой, рано или поздно всё может плохо кончиться.
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
 
Эксперименты на собственной жизни чреваты её преждевременным завершением по собственной воле.

Неужели до сих пор это не понятно "экспериментаторам" с любовью к повышенным дозам адреналина в крови?
 
к повышенным дозам адреналина в крови?

Имел удовольствие пару раз слетать в слепую с АГД на борту, это даже при наличии АГД жутко и страшно, а при отсутствии оного, в общем без привычки жутко. Рядом сидел опытный пилот, но все равно когда организм кажет правый крен а АГД левый это страшно, а еще в прослойках облаков фронт в дали (ну или не знаю как это правильно назвать) можно принять за естественный горизонт просто как не фиг делать, что я собственно и сделал, получив объяснения в вежливой форме  🙂, что так делать не надо и пока солнышко не увидишь горизонт вне кабины искать не надо. Также была лекция что если на борту АГД всего один то при наличии ИУПа надо и за ним присматривать, в комплексе с ВАРом может очень полезной штукой оказаться. После этих двух полетов желание попробовать на дельталете залезть в облачка отбило напрочь, лучше не пробовать.
 
Не пойму, почему вдруг GPSка начала менять направление  с прямолинейного на круговые, компас при этом не менял показания курса.

Это креновая девиация, тоесть магнитный компас правильно кажет только в горизонтальном полёте, а если прёш в крене ...30.... гр с шариком по середине то очень сильно врёт.
Об этом написано в букварях.
Чтоли не обращали внимания на практике в ПМУ?
Срочно пробуйте, чтобы в облаках на него не смотреть.
 
Не надо ставить крест на таких полетах. Нужно все сделать по всем требованиям как положено! Оборудовать самолет, обучиться качественно по нормальной программе! И летать! Все делать не торопясь! Без желания как можно быстрее сигануть в облака. Просто идти к этому нужно поэтапно и цивилизованным путем, а не на экспериментах, флайт симуляторах и авось имея на борту старый списанный авиагоризонт и опыт играния в авсиме.
 
То, о чём изложено в первом сообщении этой темы, я ,по молодости, намеренно, испытал на ЧЕ-22.
Ikono, получите ответ.
Целью было- проверить аналогичную идею.
Про компас я уже был  в курсе и на него не смотрел.
С шарика тоже толку не было, потому что его швыряло от края до края в следствии  наличия турбулентности.
На джипиэске режим стрелки на цель и два параметра в числах: курс на цель и истинный фактический курс (когда цифры совпадают значит  идёшь на цель ),
Потому что самая быстрая реакция ЖПС на изменения отображается цифрами, а не стрелками.
Нижняя кромка 300м.
ППП я никогда до этого не пробовал.
Сначала пробовал  в ПМУ, - вроде работает.
Затем «засунул голову» в облачность.
Первое что со мной случилось – это я познакомился с иллюзиями.
Второе- «процессор» вышел на режим 100% загрузки и шкалил дальше.

Два прибора  я контролировал непрерывно УС и ЖПС.
Обороты мотору прибавил чуть из расчёта энергии на поворот.
Первые несколько минут все силы уходили на борьбу с иллюзиями, из за чего я несколько раз сдавался и вываливался из облачности, а отдышавшись приподнимался снова.
Через 10 минут попыток процессор в голове перестал шкалить начал брать под контроль  логику процессов.
Вываливаться перестал, но полёт представлял из себя переваливание с левого крена на правый и обратно и так всю дорогу со средним курсом на цель, но с каждой минутой глубина кренов уменьшалась.
В спокойной атмосфере не пробовал.
Через 30 минут полёта процесс вышел более менее на автоматизм и можно было продолжать его ещё долго, но…

Сдохнуть можно от всякого рода перегрузок:
От физической,
От болевой,
От голода,
От жары, и тому подобное.

В моём случае эксперимент был без тренировки на тренажёре, и без тренировки полётов в СМУ по авиагоризонту.
30 минут для меня стало пределом после которого я мог сдохнуть от мозговой перегрузки и  ощущения ужаса.
Я так устал, что словами не описать.
Как будь-то я несколько дней  непрерывно разгружал вагоны.

Основной вывод из эксперимента: 
     Я  больше никогда в жизни не полезу  в слепой полёт без  трёх авиагоризонтов, навыка ППП, и гарантии в достаточной видимости в зоне  посадки.

Второстепенный вывод:
      Наличие ЖПС даёт шанс, но чтобы им воспользоваться, надо тренироваться  на реальном самолёте с инструктором у которого авиагоризонт. 
 
 
Назад
Вверх