СОК ("черный ящик") для легкомоторных (сверхлегких) Воздушных Судов

Раз тема насущная, попробую собрать raspberry pi устройство с fisheye объективом. Посмотрим, что получится.
 
Я ставлю все время видеорегистратор на самолет. Для этого даже везде USB поставили, но.... соглашусь, что камеры и устройство записи надо разделять. Во-первых, камер должно быть несколько. Не плодить же отдельно "черный ящик" и отдельно запись, которую мне надо. Соответственно я ставлю и навожу на тот объект, который хочу видеть. Отсюда всплывают несколько вещей, кроме объективного контроля приборов, объективный контроль КВС, задних пассажиров и пространства вокруг самолета. А это еще и охранные функции (опять же безопасность). Срабатывание на движение и по акселерометру. Мне, например, при каком-то обслуживании , сильно повредили обшивку крыла. Да и БАНО частенько сносят. Далее, не надо забывать, что приборку достаточно плохо видно при разном освещении и углах. Не получится повесить (настроить) одну камеру так, чтобы и действия КВС было видно и приборку. Это достаточно проблематично. А еще пространство с видом "назад". И далее уже добавлять функции. Нельзя забывать и про запись переговоров. Я бы писал отдельным файлом. Сейчас хочу записывать на отдельное устройство от камеры. И , вообще, поставить видеорегистратор небольшой, по типу такого: Комплект видеонаблюдения для такси и служебного транспорта и автомобиля ЧОП (ГБР) | камеры на такси или такого Видеонаблюдение для автошкол | видеорегистратор для автошкол NSCAR 401
 
Последнее редактирование:
Ребят все это хорошо, однако стоит учесть, что при ударе перегрузка достигает 12-15 G какая аппаратура /кроме САРПП /это выдержит. Нет тут бытовыми девайсами не отделаешься.
 
Большую часть этих проблем решает как раз "рыбий глаз" с ИК подсветкой расположенный на потолке между передним и задним рядом, и смотрящий в пол. У него обзор 180' по вертикали и 360 по горизонтали. Да, запись будет не для просмотра с друзьями, а сугубо в целях безопасности. Пропорции искажаются, но можно смотреть в формате 3д, вручную поворачивая ракурс просмотра. Достаточно подробно будут видны все действия экипажа, пассажиров, показания будильников и экранов, ближайшая обстановка за бортом. Помимо записи на накопитель, вывод изображения вполне можно через HDMI вывести куда-нибудь в хвост на устройство-накопитель с SSD/microSD, и его уже залить компаундом и несгораемый кейс при желании.
Несколько камер плодить в целях безопасности неактуально, поскольку современные матрицы делают широкоформатную запись в достаточно хорошем разрешении и нет нужды для этого ставить разнонаправленные камеры
Можно дополнительно фронтальную небольшую камеру на стабилизатор прикрутить.
Но в любом случае это не будут художественнхудожественные записи. Для этого отдельно гопро ставят.
 
Да, соглашусь. 360 тоже рассматриваю. Еще немаловажный вопрос - запись по движению. Так как аккум на самолете вещь очень нежная, его надо беречь. Устройство должно "спать", до срабатывания датчика. При контроле датчика, потреблять минимум и мониторить разряд батареи. При критичном - выключаться совсем. Или, если будет отдельный видеорегистратор, использовать встроенную батарею, все с теми же функциями. Я, например, аккум самолетный, выключаю всегда.
Как ни крути, отдельно регистратор и отдельно устройства ввода-вывода, в том числе и камеры.
 
при ударе перегрузка достигает 12-15 G какая аппаратура /кроме САРПП /это выдержит.
А если крепить рег на пружине?
Достаточно жёсткой чтобы не шевелиться при обычных перегрузках, но спасающей регистратор от ударных перегрузок.
Я давича испытал регистратор на удар об катушку прессованого сена - он выдержал.
.

 
Все проблемы сохранения платы уже решили владельцы коптеров. Почитайте их форум 🙂. Там вопрос именно в сохранении центральной платы (не камеры) как самого ценного предмета при падении с пары километров дрона весом в 5 кило.

У нас же проблема не в сохранении камеры т.к. если уж разложить летательный аппарат, то очевидно, что целостность регистратора будет последним беспокоящим вопросом. Проблема в сохранности карты памяти и конкретно в записи последних моментов до удара.

Устройство, запитывающее камеру по срабатыванию датчика движения - это усложнение конструкции и схему, а следовательно, удорожание. И датчики нужны снаружи самолёта. И в любом случае лучше бы внешний аккумулятор. Обычную камеру с мозгами можно настроить на запись только по факту движения в кадре + какое-то время до и после движения. В этом случае камера все равно работает постоянно, но запись не ведётся в отсутствии движения. И да, нужен внешний аккум, который вам придется заряженный привозить с собой и ставить при оставлении самолёта. А точнее два аккума - один с собой дома, один работает в самолёте. Время работы можно посчитать исходя из энергопотребления регистратора и ёмкости батареи. На несколько дней должно хватать.
 
Последнее редактирование:
Я же не против камер, максимального получения данных о полете. Но вот читаю эту ветку и все ваши хотелки, понимаю, что получится какой то монстр, который будет дорог и сложен в установке. Будет прилично весить и много занимать место, состоять из нескольких блоков, которые надо между собой коммутировать и ТД.

Этакий чудокомбайн который должен уметь все фиксировать и даже немного мысли пилота.

Итог... Либо не сделает никто, либо сделают но никто не захочет ставить, потому как дорого и геморно...

Поэтому и предложил, (для начала !!!) Простой прибор подключающийся к трубкам анероидной группы и входы (например на генератор или дпкв), чтобы фиксировать работает ли двигатель. Чтобы этот приборчик пилоты например дельтиков, ультралайтов, могли сами поставить. могли приобрести за недорого. В общем вход в тему черных ящиков для конечного потребителя должен быть лёгким и недорогими ИНАЧЕ конечный потребитель не станет заморачиваться.

А уже потом, отработав такую схему, можно добавлять и усложнять...

двигаться надо ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ, а не наоборот.


З.ы. тут кто-то мне указал что в А380 камеры в кабине пилота стоят уже.
С учётом того что возможность поставить камеру на самолёт имеется со временем ВоВ, ссылка на 380-й так себе....
 
Не любой. Формат DV/DVCAM/DVCPRO 25 и 50 Мбит/сек и ещё некоторые не используют межкадровую компрессию. Даже у МПЕГ-2 есть режим I-frame onli(например карты видеозахвата Matrox RT/RTX/etc.) МХУ

ЗЫ. Я бы и карту памяти тоже компаундом залил предварительно припаяны ее к плате.😁

Да старые DV кодеки не использовали межкадровую компрессию. Но найти их готовую реализацию в компактном устройстве для записи на флеш карту скорее всего не получится. В 99 процентах случаев регистраторов и экшен камер будет что то типа h264 где это таки есть.

В случае применения готового регистратора польза будет несомненно единственно что надо озаботится это обеспечить его стойкость к перегрузке хотя бы 100G. Для этого аккумулятор не должен висеть на плате или быть пристыкован к ней разъемом только крепление на прочном корпусе и гибкие провода. И объектив желательно тоже закрепить на корпусе дополнительно ибо этот тяжелый элемент штатно висит только на плате и при ударе ее повредит.
Короче проще взять обычный хороший регистратор и изготовить новый металлический корпус с учетом этих требований.

Еще важный момент - остановить запись после аварии иначе запись по кругу сотрет происшествие- такую функцию имеют многие регистраторы. Но увы практика показала что это работает плохо. Либо незначительные толчки приводят к блокированию на флешке множества файлов от чего кончается место и запись неожиданно прекращается либо при реальной аварии удар слишком слабый и файл не помечается как только для чтения и затирается (у меня так было).
Эту функцию лучше отключить и просто не забывать просто очищать флешку перед полетом и иметь запас по времени.
 
@Ромашчандр, вообще такие устройства давно есть, называются "тахограф" и пр. контроллер маршрута, расхода топлива и т.д. Щаз почитают эту тему "Гудрые Мудвины" из министерства и обяжут все летадлы, вплоть до змеев, такой штуковиной оснастить. У автомобилистов уже до многодетных семей добрались, не говоря про ЛЮБОЙ коммерческий автомобиль. Недолго ждать..😁
ИМХУ
 
Поэтому и предложил, (для начала !!!) Простой прибор подключающийся к трубкам анероидной группы и входы (например на генератор или дпкв), чтобы фиксировать работает ли двигатель. Чтобы этот приборчик пилоты например дельтиков, ультралайтов, могли сами поставить. могли приобрести за недорого. В общем вход в тему черных ящиков для конечного потребителя должен быть лёгким и недорогими ИНАЧЕ конечный потребитель не станет заморачиваться.

А уже потом, отработав такую схему, можно добавлять и усложнять...

двигаться надо ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ, а не наоборот.

Это совсем не просто. Мы тоже сейчас над этим размышляем, собираем информацию. Потом будем ТЗ писать. Но у нас задачи намного шире.
 
Да старые DV кодеки не использовали межкадровую компрессию. Но найти их готовую реализацию в компактном устройстве для записи на флеш карту скорее всего не получится. В 99 процентах случаев регистраторов и экшен камер будет что то типа h264 где это таки есть.

В случае применения готового регистратора польза будет несомненно единственно что надо озаботится это обеспечить его стойкость к перегрузке хотя бы 100G. Для этого аккумулятор не должен висеть на плате или быть пристыкован к ней разъемом только крепление на прочном корпусе и гибкие провода. И объектив желательно тоже закрепить на корпусе дополнительно ибо этот тяжелый элемент штатно висит только на плате и при ударе ее повредит.
Короче проще взять обычный хороший регистратор и изготовить новый металлический корпус с учетом этих требований.

Еще важный момент - остановить запись после аварии иначе запись по кругу сотрет происшествие- такую функцию имеют многие регистраторы. Но увы практика показала что это работает плохо. Либо незначительные толчки приводят к блокированию на флешке множества файлов от чего кончается место и запись неожиданно прекращается либо при реальной аварии удар слишком слабый и файл не помечается как только для чтения и затирается (у меня так было).
Эту функцию лучше отключить и просто не забывать просто очищать флешку перед полетом и иметь запас по времени.
ДВ-шные кодеки это просто одна из реализаций формата Motion JPEG. Для в ярких МПЕГов достаточно выставить параметр "ключевой кадр" в "1" и получим практически тоже самое(у Матроксовских карт есть такое, уже писал), т.е. видеоряд будет по сути последовательностью фотографий.
Остановку записи можно завязать на показания какого-нибудь критичного датчика, например оборотов двигателя+таймер. Типа если пропали данные по оборотам и не возобновились в течении минуты, то запись останавливаем, финализируем сессию и отключаемся.
ИМХУ
 
Использую в качестве чёрного ящика авиамодельную штуковину.
Vector Flight Controller + OSD*
записывает на внутреннюю память в течении 4х часов с частотой 1 гц, данные со своих, жпс, магнитного компаса, акселерометров, гироскопов. баро высота, частоты вращения вв, температуры на борту, с внешнего датчика воздушной скорости.
Есть возможность запись сделать цикличной. Отрубание питания не нарушает целостность данных. Если заморочится, и сделать кодировщики в ППМ положения РУС, педалей, и РУД. То их он тоже может записывать.
В принципе, это фактически полноценный параметрический регистратор, нужно сделать только защиту для центрального блока.

ПС. А если ещё сильней заморочиться, то он может работать и как автопилот 🙂))
 
Товарищи, если вы думаете, что установка видеокамеры на борту СЛА как-то снизит аварийность, то вы ошибаетесь. Установить причину аварии - да, поможет. Но не более.
...У некоторых весь "мопед" в камерах, однако летают так, как будто на тот свет спешат, не взирая на то, что сотни подписчиков просят летать повыше, что бы смотреть канал подольше))
Главный предохранитель от аварий - в наших головах. Анализ тяжелых происшествий со СЛА показывает, что большинство из них - элементарное нарушение правил полетов, когда люди знают об высокой опасности, но тем не менее сознательно идут на дополнительный риск в и без того опасном деле, каким является сам по себе любительский полет. Это: столкновение с проводами и деревьями на малой высоте, вообще пилотаж без необходимости на малой высоте, подлеты и полеты необученных людей, неправильные сборки крыльев дельталетов и полеты с разными опасными "усовершенствованиями", полеты "под мухой" и с остаточными явлениями (если кто-то думает, что таких катастроф мало, то ошибается), вылеты без элементарной проверки по чек-листу (и заканчивается бензин в полете!) и т.п. Элементарное человеческое раздолбайство - на первом месте в причинах. Никакая БПС не поможет в этих случаях.
Самодисциплина и самокритичность снижают аварийность, это краеугольный камень в частной авиации, ведь мы сами себе и летчики, и техники, часто за спиной никого нет, помочь не кому.. Как говорил еще знаменитый летчик Громов, безопасность полетов начинается с работы над собой.
 
Совершенно никто не объяснил - как установка видеокамер может повысить безопасность.? На авиалиниях всё просто - вслед за выявлением нарушений по расшифровкам СОК мгновенно действуют меры административно-финансового принуждения к порядку. Вы предлагаете ввести обязательный опломбированный самописец с ежемесячной сдачей флэшки в МТУ? Вам мало того беспредела, который уже есть?
 
если вы думаете, что установка видеокамеры на борту СЛА как-то снизит аварийность, то вы ошибаетесь. Установить причину аварии - да, поможет. Но не более.
Конечно, к безопасности это не имеет отношение. Главное это определить после полета или аварии, выход летчиком на критические режимы, потери скорости, и после просмотра он сделает для себя и других выводы. Т.е. для эффективного обучения полетам. Иногда, например, изменение режима двигателя, рост температуры, начинающий пилот не замечает перед отказом, а на записи все будет видно.
 
Назад
Вверх