Ещё одна открытая 238ая..
"Охота на ведьм по-читински. Интервью с оказавшимся под следствием Кулешом
В предпоследнюю неделю июня стало известно, что в отношении уже второго лётчика-любителя в Чите возбуждено уголовное дело по части 1-й статьи 238 УК РФ за «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Известный архитектор и скульптор, автор флага и герба Читинской области и Забайкальского края Леонид Кулеш – один из тех поклонников неба, кто оказался под пристальным взглядом следствия – рассказал «Забмедиа» о том, как всё произошло на самом деле и почему он теперь вынужден искать адвоката не в нашем регионе.
Постановка с двумя неизвестными
- Леонид Викторович, как давно и почему вы решили заняться авиацией?
- В небо меня потянуло много лет назад. Дело в том, что мой дедушка по маме - Николай Трифонович Бобров был лётчиком-испытателем, награждён орденом «Красной звезды» за испытания первого Советского реактивного истребителя Миг-15. Так и вышло, что в вопросе архитектуры я унаследовал гены своего отца – Виктора Ивановича Кулеша, а тягу к полётам – от деда. Сейчас я летаю и на самолёте, и на вертолёте, являюсь членом совета Спортивного клуба любителей авиации, который базируется и проводит тренировки на аэродроме «Каштак».
- Насколько я знаю, ваш личный самолёт считается сверхлёгким воздушным судном?
- Да, это двухместный самолёт Dragonfly австралийской компании LiteFlite, имеющий международный сертификат типа. Таких в России всего шесть, причём три находятся в Забайкалье. Весит эта машина всего 200 килограммов, она обладает уникальными возможностями полёта: может летать очень медленно, сохраняя при этом абсолютную управляемость.
- За полёт именно на этом самолёте сейчас вас пытаются привлечь к уголовной ответственности? Что именно вы нарушили?
- Прежде всего, нужно понимать, что сверхлёгкие самолёты относятся к авиации общего назначения, которая по закону не имеет права заниматься коммерческой перевозкой пассажиров. Следователи мне вменяют, что, якобы, я и совершил перевозку, не имея на то никаких оснований. Но при этом в законодательстве чётко прописано, что для совершения перевозки необходимо наличие аэропортов убытия и прибытия, договора между пассажиром и перевозчиком, посадочных билетов, сертификата эксплуатанта и прочее. То есть, это должна быть доставка человека из пункта «А» в пункт «Б». Я ничего подобного не делал и никогда не занимался перевозкой людей за деньги. В данном случае я совершил только ознакомительный полёт в окрестностях аэродрома для мужчины и девушки, которые об этом настойчиво попросили. Законом такой вид полёта не запрещается.
- Это потом вы узнали, что данный полёт был частью оперативного эксперимента? Расскажите подробнее, как это происходило?
- Да, мне позже сказал лично следователь по фамилии Дудкин, что они возбудили дело на основании рапорта о проведении «оперативного эксперимента», причём участвовали в нём обычные граждане. А дело было так. Однажды ко мне на аэродроме «Каштак» подошли двое – мужчина и девушка. Пока непонятно, кто их пропустил, ведь территория аэродрома считается закрытой и охраняется. Но это уже другой вопрос. Они попросили меня провести ознакомительный полёт. Мужчина сказал, что рядом с ним – его дочь, и она очень хочет побывать в небе. Но я отказал, так как это был полдень, а такое время суток всегда связано с высокой турбулентностью атмосферы. Проще сказать, неподготовленного человека в такой ситуации укачает. К вечеру они пришли вновь и уже более настойчиво стали просить «прокатить». При этом я заметил, что девушка не испытывает никакого желания лететь, но согласился на проведение полёта. Мы взлетели, сделали кружок, и тут она попросила приземлиться. Я так и поступил, потому что насильно заставлять летать кого-либо - смысла нет.
- Вам предложили за этот полёт вознаграждение?
- Речь шла о 3 тысячах рублей. Но это была не оплата услуги, а компенсация расходов, связанных с полётом, потому что эти деньги даже не покрывают затраты на сам полёт, так как обслуживание, содержание, заправка самолёта – вещи очень дорогостоящие.
- Чем закончился этот так называемый «оперативный эксперимент», вам объявили, что это была своего рода «контрольная закупка»?
- После полёта девушки уже мужчина стал настойчиво просить провести ознакомительный полёт и с ним. Принимая во внимание, что полёт девушки был кратковременным, я согласился. В полёте он выражал бурю восторгов, просил показать, как выглядит его дача с воздуха, махал руками каким-то своим соседям, а также просил показать возможности полёта моего самолёта.
После этого граждане, вполне довольные, пожав руки и поблагодарив за всё, ушли. Это потом я узнал, что их просьба о полёте была вовсе не для получения эмоций, а для того, чтобы обманным путём спровоцировать меня на нарушение воздушного законодательства, расследованием которого теперь и занимается следственное управление на транспорте. При этом подтверждение якобы моей вины сделано техническими средствами – скрытой камерой или диктофоном – чем именно, мне неизвестно.
Явка с повинной – не вариант
- Что вы намерены делать сейчас, как собираетесь отстаивать свою правоту?
- Конечно, мне хочется, чтобы моя добрая репутация не пострадала. Мало того, я считаю, что в некотором смысле затронута репутация нашего клуба, который в основе своей занимается спортивной деятельностью. За историю его существования было подготовлено пять мастеров спорта и два из них международного класса. Спортсмены - дельтапланеристы, в подготовке которых я принимаю непосредственное участие, в том числе буксируя в небо на своём самолете, регулярно выезжают на соревнования и кубки страны, занимая призовые места.
И тут мне вручают постановление о возбуждении уголовного дела, что будто бы я действовал из корыстных побуждений. Но никакой корысти в моих действиях не было, потому что первично я людям отказал, а не посадил их в самолёт и полетел в любую погоду, чтобы получить с них деньги. Если со мной летают люди, то это, как правило, либо мои друзья, либо родственники. Коммерческими перевозками пассажиров, и даже платными ознакомительными полётами я не занимаюсь. У меня есть десятки свидетелей, которые подтвердят. А этот, по сути, разовый случай был специально спровоцирован органами.
И меня удивляет даже не столько настойчивость, с которой участники эксперимента просились полетать, сколько то, что это были обычные граждане. Выходит, следствие, вменяя мне предоставление услуги, не отвечающей требованиям безопасности, сознательно подвергло этой самой опасности простых граждан. И где тут логика? Значит, сам по себе следственный эксперимент был незаконен? Но ведь кто-то дал санкцию на его проведение именно в этой форме?
- А насколько реально безопасен ваш самолёт?
- Помимо того, что он оборудован всеми пассивными системами безопасности, в том числе четырёхточечными ремнями фиксирования членов экипажа, самолёт ещё и оснащён сертифицированной парашютно-спасательной системой, которая при её применении успевает сработать даже на самой маленькой высоте, спасая целиком самолёт и находящихся на борту людей.
- Все ваши доводы крайне понятны и доказать правоту, опираясь на законы, кажется, не составит труда. Почему тогда вы до сих пор не нашли адвоката?
- Уже второй подряд читинский адвокат предлагает мне написать явку с повинной и признать свою неправоту, мотивируя тем, что «это система, и с ней бороться бесполезно», и если я признаю вину, то мне «дадут по минимуму». Но как я могу сознаться в том, чего не совершал? К тому же я лицо клуба. Зачем по чьей-то прихоти я буду портить его и свою репутацию? Теперь я намерен искать защитника в другом регионе России.
- Кстати, вы неоднократно в качестве пилота участвовали в различных поисковых мероприятиях в Забайкалье и, наверняка, брали на борт людей, которым нужно было найти потерявшийся скот или ушедшего в лес пожилого родственника. Это же никогда не считалось нарушением?
- Действительно, я пользовался преимуществом высоты и участвовал в поисках пропавших детей, людей с психическими заболеваниями, ушедших в лес, заплутавших или украденных домашних животных, искал угнанные автомобили, сообщал о лесных пожарах и многое другое. От просьб о такой помощи я никогда не отказываюсь. Понятно, что не всегда удаётся найти и помочь, но это делать необходимо. И делаю я это исключительно безвозмездно. Поэтому я и считаю всё происходящее провокацией.
Подобные случаи в масштабах нашего города никак его не красят. Печально, что правоохранительные органы, которые должны раскрывать и пресекать преступления, сами их провоцируют, получая за это зарплату и звания. Сейчас, например, наш клуб совместно с ДОСААФ обсуждает вопрос о том, чтобы авиационный праздник, который ежегодно проходит на аэродроме Каштак и собирает тысячи горожан, просто не проводить. Не из-за какой-то обиды, а в связи с тем, что давление со стороны органов необоснованно усилилось."
https://zabmedia.ru/articles/4751/ohota_na_vedm_po_chitinski_intervyu_s_okazavshimsya_pod_sledstviem_kuleshom/