Строю Зодиак 640.

Господа! А,что бы не спорить,научите,как ее нагрузить и проверить на прочность.Самолет,все таки.Я тоже еще поскрипеть хочу.
 
Сегодня в гостях был Samodelkinn.Кто читает эту ветку видел,что спорим с ним до драки.Когда он зашел в помещение мастерской-первое что он сказал,что на форуме на фото все иначе.Ну думую,значит еще хуже чем он представлял.Часов 6 мы общались.Облазил всю железяку.По чертежам прошелся.Вроде сильных замечаний не было,но с моторамой запозорил.Раз десять посоветовал переделать.В смысле Ст.3 заменить на более благородный металл.Не знаю как он,но мне понравилось общение со свежим человеком.Даже было что то похожее на обмен опытом,или почти мастер-класс.Считаю,что подобные встречи,нам самодельщикам необходимы.Если кто захочет в гости-милости просим.И наоборот,если кто приглосит,проведую обязательно.А то сидим в куче металла и никого не видим.



Ну вот, собственно небольшой отчет, о посещении тов Прапорщика и его берлоги. 🙂
Проехать после снегопада было проблематично.

Сразу скажу, что мне понравилось! И даже очень.
Все так, как и должно быть у нормального самодельщика.
И хотя тут некоторые ;D и говорят что я придираюсь, придратся было некчему.
К себе, я кстати сказать, придираюсь еще больше. Всегда можно сделать лучше, этому нет предела! 🙂
Видно что аппарат строится с душей. Но так и должно быть.
Если бы можно было ставить оценки, я бы поставил 4+
Были моменты, которые мы долго обговаривали, к примеру, я никогда не ставлю в конструкцию негрунтованные детали, где бы они не находились. Ну и моторная рама. Я уверен что она и так будет работать, но можно было сделать и лучше. В конце концов Сергей не последний кусок доедает, и может себе позволить купить несколько труб хорошей легированной стали. А так общее впечатление очень высокое.Я бы рекомендовал, тем кто собирается строить, сьездить посмотреть. Ну и надеюсь заехать еще, если позовут. 😉
Ну и всегда рад встретить у себя в гостях!
 
Ответь на вопросы в задачке.
на эти вопросы я ответил еще 1979 году изучая курс "Сварка в авиации"и "Технология самолетостроения"



Тяжело ответить? Попробуй составить табличку в порядке предпочтения, для домашней постройки. Из названных марок сталей.
 
NICK сказал(а):
да нет не тяжело, но Ваша манера общения со мной немного напрягает и вот думаю... или послать Вас сразу или промолчать!
Ну это уже не в какие рамки.Мы вроде,насколько я понимаю,сдесь не для этого.А насчет манеры общения-давайте сами как нибудь,уважаем других.
 
да нет не тяжело, но Ваша манера общения со мной немного напрягает и вот думаю... или послать Вас сразу или промолчать!



Я чуть со стула не упал!
Это что я такого выдал и когда? В ваш адрес?
Хотя народ у нас конечно странный, вместо того чтобы просто ответить на вопрос, начинают выискивать сокровенный смысл, среди написанных слов!
Поэтому, спешу заверить, я к вам и ко всем участникам этого форума, отношусь с должным уважением!!!!!
 
ХВАТИТ НА МОЕЙ ВЕТКЕ РУГАТЬСЯ.Я человек доброжелательный,всех вас уважаю.Давайте по делу.
 
Просмотрел всю ветку, раньше почему то не заглядывал, просто поражаюсь как можно успевать зарабатывать деньги,строить самолет и еще  отдыхать. Этот самолет полетит без всяких сомнений! Удачи!  😎
 
Просмотрел всю ветку, раньше почему то не заглядывал, просто поражаюсь как можно успевать зарабатывать деньги,строить самолет и еще  отдыхать. Этот самолет полетит без всяких сомнений! Удачи!  😎
Так одно без другого не бывает.
 
Хотя народ у нас конечно странный, вместо того чтобы просто ответить на вопрос, начинают выискивать сокровенный смысл, среди написанных слов!
Насколько я понимаю, вопрос оптимального материала для моторамы повис в воздухе и разрешен не был. А жаль, потому что вопрос интересный и важный. Я надеялся услышать от уважаемого Самоделкина, какие конкретно механические характеристики "хромоли" делают его предпочтительным для этого применения. Прямой ответ, без намеков типа "ну, сами понимаете, по сравнению с 4130N все остальное д...мо" мол, ищите сокровенный смысл сами. Вот эта манера общения, видимо, и не понравилась nick, и мне тоже, и всем кто знаком с теорией Эйлера устойчивости сжатых стержней. Попробую ответить за Самоделкина.

Есть факт,что в Америке большинство стальных ферм, в основном фюзеляжных, делают действительно из хромоли. И есть факт, что в немецких ферменных конструкциях используется обычная нелегированная сталь. Хромоли даже не продается в обычных магазинах авиатоваров, вместо нее нелегированные St 35 и St 37. Высокий предел пропорциональности хромоли по сравнению с Ст3 будет заметен при нагружении стержней на изгиб, это если задеть фюзеляжем за какое-нибудь небольшое препятствие, типа фонаря освещения впп. Стержень фермы из Ст3 может легче получить вмятину, из-за чего поведет весь фюзеляж, придется снимать обшивку и ровнять трубку. Стержень же из хромоли просто отпружинит, по крайней мере выдержит гораздо большее насилие, прежде чем погнется. Все это для глубоко спрятанной моторамы несущественно, если конечно не ронять на стержни двигатель при навеске. И вообще, я думаю, что американская мода делать фермы из хромоли пришла из военной авиации, где боковые нагрузки на стержни фюзеляжа вполне вероятны, особенно при попадании в оный Русской Ракеты (РР)   :STUPID Поскольку у немецких самоделок вероятность повстречаться с РР обычно невелика, то и сталь там самая обыкновенная.   :IMHO
 
И еще вспомнил из сопромата. Вышеперечисленные аргументы справедливы для стержней большого относительного "удлиннения". А вот что есть "большое удлиннение" зависит таки от предела пропорциональности: чем он ниже (как у Ст3), тем проблематичнее точно рассчитать устойчивость не слишком длинных и довольно толстых стержней. С длинными и тонкими стержнями проблем при расчете нет.

А так, конечно, по всем механическим параметрам "хромоли" получается лучше, правда кроме доступности и цены ее ;D Дает ли ли она при этом хоть какое-то преимущество - в конкретном случае определяется при расчете конкретной фермы, зависит от относительного удлиннения ее стержней.

Для каждого типоразмера и материала трубок существует минимальная длинна, при превышении которой нагрузка стержня на сжатие получается в области пропорциональности, так что сталь можно брать любую, разницы никакой нет.
 
Вот, посчитал для своей моторамы из круглой трубки 16х1. Радиус инерции трубки =1/4*КОРЕНЬ(D^2+d^2)=1,93мм. (ошибка, правильно 5,3 мм) Минимальное относительное удлиннение для материала стержня из St35 получается 104, из 4130N - 76. Я брал yield strength в качестве предела пропорциональности на сжатие, что не совсем точно, но точных данных у меня нет. С учетом радиуса инерции трубки, для трубок из St35 длиной больше 20 см (правильно 55 см) разницы в устойчивости на сжатие, по сравнению с 4130N, нет никакой. Это кстати порядка минимальной длины трубок моей моторамы  :~)
 
Вот, посчитал для своей моторамы из круглой трубки 16х1. Радиус инерции трубки =1/4*КОРЕНЬ(D^2+d^2)=1,93мм. Минимальное относительное удлиннение для материала стержня из St35 получается 104, из 4130N - 76. Я брал yield strength в качестве предела пропорциональности на сжатие, что не совсем точно, но точных данных у меня нет. С учетом радиуса инерции трубки, для трубок из St35 длиной больше 20 см разницы в устойчивости на сжатие, по сравнению с 4130N, нет никакой. Это кстати порядка минимальной длины трубок моей моторамы  :~)
Так оно и есть.
 
Насколько я понимаю, вопрос оптимального материала для моторамы повис в воздухе и разрешен не был. А жаль, потому что вопрос интересный и важный. Я надеялся услышать от уважаемого Самоделкина, какие конкретно механические характеристики "хромоли" делают его предпочтительным для этого применения. Прямой ответ, без намеков типа "ну, сами понимаете, по сравнению с 4130N все остальное д...мо" мол, ищите сокровенный смысл сами. Вот эта манера общения, видимо, и не понравилась nick, и мне тоже, и всем кто знаком с теорией Эйлера устойчивости сжатых стержней. Попробую ответить за Самоделкина.





Я вам честно скажу, когда поднимал вопрос, писал без всякого умысла. 🙂 Побывав у хозяина ветки в гостях, и посмотрев все своими глазами, решил или отговорить или лишний раз убедится, в правильности решения. Ну а манеру общения, я надеюсь вы мне простите, все таки я живу даже от Москвы 8тыс км, а там язык несколько отличается от европейского. А пишешь обычно так как привык. А мысль еще сформулировать правильно нужно.

Попробую обьяснить свои мысли, по поводу стали.
Я сегодня гулял по Москве и зашел в один салон. Прямо на входе стоит автожир Калеус . Красивейший аппарат, сделан идеально, я долго давился слюной 😉 пока не прочитал инструкцию для двигателя, приклеенную на лючке. Вот вы мне ответьте, немец, продавая аппарат за 87000 евро, позволит себе написать название двигателя с ошибкой???  Где интересно они нашли двигатель TORAX ???
Я занимаюсь производством в другой области, так что с теорией Эйлера к сожалению не знаком. Надо почитать.
Но зато знаком со сталью 3пс. У нас на любом заводе, в любой мастерской или на рынке где продают металл, везде где есть профильная труба да и лист все это сделано из ст3пс. Ее так много, что даже если плюнуть неглядя с закрытыми глазами, вы вероятно именно в эту сталь и попадете. И отношение производителя к этой стали соответственное. 🙂 Вы никогда и нигде не найдете ее реальных характеристик. Это самая некачественная железяка в России! Это сталь общего назначения для неответственных деталей.
Если у меня будет проект, и там будет написано ST37, я поставлю ее не задумываясь, но мне в голову не прийдет использовать ее аналог, произведенный на територии России.
Поэтому я отвечаю вам чем она отличается от хромали.
Когда я покупаю 4130, я точно уверен что это хромомолибденовая нормализованная сталь, притом качественно изготовленная. Со ст3пс у меня такой уверенности к сожалению нет!
Для этих целей в России используется ст20а, это сталь повышенного качества, и отношение к ней такое же.
Так вот, к вопросу о оптимальном материале для моторной рамы или фермы. Она должна быть грамотно спроектирована, качественно изготовлена, и из КАЧЕСТВЕННЫХ материалов. Это все что я хотел сказать.
Ну и напоследок скажу еще пару слов.
Я задавая вопрос, совсем не собирался ругать ст3. У меня была другая цель. Мне было интересно , кто из всех сталей выберет эту железяку как наиболее предпочтительную. Из этого списка, только 30хгса требует обязательной термообработки, остальные варятся очень хорошо и термообработки не требуют.
И только 4130 у нас не производится. А наши самодельщики до такой степени обленились ;D что даже хорошую сталь им найти лень. Им подавай то что есть под рукой всегда и везде.
Отсюда и ноги растут у всех разговоров про ст3, ее просто навалом, она легко доступна и тд. А ту же ст20а в нужном ассортименте еще найти нужно. 😉
В нашей стране, теория очень часто расходится с практикой.
С уважением 🙂
 
Назад
Вверх