Только недавно вернулся из Усмани.
Уф-ф-ф класс, очередной отпуск пролетел как один миг !!!
Если коротко, то налетал 43 часа на Янтаре (+один вывозной на Бланере). Итого 85 часов общего налёт на планерах.
Слетал много маршрутов, итого 1300 км маршрутов.
Последовательно в несколько дней выполнил 2 и 1 спортивные разряды...
Сначала было сложно - взлёт и посадка не получались,
точнее сказали что это нормально - он скачет на на колесе и даже при чуть грубой посадке прыгает на 2-3 метра (как со страху кажется) на самом деле конечно это максимум 0.5.
Потом само собой стало получаться хорошо (понадобилось две серии по 3 круга), потом отлично, потом идеально. Мне начало нравится, хотя вначале я напрягался перед посадкой !
Конечно, на колесе он продолжал скакать "как козёл", но потом стало понятно куда надо садиться (где ровнее) и даже прыжки легко компенсировать - просто убрать интерцепторы, выровнять и снова плавно посадить и выпустить интерцепторы полностью.
Взлёт также довольно сложен так как на малой скорости рули мало эффектвны, а с набором скорости реакция резкая так что надо привыкнуть к быстрой "перенастройке" своих управляющий воздействий и реакций планера.
Иначе на взлёте уход с направления, крутой переход в набор и резкие снижения с касаниями. Красиво, ровно взлететь "как на Бланике" получилось далеко не сразу.
Сложнее всего держать направление на малой скорости особено на посадке...
И вообще Янтарь как любой спортивный "болид"настроен на полёт и гонку, а взлёт-посадка это "второстепенное"...
Как сказал Клюев "...летать на Янтаре по кругам -всё равно что на "формуле" по деревне ездить..." 🙂
Машина Янтарь супер !!!
Потом началось - каждый день по 4-5 часа полётов, максимум 5.37 и 5.58 часа. В среднем около 4-4.30 часов часов налета в день и маршруты один за одним.
В общем в течении нескольких дней я сделал 2, 1 разряд. Дальше только на соревнованиях да и так понятно что чтобы расти дальше надо выйти "себя показать, людей посмотреть"...
Маршруты 150-200 км, потом около 300, потом больше, а потом подряд 300 один раз просто "долететь" средняя скорость 52 км\ч, второй 300 км на скорость 77 км/ч.
1 дадут, КМС и дальше только на соревнованиях.
Маршруты были разные, погода разная. Вообще в эти 14 дней была разная погода - простая и сильная, сложная "голубая" и непонятная с низкой максимальной высотой и минусами и без облаков.
Приходилось и выжидать погоду и продумывать момент старта и выхода на маршрут - один день 2 часа "ползал" вокруг аэродрома в ожидании погоды с мыслью "вот, блин, собрался на 300 км..."
Погода менялась, пришел "блокирующий антициклон" причем нас накрыло когла я пошел маршрут 170 км на максимальную дальность от аэродрома.
И вот эти 170 км летел по "голубому" небу в 80 км от аэродрома несколько раз падал до 500 метров и пожалуй это был самый сложный маршрут.
Уже в начале маршрута "всё начало разваливаться" - облачка и так мизерные стали жить по 5-10 минут, а потом и вовсе исчезли.
Пришлось перестраивать всю тактику, приспосабливаться, искать решения переходов и наборов.
Маршруты в 300 км летел и по голубому небу и с облаками - довольно сложно, хотя маршрут сделал на восток и запад равным чтоб не далее 40-60 км.
Учитывал Хаву и Стебаево как запасные аэродромы, хотя если падаешь (что было очень часто) всё равно никуда не долетишь, будешь выкручиваться на месте.
Нарисовал и 400 и 500 км но уже не успел.
Даже по той погоде вполне готов был рвануть и на эти дистанции.
Вообще полёт на Янтаре научил летать "по-гоночному".
Не "жмотиться" и не беречь высоту как будто больше не будет, а смело и щедро её расходовать и уметь быстро "зарабатывать".
Здесь то как раз и важно уметь точно и четко всё планировать - куда на какой скорости лететь, сколько высоты возможно потратить и как быстро её восстановить.
Где возможно упасть низко и есть "дежурный термик" и "запасной аэродром".
Научился также "попадать" в термик "боевым разворотом" - несешся на скорости 150-180 км/ч, за несколько сот метров в горку с потерей скорости и сразу в спираль.
Если получается - то просто супер, и получаться стало всё чаще.
Неприятно оказываться на малой высоте. В такой сложной погоде это происходило с пугающей частотой. Конечно, несмотря на все особенности Янтаря возможно сесть на площадку
(спасибо инструкторам и Бланику) однако ОХ как не хочется падать!!! Во-первых это удар по самолюбию, во-вторых деньги, в-третьих не надо нервировать своих командиров...
Однако полеты на малой высоте закончились победами - спасало умение "работать по земле", знание где искать потоки и "триггера" (спасибо параплану).
Помогали дымы, пыль, пылевые смерчи, птицы (птицам отдельное спасибо)...
Вообще пересаживание а Янтарь привело к переходу на "следующий уровень". Этот уровень - спортивные полёты, быстрые и дальние маршруты.
Другим уровнем это является так как в любом виде спорта совсем по-другому выглядит задача.
Задача не "просто кататься" а "двигаться" в определенном направлении и делать это быстро...
В таких полётах появляется требование "оптимизации" всего чего только возможно - всё надо делать "идеально". Момент взлёта, анализ погоды, навигация, переходы/наборы,
техника пилотирования - всё надо обдумывать, совершенствовать.
Пробовал летать с полетным компьютером, ДЖПс значительно помогает.
Однако утверждения "карта не нужна" не разделяю - всё равно ориентировался по карте и летал визуально так как прибор может сдохнуть, ДЖПс теряет спутники под облаками, а ждать некогда.
Часто возникают сомнения у меня или у приборов и тогда надо быстро "проверить точность навигации"
Я себе подыщу планшет, а в остальном летал по карте или с Гармином 72.
Необходимо поставить себе задачу изучить и освоить программы полётных компьютеров, приобрести и привыкнуть. В полете он хорошо помагает а после полёта возможно днтально проанализировать трек полёта.
Слетали маршрут с Клюевым и Антоном - Клюев+Витя курсант 15 лет на Бланере + 2 Янтаря.
Слетали маршрут на 4 часа и всю дорогу пугали друг друга полётом группой. Стало получаться потом, потом даже перестали бояться друг друга.
Потом при любой возможности летал со всеми, пристраивался и пытался обрабатывать потоки.
Осталось не доделанным - не слетали с Клюевым маршруты на Янтарях и не выучился легко летать парой в потоке.
Клюев планирует участие в соревнованиях на след год.
Это было бы очень полезно и интересно так как дальше совершенствоваться возможно только в соревнованиях, спортивной борьбе.
Хотя интересно было бы и летать просто рекордные полёты на скорость и дальность...
АТСК развивается и напряженно работает.
Там сейчас питерские пилоты сменяют один другого.
Учатся дети, правда совершенно непонятно почему в каникулы их количество сократилось. Казалось бы -летай каждый день, каникулы просто подарок.
Проблема что некоторым нет 16 и приходится специально договариваться как их выпустить, а они рвутся в небо и уже летают маршруты будь здоров...
Мой Янтарь поехал в Польшу на ре-стайлинг. Привезли купленный в хорошем состоянии из Венгрии.
Есть на Янтарь 2В 18-метровый планер.
Появились на аэродроме туалет и душ и горячая вода, 2 домика 2(+1) места.