Спасибо за ответ. Но хтелось бы более глубокое мнение услышать. В патенте. ничего не говориться. О каких-то сверх материалах. И скрытых хитростях.
Всё и так ясно из рисунка. Там только намекается на плотность посадки шаровых. Это и должно гасить колебания лопастей.
впрочем .... Выкладываю более подробно описание патента :
Втулка несущего винта с шаровыми шарнирами работает следующим образом. При раскрутке несущего винта и достижении определенных оборотов центробежный ограничитель свеса 6 высвобождается с упора на корпусе шарового шарнира 3 и лопасть вместе со стержнем 5 занимает положение по направлению вектора результирующей силы, действующей на лопасть. При дальнейшем увеличении оборотов с увеличением шага винта на режиме осевого обтекания увеличивается подъемная сила лопасти, она приподнимается относительно шарового шарнира и образует конус вращения. В этом случае вертикальная и горизонтальная составляющие результирующей силы по азимуту равны, воспринимаются узлом шарового шарнира и передаются через ступицу 1 на вал редуктора.
В горизонтальном полете за счет разности скоростей набегающего потока воздуха на наступающие и отступающие лопасти вертикальные и горизонтальные составляющие результирующей силы по азимуту будут разные, что вынуждает лопасть вместе со стержнем 5 совершать колебательные движения относительно шарового шарнира в вертикальной и горизонтальной плоскости под действием этих аэродинамических сил, а также инерционных сил вследствие этих колебаний.
Таким образом, узел шарового шарнира, имея три степени свободы, обеспечивает колебания лопасти в вертикальной и горизонтальной плоскости, а также поворот лопасти относительно ее продольной оси при изменении шага винта автоматом перекоса, что исключает применение горизонтального, вертикального и осевого шарниров или пластинчатых торсионов со сферическими эластомерными подшипниками. При этом шаровый шарнир воспринимает все действующие на лопасть аэродинамические и инерционные силы в полете и на земле при вращении несущего винта. Вследствие большой площади контакта шара и корпуса узел шарового шарнира способен воспринимать значительно большие нагрузки по сравнению с опорно-упорными подшипниками трехшарнирной втулки, что уменьшает его габариты. Кроме того, шаровый шарнир обеспечивает гашение колебаний присоединенной к нему лопасти за счет трения шара о корпус, что исключает применение демпферов и торсионов. При этом динамические характеристики процесса гашения колебаний можно изменять за счет изменения усилия предварительной затяжки корпуса шарового шарнира, что конкретно для данной лопасти и летных характеристик вертолета позволяет устанавливать тарированную затяжку этого корпуса. Для смазки подвижной пары "шар-корпус" предусмотрено твердо-смазочное покрытие поверхностного слоя шара (насыщение ее графитов, по аналогии с изделиями для космоса), что исключает применение жидких смазок. Отвод тепла, выделяющегося при трении, достаточно эффективен за счет набегающего в полете потока воздуха.Втулка несущего винта с шаровыми шарнирами имеет значительно меньшие геометрические размеры, а именно диаметр и высоту