продольный момент будет пропорционален диаметру (САХ) в КВАДРАТЕ !
Еще раз перечитываем и осознаем написанное ранее: "Само понятие продольного момента крыла и его профиля неразрывно связано с понятием "фокуса" -приложенная силав фокусе + продольный момент можно представить эквивалентной силой приложенной в ЦД и наоборот - простая математика и преобразование векторов сил и моментов.
Если САХ уменьшилось в 10 раз, то в 10 раз сократилось и расстояние между фокусом и ЦД, и также продольный момент= подъемная сила х плечо (расстояние Ф-ЦД) . "
Что за бред? Какие квадраты САХ и бла-бла -бла?!
Продольный момент однозначно определяется взаимным расположением ЦТ самолета и ЦД (суммы сил от Центров Давлений фюзеляжа, крыльев, оперения) и
продольного момента, создаваемого двигателем.
Что касается аэродинамического фокуса крыла, то из курса физики за среднюю школу известно , что любую пару, и более, сил можно сложить в одну результирующую, так же как и разложить любую силу на две, и более, составляющих.
Если величина силы, в нашем случае - подъемной, и её точка приложения – ЦД, на каком-то, пусть даже переменном, от ЦТ, плече меняются по линейному закону то её тоже, в некоторых случаях, имеет смысл разложить на две составляющие. При этом, на хорде крыла можно найти такую точку, относительно которой момент от приращения подъемной силы будет равен нулю.
Русский ученый, аэродинамик, С.А. Чаплыгин обратил внимание, на то, что если в эту точку поместить силу равную приросту подъемной силы при изменении углов атаки крыла, то
значительно упростятся расчеты характеристик устойчивости и управляемости самолета в большом диапазоне скоростей полета, там где зависимость Су по углу атаки линейна.
Эта МНИМАЯ точка получила название "аэродинамический фокус"
Но, продольный момент относительно ЦТ создает аэродинамическая сила (лобового сопротивления и подъемной силы) расположенная в ЦД .
Ну и от тяги двигателя тоже