03.11.2014. RA-1725G Катастрофа в Кольчугинском районе Владимирской обл.

А в какой момент после касания ВПП можно было перевести щитки с 50 на 15 градусов? По моему на этой высоте и скорости такой возможности не было.
Не понятно почему инструктор уменьшил обороты двигателя. Посмотреть бы видео предыдущих взлетов с щитками на 15, обратив внимание на момент уменьшения оборотов после взлета. Такое чувство , что обороты инструктор убрал автоматически, не задумываясь. 
 
По РЛЭ выдержки из которого приведены в отчете на стр 46.

После отрыва надо произвести выдерживание до набора скорости 120. Далее плавно перевести щитки в положение взлет.

Скорее всего с такой загрузкой самолета это сделать невозможно. Скорость до 120 со щитками на 50 не набиралась  для этого не хватало тяги. Хотя конечно и выдерживания над полосой тоже не было. А про посадочное положение щитков возможно инструктор просто забыл т.к. курсант а не он их выпускал на 50 градусов. Тем более прямо перед сваливанием в кабине был разбор ошибок захода курсанта. Да еще и указатель скорости расположен слева у курсанта.
 
Впечатление такое, что инструктор, увидев дорогу ,параллельную полосе, решил примоститься на нее, потом передумал.(Гдето секунду-полторы он смотрит вправо, подбирает газ, обкатывая этот вариант,забыв про выпущенные щитки...
 
Впечатление такое, что инструктор, увидев дорогу ,параллельную полосе, решил примоститься на нее, потом передумал.(Гдето секунду-полторы он смотрит вправо, подбирает газ, обкатывая этот вариант,забыв про выпущенные щитки...
Тоже склоняюсь к этой версии.
 
Согласно погоды, ветер у земля был 5 м/с, с порывами до 10 м/с. Т.е. разница 5 м/с, или 18 км/ч. Возможно ли рекомендовать в таких условиях увеличение скорости на глиссаде на 18-20 км/ч?
 
И закрылки на 50° я им показывал только для посадки с коротким пробегом на очень ограниченую площадку


Если често удивило слышать это от человека летающего много лет на ЕвроСтаре, ты Александр наверное что нить позабыл.
 
На видео прекрасно видно, что курсант еще не умеет толком садится.

У Вас Александр прям точно шедевр за шедевром, вообще то он к тому моменту был выпущен самостоятельно. Может нам ПТП начать расписывать по видеорегистраторам, а что техника пилотирования на лицо, знание РЛЭ наговорим на микрофон, а дальше вот такой спец по видео все оценит. Гркстно все это.

Не трогай ни самолет, ни леюдей которые в нем были если не знаешь не того ни другого 😡.
 
На видео прекрасно видно, что курсант еще не умеет толком садится.

У Вас Александр прям точно шедевр за шедевром, вообще то он к тому моменту был выпущен самостоятельно. Может нам ПТП начать расписывать по видеорегистраторам, а что техника пилотирования на лицо, знание РЛЭ наговорим на микрофон, а дальше вот такой спец по видео все оценит. Гркстно все это.

Не трогай ни самолет, ни леюдей которые в нем были если не знаешь не того ни другого 😡.

Спецы проводили расследования для таких как я. В том числе с использованием видеорегистратора.
Знание РЛЭ курсантом можно оценить по скорости на которой был произведен выпуск щитка на максимальный угол, о чем сказано в материалах расследования. На ранних моделях Эвектора выпуск щитка с привышением скорости даже на угол 30° приводил к повреждению элементов конструкции. Как была произведена посадка и уход на второй круг и чем это закончилось все видели и знают. Вы можете рисовать здесь любые злобные смайлики, но на тот момент курсант явно был не готов, а инструктор по каким то мне неведомым причинам совершал противоположные необходимым действия.
И закрылки на 50° я им показывал только для посадки с коротким пробегом на очень ограниченую площадку
Если често удивило слышать это от человека летающего много лет на ЕвроСтаре, ты Александр наверное что нить позабыл.
Ничего я не позабыл. Давайте конкретные притензии к моему уровню знаний по данному ВС. Хотя я и так понимаю откуда ветер дует. Начитались не качественных переводов с несовсем корректно написаного оригинала. На самолетах EV-97 установлен щиток имеющий четыре положения.
1) Убрано 0°
2) взлетное 15° (Take-off)
3) первое посадочное 30° (Landing 1)
4) второе посадочное 50° (Landing 2)
Все они описаны в начале оригинального РЛЭ.
Далее в том же оригинальном РЛЭ финальная стадия захода на посадку (On final) предписывает установку щитка в положение Landing position, без указания градусов установки или положения ручки привода. И нигде нет (на сколько мне известно) рекомендаций по использованию двух посадочных положений щитка. Что на мой взгляд очень большой косяк производителя. В РЛЭ единичного экземпляра российского производства, составитель разошелся не на шутку и указал номера разворотов, высоты захода и т.д. В довесок ко всему он счел единственно возможным указать посадочное положение щитка 50°.
Имеющий опыт пилот любого ЛА от Скайренджера до Боинг 747 будет очень осторожно относится к любому упоминанию положений механизации крыла более 30°. Все освоенные мной типы ВС включая Пайпер Атстек, П2006, Л42, готовы моментально потерять скорость в случае потери мощности при максимальном выпуске механизации. Положение 50° градусов дает возможность замечательным самолетам Эвектора сесть практически под себя на пятачок любой полянки в случае необходимости. Но использовать это положение щитка при штатных полетах крайне не желательно. К чему это может привести в наборе с другими ошибками мы видим из отчета.
Сейчас прислали одну из последних версий оригинала РЛЭ для Гармонии, в которой положение закрылков на посадке указано уже как 30-50° и однозначно 15° при уходе на второй круг.
 
Согласно погоды, ветер у земля был 5 м/с, с порывами до 10 м/с. Т.е. разница 5 м/с, или 18 км/ч. Возможно ли рекомендовать в таких условиях увеличение скорости на глиссаде на 18-20 км/ч?

Это был прогноз. Фактические условия были проще по данным отчета 2 м/с. При неблагоприятном ветре всегда увиличивается скорость и уменьшается угол механизации. Для данного типа, имеющего не самые эффективные элероны, из моего опыта лучше всего заходить на посадку при сильном ветре на скорости 120 км/ч с закрылками установленными во взлетное положение. При сильном встречном ветре надежно усаживается вообще с убранной механизацией крыла. Как в общем и почти любой легкий ЛА.
 
Да еще и указатель скорости расположен слева у курсанта.
Возможно ещё одно звено цепочки приведшего к ЛП. С правого кресла показания УС могли инструктором не считаться из-за бликов на стекле УС (при определенном положении самолета относительно Солнца и т.п.). Перенос основных пилотажных приборов ближе к центру приборной панели (лучше конечно дублирование у правого пилота) повысил бы безопасность. 
 
Всё это так - и блики на УС, и прочие вещи. Думаю, что дело не в них. Разве у любого из вас не случалось в жизни такого, что действие, которое вы всегда делаете великолепно, вдруг выходит через пень колоду? Это можно объяснить, например, неблагоприятным для человека днём по его личному гороскопу. И чем-то ещё можно объяснить, наверно. Начало болезни, итд. И человек не всегда может понять, что это началось с ним. Мы никогда не узнаем истинных причин катастрофы. Нет смысла перемывать инструктора и курсанта. С инструктором что-то происходило, а курсант, доверяя ему, не врубился в происходящее. Вот и всё. В таких случаях хорошо, когда летят два равных человека. Но и это не гарантия безопасности - знаю на своём горьком опыте.
 
В таких случаях хорошо, когда летят два равных человека. Но и это не гарантия безопасности - знаю на своём горьком опыте.
Это уже почти предпосылка. Многие научены опытом...
 
На самолетах EV-97 установлен щиток имеющий четыре положения.
1) Убрано 0°
2) взлетное 15° (Take-off)
3) первое посадочное 30° (Landing 1)
4) второе посадочное 50° (Landing 2)
Все они описаны в начале оригинального РЛЭ.
Далее в том же оригинальном РЛЭ финальная стадия захода на посадку (On final) предписывает установку щитка в положение Landing position, без указания градусов установки или положения ручки привода. И нигде нет (на сколько мне известно) рекомендаций по использованию двух посадочных положений щитка. Что на мой взгляд очень большой косяк производителя. В РЛЭ единичного экземпляра российского производства, составитель разошелся не на шутку и указал номера разворотов, высоты захода и т.д. В довесок ко всему он счел единственно возможным указать посадочное положение щитка 50°.
Имеющий опыт пилот любого ЛА от Скайренджера до Боинг 747 будет очень осторожно относится к любому упоминанию положений механизации крыла более 30°. Все освоенные мной типы ВС включая Пайпер Атстек, П2006, Л42, готовы моментально потерять скорость в случае потери мощности при максимальном выпуске механизации. Положение 50° градусов дает возможность замечательным самолетам Эвектора сесть практически под себя на пятачок любой полянки в случае необходимости. Но использовать это положение щитка при штатных полетах крайне не желательно. К чему это может привести в наборе с другими ошибками мы видим из отчета.
Сейчас прислали одну из последних версий оригинала РЛЭ для Гармонии, в которой положение закрылков на посадке указано уже как 30-50° и однозначно 15° при уходе на второй круг
Полностью поддерживаю.
 
К сожалению лучше и нагляднее, чем этот разбор полета комиссией МАК по расследованию происшествия в дополнение к записи с видеорегистратора трудно себе представить и найти. Прости, Владислав, этот урок для нас оплачен твоей жизнью. Слишком дорогая плата. Прости, земля пухом.
 
Как была произведена посадка и уход на второй круг и чем это закончилось все видели и знают.

Только самолет тут не причем и закрылки тоже, про курсанта согласен, но думаю что он понадеялся на авторитет инструктора, как вариант выпустил по команде.
 
Знал  Владислава,  опытный  пилот , но  здесь  скорее  передоверился  курсанту,  упустил  щитки.  Одно  записываю  в загадки    полосы  с   пол Китая  , ну  прибери  щитки  и  садись.........  Скорее  понадеялся  на  мотор  ,  что  вытянет,  но  не срослось.  Жаль.  Царствие  ему небесного,  добрый  был  парень.
 
Посадочные щитки-очень эффективны при отклонении на 50-60 град, однако сильно увеличивают сопротивление. Вследствие простоты конструкции и лёгкости,их широко применяли на истребителях с большой энерговооружённостью(0,33...0,5л.с./кг), здесь же 0,2 л.с/кг.
Ну и вообще, действия инструктора озадачили.
 
Неадекватность инструктора налицо..... Даже если-б щитки стояли в более лояльном положении, - действия инструктора говорят об исходе предрешённом, шевелил арматурой не отдавая себе отчёта. Как пьяный.... Печально.
И ещё убивает то, что на высоте 3-5м в вираже курсант поворачивается к инструктору и они беседуют. Впечатление, что в ресторане они о чём-то не договорили.

 
 
Передоверие курсанту, как раз ошибка неопытного инструктора, что мы сейчас начинаем наблюдать повсеместно. Провал в подготовке летного и инструкторского состава в 20 лет.   Ребята, пришедшие в малую авиацию из военных с реактивных самолетов и с вертолетов, почему то относятся к малой технике зачастую пренебрежительно. Еще есть момент, первоначальное обучение курсантов ни в какое сравнение не идет с работой с курсантом, уже имеющим налет, что и есть в ВВС. Ну и откровенно говоря, плохая подготовка инструкторского состава. Закончивших в свое время Волчанское училище, единственного готовившего инструкторов, осталось раз два и обчелся. Там было все, и методика летного обучения и педагогика и психология.
А сейчас человека, закончившего КПК и считающего себя инструктором не проблема найти на любом аэродроме и страницах любого профильного форума
Плюс недостаточность опыта посадок на короткие площадки с плохими подходами. Всего то надо было сунуть педаль, если развернуло, разогнать самолет над землей в горизонте и совершать уже любые доступные ему эволющии с имеющимся запасом скорости. Если оставить на взлете закрылки в посадочном положении, убрать их можно только на высоте 50 м по РЛЭ этого самолета. Я на нем,именно на 1725 летала в Воскресенске.

Короче, нам хорошо сидеть на диване и рассуждать, погиб человек...
Делайте выводы, господа, у кого учиться, и инструктору, и курсанту, как подходить к обучению, как учить, как не переоценить себя, ведь если вы инструктор на вас лежит огромная ответственность не только за жизнь и здоровье курсанта, а еще и ответственность за то, что вы вскладываете в будущего летчика. Чтобы эти горькие потери были не впустую ... ибо летая, мы можем учиться только на ошибках других, на исправление своих может не хватить жизни... Берегите себя!
 
Назад
Вверх