Дерево для авиации.

В авиации используется Ситка спрус, т.е. ель Ситка. Это очень специфический вид ели, названа так по названию местности на Аляске, где ее очень много. Это очень высокое дерево и поэтому в нем мало сучков, кроме этого, ввиду того, что оно растет в северных районах структура древесины у него очень мелкослойная (расстояние между годовыми кольцами очень маленькое), как раз то что надо для авиации.

На данный момент ее цена сопоставима с ценой алюминия.
 
apiskarev сказал(а):
В авиации используется Ситка спрус, т.е. ель Ситка. Это очень специфический вид ели, названа так по названию местности на Аляске, где ее очень много. Это очень высокое дерево и поэтому в нем мало сучков, кроме этого, ввиду того, что оно растет в северных районах структура древесины у него очень мелкослойная (расстояние между годовыми кольцами очень маленькое), как раз то что надо для авиации.
О! Йа-йа!Конечно, это ист так! Ешчо вот, натюрлихь!:

Однако промышленная ель, заготавливаемая в серверных областях страны (Архангельской, Вологодской), практически лишена таких недостатков

Но если не ошибаюсь, речь в топике о банальной елке из средней полосы, использование которой вроде как сулит массу экономии средств.
 
snmon сказал(а):
Но если не ошибаюсь, речь в топике о банальной елке из средней полосы, использование которой вроде как сулит массу экономии средств.
По поводу этого уже было сказано:

если подобрать рейки без сучков - ничто не мешает их применению для конструкции, естественно, с учетом того, что сосна примерно на 10% прочнее.

Если и получится дешевле, то за это придется платить дополнительным весом.
 
из ЕЛИ - не делается. - она ХРУПКАЯ!!!
только СОСНА.
ВСЕ!
НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЕЛЬ!
 
Если и получится дешевле, то за это придется платить дополнительным весом.
И при этом, как свойство сохранится повышенная колкость (хрупкость), опасность увода геометрии при колебаниях влажности и высокая вероятность скрытых сучков. Еще у ели есть скверная особенность, при пониженной же смолистости массива, образования смоляных пузырей. Но это личное наблюдение.

Особенно snmon warwarwetterweg.
Да чего уж там! Баньте сразу. Все равно повод найдется. ИБО хамы, которые не любят чтобы им давали взад по сусалам не переведутся. А я такой, что глотать все равно не буду. Отсижу уж сразу. Наперед. Ведь теперь и во флуде душу отвести не выйдет, да? :🙂
 
Ой какой интересный вопрос поднят! А как сравнить? Вот на Лавки посмотрим:

Ла-5 и Ла-5Ф - вес пустого колебался от 2800 до 2810 у полностью деревянного самолета, с лонжеронами из дельты
Ла-5Фн с металлическим лонжероном - 2706
Ла-7 - тоже металлический лонжерон - 2605
Ла-9 - полностью алюминиевый самолет - 2600
Ла-11 - последний поршневой Лавочкин - 2770

Еще бы разобраться сколько по весу отводилось на оружие - и картинка дерево против люминия проясниться....  
А если не передергивать, приводя в пример, переделанный на коленке из ЛаГГ-3, с сохранением под обводами, соответствующими звезде М-82, обводов под рядный М-105, и сравнивать его со спокойно спроектированным Ла-9 и Ла-11?
Если возьметесь сравнивать предел прочности, отнесенный к плотности материала, то получите:
- для дюрали 42 кГ/мм[sup]2[/sup]/2.78 кГ/дм[sup]3[/sup] = 15;
- для 30ХГСА 110 кГ/мм[sup]2[/sup]/7.85 кГ/дм[sup]3[/sup] = 14;
- для сосны 6.5 кГ/мм[sup]2[/sup]/0.52 кГ/дм[sup]3[/sup] =12.5;
- для ели 6 кГ/мм[sup]2[/sup]/0.47 кГ/дм[sup]3[/sup] = 12.75;
- для дельта-древесины 25 кГ/мм[sup]2[/sup]/1.4 кГ/дм[sup]3[/sup] = 17.85, по минимуму.
Для устранения сомнений - вот ссылка http://mash-xxl.info/info/434065/
и цитата.
Усиленная древесина (дельта-древесина, лигнофоль, балинпт) имеет предел прочности на растяжение вдоль слоев 25 — 40 кге/мм плотность 1,2 —1,4 кге/дм . Механические свойства при растяжении поперек слоев и сжатии вдоль слоев на 30 — 40% ниже. [ch8194][c.190]
Следует также отметить, что проблемы с потерей местной, или общей устойчивости, для древесных материалов стоят гораздо менее остро, т.к. толщины и моменты инерции сечений в деревянных конструкциях всегда толще в разы. Поэтому, в общем, причиной отказа от древесины, как авиационного материала, состоит отнюдь не в меньшем весовом совершенстве, и приведенный тезис
смысл таков, что самолеты с проектным весом  до 700кг из дерева легче чем алюминиевые До полутора тонн примерно одинаковые и далее выигрывают цельнометаличесские.
легко опровергается, хотя бы, примером "елового гуся" Говарда Хьюза, имевшего при макс. взлетном весе 180 Т, 59 Т полезной нагрузки + 40 Т топлива. Желающие могут сравнить его весовую отдачу в 0.6 от весовой отдачи собственных (да и не только) поделок.
 

Вложения

  • ____________094.jpg
    ____________094.jpg
    6,7 КБ · Просмотры: 217
легко опровергается, хотя бы, примером "елового гуся" Говарда Хьюза, имевшего при макс. взлетном весе 180 Т, 59 Т полезной нагрузки + 40 Т топлива. Желающие могут сравнить его весовую отдачу в 0.6 от весовой отдачи собственных (да и не только) поделок.
Вероятно, оно бы так и было, если бы "Еловый Гусь" при этих параметрах и с имеющимися моторами брал высоту, приличествующую самолету. А так, его возможно уместнее сравнивать с аппаратами, типа таких:
1382684277_11.jpg
 
НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЕЛЬ!
Даже не знаю что и сказать... Я лично не специалист в данном вопросе, но вот некто Успасский  П.П. В книге "Древесина и ее обработка"  на полном серьезе утверждает что ель - авиационная древесина !
 

Вложения

  • el_.jpg
    el_.jpg
    46,3 КБ · Просмотры: 300
А если не передергивать, приводя в пример, переделанный на коленке из ЛаГГ-3, с сохранением под обводами, соответствующими звезде М-82, обводов под рядный М-105, и сравнивать его со спокойно спроектированным Ла-9 и Ла-11?
я знаком с Ла-5/7/9 не понаслышке - и сообщаю вам что "накладные борта" на Ла-5 весили 10 кг в "сумме". И этот вес был еще уменьшен на Ла-7, где ввели вместо сосновых реек - алюминиевый профиль подпиравший фанерную обшивку для перехода со "звезды" на "рядный" фюзеляж. Так что полагаю, что "спешность" перепроектирования ЛаГГ-3/М-105 в Ла-7/M-82 повлияла не слишком сильно. И мы видим, что "эрзац" Ла-5/7 не слишком уступал "основательным" Ла-9/11 в весовой культуре.

Отдельно отмечу сразу, что ресурс, "перегрузка" и т.п. и т.д. у Ла-9/11 были существенно лучше чем у Ла-5/7.
 
А так, его возможно уместнее сравнивать с аппаратами, типа таких:
Спасибо большое ,восхитительная фотография ! Восхитительный аппарат на фоне не менее восхитительного здания . Кстати, фундамент этого здания был отлит на берегу  и был отбуксирован и затоплен в море в 30-х годах. Преклоняюсь перед умом и изобретательностью  наших  предков .   
 
я знаком с Ла-5/7/9 не понаслышке - и сообщаю вам
Я в курсе вашей деятельности, но не соизволите ли, отойдя от конкретного типа (который, уверен, Вам знаком ближе моего), опровергнуть приведенные мною, аргументы, касающиеся общих вопросов прочности конструкций из разных материалов?
Или, хотя бы, доказать свою точку зрения, принимая во внимание упомянутый мною, Геркулес/Еловый Гусь?
Только, не настолько голословно и некорректно, как один из наших ув. коллег:
Вероятно, оно бы так и было, если бы "Еловый Гусь" при этих параметрах и с имеющимися моторами брал высоту, приличествующую самолету. А так, его возможно уместнее сравнивать с аппаратами, типа таких:
Некорректность состоит в том, что проект был закрыт не из-за того, что не выдал нужных характеристик (100% выдал бы), а из-за того, что война закончилась и потребность в таком типе отпала; в затягивании сроков постройки и дороговизне, и т.п.
Сам этот подлет был выполнен лишь по особому настоянию Хьюза, причем, даже не предусматривался отрыв от воды - но летучая птичка пожелала сама, чтобы остаться в истории побывавшей в небе.
 
Владимир Павлович, что касаемо "гуся елового", то уместно вспомнить любимую Вами присказку про бабушку и дедушку. 😉 Увы, его ЛТХ не зафиксированы.
Наверное самым тяжёлым деревянным самолётом можно считать DH 91 "Альбатрос" массой под 14 т, увы, его весовая отдача невыдающаяся.
Приведённые же вами данные по удельной прочности материалов, казалось бы доказывают, что самую лёгкую конструкцию должны были иметь дельтадревесные (композитные) ЛаГГи, однако в жизи таковыми были цельнометаллические японские истребители, с площадью крыла, большей на 25%. 😱
"Лавочкины" 7 и 11- благодатный пример для сравнения, тем более, что созданы одним коллективом. При практически равных размерах , площадях, и массах пустого, Ла-11 оснащён 3-мя пушками 23 мм, вместо 2-х - 20 мм, РПК, автоответчиком, ПОС крыла и стабилизатора с бензоподогревателями. (Ну и лонжероны у Ла-7 были уже металлическими)   
 
Приведённые же вами данные по удельной прочности материалов, казалось бы доказывают, что самую лёгкую конструкцию должны были иметь дельтадревесные (композитные) ЛаГГи
Справедливости ради, стоит упомянуть, насколько мне известно, в реальности дельта древесину делать так и не смогли толком. Фанера и шпон, вот и все композиты...

в жизи таковыми были цельнометаллические японские истребители, с площадью крыла, большей на 25%.
И тут есть менее "голословное и некорректное" сравнение, в виде цельнодеревянного варианта Ki-84, который был на 300 кг тяжелее себя цельнометаллического.
 
Справедливости ради, стоит упомянуть, насколько мне известно, в реальности дельта древесину делать так и не смогли толком. Фанера и шпон, вот и все композиты..


А что значит толковая дельта древесина?
 
А что значит толковая дельта древесина?
Дельта-древесина, или ДСП-10, или лигнофоль, или балинит — конструкционный композитный материал, древеснослоистый пластик на основе формальдегидной смолы, армированной древесными волокнами. Получался пластификацией древесного шпона (обычно берёзового) путём пропитки его фенол- или крезолоформальдегидной смолой с последующим горячим прессованием под высоким давлением.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дельта-древесина
 
А что значит толковая дельта древесина?
Дельта-древесина, или ДСП-10, или лигнофоль, или балинит — конструкционный композитный материал, древеснослоистый пластик на основе формальдегидной смолы, армированной древесными волокнами. Получался пластификацией древесного шпона (обычно берёзового) путём пропитки его фенол- или крезолоформальдегидной смолой с последующим горячим прессованием под высоким давлением.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дельта-древесина

Фанера и шпон, вот и все композиты...


И что не так? В чем подвох?
 
И что не так? В чем подвох?
Технология изготовления. Высокое давление, температура. В итоге, гораздо более высокая прочность и меньший расход материала, чем склейка шпона обычным прессованием и невысоким нагревом, в случае фанеры или послойной фиксации слоев шпона, в случае выклейки вручную на болване.
 
То, что выклеивалось на болване вручную, дельта древесиной никогда не называлось.
 
То, что выклеивалось на болване вручную, дельта древесиной никогда не называлось. 
Совершенно в пимпочку.

Кажется не окажусь вопиюще некорректным и абсолютно голословным, если скажу, что по моей памяти, из дельта древесины на ЛаГГах были только полки лонжеронов.
 
Назад
Вверх