Ой какой интересный вопрос поднят! А как сравнить? Вот на Лавки посмотрим:
Ла-5 и Ла-5Ф - вес пустого колебался от 2800 до 2810 у полностью деревянного самолета, с лонжеронами из дельты
Ла-5Фн с металлическим лонжероном - 2706
Ла-7 - тоже металлический лонжерон - 2605
Ла-9 - полностью алюминиевый самолет - 2600
Ла-11 - последний поршневой Лавочкин - 2770
Еще бы разобраться сколько по весу отводилось на оружие - и картинка дерево против люминия проясниться....
А если не передергивать, приводя в пример, переделанный на коленке из ЛаГГ-3, с сохранением под обводами, соответствующими звезде М-82, обводов под рядный М-105, и сравнивать его со спокойно спроектированным Ла-9 и Ла-11?
Если возьметесь сравнивать предел прочности, отнесенный к плотности материала, то получите:
- для дюрали 42 кГ/мм[sup]2[/sup]/2.78 кГ/дм[sup]3[/sup] = 15;
- для 30ХГСА 110 кГ/мм[sup]2[/sup]/7.85 кГ/дм[sup]3[/sup] = 14;
- для сосны 6.5 кГ/мм[sup]2[/sup]/0.52 кГ/дм[sup]3[/sup] =12.5;
- для ели 6 кГ/мм[sup]2[/sup]/0.47 кГ/дм[sup]3[/sup] = 12.75;
- для дельта-древесины 25 кГ/мм[sup]2[/sup]/1.4 кГ/дм[sup]3[/sup] = 17.85, по минимуму.
Для устранения сомнений - вот ссылка http://mash-xxl.info/info/434065/
и цитата.
Усиленная древесина (дельта-древесина, лигнофоль, балинпт) имеет предел прочности на растяжение вдоль слоев 25 — 40 кге/мм плотность 1,2 —1,4 кге/дм . Механические свойства при растяжении поперек слоев и сжатии вдоль слоев на 30 — 40% ниже. [ch8194][c.190]
Следует также отметить, что проблемы с потерей местной, или общей устойчивости, для древесных материалов стоят гораздо менее остро, т.к. толщины и моменты инерции сечений в деревянных конструкциях всегда толще в разы. Поэтому, в общем, причиной отказа от древесины, как авиационного материала, состоит отнюдь не в меньшем весовом совершенстве, и приведенный тезис
смысл таков, что самолеты с проектным весом до 700кг из дерева легче чем алюминиевые До полутора тонн примерно одинаковые и далее выигрывают цельнометаличесские.
легко опровергается, хотя бы, примером "елового гуся" Говарда Хьюза, имевшего при макс. взлетном весе 180 Т, 59 Т полезной нагрузки + 40 Т топлива. Желающие могут сравнить его весовую отдачу в 0.6 от весовой отдачи собственных (да и не только) поделок.