Экранопланы.

Как сказал сам "доктор" на закате своей карьеры: "Для того, чтобы не иметь проблем при полёте на экране, экранолёт не должен уходить с этого режима полёта вообще". (С) И скомпоновал "ВОЛГУ-2", которая бегать на экране могла, а вот уходить с него - нет
Угу, вот только Природе про это сообщить забыли. Порыв "вмордувинда" и вот вам увеличение угла тангажа, отрыв от экрана, потеря скорости и здрасьте, полный рот "экрана". При этом Волга2 не имел органов управления по тангажу, те в подобной ситуации пилот попросту бессилен. А пподобным взбрыкам данная схема весьма подвержена, схожие проблемы испытывают водномоторники гоняющие на глиссерах катамаранной схемы, у них нередки такие взлеты. А у Липпиша таких проблем много меньше.
Имху
 
Порыв "вмордувинда" и вот вам увеличение угла тангажа, отрыв от экрана, потеря скорости и здрасьте, полный рот "экрана".
Это при 240 тоннах?
На видео, говорит о не чувствительности к таким вещам. Мне кажется, что ему верить можно, он сам пилотировал 😀
 
Это при 240 тоннах?
На видео, говорит о не чувствительности к таким вещам. Мне кажется, что ему верить можно, он сам пилотировал 😀
Видимо поэтому расколотили 2 Орленка, КМ, Волгу и относительно недавно в Карелии какой-то экранолет. У всех них примерно одна схема и обстоятельства аварий. А липпиши вполне себе летают.причем и на экране и за его пределами.
Имху
 
В той размерности экранополз должен эксплуатироваться там, где мелкий каботаж и регулярный судоходные трассы отсутствуют. На скорости порядка 500 км/час при продолжительности беспосадочного полёта 3 - 6 часов расстояние по маршруту составит от 1000 до 2500 км. А в мире достаточно таких мест и островов, где подобный транспорт был бы востребован. Как в пассажирском, так и в грузовом варианте. Тот же остров Святое Елены, к примеру. Или те же Мальдивы. В разы быстрее обычных судов и дешевле авиационного транспорта.

Не вижу ни одной причины по которой экраноплан и его эксплуатация может быть дешевле обычного серийного самолета схожей пассажировместимости. Напротив специфические требования сделают его конструкцию дороже чем самолет сухопутный. На Мальдивах кстати есть аэропорт для таких.
И вот еще недостаток с которым я полностью согласен (из Википедии).
"
Меньшие энергетические затраты при полёте «на экране» нивелируются тем, что экраноплан летит на малой высоте, где плотность атмосферы максимальна. В результате по совокупности показателей экранопланы не только не имеют никаких преимуществ перед существующими транспортными средствами, но и проигрывают абсолютно по всем параметрам обычным самолётам и кораблям: корабли значительно превосходят их по водоизмещению, самолёты по скорости и гибкости использования.
"
А по поводу военного использования больших экранопланов...
Малая заметность никак не относится к обнаружению таких аппаратов "летающими радарами" (самолетами ДРЛО) и космическими радарными средствами. Это ведь не малозаметная КР с ЭПР 0.3 м^2 и низкой тепловой сигнатурой слабенького ТРД это огромный металлический аппарат летящий на фоне воды. Он отлично виден сверху.
И в то же время это и не гиперзвуковой аппарат чтобы не было времени среагировать. Нет у него шансов против например истребителей противника атакующих сверху. При реальном появлении на вооружении ответные меры будут наработаны довольно быстро.
 
Основная проблема экранопланов фирмы Алексеева была в том, что строили их аппараты не авиастроители, а судостроители. Их аппараты получались заметно тяжелее по массе, слабее по прочности и имели гораздо меньшую относительную удельную нагрузку (отношение полезной загрузки к взлётной массе) при завышенной взлётной мощности и удельных расходах топлива силовых установок.
Сам "Доктор" всё это понимал прекрасно. Но изменить картину не мог - этим командовал Д.Ф.Устинов, которого он как-то покатал на двухместном "псевдобоевом" экранолёте на Горе-морем (Горьковским морем) возле речки Троца. Устинов тогда выбил для него бюджет более, чем имела в те годы Горьковская область. При условии срочного выполнения заказа МО СССР.
Если бы он изначально строил свои большие аппараты не по самолётной схеме, а по схеме экраноползов и не у "судаков", а у "авиаторов", то он бы получил тогда совсем другие аппараты. С реальными данными, очень близкие к расчётным. Но история сослагательного наклонения не имеет. Поэтому вышло как вышло.

По поводу перспективности/бесперспективности военного применения аппаратов этого класса споры идут уже полвека, как минимум. И когда я ещё лет "..дцать" назад "предсказывал" появление целых эскадрилий "москитного" флота у приморских государств Ближнего Востока в качестве торпедно-ракетных катеров и катеров-камикадзе (нынешних дронов) все форумяне и тут и на параллельных форумах улыбались и даже смеялись. А через пять-семь лет у Ирана появилось вот это.
1699288597512.png

А сегодня и другие небольшие государства с меньшими финансовыми возможностями начинают себе строить что-то подобное.
Вам ЭТО о чём-то говорит?
Хотя в СССР (а позже и в РФ) аппараты подобного класса (тот же "Лунь" и "Спасатель") имели совсем другие задачи и совсем другие размеры....
 
но и проигрывают абсолютно по всем параметрам обычным самолётам и кораблям: корабли значительно превосходят их по водоизмещению, самолёты по скорости и гибкости использования. Есть одна тонкость преимущества применения экранолёта на сибирских реках зимой , когда самолётам требуется метеообеспечение и погода по правилам визуальных полётов (ПВП)предел по нижней границе облачности(НГО) 100м в равнинной и холмистой местности и 300м в горной с высотой рельефа до 2000м..Если брать верховья Енисея и Лены , то там местами горная местность( свыше 500м рельефа) , поэтому мин НГО будет 300м..Сколько погода вычеркнет рабочих дней из графика полётов гидросамолёта? Экранолёт же будет выполнять полёты по фактической погоде в пределах 100Х1000м видимости . Это практически без пропусков по погоде и опять же имея преимущество по экономике полёта (расходГСМ) и безопасности..
 
Беда только, что не позволяют достичь больших скоростей, а именно этого и хотелось добится Доктору от своих детищ.

1. Не хотелось а добился.
2. Липпиш хорош в штиль на водной глади ... да и то полёт блюдечком при рискованном управлении ...
3. и главное огромный лапух на тангаже в нештатной ситуации делает своё черное дело неотвратимо ...
 
1. Не хотелось а добился.
2. Липпиш хорош в штиль на водной глади ... да и то полёт блюдечком при рискованном управлении ...
3. и главное огромный лапух на тангаже в нештатной ситуации делает своё черное дело неотвратимо ...
Некоторые вещи стоит пересмотреть с возможностями электронного управления.
 
Не вижу ни одной причины по которой экраноплан и его эксплуатация может быть дешевле обычного серийного самолета схожей пассажировместимости.

И не увидите. Насильно мил не будешь ... Так и тупоголовые Бутомы в упор не видели ...
И беспилотники категорически в упор не видели пока не прилетело ...
А ещё раньше ракетчиков не видели и всех постреляли ...

Не видите не мешайте другим сделать тем кто видит как и что ... и отвечает за свои слова ...
 
1. Не хотелось а добился.
2. Липпиш хорош в штиль на водной глади ... да и то полёт блюдечком при рискованном управлении ...
3. и главное огромный лапух на тангаже в нештатной ситуации делает своё черное дело неотвратимо ...
1. Ну да, ну да.
2. Липпиш устойчивее и предсказуемее чем Тойво Каарио. А блинчиком на экране летают все экранопланы,ибо закладывпть крены вблизи подстилающей поверзности так себе идея.
3. Как показала практика "лапух" безопаснее "нелапуха"
Имху
 
В той размерности экранополз должен эксплуатироваться там, где мелкий каботаж и регулярный судоходные трассы отсутствуют.
Нету в окияне мест, где не окажется ВДРУГ рыболовный сейнер или яхта любителя-мореплавателя!
1. Не хотелось а добился.
Чего он добился!? Крейсерская скорость "Орлёнка"-350 км/ч при взлётной 290, с мотором 15000 л.с.! Офигеть достижение!
2. Липпиш хорош в штиль на водной глади ... да и то полёт блюдечком при рискованном управлении ...
Экранопланы Липпиша вполне уверенно поднимались на высоту, где вполне по-самолётному разворачивались, ЭСКА-1 тоже.
Экранолёт же будет выполнять полёты по фактической погоде в пределах 100Х1000м видимости . Это практически без пропусков по погоде и опять же имея преимущество по экономике полёта (расходГСМ) и безопасности..
Судоходство для этого запретить, лодки у населения изъять? Как он будет летать зимой, когда лёд с торосами и снеговыми намётами? Насчёт безопасности-это тоже фантазии. Странно, что о безопасности полётов на ПМВ пишет опытный лётчик. 😉
Экранопланы-это религия, спортивно-развлекательные снаряды, но не транспорт!
Для сравнения траспортных возможностей-американская амфибия 50-х гг, Р3Y. Грузоподъёмность-как у "Орлёнка", взлётный вес-почти вдвое меньше, дальность - в разы больше, макс. скорость 648 км/ч.

В октябре взлетел R3Y-2, а лодке присвоили собственное имя "Трэйдуинд" ("Пассат"). "Двойка" отличалась новой носовой частью. Это значительно облегчало загрузку и выгрузку различного оборудования. Лодка просто подруливала к берегу, носовая часть откидывалась вверх и по выдвижному трапу военная техника сразу могла вступать в бой.
В гермокабину R3Y-2 длиной 26,8 м и шириной 2,7 м входили четыре 155-мм гаубицы, шесть джипов или три тягача по 2,5 т. Нормальный взлетный вес R3Y-2 -74844 кг, а перегрузочный - 79380 кг. Экипаж - 7 человек, а полезная нагрузка - около 22 т. .
r3y-5.jpg

r3y-9.jpg
 
Последнее редактирование:
Нету в окияне мест, где не окажется ВДРУГ рыболовный сейнер или яхта любителя-мореплавателя!
Высота полёта на экране зависит от длины хорды его крыла (по Иродову) или от размаха его крыло (по Липпишу). Второе мне кажется более реальным.
При размахе крыла в 60 м "подскок" на высоту порядка 30-40 м не будет являться уходом с экрана. Улавливаете о чём я?
Кроме того, радиолокаторы пока ещё никто не отменял. Которые по курсу следования на километры вперёд видят. То есть систему предупреждения возможных столкновений на их основе можно сделать как два пальца обсосать.
Вы видели сейнер или яхту с высотой мачты более 50 - 60 м? 🤣
Чего он добился!? Крейсерская скорость "Орлёнка"-350 км/ч при взлётной 290, с мотором 15000 л.с.! Офигеть достижение!
Насчёт взлётной скорости в 290 км/час ничего не могу сказать, не в курсе. А вот насчёт крейсерской могу уточнить, что она порядка 440 - 450 км/час. Сам лично на АН-26 в 83-м году возле озера Тюлений на скорости 420 км/час не мог его догнать, он медленно, но верно вырвался вперёд и ушёл. Я мы почти полчаса в кабине всем экипажем гадали, ЧТО же ЭТО было...
Ну и номинальную мощность маршевого движка НК на "Орлёнке" тоже желательно бы было уточнить...
Экранопланы-это религия, спортивно-развлекательные снаряды, но не транспорт!
При увеличении габаритов и массы они плавно переходят в разряд транспортных средств.
 
А вот насчёт крейсерской могу уточнить, что она порядка 440 - 450 км/час. Сам лично на АН-26 в 83-м году возле озера Тюлений на скорости 420 км/час не мог его догнать, он медленно...
Открытые источники утверждают, что крейсерская скорость Орлёнка составляла 350 км/ч и 400 максимальная.
 
🙂

Видимо поэтому расколотили 2 Орленка, КМ, Волгу и относительно недавно в Карелии какой-то экранолет. У всех них примерно одна схема и обстоятельства аварий. А липпиши вполне себе летают.причем и на экране и за его пределами.
Имху

С "липпишами" тоже не всё так однозначно. Было и у них крашей.
Вот один пример:
image.jpg


А вот второй, здесь он целенький, но ...
a41265169a63eb3c1de315a94584cdf8.jpg

...попадалось его фото после падения, так он там вообще в хлам - в основном одини ошмётки по воде плавали
 
🙂



С "липпишами" тоже не всё так однозначно. Было и у них крашей.
Вот один пример:
Посмотреть вложение 541647

А вот второй, здесь он целенький, но ...
Посмотреть вложение 541649
...попадалось его фото после падения, так он там вообще в хлам - в основном одини ошмётки по воде плавали
Бесспорно, абсолютно надежных/безопасных/етц не бывает. Речь шла про БОЛЬШУЮ устойчивость/безопасность схемы Липпиша в сравнении с..
Имху
 
🙂

Помимо ..., крупицы интересных сведений.

Улыбнуло про "физику конденсированного состояния"😳 (в концовке).
Ну а что!? - видимо пора уже экранопланостроителям конденсат Бозе-Энштейна изучать 😛!
 
Назад
Вверх