Пингвин на прогулке - первое руление на Ил-14
Одним из этапов в жизни каждого самолёта пробуждающегося от долгой спячки — является руление. Во время движения по перрону оценивается работа тормозов, гидросистемы и ряд других моментов. Для нас руление на Ил-14 это еще и обучение, потому что самолёт имеет свою специфику, с которой мы ещё незнакомы.
Поворотом переднего колеса управлять нельзя - оно самоориентируемое и при движении устанавливается в нужное положение. Управление при движении по земле осуществляется тормозами и моторами: например, для поворота налево надо зажать левую тормозную педаль или увеличить обороты правого мотора. Для тех кто не знаком с устройством самолётов, упомяну, что педали приводящие в действие тормоза находятся конструктивно внутри педалей управляющих рулем поворота (т.е. получаются педали внутри педалей).
Первое руление
Перетяжка закрылков и элеронов
Рули, элероны и закрылки у Ил-14 обтягиваются специальной тканью (встречаются доработанные Ил-14, у которых вместо ткани - металл). При длительной стоянке под воздействием солнца пропитка ткани начинает деструктировать. Помимо погодных воздействий ухудшению состояния ткани способствуют птицы, которые норовят проклевать в ней дырки и устроить внутри гнезда.
[media]http://www.youtube.com/watch?v=c9B1zZW_Zio[/media]
Изначально у нас были вопросы и сомнения по перетяжке, но сейчас они прояснены - к нашей команде присоединился Александр Сосенков, который осмотрел рулевые поверхности и вынес своё экспертное мнение, что требуется перетяжка. Александр поможет нам отремонтировать мягкие поверхности Ил-14. Зная, насколько крутой это специалист, мы весьма обрадовались.
Не откладывая дело в долгий ящик на первомайские праздники мы демонтировали закрылки и элероны с самолёта и отвезли в мастерскую
CETUS AERO, где и работает Александр. Помимо прочего, эта компания является производителем самолётов марки RV в России. О полёте на RV-7 на пилотаж можно
прочитать у Алексея
lekseys.
Мотовилов Александр Васильевич снимает элероны
Стоимость перетяжки закрылков и элеронов составит 130 000 руб. Это фактически цена материалов. Первые 10 тыс. руб нам подарил
Алексей Колушев (ссылка на Facebook) из Самары.
Осмотр внутренней части закрылков и элеронов, открывшейся после снятия старой ткани показал, что они в отличном состоянии. Пока они будут в ремонте, нам нужно обслужить всю проводку управления (проверить состояние, смазать подшипники в роликах, отрегулировать натяжение тросов).
Проверка и обслуживание тормозов
Зимой у нас наблюдались потеки АМГ из тормозов. Мы заказали прессформу и сделали 50 новых манжет. Тем самым обеспечив и себя и всех остальные Ил-14 на некоторое время ремфондом.
В один из предыдущих выездов в Мячково левую стойку подняли штатным домкратом (его зовут "медвежонком"), скинули тормозной щит, разобрали и осмотрели цилиндр. Прочистили дренажные трубки, собрали обратно и на вывешенной стойке проверили тормоза.
Володя
myth_043 и Алексей
lekseys собирают тормозной щит
[media]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=HCNeQofO9Dk[/media]
Руление
И вот в преддверии Дня Победы, 8 мая 2012г мы впервые почувствовали Ил-14Т "Пингвин" в движении. Утром, скинувшись по 2000 руб, мы купили 400л Аи-95. Также был куплен шашлык и соки. Погода благоприятствовала планирующемуся мероприятию. Самолёт был заправлен топливом и азотом, проверено кол-во масла, герметичность топливной системы под давлением, прокручены воздушные винты, все заняли свои места.
На Ил-14 руление без помощи с "землей" - затруднительно, поэтому с перрона посредством специальных жестов давали подсказки, а также давали понять что можно начинать осуществлять движение. Алексей изучил сигналы, надел жилетку, но в итоге руководил Петр Станиславович, который без суеты и спешки координировал нас.
[media]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Eb9srTfLUFA[/media]
Мы с Денисом
n2367l сидели на креслах пилотов, Николай Васильевич занял место бортинженера (между пилотскими креслами устанавливается в специальные пазы сидение), Володя на месте радиста следил за электрикой, Сева и Андрей снимали видео в кабине.
Руки Николая Васильевича заскользили по тумблерам, сначала запустился левый мотор, вслед за ним был запущен правый. Двигатели пели.... Сейчас тепло и они быстро прогрелись, выполнили опробование. Мы готовы к рулению. Получив добро с земли снимаем самолёт со стояночного тормоза. Отпускаю тормоза и на оборотах 1100 об/мин Ил-14 плавно трогается с места.
Ощущение от управления, пусть даже на рулении, таким аппаратом - настолько сильны, что даже через 10 часов, когда я пишу эти строки, я нахожусь под огромным впечатлением.
Видео запуска, прогрева и руления: проигрывание начнется непосредственно с руления (общая продолжительность 21 минута).
[media]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=wLqUdrdgKzU#![/media]
[media]http://www.youtube.com/watch?v=TM1eWObxDFQ&feature=player_embedded#![/media]
Я чувствовал, что у меня в руках находится огромный лайнер. Привыкнув в маленькой Цессе, весом чуть больше 700 кг, совсем не ожидаешь такой проворности от самолёта весом около 15 тонн! С мощностью двигателей почти 4000 л.с.
Перрон в Мячково очень большой (в советские годы здесь был аэродром полярной авиации и на нём рядами стояли собратья нашего Пингвина) - места для руления предостаточно и мы описываем большую восьмерку.
Руление сводится к тому, что у тебя в распоряжении есть три варианта воздействия:
- руль направления
- раздельные тормоза
- разнотяг двигателей
При этом носовая стойка у самолёта самоориентирующася.
Комбинируя все три варианта воздействия самолёт может развернуться практически на одном месте. При размахе крыла почти 32м, и колее в 10м, радиус разворота составляет - 15м.
Катится самолёт по асфальту очень легко, быстро разгоняется. Гидравлические тормоза - мягкие, но в тоже время очень эффективные. Для плавного разворота самолёта достаточно только руля направления, если нужно более энергично развернуться - немного поддавливаешь тормоз. При крутом развороте на маленькой скорости и в ограниченном пространстве - сильнее задавливая тормоз, помогаешь разнотягом двигателей.
Находящиеся в кабине ребята отмечают, что руление на Ил-14 напоминает езду на автомашине - такое же плавное трогание и движение.
Скажу сразу - как только самолёт покатился, я моментально "забыл" о приборах контроля двигателей. Полностью растворившись в желании почувствовать динамику самолёта я каждой клеточкой пытался впитать - сколько надо дать ноги, сколько притормозить и как самолёт себя поведёт, насколько он повернёт. Я знал, что Николай Васильевич, сидящий рядом - не даст "убежать" температурам.
Помню, как у меня на
первой гонке разбегались глаза, контролируя параметры одного двигателя. Как потом было сложно контролировать параметры сразу двух работающих моторов. Теперь же ситуация повторялась снова, а добавилась всего одна вводна - руление по земле. Да, непросто будет в первых полётах! Только столкнувшись с такой ситуацией, я отчётливо понял - насколько сложна и ответственна работа лётчика-испытателя, первый раз поднимающего новую машину в небо. Ведь её не просто нужно поднять, быстро почувствовать, уметь контролировать и запоминать множество параметров, но и быть готовым к разным нештатным ситуациям.
О впечатлениях Дениса
n2367l от руления (он занимал место второго пилота) можно прочитать в
его посте. Приведу цитату из него:
...Кабина плавно покачивается, режима в 1000 оборотов более чем хватает, самолет начинает ускоряться. Я поначалу думал, что будет легче опять разделить задачи между мной и Андреем, как мы делали это когда запускали впервые правый мотор на Пингвине. Тогда, чтобы по-первости хватило рук и глаз на все, мы разделились таким образом, что на мне лежал старт мотора, а на Андрюхе - все действия по установлению и контролю режима, и это действительно было актуально и сработало. Теперь же я ухватил РУДы и думал, что Андрей полностью сосредоточится на рулении, а я буду управлять двигателями и при поворотах обеспечивать должный разнотяг. Васильич против такого расклада не возражал, однако мы довольно быстро сообразили, что начинаем друг-другу противоречить: я даю несколько больший режим, Андрей пытается задавить чрезмерное ускорение тормозами, самолет замедляется, я еще добавляю, Андрей опять тормозит и т.д. Таким образом, после первых метров поняли, что для нормального руления все управление должно быть сосредоточено у кого-то одного - Андрей взял РУДы, и движение сразу стало гораздо гармоничнее.
Полная версия с фото>>>