Инструкторская жизнь, (методика летного обучения).

Кто ударил самолёт?
Летим с курсантом в зоне, пилотируем. Вдруг мощный толчок сбоку, как толкнул кто то!? Шарик на АГД уходит в сторону. И стала медленно падать скорость. Я развернулся на аэродром, эшелон занимать не спешу, снижаюсь. Начал докладывать, а что тут скажешь? Все непонятно. Одно ясно, если мы с такой тягой шасси выпустим, тут и рухнем. Как садится неясно. Пилим, думаем, прыгать не хочется. Очень помог РП, был комэска или замкомполка. Он по голосу понял что ситуация серьезная и дал посадку сходу. Как мы снижались так и на посадочный довернули. Дальний прошли, метров 800, идём колом в землю, отношу точку начала выравнивания чтобы сесть поближе к торцу. Не помню как уже садился, наверное выравнивать начал пораньше. На выравнивании, елы палы, садимся до полосы, нету тяги! Но это все равно, имею право! Задираю угол, добираю, тяну, мелькнул торец, все приехали. Срулили, обычный самолёт, все в порядке, что за черт! Ларчик открывался просто, зарулили, пошел на сопло смотреть, там три гидроцилиндра, датчик на одном из них. Ну и лопнула тяга на одном, кольцо на сопле стало раком, полуоткрылось. Так что коллеги, с управляемым вектором тяги я познакомился довольно давно. Курсант летал первые полеты, было не до него, после команды приготовиться и быть готовым к катапультированию по команде, он наверное заскучал. Вот такая странная история, нет такого отказа в инструкции, ни до ни после я о таком не слышал. Хорошо что все так кончилось, я уже отлетал года 3-4, появились навыки и уверенность.
 
(Щютка) А про уровень подготовки , так и у военных и у гражданских есть экземпляры, которые в воздухе самолёт от дельтаплана отличить не могут. Что уж говорить про расхождение в воздухе.
Как Вы представляете расхождение с дельтапланом на скорости 800-900, лично я не в курсе. На предельно малой земля летит навстречу как огромная транспортерная лента! Оговорюсь что по КБП у нас минимальная высота была 200 метров, но это по барометрическому, если рельеф учесть, можно с этими 200, мягко говоря снизиться.
В учебном центре нас возил инструктор, истребитель, раньше летал в Кубинском полку. Они ромбом прошли на полигоне над трибуной, посдували фуражки. Причем я ему верю абсолютно! Начальник орет с трибуны, мать перемать, прекратить!!! РП не расслышал, грохот стоит, мол понял повторить и ещё разок прочесали!
 
Автор пишет как умеет, это такой жанр, небольшие зарисовки.
Да не против я ваших зарисовок, только тут читают разные люди и те кто долг другим родинам отдавал, а не той которой уже давно нет. А я вам помочь хотел.

Только ж красиво поданная зарисовка вдвойне вкуснеее
 
Вот этот техник.
Меня подозвал инструктор и пальцем указывая на техника сказал:"Этот техник спас экипаж, не дай бог, это уважаемый человек"! А случилось следующее, идёт летная смена, беготня, гоним план. Тут при заправке этот техник вдруг говорит, а самолёт теплый! Тут все на дыбы, так жара, давай летим. Техник упёрся, идите лесом инженера сюда! Ну ругались на него всяко. Инженер пришел, борт в сторону, будем разбирать. Разобрали, а там в камере сгорания большая трещина, то есть жгло автогеном, а там баки рядом. Вот так! Я считаю за это надо награждать. Но конечно никто не почесался, а народ помнил и уважал. Живёт он сейчас где то и пилоты им спасённые тоже ходят по земле.
 
ПТО!
Работа техника сложная, грязная и неблагодарная. Карьеры нет, умрёшь старлеем. Но был это народ очень достойный и спасибо им за это. ПТО это техник в чистом поле недалеко от полосы, не кустика, ни деревца. Стоит он сердешный часами зимой, мороз под 30, до квадрата, где можно погреться километра полтора. Огромные валенки, ватники, куртка капюшон, шубенки, особенно караул когда ветерок поддувает . Приезжаешь, а у него глаза как у судака мороженного, бр!!! Приезжаю, колодки под колеса, прогреваем двигатель, грохот стоит, самолёт придавил колодки а я тормоза не отпускаю, ну не знал! Слышу долбит сердешный по колодкам, потом вылезает и делает жест, мол сдай назад! Я немного .... нет у меня задней скорости, но по опыту сообразил. Я уехал, техник остался мёрзнуть. Это не подвиг конечно и тем не менее.

Однажды осенью наш комэска, страшный холерик приехал на ПТО, и сразу по газам! Техник успевает закинуть одну колодку и лезет под грохочущий самолёт на другую сторону. Под окнами дополнительного забора воздуха, обороты выходят к максимальному и у техника в это окно затягивает и отрывает капюшон. Хлопок как взрыв, все приехали. Вот как так надо судьбе все совместить?
Это не очень приятно. Впереди воздухозаборник, сзади сопло, все ревет, пролезать под самолёт низковато, если бак висит ещё хуже. Зимой просто караул! На снимке это не бак а контейнер с разведоборудованием. Непонятная модификация, два пилона и под баки, у нас такого не было.

m22.jpg
 
Последнее редактирование:
Как Вы представляете расхождение с дельтапланом на скорости 800-900, лично я не в курсе. На предельно малой земля летит навстречу как огромная транспортерная лента! Оговорюсь что по КБП у нас минимальная высота была 200 метров, но это по барометрическому, если рельеф учесть, можно с этими 200, мягко говоря снизиться.
В учебном центре нас возил инструктор, истребитель, раньше летал в Кубинском полку. Они ромбом прошли на полигоне над трибуной, посдували фуражки. Причем я ему верю абсолютно! Начальник орет с трибуны, мать перемать, прекратить!!! РП не расслышал, грохот стоит, мол понял повторить и ещё разок прочесали!
Туда , где летают большие дяди, дельтапланы не лезут. Мы экстрималы, но не самоубийцы. А на скорости 200 дельтик обходится легко.
 
Аварийные покидания.
Одно время произошло сразу несколько отказов двигателя. Хронология такая, на высоте 300 метров выключается форсаж, двигатель останавливается, через 7-8 секунд экипаж покидает самолёт, ещё 7-8 секунд и самолёт взрывается на земле. Меня бог миловал, но был один случай. На взлете вместо уборки закрылков курсант выпустил шасси, загрохотало очень громко и самолёт начал зарываться. Я естественно принял позу катапультирования, но попутно посмотрел на обороты. Все нормально, потом по кабине и уже сообразил. А так выпрыгнул бы без сомнений. Мгновение!
 
Подобная бесстыдная ситуация была после войны. Боевых летчиков тоже не брали в ГА. Очень подробно об этом пишет Герой Советского союза Константин Михайленко. Он с трудом пробился в Полярную авиацию, воевал на ПО-2. А начинал в лыжбате! А остальных посылали лесом и ордена их не смущали!!
Всё не так просто. У Михайленко был огромный налёт на По-2, опыт посадок с подбором, полётов ночью и в СМУ. А большинство орденоносцев зарабатывали свои ордена в ПМУ, днём. И от них требовалось - или грудь в крестах, или голова в кустах... Пример из собственной практики: когда инструкторил на Ан-2 в СПбГУГА, был у меня товарищ (и сейчас есть, дай ему Бог здоровья!)), бывший зам.ком.полка Су-24. Так он, в начале своей гражданской инструкторской карьеры, на моих глазах умудрился на Ан-2 отмочить неуправляемый разворот НА ВЗЛЁТЕ. Когда я его спросил:"Константиныч, как же ты так исхитрился?? Расскажи, что делал!", он только руками развёл - дескать, бес попутал... И посадка с боковиком для него была - мука мученическая. Ничего, привык потом, наблатыкался. Но свои нюансы - в каждой области имеются... Такие дела.
 
Под окнами дополнительного забора воздуха
Эти окна , они только на земле работают или в полете тоже?
На первых миг29 были верхние решётки и жалюзи основного воздхозаборника, кажется для руления, чтобы мусор не затягивало.
А эти окна для чего?
 
Тут вопрос сложный!
Стою в магазине, вдруг сзади мужик в годах здоровается. Блин, а это мои первые курсанты, говорит по голосу узнал. Подполковник, на СУ-25, комэска, явно повоевавший, явно орденоносец. Летает в ГА, семья на Кубани просто пилотом Рассказал как пробивался, у меня волосы дыбом встали. За свои деньги, все продал, даже у матери гробовые забрал! Но у него хоть получилось. Ещё и в эскадрилье трения. Неужели такой заслуженный человек не заслужил даже минимального уважения?
Насчёт ошибок, ещё раз повторю, процесс переучивания зачастую идёт формально. А может это Вы его вывозили и не рассказали что из за большой парусности и малой скорости надо следить за самолетом. У него и произошел отрицательный перенос навыков, СУ-24, около 40 тонн по моему, там никуда не сносит.
 
На МИГ-21 и многих других типах ставят эти крышки, она просто на шарнире и все. На земле нет обдува и воздуха на повышенных оборотах недостаточно. Крышки приоткрываются внутрь и добавляют воздуха, вакуум. Защиты от камешков и мусора у нас не было. Ходили цепью по полосе и собирали руками это все. Инструктор говорил что если снизу лужа, на повышенных оборотах может струйку потянуть, сам не видел. На современных да, решетки с дырками опускаются, как дуршлаг.

А какие особенности на АН-2 при боковом ветре? У нас угол сноса был до 10 градусов, если ветер без порывов, пилишь с этим углом в точку начала выравнивания. При касании очень плавно нос встаёт по полосе. Ну на разбеге/пробеге может чуть сносить. Это мелочи.
На фото овальная дырка под фонарем у основания крыла.


mig21bis.jpg


images (73).jpeg
 
Последнее редактирование:
ПТО!
Работа техника сложная, грязная и неблагодарная. Карьеры нет, умрёшь старлеем. Но был это народ очень достойный и спасибо им за это. ПТО это техник в чистом поле недалеко от полосы, не кустика, ни деревца. Стоит он сердешный часами зимой, мороз под 30, до квадрата, где можно погреться километра полтора. Огромные валенки, ватники, куртка капюшон, шубенки, особенно караул когда ветерок поддувает . Приезжаешь, а у него глаза как у судака мороженного, бр!!! Приезжаю, колодки под колеса, прогреваем двигатель, грохот стоит, самолёт придавил колодки а я тормоза не отпускаю, ну не знал! Слышу долбит сердешный по колодкам, потом вылезает и делает жест, мол сдай назад! Я немного .... нет у меня задней скорости, но по опыту сообразил. Я уехал, техник остался мёрзнуть. Это не подвиг конечно и тем не менее.

Однажды осенью наш комэска, страшный холерик приехал на ПТО, и сразу по газам! Техник успевает закинуть одну колодку и лезет под грохочущий самолёт на другую сторону. Под окнами дополнительного забора воздуха, обороты выходят к максимальному и у техника в это окно затягивает и отрывает капюшон. Хлопок как взрыв, все приехали. Вот как так надо судьбе все совместить?
Это не очень приятно. Впереди воздухозаборник, сзади сопло, все ревет, пролезать под самолёт низковато, если бак висит ещё хуже. Зимой просто караул! На снимке это не бак а контейнер с разведоборудованием. Непонятная модификация, два пилона и под баки, у нас такого не было.

Посмотреть вложение 515055
ПФМ или СМТ ?
 
СУ-24 самолёт интересный.
Вначале на нем летали пилоты не ниже второго класса, потом решили это отменить. Наломали дров. Кресло там К-36, очень хорошее. Но стабилизатор перекомпенсированный и опускается вниз на стоянке. Чтобы этого не было есть веревка с двумя круглыми штуками, называется яйца. Однажды эти яйца не поставили, а у штурмана стоит маленькая ручка. Рычаг катапультирования за нее зацепился, штурман зевнул. Запустили, пошло давление, ручка идёт в нейтральное положение, тянет держки. Бах, не знаю как у них, у нас кто бы не дёрнул, улетали оба. Улетел или один или оба, нормально приземлились. После этого сняли ограничения по катапульте, стало высота ноль, скорость ноль. Северин был доволен!
 
Полк летал на ПФМ и Р, на курсах летали на С по моему, не помню. Разница по моему в прицелах. Соседний полк на ПФ.
В нашей традиции всегда было есть и будет, фронтовики, орденоносцы, это уважаемые люди. И относиться к ним нужно соответственно. Любого пилота можно быстро переучить на другой тип, и СМУ ему дать и УМП. А посылать подальше, кто этим уродам дал право? Ведь это готовые специалисты, пусть и немного другой квалификации, а кто в замен, курсант?
Расскажу историю, есть у нас клуб, бывший авиаторов. Когда то давно сидел там на вахте дед, хромой, с палкой, маленький, страшно вредный. Как то раз подошёл, нифига себе, у него на планке орден Ленина и Боевое Красное Знамя. Истребитель, хлебнул на фронте и тоже эта тема про хреновых фронтовиков. Причем говорит сидит субъект, всю войну на ПО-2 в тылу пролетал и жизни учит. Но говорит ничего, я подрос, полетел с ним контрольную проверку. И нафигачил ему двоек где только можно! Вот так. Земля пухом!
 
СУ-24 самолёт интересный.
Вначале на нем летали пилоты не ниже второго класса, потом решили это отменить. Наломали дров. Кресло там К-36, очень хорошее. Но стабилизатор перекомпенсированный и опускается вниз на стоянке. Чтобы этого не было есть веревка с двумя круглыми штуками, называется яйца. Однажды эти яйца не поставили, а у штурмана стоит маленькая ручка. Рычаг катапультирования за нее зацепился, штурман зевнул. Запустили, пошло давление, ручка идёт в нейтральное положение, тянет держки. Бах, не знаю как у них, у нас кто бы не дёрнул, улетали оба. Улетел или один или оба, нормально приземлились. После этого сняли ограничения по катапульте, стало высота ноль, скорость ноль. Северин был доволен!
Один улетел, штурман. Вроде часами наградили за испытание катапультирования с нулевой высоты. Потом перегородку небольшую поставили между штурманом и лётчиком - чтобы не обжигала струя.
 
Кстати был странный опыт, набрали граждан в партизаны и зачем то стали их вывозить на боевых самолётах. Я в этом не участвовал. Ну и накуролесили они там, инструктора были в ужасе. Непонятно зачем это было сделано, но осадок остался.
Если бы это делали регулярно, то толк бы был. Повесть Р.Баха "Чужой на земле" почитайте...как их "партизаны" летали!
Хотя, я подумал, что ваши "партизаны" были из числа выпускников УАЦ. Я вот не слыхал, чтоб им такое КПК устраивали. СССР был богатой страной, ресурсы разбазаривали бездумно...
 
Вы знаете, это был единичный и неудачный опыт, на моей памяти Зачем переучивать ГА? Они в любую войну войдут в ВТА на своих бортах. Кроме того задача для краткосрочных курсов была невыполнимая, ну и возраст. Даже ребята после армии отличались по качеству обучения. Что уж про взрослых мужиков говорить. Их по другому нужно учить. Маневренный самолёт добавляет задач о которых они просто не слыхали. Призывали наших инструкторов, уволенных, это было нормально. Я бы сказал, это не плохие военные плохо переучиваются в ГА, это методика переучивания слабая, зачастую получается отрицательный перенос навыков. Обратного процесса нет, ещё неизвестно как гражданский пилот освоит пилотаж, боевое применение, полеты строем и др.
 
Методика летного обучения.
Уважаемые коллеги, хочется поговорить об особенностях обучения. Явно тут у самодельщиков и у пилотов ГА и других ведомств есть недостатки.
Может быть кто то воспользуется.
Итак, есть два основных вопроса при обучении и переучивания. Формирование навыков и перенос навыков. Навыки формируют если летчик неопытный а задания новые. Перенос навыков, это когда летчик с определенным опытом приходит на другой тип или в другое ведомство. Опасно если перенос навыков отрицательный! Это когда недоученный пилот летает исходя из прошлого опыта вместо нового. Это может закончится катастрофой.
Вот тут проблема. Летчик не воспринимается как ученик, с него не требуют знаний и старания, все формально. При учебных полетах навыки не формируются, контроль ослаблен. Да он уже пилот, научится. Кроме того в ГА как я заметил, вопросы пилотирования отдалены от жизни. Там производственный процесс.
Есть определенные взгляды на это дело. Я был военным инструктором и буду говорить о своей работе. Про ГА не знаю, прошу коллег поделиться,.
Это всем интересно. Продолжение следует.
 
Итак первый шаг. Считалось что летчиком становится тот кто налетает 400-450 часов и получит третий класс. То есть будет готов к боевому применению ДПМУ. В училище этот налет не помещается, появилась идея давать год в учебных центрах, не знаю были они или нет. У нас курсант при выпуске имел 200-220 часов и два освоенных типа, Л-29 и МИГ-21. Я всегда работал с курсантами 4 курса. Это случайность, был я холостяком, значит в командировки без вопросов, иногда надо было переводить тех кто уровнем повыше. Летная группа 3-4 человека. Программа интересная, включала в себя простой, сложный пилотаж, малую высоту, маршруты, полигон, полет парами, полеты по приборам. Курсанты приходили весной, уходили осенью после сдачи госэкзамена. Вначале конечно наземная подготовка, потом полеты. Очень раздражала бесконечная гонка и беготня, как при поносе. Почему не работали спокойно, размеренно я так и не понял.
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх