Хронология такая, отказывает двигатель, через 8-10 секунд катапультируется летчик, через 8-10 секунд самолёт взрывается на земле.
10 секунд это много. Вот возьмём, например, самолет о котором уже говорили Птенец-2.
Летим значит после отрыва в наборе: скорость 110 км./ч,
И вот на заветной цифре 50 м у нас отказ. Птенец-2 лёгкий, инерции нет, качество так себе. Мгновенно падает скорость до 90 и стремится к скорости сваливания.
Чтож, у пилота секунда на исправление непоправимого.
Что нам пишут в РЛЭ делать до 50 м? Ручку от себя и посадка перед собой.
Ну что ж если пилот не опаздал с распознование ситуации, не пытается завести мотор и не впал в ступор.
Ручку он дал от себя. Перед этим уже потеряв от 2 до 5 метров высоты
А дальше, со второй секунды начинается борьба за жизнь. С кем борьба? Да с самим собой.
Это ж на высоте 200-300 метров из горизонта имитация отказа двигателя получается вальяжно. Вот двигатель встал, вот немного пилот ручку от себя дал, горизонт чуть поддернулся привычного уровня, скорость застыла на нужном значении и пилот имеет возможность поразглядывать приборы, пощупать АЗС, и наконец присмотреть на земле точку встречи с ней, матушкой.
С набора, да на 50 метрах происходит все подругому. К моменту отдачи ручки от себя самолёт уже потеряет скорость. И ручку нужно отдавать гораздо энергичные и дальше от себя, в более глубокое пикирование.
Птенец-2 у нас высокоплан, после лобового стекла идёт не прозрачная крыша кабины. Так вот при пикировании с 50 метров, горизонт лихо убегает за обрез фонаря и перед пилотом только море колыхающейся на ветру травы несущей я ему на встречу со скоростью не меньше 5 метров в секунду.
И вот тут, где то из глубины подсознания пилота вылазит "второй пилот", который всеми силами не хочет так быстро к земле, мурашками бежит вдоль спинного мозга, напрягает мышцы и тянет ручку на себя.
Боюсь, многие так пробились, просто не совладав с инстинктом отвернуть от несущей я на тебя плоскости, наэтой стадии полёта.
Но наш пилот усилием воли поборол взбунтовавшиеся мышцы. И продолжает лететь к земле. А лететь к ней не так уж и долго, как раз пока пилот 21 МиГа думает дёргать ли ему катапульту или нет. Пилот птенца долетает до земли, выравнивает и плюхается на землю. А затем, если все получилось удачно, смотрит с земли как на парашюте спускается пилот Миг-21.
Вот как то так выглядит имитация отказа двигателя на взлете глазами курсанта (а может и многих "опытных" пилотов) .