Расследование ОФ СЛА Катастрофа дельталета в Адыгее 30 октября 2022 г.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Нос там мотало из стороны в сторону. Но это не причина. Он кувырнулся грамотно. Через нос.
Не может уже так мотать , из стороны в сторону. Куда нос начнет сворачивать при мгновенно увеличивающейся скорости при угловом вращении , туда телегу и положит (свернет ) . Посмотрите еще раз видео Алексея с 0.46..
 
Не может уже так мотать , из стороны в сторону. Куда нос начнет сворачивать при мгновенно увеличивающейся скорости при угловом вращении , туда телегу и положит (свернет ) . Посмотрите еще раз видео Алексея с 0.46..
Я не улавливаю Вашей логики и причинно следственной связи между сворачиванием телеги и кувырком у Селинского. Поясните сами, что имеете ввиду.
 
Я не улавливаю Вашей логики и причинно следственной связи между сворачиванием телеги и кувырком у Селинского. Поясните сами, что имеете ввиду.
Для того чтобы проще уловить эту связь , наложите на кувырок Селинского *кирдык* словатского пилота.
 
В чём различия..... В словакии у пилота была большая скорость отрыва, на полном газу , при отрыве пошло изменение вектора тяги из горизонта в верх , вступает в силу классический ГРМ, телегу заворачивает влево (Простой эксперимент с велоколесом на оси, при левом вращении ) Дальше ошибочные действия пилота...Газ не убрал, т.к. пользовался сектором газа, который у него был между ног....Дальше ножницы и бочка через правое крыло.....У Селинского правый винт! Как Я вижу....В конце горки с небольшим правым креном, что то случилось с крылом ( хорошо видно на видео, какие то волны по левому полукрылу) Крыло начинает опускаться, Телега , на полном газу, с ГРМ в право ,влетает в крыло, кувырок через нос. Почему пилот не убрал газ? Здоровье? Хотел выйти в горизонт на полном газу?
 
Случай с Селинского и Словацкий инцидент - ничего общего за исключением кувырка в финале истории.
Но, как мы все понимаем, кувырок - это не причина, это результат.
В Словакии кувырок был спровоцирован рассогласованием между вектором тяги и направлением полеты крыла.
В обоих Адыгейских случаях - это классический кувырок, по всем косвенным признакам напоминающий динамический срыв.

Дату и время катастрофы Селинского кто-то может сказать?
 
Последнее редактирование:
В чём различия..... В словакии у пилота была большая скорость отрыва, на полном газу , при отрыве пошло изменение вектора тяги из горизонта в верх , вступает в силу классический ГРМ, телегу заворачивает влево (Простой эксперимент с велоколесом на оси, при левом вращении ) Дальше ошибочные действия пилота...Газ не убрал, т.к. пользовался сектором газа, который у него был между ног....Дальше ножницы и бочка через правое крыло.....У Селинского правый винт! Как Я вижу....В конце горки с небольшим правым креном, что то случилось с крылом ( хорошо видно на видео, какие то волны по левому полукрылу) Крыло начинает опускаться, Телега , на полном газу, с ГРМ в право ,влетает в крыло, кувырок через нос. Почему пилот не убрал газ? Здоровье? Хотел выйти в горизонт на полном газу?
Разницу еще проще можно объяснить.
Словаку для спасения нужно было выполнить ДВА действия - убрать газ и уменьшить скорость. А Селинскому всего ОДНО действие - прекратить выёбываться.
 
Непонятные ситуации могут быть разнообразными. Таковы же и действия пилота по перемещению трапеции и работе газом.
Чаще, следует не сбрасывать газ, а наоборот - добавлять. Или не менять обороты мотора.

Так же, трапеция... В отличие от безмоторного дельтаплана, на дельталете ( особенно, тяжёлом, с повышенной нагрузкой на крыло ) резко "шуровать" трапецией по тангажу - провоцировать попадание в неустойчивый режим полета.

Нет однозначных рецептов... Конкретная ситуация требует действий, которые характерны только для неё. Эти действия пилота, скорее интуитивны и связаны с ощущением движения в воздухе, нежели с рассуждениями.
У вас просто нет времени на осмысление ситуации, а на сброс газа время всегда есть и это возможно едиственное что может спасти жизнь...
Это не голословные рассуждения...Я просто описал свое видение катастрофы, указал основную причину происшедшего.. У каждой фигуры пилотажа есть своя метода выполнения и нарушение этой методы,карается жестоко,практически всегда катастрофа,помнить об этом надо всем и выполнять правильно, а не заниматься отсебятиной...Дельтаплан от дельталета отличается только наличием мотора с винтом,создающий дополнительную подъемную силу,все...Заглох двигатель и лети на дельтаплане,что еще надо, ни кирдыков, ни кувырков..
Поэтому не соглашусь с Вами, уменьшение оборотов всегда во благо... по крайней мере мне это всегда помогает...
 
В обоих Адыгейских случаях - это классический кувырок,

Классический кувырок вы представили на красивых картинках из американской книжки. Глава 2 раздел 19 - Whip Stall–Tuck–Tumblе, книга называется "Weight-Shift Control Aircraft Flying Handbook" пост #385 страничка №20. И вольно, как вам захочется, переводите "Whip Stall". "... что можно квалифицировать, как динамический срыв ..." .

А на представленных видео мы не видим больших углов по тангажу.
 
... это возможно единственное, что может спасти жизнь...

Ошибаетесь коллега. Есть еще одно решение. Не "лезть" в эту ситуацию вообще.

Как сказал Romaluga , правда грубо, но более точно: прекратить выё(Ж)ываться.
 
Так и знал , что не врубитесь в эти очевидные сравнения. Оба их объединяют НОЖ-НИ-ЦЫ (!) ...ЧТО И КАК ПРОИСХОДИТ С ТЕЛЕГОЙ И КРЫЛОМ (!)..Не важно каким способом они пришли к этому . Важно видеть итог и разворачивание событий с скруткой. Надеюсь , понятно ?.. Пилоны , в обеих случаях , уже изрядно *уставшие*. Что на изящной МД-50 с *дурой-автоконверсией* , да еще при такой дикой эксплуатации ...Что у словака , со стосильным 912 , который дает приличный РМ. У каждого силового узла есть предел , и скапливается он не в один день. Отдельно обращаюсь к апологетам мистики и разных конспирологических теорий ...Ребятки , скажите-ка вы мне , что эти пилоты делали в этих окрестностях , какие цели они там преследовали и какими способами исполняли их ??... Тренировочные полетики ? ..НЕТ..Спокойно-релаксационные полетики ?..НЕТ . Там производство полетов было поставлено в духе дикого ТРЕША.(!) .. Чтобы под *запахи мужества* покатушников лишний раз сверкнуть в своих глазах , ну и *по пути* срубить казначейские билеты. Не думаю , что в полетах по маршруту или в *пятиминутках* вокруг родного туалета , аппараты подвергались такому насилию. Эти катастрофы (в Лаго-Наки) сравнимо с комментариями из автогонок , где комментатор нередко говорит -* ..опять болид команды такой-то слетел на том самом повороте , где годом ранее слетел другой болид команды такой-то. По истине , какой-то заколдованный участок прохода и тра-ля-ля-ля-ля-ля..*
Вот и все .
Еще раз про погоду *некоторым уверовавшим*. Со второй катастрофой уже ЯСНО ДО ПРЕДЕЛА , что погода была Благоприятнейшей . Ну а Селинский летал в тот день в такой же Благоприятнейшую погоду. Ну всмотритесь уж своими глазами в видеоматериал того дня ! ..Селинский спустился вниз , развернулся и пошел вверх ...Где там можно увидеть *природные аномалии* ??..Вообщем , как-то так...Сработала трагическая закономерность в обеих случаях.
 
Кувырок без свороченного пилона (КЛАССИЧЕСКИЙ КУВЫРОК).
1711816649442.png
 
Кувырок без свороченного пилона (КЛАССИЧЕСКИЙ КУВЫРОК).

1. Аппараты с малой нагрузкой на м2 и современные отличаются динамикой.
Нельзя сравнивать аппараты с разной нагрузкой. Ортодоксальные модели могли сделать несколько оборотов прежде чем сломаться, сейчас все происходит на первом витке. Причем это же касается и спортивных дельтапланов, хотя и в меньшей степени. Так что здесь сравнение не корректное.

2. Положение телеги на иллюстрациях:
Ничем не отличается от того, что я вижу на видео. Телегу мотыляет из стороны в сторону, как и в Адыгейском случае. Симметрии здесь сложно добиться, так как есть влияние хотя бы гироскопического и реактивного моментов. Как в принципе происходит кувырок очень хорошо видно на этом примере (кликабельно)
Так вот эта фигура называется tumbling (кувырок), он тоже бывает не семеричным, несмотря на то, что масса в сравнении с дельталетом и инерция у него никакая.
Причем раньше, на крыльях большей площади, это было невозможно, пилот зависал в зените и падал в крыло. Благодаря увеличению нагрузки на м2, динамика крыла позволяет проходить мертвую точку и разгоняться достаточно для следующего оборота.

3. Словакия и Адыгея:
Совершенно разные случаи хотя бы потому, что Словак летел на зажатой ручке, у него не было недостатка скорости, вернее был ее избыток. Адыгейские пилоты летели на скорости близкой к минимальной, ручка трапеции была близка к переднему подкосу, руки не меняли своего положения от момента появления в кадре из-за листвы и до начала кувырка.

Другими словами, опуская все другие подробности, можно с уверенностью сказать, что в Словацкий случай - это избыток скорости, а Адыгейский - ее недостаток.
А то что телегу во время разгрузки начинает мотылять в разные стороны - это не новость.

4.Цита Larry Mednik относительно взаимосвязи стиля пилотирования:
Larry Mednik (REVO) цитата из дискуссии в Facebook:
«Любой, кто смотрит и говорит, что кувырок произошёл из-за этого маневра, просто делает мне мозг. Я согласен, что возможно имело место быть некая разгрузка, но из-за этого крыло не должно было потерять устойчивость. Там нет ничего такого. Дельталёты могут испытывать отрицательную перегрузку не кувыркаясь. Облетая грозу неоднократно получал шлепки ремней безопасности по плечам, но крыло даже не думало кувыркаться.»

slovak.jpg
 
Последнее редактирование:
Ошибаетесь коллега. Есть еще одно решение. Не "лезть" в эту ситуацию вообще.

Как сказал Romaluga , правда грубо, но более точно: прекратить выё(Ж)ываться.

В общем и целом согласен, но дело в том, что недопонимание сути проблемы не гарантирует, что такого не произойдет в прямолинейном полете.
Простой пример. Мой знакомый летал всегда примерно, сугубо перед закатом и рано утром, с первыми шевелениями травы аппарат уже стоял в ангаре.
Заходил всегда на скорости близкой к минимальной, на двигателе, по самолетному. Всегда было все надежно и красиво, пилот летал в режиме НЛО (Неосознанно Летающий Объект) и все было прекрасно, до тех пор пока перед ним не приземлился другой дельтаплан. Спутка не была фатальной, он выдержал паузу, время прошло достаточно, просто осталось некоторая возмущенная атмосфера, которая спровоцировала несеметричный срыв и глубокий крен, который он не смог парировать.
Был бы запас по скорости, все было иначе. Слава богу все живы, только аппарат в хлам. Могу еще примеров набросать, но не хочу замусоливать тему.
 
Ошибаетесь коллега. Есть еще одно решение. Не "лезть" в эту ситуацию вообще.

Здесь пилот возвращается на базу, летит по прямой, погода с виду идеальная. Однако, в этих условиях лететь с отданной ручкой - высокий риск кувыркнуться.
Маневров никаких, а результат мог бы быть такой же. Сбалансированный аппарат и корректные действия пилота позволили завершить полет мягким приземлением.
 
Классический кувырок вы представили на красивых картинках из американской книжки. Глава 2 раздел 19 - Whip Stall–Tuck–Tumblе, книга называется "Weight-Shift Control Aircraft Flying Handbook" пост #385 страничка №20. И вольно, как вам захочется, переводите "Whip Stall". "... что можно квалифицировать, как динамический срыв ..." .

А на представленных видео мы не видим больших углов по тангажу.

Вам нужно внимательней прочитать всю главу. Там много чего интересного. Предлагаю открыть тему "Кувырок дельталета" и там подробно разобрать этот момент, включая различия между ножницами (локаутом) и кувырком, а также разобрать чем отличается обычный срыв и динамический.

Для перевода рекомендую использовать ChatGPT или любую другую "нейронку", только обучите ее фразеологии, чтобы гармонично все получилось.

P.S. Там кстати очень популярно описано обязательное условие для кувырка. Почитайте, не поленитесь, занимательно очень.
 
Последнее редактирование:
аппарат Селинского .... остановить кадр на 4.13 (крыло строго на продольной линии смотрит на вас) нос телеги куда смотрит и под каким , примерно , углом ?








аппарат Скрипченко .... остановить кадр на 0.17 ( крыло строго на продольной линии смотрит на вас ) нос телеги и под каким углом , соответственно ?


 
Не могу найти (сегодня читал) , что на площадке базирования Селинскому уже говорили о приличном расхождении крыла и телеги . Не в полете , на земле.. Для дельталетов без обтекателей это НЕОЧЕМ , а вот для дельталетов с Развитыми Обтекателями уже СЕРЬЕЗНО . В некоторых режимах полета , ОБТЕКАТЕЛЬ может *выразить свое мнение и хотелки*. Так что делайте свои выводы господа всезнающие Дельталетчики.
 
Для перевода рекомендую использовать ChatGPT или любую другую "нейронку", только обучите ее фразеологии, чтобы гармонично все получилось.

Спасибо за подсказку. Многим форумчанам будет полезно знать об этом. Так же полезно будет знать и о специфике перевода.

Вам нужно внимательней прочитать всю главу.
P.S. Там кстати очень популярно описано обязательное условие для кувырка. Почитайте, не поленитесь, занимательно очень.

Спасибо. И в то же время эти же советы, особенно про внимательность, адресуются и вам.
По роду своей деятельности, мне пришлось много работать с авиационно-технической "литературой". Специфика перевода такого рода литературы процесс увлекательный и очень творческий.

IMG-20210522-WA0002.jpg
 
аппарат Скрипченко .... остановить кадр на 0.17 ( крыло строго на продольной линии смотрит на вас ) нос телеги и под каким углом , соответственно ?

Да и в полете у него так же....
Это стоп-кадр в момент выхода из пикирования т.е. тяга минимальна и соответственно РМ от ВМУ так же на минимуме..

1711941472105.png
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад
Вверх