Лопасть

@Slavka33...хорошие фоты! ...настольгические!

...вечный спор!
...Лётчиков(Вертолётчиков) и самоуверенных самодёлов!

...привыкай @Slavka33 в СЛАшной Авиации такая байда!
...это так! ...просто совет...


Одно из правил Т-клуба: мы не обсуждаем вопросы проектирования ротора с начинающими, не имеющими автожирной практики и не прочитавшими ни одного учебника по конструкции и/или аэродинамике несущих винтов.
@AcroBatMan...надо экзамен сдавать, чтобы с АвтоЖир-щиками общаться из Т-клуба? 😱 :🙂
 
...Насколько я понял, такой ротор собираются облетывать без серьезных наземных испытаний.
 
Если кто то предлагает к продаже (к эксплуатации) такую серьезную, с точки зрения эксплуатации, весчь, так проведите хотя бы статические и (главное) динамические испытания оной, затраты будут неизмеримо  ниже жизни испытателя на опытной машине 😡

К вопросу испытания ротора - данное видео, помоему, весьма показательно. После таких испытаний к роторам rus`а было бы более дружеское отношение.  :IMHO

http://www.youtube.com/watch?v=J1Oj16kirak&feature=related
 
...Насколько я понял, такой ротор собираются облетывать без серьезных наземных испытаний.
 
Если кто то предлагает к продаже (к эксплуатации) такую серьезную, с точки зрения эксплуатации, весчь, так проведите хотя бы статические и (главное) динамические испытания оной, затраты будут неизмеримо  ниже жизни испытателя на опытной машине 😡

К вопросу испытания ротора - данное видео, помоему, весьма показательно. После таких испытаний к роторам rus`а было бы более дружеское отношение.  :IMHO

http://www.youtube.com/watch?v=J1Oj16kirak&feature=related
"Летающий треллер" - хорошее видео. Интересно, что снималось оно на военном французском аеродроме - все как у нас, при поддержке чина в погонах, открыты все двери  ;D
История этого автожира и его автора тоже прикольная...

Есть в Москве кольцевой трек - зацепить лопасть к "восьмерочке" и прокатить ее по треку, снимая показания у корня....вот был бы наземный тест, не абязательно автожир таскать на треллере  😡
 
\\\\К вопросу испытания ротора - данное видео, помоему, весьма показательно. После таких испытаний к роторам rus`а было бы более дружеское отношение.  :IMHO\\\\\

   Да, и РАФовский потаскать после 200 часов налёта! 😉 😀
 
Да, и РАФовский потаскать после 200 часов налёта!  

Никакого смысла в этом нет - ну, потаскаете, и что вы после этого увидите? В процессе эксплуатации ротора есть более простые и более результативные способы контроля состояния ротора.
На прицепе таскать новый никогда не летавший ротор тоже большого смысла нет. Немцы это сделали, чтобы имитировать эксплуатационную перегрузку за счет веса прицепа. Если что-то при этом отлетит или просто потеряет устойчивость - мало не покажется ни пилоту, ни водителю тягача. Ротор нужно сначала часов 100-200-300-500  открутить на стенде на оборотах заметно выше рабочих. Эрни Бойетт свои роторы DragonWings крутит на стенде, приводом которого является старенький 8-цилиндровый движок Шевроле, на оборотах 400-470 об/мин.
Однако даже такую простую процедуру нет смысла делать, если не понимаешь, зачем она делается и на что нужно обращать внимание. Но это всего лишь один из обязательных пунктов в программе испытаний нового ротора в кустарно-полевых условиях.
 
Ваше предложение MARCONS интересное и как правильно заметил AcroBatMan
Никакого смысла в этом нет - ну, потаскаете, и что вы после этого увидите?
Присылаемый нам профиль выдерживает более 19 тонн центробежной силы. Эту цифру можно легко проверить. Сечение экструдированного профиля равно 9.26 см.кв. Откроем справочник по алюминию и найдем, какую нагрузку выдержит кв.см. площади, это так называемый предел прочности. См. например, http://www.alros.ru/aid=23.phtmlДаже если бы этот сплав был российский АД31 т. Находим цифру 24 кг выдержит 1мм кв. т.е. 1 см. кв. выдержит 2400 кг. Умножим данную цифру на площадь сечения, убеждаемся, что данный профиль выдержит нагрузку в 22 тонны 224 кг. Таким образом, мы подтвердили правильность приведенных цифр производителем. При полете центробежная сила будет в пределах 4-5 тонн при скорости вращения 360 об. мин. Таким образом, у Вас имеется запас прочности более чем в 5 (пять) раз, Вот поэтому никто не ставит под сомнение его прочность!!!  У клееных лопастей нагрузку несет только экструдированный носик, и он имеет меньшую площадь, следовательно…..
Но это только статическая нагрузка, а где, же ждать опасности? В колебаниях ротора, резонансе, как он будет отбалансирован, где расположить противофлаттерный груз, даже в том, как вкручены болты в лопасть, если в линию перпендикулярно лопасти, жди беды и т. д.
Но в рекламных целях  AVTOGYR.RU  готов предоставить тяжелый дизельный джип с водителем, точно такой,  полуприцеп и ротор. Но кто согласится поставить на прицеп свой автожир (можно без мотора). Любому, согласившемуся автожирщику оставим на память ротор бесплатно и тысячу благодарностей. Самое интересное, это хороший цирковой и рекламный трюк и никто ни чем не рискует. Надо только не забывать, что и его надо готовить и тренироваться.
Естественно, если надо поставим свой, если интересно, автожир.
 
Но это только статическая нагрузка, а где, же ждать опасности? В колебаниях ротора, резонансе, как он будет отбалансирован, где расположить противофлаттерный груз, даже в том, как вкручены болты в лопасть, если в линию перпендикулярно лопасти, жди беды и т. д.
Вместо  " и Т.Д. " - продолжайте  свою  мысль. А лучше, в  подтверждение  своих  слов, выложите документ ( данные экспертов, давших вам это заключение можете  пока  опустить )  или  его  содержание  с  техническими  подробностями. Но, всё-таки, гораздо  большее  доверие  вызывает  документ,  который  можно  проверить. А  заверения  типа: -" хлебом  клянусь " здесь  не  прокатят.  Вы  в  первую  очередь  заинтересованы  в  здёргивании  реализации  с  мёртвой  точки.  Ну и, естественно, вы  радеете  за  то, чтобы  отечественный  строитель  и  эксплуатант,  все-таки ,  брал  роторы  не  за « бешеные  деньги ». Мало  кто  сомневается  в  том ,  что  роторы,  которые  вы  предлагаете,  будут  работать.  А  потаскать  прицеп  с  аппаратом   на  роторе  20-40  минут --  это  не  показатель  надёжности  ( по  ресурсу ) . Возможно и я куплю тогда ваш наборчик. Если, конечно, вы мне там дырок не понаделаете. Или  не  продатите  мне   ротор, прошедший  ПОЛНЫЙ  комплекс  статических  испытаний, ( как  когдато  комментировали ) но  сохранивший  свой  таварный  вид.
 
[highlight]Но в рекламных целях  AVTOGYR.RU  готов предоставить тяжелый дизельный джип с водителем, точно такой,  полуприцеп и ротор. [/highlight]

    На тягаче надо бы ,,бронеспинку,, поставить,если это всерьёз?? :-?

 Имею ввиду,что роторы(не только Ваши) надо испытывать до разрушения(добавляя груз в трейлер 😉  ).........??!! 🙂
 
Ну и что вы узнаете сломав один ротор , как это может повлиять на воспроизводимость результатов ?
 
Ну и что вы узнаете сломав один ротор , как это может повлиять на воспроизводимость результатов ?

  Возможно будет понять слабое место........но перегруз строго по ,,науке,, !! :🙂 🙂

Можно и не доводить до разрушения! ;D
 
Но это только статическая нагрузка, а где, же ждать опасности? В колебаниях ротора, резонансе, как он будет отбалансирован, где расположить противофлаттерный груз, даже в том, как вкручены болты в лопасть, если в линию перпендикулярно лопасти, жди беды и т. д.
Вместо  " и Т.Д. " - продолжайте  свою  мысль. А лучше, в  подтверждение  своих  слов, выложите документ ( данные экспертов, давших вам это заключение можете  пока  опустить )  или  его  содержание  с  техническими  подробностями. Но, всё-таки, гораздо  большее  доверие  вызывает  документ,  который  можно  проверить. А  заверения  типа: -" хлебом  клянусь " здесь  не  прокатят.  Вы  в  первую  очередь  заинтересованы  в  здёргивании  реализации  с  мёртвой  точки.  Ну и, естественно, вы  радеете  за  то, чтобы  отечественный  строитель  и  эксплуатант,  все-таки ,  брал  роторы  не  за « бешеные  деньги ». Мало  кто  сомневается  в  том ,  что  роторы,  которые  вы  предлагаете,  будут  работать.  А  потаскать  прицеп  с  аппаратом   на  роторе  20-40  минут --  это  не  показатель  надёжности  ( по  ресурсу ) . Возможно и я куплю тогда ваш наборчик. Если, конечно, вы мне там дырок не понаделаете. Или  не  продатите  мне   ротор, прошедший  ПОЛНЫЙ  комплекс  статических  испытаний, ( как  когдато  комментировали ) но  сохранивший  свой  таварный  вид.
Rus - циплят по осени считают. Я к чему - к тому что Ваши екструзии ОТЛИЧНЫЕ (без сомнений), как они проявят себя в процессе експлуатации - неизвестно: отсутствие галтелей приводит к концентрации напряжений (они УЖЕ есть и это должно быть видно по рентгену, я так понимаю он был проведен) ?

Я бы советовал погонять (лопасть) на вибростенде, в качестве оного может по служить установленный вертикально стаый дизельный двигатель (желательно разбалансированный специально) - такой стенд много не потянет в денежном еквиваленте.

Тогда будет (более менее) понятно ОТКУДА ждать експлутационных проблем и КОГДА  :IMHO
 
Ваше предложение MARCONS интересное и как правильно заметил AcroBatMan
Никакого смысла в этом нет - ну, потаскаете, и что вы после этого увидите?

Но в рекламных целях  AVTOGYR.RU  готов предоставить тяжелый дизельный джип с водителем, точно такой,  полуприцеп и . . .
Растолковываю  вам ваши же слова. Так,  как  их  понимают  люди,  читающие  этот  форум : -- « Мужики,  по  случаю  наша  компашка  прикупила  железки  из  алюминия  ( хар.  см.  в  любом  справочнике  ) ,  внешне  напоминающие  лопасти  для  автожира .  Но  очень  не  дорого.  Мы  у  себя  берём  другие  железки  и  прикручиваем   к  ним  те,  которые  --  другие.  И  получаем  конструкцию,  очень  похожую  на  ротор  автожира.  И  продаём  ЭТО  в  4 раза  дешевле,  чем  буржуйские  стоят.  НАЛЕТАЙ.  ПОКУПАЙ.  МАЛО  ИХ  УЖЕ  ОСТАЛОСЬ.  И  удачи  вам  в  небе.  Надеюсь  она  вас  не  покинет.  »     А  в  случае  появления  каких то  проблем  или,  не  дай  бог, трагедий,  связанных  с  эксплуатацией  ваших  роторов  я  могу  предвидеть  ваши  отмазки : -- « Слушайте, мы  же  вам  никаких  гарантий  ( документально  и  юридически )не  давали. А  то,  что  писалось --  так  это, типа,  не  с  наших  слов.  За  что  купили,  за  то  и  продали.  Какие  к  нам  могут  быть  претензии ?  И  единственное,  что  я  могу  в  связи  с   вашей  неприятностью --  это  выразить  вам  мои  соболезнования .»                 Понятно,  что  основной  массе  отечественных   автожиропланеристов  не  известна   информация  об  истории  начала  продвижения  роторов,  как  товара  там,  за  бугром.  Я  не  думаю,  что  забугорный  потребитель  довольствуется  тем,  что  фирма  авторитетна,  и  до  крайних  моделей  роторов  уже   делала  роторы,  которые  собрали  солидную  статистику.                    Этой  информацией, наверняка,  владеет  наш  уважаемый  А.Б.М. . Было бы  интересно ,  а  некоторым  и  поучительно ,  и  многим, кто  сейчас  стоит  перед  выбором: - «  купить  неизвесное  сегодня, но  по  три.  Или  извесное ,  но  по  пять , но  завтра,  но  по  пять. » ,  очень  полезно  почитать  статью  о  том,  как  это  происходило  и  происходит  в  цивилизованной  форме.  Если,  конечно,  уважаемый  А.Б.М.  не  сочтёт  свой  труд  и  потраченное  на  подготовку  и  размещение  в  теме  статьи  время  за  пустое, ни кому  ( а уж  тем более, самому  А.Б.М.  )  не  нужное  времяпрепровождение . ( Опубликована  же  здесь в  разделе  переведённая  статья "О профилях лопастей ротора автожира ч. 1 ." ). Я  думаю  ваш,  А.Б.М.  десятилетний  опыт  даёт  мне  право  быть  уверенным  в  том,  что  вы  в  курсе  этих  событий  и  процессов .  Но  если  там, за  бугром,  продвижение   происходит  так же  примитивно(  типа : - «  Это  же  мы, «Драгон вингс» (или  др.). Берите  и  не  вякайте, камикадзе  вы  наши  платёжеспособные » ), говоря  простым  языком,  без  пояснения  и  доказывания  заявленных  свойств  конструкции,  которая  будет  работать  в  определённых  условиях  нагружения  и  выдавать  при  этом  обещанные  характеристики  обещанное  время.                    То  тогда  к  РУСу  претензий  нет.                                                                               Но  тогда  РУСу  придётся  самому  наробатывать  для  себя  статистику.  Купит,  сначала  кто  нибудь " из   экономии " себе  один  ротор.  Начнёт  эксплуатацию.  И  налетает  сначала  10 часов, затем  20,  30 , 60,  о  чудо  - 100 часов.  Появится  ещё  покупатели.  И  наберётся  так  эскадрилья  Лафаед.  И  пойдут  долгие  сборы  статистики.  А  там, глядишь, и проскочит  у  кого  нибудь  458  часов,  и  у  другого  521  час, и  у  третьего  и  у  десятого.  И  побегут  тогда  и  эксплуатанты  и  диллеры, глядишь,  нарисуются.  И  так  появяться  Российские  лопасти  под  маркой  " . . . " .  И  войдёт  всё  в  своё  русло.  Тогда  и  забугряне,  возможно,  захотят  прикупать  роторы  в  России.  И  . . .           Но  это то  требует  многих  лет.  Если  вы  готовы  ждать,  ждите.  Тех  светлых  времён.  Если  вы  РУС  ждать  не  хотите,  тогда  публекуйте  и  доказывайте ( авторитетно и аргументированно ).
 
SLAVKA33 попросил
Вместо  " и Т.Д. " - продолжайте  свою  мысль.
Продолжаю, от колебаний ротора, особенно в резонансе экструдированная лопасть тоже усилена. Из физики известно, что у сплошного металлического прутка металл в центральной части, мало влияет на боковую силу (то есть колебания) и строители ее удаляют. Поэтому используют трубы, боксы вместо цельного прутка, т.е. замкнутые полости. Именно поверхность лопасти противостоит колебаниям, а не ее центральная часть. С целью защиты от колебаний необходимо создать несколько замкнутых полостей в лопасти, вдоль ее длины. Легко видеть, что америкосы в нашем профиле установили 7 полостей (две из них круглые 10 мм. и 14 мм.), а в более нагруженных даже больше.  Хотя если посмотреть ранние их работы, то там всего 5 – 6 полостей. Для сравнения в экструдированном носике лопастей «DRAGON WINGS» такая полость одна и то приклеенная. Размер этого носика примерно сравним по внешним размерам с одной полостью в экструдированной лопасти, следовательно, можно считать, оценочно, что экструдированная лопасть в 7 раз лучше противостоит колебаниям, чем клеянная.  
А теперь о противофлаттерном грузе. Его можно установить и жестко прикрепить к поверхности лопасти, но тогда груз будет колебаться точно вместе с лопастью и может усилить колебания. А что будет, если там насыпать груз и не прикреплять к поверхности, тогда он будет демпфировать колебания, уменьшать их. Когда лопасть пойдет вниз, груз как бы зависнет и с некоторым отставанием устремится за поверхностью лопасти, а в нижней точке лопасть уже идет вверх, а груз еще вниз. Колебания должны затухать. Естественно, труба с песком не имеет яркого резонанса, все размыто. Этот прием прекрасно знают американцы, и секрета в нем нет.
Все эти методы и применяет А.Лазарев, при установки груза в различные полости профиля. В основном он использует три полости в носовой части, но вес груза тщательно взвешивает и рассчитывает по таблицам.
TNVD напомнил
отсутствие галтелей приводит к концентрации напряжений (они УЖЕ есть и это должно быть видно по рентгену, я так понимаю он был проведен) ?
Галтели в носовой части это трубки диаметром 10 мм. и 14 мм. они есть, а хвостовая часть считается не силовой областью, но Вы правы. Трещины и пустоты искались ультразвуком, а не рентгеном. А откуда в свежем профиле напряжения. У него практически одна толщина 1.8 мм при экструзии, а носик 2.4 мм. Для того чтобы в нем появились заметные искажения надо помахать часов 200, а по норме у него после 2000 часов работы, что-то может появиться. Профиль весь подвергался искусственному старению, а это нагрев до 150 градусов и выдержка, в течение 24 часов (какие тут напряжения останутся?). Естественно, мы уже обсуждали неоднократно вашу мысль, но тем полезней ваши вопросы.
А что делать с приготовленным джипом с прицепом, его уже пригнали? Разбирать?
 

Вложения

  • DSC00700.JPG
    DSC00700.JPG
    95,6 КБ · Просмотры: 104
Многие думают, а как испытать правильно лопасть. Так вот, на вертолетных лопастях, см. фото, примерно, в середине в заде вклеена металлическая пластинка с дырочками (седьмой разрез лопасти с низу). Вот за нее при испытаниях прикрепляют груз, который делает у лопасти заднюю центровку. После чего лопасть крутят. Если она не разрушилась, то годна к эксплуатации, а срок работы определяют по весу груза. Вот такая существует научная методика проверки и еще много других.
 

Вложения

  • P1010027.JPG
    P1010027.JPG
    34 КБ · Просмотры: 96
В фильме "Рождение вертолета" есть сюжет об изготовлении цельнометаллических клеено-клепанных лопастей на фабрике, где выпускают КИТы вертолетов Exec. Ресурс лопастей (по фильму) составляет 1500 часов.










Вопрос: в чем сложность повторения подобной технологии в России? Материалы не те? Лицензия дорого стоит? Ведь ТУ-4 когда-то смазали дырка в дырку без доступа к амеровским технологиям?
 
Ну, если быть точным, не 1500, а только 1000 часов согласно графику регламентных замен для этого вертолета.
Сложность повторения технологии состоит только в том, что нужно будет потратиться не только на изготовление экструдерного лонжерона (он же носок лопасти), но и на отработку технологии постройки такого ротора и ресурсные испытания. Про лицензию можно забыть: амеры ее не продадут, им это не нужно. Но у них можно и не спрашивать, если есть желание скопировать этот ротор.
Другое дело, а кому он тут нужен? Для вертолетов точно не нужен, а для автожира его нужно перекраиватьи пересчитывать, что тоже влетит в копейку. Уже не раз говорилось о том, что стоимость материалов и экструдерных элементов - на самая большая расходная часть в процессе создания надежного ротора. Большую часть денег съест процесс отработки технологии повторяемой сборки и испытания.
Хотя сама по себе мысль интересная, как-то мне это не приходило в голову  😉 Видимо, потому, что не очень надо  🙁 Смысл простой: мы в свое время считали экономическую целесообразность заняться отечественными роторами, получилось, что для самоокупаемости проекта, если посчитать все аккуратно, нужно иметь потребность в роторах на уровне 80-100 комплектов в год. Что для нашей страны пока далеко от реальности даже учитывая соседние страны.
 
Насчет песка в лопасти - откровенная бредятина , уж не обижайтесь.Центробежная сила сгонит весь песок в конец лопасти и превратит в кучу высохшего свалявшегося г-а-вна.Хрен он будет пересыпаться вверх - вниз и якобы гасить колебания.А даже и если бы пересыпался , то где гарантия что эти его пересыпания не превратятся в резонансные противофазные усиления колебаний.
А пластинка в лопасти - простой триммер отгибной , и никто туда груз не вешает.Лопасть похожа на камовскую.Она такая вцелом тяжеленная , что для того чтобы хоть как то изменить ее центровку - надо груз туда прикрутить килограмма полтора - два , что на рабочих оборотах выдерет на-х-е-р всю ету пластинку.
 Насчет того что  противофлаттерный груз может усилить колебания говорить можно только оттого что на представляется сама физическая картина и первоисточник колебаний лопасти - читайте вдумчиво Миля . Груз поэтому и назван ПРОТИВОФЛАТТЕРНЫМ , что противостоит колебаниям с лавинообразн возрастающей амплитудой.
 
Насчет песка в лопасти - откровенная бредятина  

Это даже не бредятина, это просто клиника. Случай, хорошо известный медицине, но, увы, неизлечимый. И, к сожалению, заразный, т.ч. лучше избегать прямого контакта.
 
мы в свое время считали экономическую целесообразность заняться отечественными роторами, получилось, что для самоокупаемости проекта, если посчитать все аккуратно, нужно иметь потребность в роторах на уровне 80-100 комплектов в год. Что для нашей страны пока далеко от реальности даже учитывая соседние страны.
я думаю это реально продать 80-100 комплектов в год, я даже уверен в этом

вот интересно, сколько РУС уже продал комплектов полуфабриката  😎 так, для изучения рынка
 
Назад
Вверх