Лопасть

В октябре 2008 г. потерпел аварию на взлете очередной автожир RAF 2000. Оба пилота не пострадали, но оказались в глубоком шоке. Дело в том, что по иронии судьбы, за час до аварии хозяину RAF 2000 была прочитана целая лекция об опасности полетов на данном типе автожира, но его самоуверенность могла привести еще к большей трагедии.  После аварии в наших руках оказались лопасти RAF, представляющие собой экструдированный алюминиевый носик (на фото в виде гнутой проволоки на земле) обернутой листом тонкой стеклоткани в руках очевидцев. Удивительно, что стеклоткань спокойно отлетела от алюминия с характерным звуком, напоминающий взрыв. На алюминии не осталось следов клея! Все присутствующие были поражены, на чем россияни летают.  Данный случай дает основания предположить, что так называемый кувырок происходит мгновенно не из-за «неправильного автожира», а плохо склеенных лопастей RAF! Так как много «неправильных автожиров» с другими лопастями прекрасно летают. ........................

Удивляет способность rus-а перевернуть "ВСЕ ДА НАОБОРОТ". Плохо приклеенная стеклоткань не может отлететь со взрывным звуком ИМХО. А из присутствующих никто не заметил причину аварии? Все единогласно признали виной ротор?
А переднюю стойку никто и не заметил 😡

У меня вопрос: А какие лопасти более подходят для АЖ с прыжковым взлетом (я имею ввиду не самодельные, а от производителя). И есть ли разница для лопастей для привычных нам АЖ с качельным ротором и АЖ с прыжковым взлетом
 
Mizhgan сказал(а):
А из присутствующих никто не заметил причину аварии?

Те, кто там присутствовал, как раз все заметили и поняли правильно. Просто из них на форуме никто не пишет.

Mizhgan сказал(а):
какие лопасти более подходят для АЖ с прыжковым взлетом  

Специально для этого сделанные. Принципиальная разница весьма существенная. У нас тут есть строитель прыгающего АЖ, послушаем сначала, что он скажет  😀
 
Ну чтож, попробуем составить список критериев для озвученного типа лопастей  🙂 Саша прав , практика -критерий истины , и я как человек несобравший еще ниодного прыгающего автожира вряд-ли могу быть источником знаний в этой области ;D Теперь по сути: Прыжковый взлет это обмен энергиями : ротор отдает кинетическую энергию воздушным массам, таким образом что-бы заставить некоторую часть этих воздушных масс двигаться вертикально вниз и желательно что-бы суммарная масса этого воздуха за секунду,была раза в 2 больше массы аппарата так возникает тяга потребная для прыжка . Для такого взаимодействия с воздушными массами лопасть должна обладать высоким моментом инерции ( это не просто высокий вес , а совокупность веса и радиуса нахождения центра тяжести лопасти)  2. лопасть должна иметь высокую крутильную жесткость , так как в момент прыжка общий шаг лопасти меняется от -1 до 10 градусов ( представте лопасть недостаточно жесткую в крутильном отношении , как она будет себя вести в этих условиях) . Точных диапазонов значений для этих параметров я привести немогу , но для желающих строить подобные аппараты могу сообщить следующее : ищите ресурсные Камовские лопасти или лопасти от Ансата  они вполне годны для этих задач ( последнее мнение не моё , это мнение спецов из группы Ансат , хотя они тоже непостроили ни одного прыгающего автожира 🙁)
 
Ну, если брать лопасти от вертолета, то понятно. Но вертолетные лопасти не совсем спроектированы для авторотации.
А если взять лопасти, например, от SportCopter добавить груза на концы лопастей, установить их (лопасти) на втулку с изменяемым шагом..... Что получим в результате? АЖ прыгнет или лопастям конец?
На практике наверно ни кто не делал подобное, а что будет в теории?
 
Но вертолетные лопасти не совсем спроектированы для авторотации.
Посадка вертолета в режиме авторотации является упражнением входящим в курс обучения пилота вертолета и выполняется практически на всех типах машин легких и тяжелых , разница только в высоте начала подрыва. А перевод вертолета в режим авторотации происходит одним движением : ручку Шаг-Газ в пол , при этом общий шаг ротора выйдет на минимальные углы .
 
попробуем составить список критериев  

Это все только одна сторона вопроса - часть необходимых параметров для выполнения прыжка. Вторая сторона - необходимые требования для продолжения полета. Вертолетные лопасти для автожира не особо хороши из-за того, что в вертолетах и автожирах принципиально разные подходы к поддержанию ротором подъемной силы. У вертолета ротор в нормальном полете вращается двигателем и для него оптимальным является поддержание постоянных оборотов, чтобы двигателю не приходилось то разгонять ротор, то тормозиться при изменении потребной нагрузки на ротор. Изменение подъемной силы (упрощенно) происходит изменением шага лопастей при постоянных оборотах ротора. В легком автожире изменение подъемной силы при изменении нагрузок происходит за счет изменения оборотов при постоянном шаге лопастей. Таким образом вертолетному ротору нужен бОльший момент инерции, чем автожирному. Если на автожир поставить ротор с вертолетным моментом инерции, то при энергичном изменении нагрузки, скажем, при вводе аппарата в глубокий вираж, инертный ротор не успеет добрать оброты и начнет компенсировать нехватку подъемной силы увеличением угла атаки лопастей. Соответственно, срывные процессы на отступающей лопасти будут развиваться быстрее. Увеличиваются маховые движения лопастей. При чересчур большом моменте инерции существует риск вывести аппарат за допустимые пределы по углам взмаха. Слишком легкий с точки зрения момента инерции ротор, правда, тоже плохо - при полете в турбулентности или уменьшении перегрузки, скажем, при переводе аппарата на снижение или выводе из набора высоты, ротор будет терять обороты быстрее безопасного темпа. Но это так, между прочим.
Таким образом, в прыгающем автожире ротор должен для прыжка иметь момент инерции ближе к вертолетному, но для дальнейшего полета это плохо. Получается этакое противоречие, которое доблестным прыжкостроителям необходимо решить  😉 Причем решить не about, а количественно  😱 Пока это особо никому не удавалось без управляемого в полете шага. Скажем, прыгающий АЖ Дика ДеГро хорошо прыгает, но дальше летает исключительно блинчиком. Ничего такого нормально-автожирного он себе позволить не может. В этом аппарате лопасти ротора имеют три фиксированных положения: нулевой шаг для раскрутки, увеличенный для прыжка и полетный. Прыгающие АЖ 60-х годов - Avian 2/180, Umbaugh-18A и McCulloch J-3 - все они имели управляемый общий шаг, т.е. вертолетную втулку. Что сразу же выносит их стоимость из малобюджетной любительской ниши вплотную к вертолетам. А там они не могут конкурировать с вертушками из-за отсутствия возможности висения. Поэтому конструкторы любительских АЖ и не лезут в эти дебри.
Легкий АЖ с эффективной раскруткой будет иметь при определенных условиях разбег не больше нескольких десятков  метров. Он не сможет прыгать и висеть, зато останется доступным по стоимости для гораздо более широкого круга любителей. Особенно после того, как получит постоянную частичную подкрутку ротора в полете, но это станет возможным для широкого применения только через 5-10 лет. Не скажу почему  😉
 
Посадка вертолета в режиме авторотации является упражнением входящим в курс обучения пилота вертолета и выполняется практически на всех типах машин легких и тяжелых , разница только в высоте начала подрыва. А перевод вертолета в режим авторотации происходит одним движением  

Смело. Но неверно. Вам, м.б., стоит попробовать это вживую 🙂 Хотя бы посидеть в кабине с пилотом, когда он будет это делать.
А еще хорошо бы попросить сделать это пилота, скажем, вертолета Ми-8 или даже Ми-2 - показать вам посадку на РСНВ до самой земли. Потом расскажете, куда вас послали  ;D

Ну и не совсем понятно, какое это имеет отношение к лопастям прыгающего АЖ.
 
АВМ писал:
.......Прыгающие АЖ 60-х годов - Avian 2/180, Umbaugh-18A и McCulloch J-3 - все они имели управляемый общий шаг, т.е. вертолетную втулку. Что сразу же выносит их стоимость из малобюджетной любительской ниши вплотную к вертолетам. А там они не могут конкурировать с вертушками из-за отсутствия возможности висения..........

Не втулку Хафнера ли вы имеете ввиду?
 
Поймал себя на мысли , что гораздо приятнее такие вещи обсуждать на семинарах , а лучше именно сидя за столом в неторопливой беседе за чашкой чая 🙂 . По поводу подкрутки ротора в полете  было очень хорошее решение на автожире МАИ 205 у господина Лапшина . К сожалению этот аппарат был разобран по причине исчезновения заказщика .
 
Если на автожир поставить ротор с вертолетным моментом инерции, то при энергичном изменении нагрузки, скажем, при вводе аппарата в глубокий вираж, инертный ротор не успеет добрать оброты и начнет компенсировать нехватку подъемной силы увеличением угла атаки лопастей. Соответственно, срывные процессы на отступающей лопасти будут развиваться быстрее. Увеличиваются маховые движения лопастей. При чересчур большом моменте инерции существует риск вывести аппарат за допустимые пределы по углам взмаха.
Возможно это и неявляется ошибкой в рассуждениях , но втулка с общим шагом как правило является втулкой с компенсатором взмаха , да и углы атаки лопастей самопроизвольно нестанут увеличиватся только если разрушились поводки . Наверное анализ явлений на втулке с общим шагом при входе в вираж будет несколько иной ,но это тема отдельной научной работы . Где-то в инете (сейчас непомню точно ) Читал работу господина Калмыкова . Работа была посвящена распределению индуктивной скорости по ометаемой площади и срывных явлениях у роторов с крученными и некрученными лопастями . Помню только вывод на крученных лопастях картина распределения индуктивной скорости более равномерная и срывные явления происходят значительно позже.
 
Ну, если брать лопасти от вертолета, то понятно. Но вертолетные лопасти не совсем спроектированы для авторотации.
А если взять лопасти, например, от SportCopter добавить груза на концы лопастей, установить их (лопасти) на втулку с изменяемым шагом..... Что получим в результате? АЖ прыгнет или лопастям конец?
На практике наверно ни кто не делал подобное, а что будет в теории?
Так в результате, что получим? Можно ли использовать штатные качельные лопасти для прыжкового взлета или нет? Вопрос о лопастях, о втулке все понятно!
 
[highlight]Так в результате, что получим? Можно ли использовать штатные качельные лопасти для прыжкового взлета или нет? Вопрос о лопастях, о втулке все понятно![/highlight]

   Даже у меня не хватает смелости ответить на этот вопрос......! 😀
 
Тема лопасть весьма интересна и не только любителям автожиров.
Следует отметить, что фирма ОАО «Аэромеханика» первая несколько лет назад привлекла и оплатила работу независимых экспертов из Иркутского авиазавода для исследования лопастей «DRAGON WINGS» и автожира «АМ-1», а год назад это сделала и фирма «AVTOGYR», пригласив экспертов с Военно-воздушной академии им Ю.А.Гагарина.  Материалы отчетов НИИ относительно лопастей «DRAGON WINS» свидетельствуют, что они полностью соответствуют своим параметрам, надежны, но имеют замечание по задней центровки (26.7% длины хорды от носика), что требует ограничения скорости полета до 140 – 160 км в час в противном случае произойдет флаттерное разрушение. В исследовании дано полное описание необходимых улучшений данных лопастей, чем мы с удовольствием и пользуемся.
Относительно лопастей автожира RAF данных меньше, но сразу видно, что склеивались два материала: алюминиевый носик и стеклопластиковая обшивка. Оба материала имеют разные физические свойства: теплопроводность, коэффициенты расширения и т.д. Они склеивались при температуре около 25 градусов в США, а зимой в России минусовые температуры и производитель ничего не сделал, чтобы они не разрушались в нашей климатической зоне, они не предназначены для этого, а никаких упрочняющих элементов в лопастях нет. Из школьного курса известно, что температурное расширение приведет к разрыву мест склейки (даже железнодорожные рейсы гнутся от температурного расширения). Естественно, можно указать и время, когда это может происходить – это ближе к зиме. Как указал Acrobat Man: у них низкий ресурс 400 – 500 часов, а, следовательно, и срок годности.
На форуме упоминалось и о лопастях автожира «Барсик». Авторы не сообщают о них ничего, чтобы не было повода критиковать их продукцию, но можно предположить, что они также не использовали высокотехнологичное оборудование Запада по созданию экструдированных лопастей, а остановились, скорее всего, на клееных самодельных. Интересно все-таки знать об этом точнее.
 

Вложения

  • ________009_001.jpg
    ________009_001.jpg
    61,6 КБ · Просмотры: 122
но имеют замечание по задней центровки (26.7% [highlight]длины хорды от носика[/highlight]),
Слушайте РУС, прекратили бы вы вот эти пояснения. Здесь собрались люди, в большенстве прекрасно понимающих, что такое центровка 26,7 или 45,986 % по хорде.
 
Тема лопасть весьма интересна и не только любителям автожиров.
Следует отметить, что фирма ОАО «Аэромеханика» первая несколько лет назад привлекла и оплатила работу независимых экспертов из Иркутского авиазавода для исследования лопастей «DRAGON WINGS» и автожира «АМ-1», а год назад это сделала и фирма «AVTOGYR», пригласив экспертов с Военно-воздушной академии им Ю.А.Гагарина.  Материалы отчетов НИИ относительно лопастей «DRAGON WINS» свидетельствуют, что они полностью соответствуют своим параметрам, надежны, но имеют замечание по задней центровки (26.7% длины хорды от носика), что требует ограничения скорости полета до 140 – 160 км в час в противном случае произойдет флаттерное разрушение. В исследовании дано полное описание необходимых улучшений данных лопастей, чем мы с удовольствием и пользуемся.
Относительно лопастей автожира RAF данных меньше, но сразу видно, что склеивались два материала: алюминиевый носик и стеклопластиковая обшивка. Оба материала имеют разные физические свойства: теплопроводность, коэффициенты расширения и т.д. Они склеивались при температуре около 25 градусов в США, а зимой в России минусовые температуры и производитель ничего не сделал, чтобы они не разрушались в нашей климатической зоне, они не предназначены для этого, а никаких упрочняющих элементов в лопастях нет. Из школьного курса известно, что температурное расширение приведет к разрыву мест склейки (даже железнодорожные рейсы гнутся от температурного расширения). Естественно, можно указать и время, когда это может происходить – это ближе к зиме. Как указал Acrobat Man: у них низкий ресурс 400 – 500 часов, а, следовательно, и срок годности.
[highlight]На форуме упоминалось и о лопастях автожира «Барсик». Авторы не сообщают о них ничего, чтобы не было повода критиковать их продукцию, но можно предположить, что они также не использовали высокотехнологичное оборудование Запада по созданию экструдированных лопастей, а остановились, скорее всего, на клееных самодельных. Интересно все-таки знать об этом точнее.[/highlight]
Авторы Барсика- это люди ДЕЛА. На болтавню у них времени нет. Придёт время , БУДЕТ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ. Нормальные и грамотные специалисты в начале доведут свои изобретения до ума и гарантированных результатов. И только будучи абсолютно уверенными в результатах выдадут, если им это будет необходимо, информацию к всеобщему обозрению. ПОНЯТНО ?
          РУС, если не секрет, сколько вам лет?  Я подозреваю, что, ну ни как, не меньше 55ти.
 
Материалы отчетов НИИ относительно лопастей «DRAGON WINS» свидетельствуют, что они полностью соответствуют своим параметрам, надежны,
Это только ваши слова. Как продвиженца, я так понимаю, на местный рынок этого товара. Вы бы выложили материалы тех самых отчётов именно на всеобщее ознакомление. И, к стати, уберегли бы себя от обвинений в ГОЛОсловности в ваш адрес. Это мягко говоря , конечно, голословности.
 
Новичок Slavka 33
Здесь собрались люди, в большенстве прекрасно понимающих, что такое центровка 26,7 или 45,986 % по хорде.
Если бы Вы понимали эту опасность, то молчали бы.
Относительно "Барсика", его предполагают выпускать в Воронеже, а экспертизу где проводили, авось проскочит. Новичок SLAVKA рекомендует!!!
У каждого отчета НИИ есть собственник и я Вам его указал, договаривайтесь с авторами. Относительно лопастей "DRAGON WINGS" там все указано и я убедился в этом.
Если бы новичок SLAVKA был грамотен и хоть что-то читал на этой ветке, то глупости не говорил
Как продвиженца, я так понимаю, на местный рынок этого товара.
Я убежден в надежности других лопастей см. на сайте AVTOGYR.RU
 
Г-н Краснобородько!!! Вы разместите  здесь в ветке свое резюме, тогда много вопросов сама по себе отпадет...Зачем держать в напряжении всю ветку и весь форум?
 
Назад
Вверх