Для FlyBook и Flyt.club отсутствуют варианты меню на английском языке, потому рассмотрим Flightshare. Сразу бросается в глаза довольно устаревший дизайн сайта, что настораживает. О полетах предоставлен лишь необходимый минимум информации: имя пилота, место вылета и посадки, дата и время, количество свободных мест и ограничение по весу. Узнать цену и детали можно лично у пилота. Вероятно, такой минималистичный дизайн и отсутствие подробной информации – это осознанный выбор. Такой подход позволяет пилотам обойти запрет на явную рекламу флайтшеринга в США.
Мобильные приложения для флайтшеринга
Опции для флайтшеринга есть и в мобильных приложениях. Одно из самых популярных — Blackbird, которое, впрочем, пользователи критикуют за несоответствие заявленных цен реальным, баги, ненадежность пилотов и общую дороговизну – сейчас оценка приложения колеблется в районе 2[ch11088] в GooglePlay и 3[ch11088] в AppStore. К тому же, пока что приложение предлагает варианты исключительно для Калифорнии и Флориды.
В Blackbird можно найти как самые дешевые полеты на самолетах типа того же Cessna 172 со средней ценой $50, так и комфортабельные бизнес-джеты. В последнем случае цена за место запросто может превысить $100. Кстати, во время оплаты полета приложение взимает небольшую комиссию за обработку платежа. Она уже включена в счет, так что точный процент назвать сложно. Работает приложение примерно по тому же принципу, что и Wingly. Предлагается список маршрутов на выбор, затем нужно определиться с типом самолета (они удобно отображаются в виде рисунка со всей необходимой информацией), выбрать пилота и подготовиться к вылету. Системы рейтинга, как в Wingly, или поиска по карте, как в Coavmi, здесь нет.
В целом, регистрация на полет через приложение напоминает нечто среднее между бронированием билетов на обычный самолет и заказом такси в Uber. Для демонстрации работы сервиса, Blackbird пригласила нескольких журналистов полетать на своих самолетах. По рассказу одной из них, всего за $50 она получила неожиданно комфортабельное место на новеньком Pilatus PC-12. Не бизнес-класс, но очень близко к этому. Если не учитывать небольшую задержку вылета из-за перемены погоды, то все прошло удивительно гладко. Уж не говоря о том, что такой вариант дешевле и гораздо удобнее перелета лоукостером.
Что касается приложений для Android, то сейчас достойных вариантов попросту не существует. У Wingly есть собственное приложение, но и то предназначено только для пилотов. В приложении можно общаться с пассажирами, управлять заявками и процессом регистрацией на полеты. Впрочем, даже на него пользователи в отзывах жалуются на нестабильность работы.
Советы по безопасности
1. Пользуйтесь услугами только проверенных компаний. Как понять, что компании можно доверять? Она должна быть указана в списке под официальным сводом правил флайтшеринга, составленным Европейским агентством по авиационной безопасности. Учитывая, что направление только развивается, то надежные платформы для флайтшеринга можно пересчитать по пальцам.
2. Внимательно выбирайте пилота. Обращайте внимание на рейтинг пилота на флайтшеринговом сайте. Пассажиры оставляют отзывы о пилотах после полетов, оценивая их дружелюбие и мастерство. Если кто-то пишет, что пилот был пьяный и чуть не врезался в Биг Бен, то, возможно, от его услуг стоит отказаться. Подавляющее большинство отзывов, которые мы читали, были положительными. Люди в восторге от полученных впечатлений и хвалят пилотов за профессионализм. Один пользователь в отзывах даже рассказывает, что взял на воздушную прогулку двоих маленьких детей. Это, кстати, тоже не запрещается, ограничения по возрасту нет.
3. На большинстве платформ, пилотам для регистрации требуется предоставить паспорт, лицензию пилота, справку о прохождении медосмотра. Непосредственно перед вылетом, попросите пилота предъявить эти документы, а также подтверждение технической исправности самолета. Они должны быть доступны и на сайте, но лучше перестраховаться.
Перед полетом убедитесь, что пилот рассказал о правилах безопасности и проверил исправность самолета. На многих современных самолетах есть специальные световые табло. Если в электронной системе нашлись какие-либо неисправности, на табло загорится соответствующий индикатор. Штурвал и различные рукоятки для управления аппаратом должны быть легкоподвижными. Снаружи самолета не должно быть никаких протечек машинного масла или топлива, существенных вмятин и повреждений, которые могут нарушить аэродинамические качества самолета. На этом список не заканчивается, но перечисленные выше моменты пассажир может проверить лично. Обычно флайтшеринговые платформы предоставляют летчикам чеклисты и руководства, которым те должны следовать. Отметьте, что яркие «пятерки» в рейтинге пилота не дают ему право не соблюдать эти правила.
4. Если кроме вас на борту есть другие пассажиры, убедитесь, что они в трезвом состоянии и не ведут себя подозрительно. Например, на Wingly можно проверить рейтинг других пассажиров перед вылетом. Перед регистрацией на сайте пассажиры, как и пилоты, обязаны предоставить паспорт и информацию о себе. Это может спасти от неловких ситуаций: если верить рассказу одного пилота, то он несколько раз возил приличного с виду бизнесмена из Нидерландов в Британию и Германию. А через год пассажира поймали с 22 кг кокаина на борту другого самолета. Вот такой бизнес.
Наконец, несколько общих рекомендаций для тех, кто рискнул опробовать флайтшеринг:
внимательно слушайте указания пилота;
не прикасайтесь к приборам;
сообщайте свой вес точно;
не перевозите незаконные вещества;
приходите вовремя;
не платите больше, чем требуется для покрытия эксплуатационных расходов;
не пейте алкогольные напитки и не курите на борту;
будьте готовы к неожиданностям вроде непогоды.
И ничто не помешает вам насладиться полетом!
Безусловно, флайтшеринг – очень перспективная ниша, которая подходит для путешественников с гибким графиком, но не особо гибким бюджетом. Однако некоммерческая природа флайтшеринга и разница в авиационных законодательствах разных стран вряд ли позволит ему занять место крупных авиакомпаний. Впрочем, все может измениться, если больше людей начнет летать и наше правительство начнет активно поддерживать малую авиацию.
Согласно подсчетам блогера Friendly Skies Film, если купить самолет в складчину на троих, то расходы на приобретение и ежегодную эксплуатацию будут ниже, чем на внедорожник средней руки. Так что когда в следующий раз соберетесь покупать машину, задумайтесь: возможно, вы были рождены летать?
Автор: Кристина Рудич.
Источник