Евгений055
Я много чего люблю!
- Откуда
- Чита
Лет 10 назад, занимаясь подготовкой конспекта лекций по практической аэродинамике для преподавания в аэроклубе, столкнулся с проблемой: Определение подъемной силы самолета, которое приводилось в доступных мне учебниках, не объясняет, что за подъемная сила держит самолет в воздухе, который выполняет перевернутый полёт со скольжением, например, и тем более что за подъемная сила держит самолёт в воздухе, который выполняет вираж с бочками….
Через несколько лет родилась небольшая научная статья, в которй приведены теоретические основы применения полярной и цилиндрической систем координат в аэродинамике и динамике полёта, с целью описания аэродинамических сил воз-действующих на высокоманевренный самолёт в полном диапазоне углов атаки и скольжения и во всех их взаимных сочетаниях.
Может быть, кому-то из читателей этого форума эта статья будет интересна.
1. Цилиндрическая скоростная система координат
Главная ось цилиндрической скоростной системы координат Оv (далее главная ось) совпадает с вектором скорости невозмущенного потока.
Плоскость основания цилиндрической скоростной системы координат (далее плоскость основания) перпендикулярна главной оси и проходит через центр масс самолёта, где и лежит начало координат.
Плоскость вектора подъёмной силы самолёта, (далее плоскость подъём-ной силы) – плоскость перпендикулярная вектору скорости набегающего невоз-мущенного потока, совпадает с плоскостью основания цилиндрической скорост-ной системы координат.
Положение самолёта в воздушном потоке при использовании цилиндриче-ской системы координат полностью определяется углом атаки самолёта [ch945]с и уг-лом крена-скольжения [ch947]с. Здесь и далее маленькое С – « с » указывает на ис-пользование цилиндрической системы координат.
За нулевое направление отсчёта крена-скольжения ОYc принимается на-правление проекции продольной оси Ox самолёта на плоскость основания. При угле атаки равном 0°, за нулевое направление для скоростной цилиндрической системы координат принимается направление оси ОY скоростной прямоугольной системы координат.
Плоскость, образованная нулевым направлением отсчёта и главной осью цилиндрической скоростной системы координат – главная плоскость.
Угол крена-скольжения [ch947]с – отсчитывается от плоскости симметрии само-лёта (оси OY связанной системы координат) до плоскости, в которой лежит угол атаки самолёта (главная плоскость), в диапазоне от 0°до ±180°, положителен при отсчёте против часовой стрелки, если смотреть по направлению полёта.
Угол атаки самолёта [ch945]с– угол между вектором скорости невозмущенного потока и продольной осью самолёта. Отсчитывается от 0°до 180°.
В случае, когда угол крена-скольжения равен 0° или 180°, главная плоскость совпадает с плоскостью симметрии самолёта и плоскостью XOY скоростной прямоугольной системы координат.
Вспомогательные плоскости угла крена-скольжения проводятся через главную ось и через вертикальную ось самолёта.
Вспомогательные плоскости угла атаки проводятся параллельно плоскости основания.
Главная плоскость и плоскость симметрии самолёта пересекаются по продольной оси самолёта.
По главной оси откладывается значение угла атаки, при построении зависи-мости Сус и Схс от угла атаки, или значение коэффициента лобового сопротивления, при построении полной поляры самолёта.
Рис. 1. Цилиндрическая скоростная система координат.
Если связанная система координат неподвижна относительно самолёта, а скоростная система позволяет «отслеживать» вектор скорости полёта, привязывая при этом подъёмную силу к верхнему направлению вертикальной оси, то скоро-стная цилиндрическая система координат привязана к набегающему потоку и, в первую очередь, – к продольной оси самолёта.
Через несколько лет родилась небольшая научная статья, в которй приведены теоретические основы применения полярной и цилиндрической систем координат в аэродинамике и динамике полёта, с целью описания аэродинамических сил воз-действующих на высокоманевренный самолёт в полном диапазоне углов атаки и скольжения и во всех их взаимных сочетаниях.
Может быть, кому-то из читателей этого форума эта статья будет интересна.
1. Цилиндрическая скоростная система координат
Главная ось цилиндрической скоростной системы координат Оv (далее главная ось) совпадает с вектором скорости невозмущенного потока.
Плоскость основания цилиндрической скоростной системы координат (далее плоскость основания) перпендикулярна главной оси и проходит через центр масс самолёта, где и лежит начало координат.
Плоскость вектора подъёмной силы самолёта, (далее плоскость подъём-ной силы) – плоскость перпендикулярная вектору скорости набегающего невоз-мущенного потока, совпадает с плоскостью основания цилиндрической скорост-ной системы координат.
Положение самолёта в воздушном потоке при использовании цилиндриче-ской системы координат полностью определяется углом атаки самолёта [ch945]с и уг-лом крена-скольжения [ch947]с. Здесь и далее маленькое С – « с » указывает на ис-пользование цилиндрической системы координат.
За нулевое направление отсчёта крена-скольжения ОYc принимается на-правление проекции продольной оси Ox самолёта на плоскость основания. При угле атаки равном 0°, за нулевое направление для скоростной цилиндрической системы координат принимается направление оси ОY скоростной прямоугольной системы координат.
Плоскость, образованная нулевым направлением отсчёта и главной осью цилиндрической скоростной системы координат – главная плоскость.
Угол крена-скольжения [ch947]с – отсчитывается от плоскости симметрии само-лёта (оси OY связанной системы координат) до плоскости, в которой лежит угол атаки самолёта (главная плоскость), в диапазоне от 0°до ±180°, положителен при отсчёте против часовой стрелки, если смотреть по направлению полёта.
Угол атаки самолёта [ch945]с– угол между вектором скорости невозмущенного потока и продольной осью самолёта. Отсчитывается от 0°до 180°.
В случае, когда угол крена-скольжения равен 0° или 180°, главная плоскость совпадает с плоскостью симметрии самолёта и плоскостью XOY скоростной прямоугольной системы координат.
Вспомогательные плоскости угла крена-скольжения проводятся через главную ось и через вертикальную ось самолёта.
Вспомогательные плоскости угла атаки проводятся параллельно плоскости основания.
Главная плоскость и плоскость симметрии самолёта пересекаются по продольной оси самолёта.
По главной оси откладывается значение угла атаки, при построении зависи-мости Сус и Схс от угла атаки, или значение коэффициента лобового сопротивления, при построении полной поляры самолёта.
Рис. 1. Цилиндрическая скоростная система координат.
Если связанная система координат неподвижна относительно самолёта, а скоростная система позволяет «отслеживать» вектор скорости полёта, привязывая при этом подъёмную силу к верхнему направлению вертикальной оси, то скоро-стная цилиндрическая система координат привязана к набегающему потоку и, в первую очередь, – к продольной оси самолёта.