Измерение аэродинамического качества

ikono

Игорь, летающий строитель
Достраивая мотопланер, я заранее озаботился точной методикой определения аэродинамического качества (АК). Все-таки это один из основных критериев точности постройки аппарата. По данным интернета, точно измерить АК непросто. Поскольку погода позволяла, вчера решил потренироваться на том, на чем я обычно летаю: Comco Ikarus С42B. Интригующим при этом было различие данных из интернета (11) и от опытного инструктора (9).
Взлетел, набрал 4000 футов. Погода - у земли штиль, легкий морозец, пара градусов минус. Первым делом, в режиме малого газа (МГ)  на найвыгоднейшей скорости 100 км/ч проверил по вариометру скорость снижения: 7 м/с  😱 Грубо прикинул - АК получается в районе 4 = 100/3,6/7. Ответ явно неверный  😉. Попробовал выключить двигатель - ничего не изменилось, все равно 7м/с на найвыгоднейшей. Тут правда надо оговориться, что найвыгоднейшая скорость должна зависеть от веса. У меня был минимум топлива (20л) и не было пассажиров, то есть я летел один. Соответственно, найвыгоднейшая скорость была на самом деле немного меньше той, что указана для MTOW и которой я придерживался. Но огромную ошибку таким образом объяснить не получается.
Тогда я попробовал другую тактику. Поднялся чуть выше 4000 футов и оттриммировал снижение на найвыгоднейшей скорости с курсом 30 гр. Снижаясь через 4000 футов, запомнил в GPS координаты. Продолжал снижение с этим курсом до 3000 футов, при прохождении снова запомнил координаты. Потом снова поднялся в развороте выше 4000 футов (этакий боевой разворот получился :🙂 ) и проделал то же самое с курсом 210 гр. Расстояния между точками получились 3423м и 3156м. Таким образом, АК получается (3423+3156)/2/(1000*0,305) = 10,8. Это значение кажется несколько завышенным, потому что значение 11 уже больше похоже на рекламное. Малый полетный вес на качество вроде влиять не должен.

Хотелось попросить уважаемых участников форума поделиться собственным опытом таких полетов на определение АК и узнать мнение, какое же значение ближе к правде: 4 или 10,8.
 

Вложения

  • testflight.jpg
    testflight.jpg
    42,3 КБ · Просмотры: 376
Ах да, вот еще вспомнилась интересная деталь: при взлете в наборе на максимале 80сильного Ротакса вариометр стабильно показывал +12 м/с   😱
Кажется, все начинает проясняться.
 
Я летаю на мдп. Качество измеряю только по секундомеру и высотомеру. Набираю высоту, метров 400 с небольшим. Останавливаю мотор. Делаю нужную мне полётную скорость. Выжидаю несколько секунд, чтобы полёт стал установившемся. Засекаю показания высотомера и включаю секундомер. После снижения на 100 м смотрю на время. Всё.
 
Привет!
Высотомер опаздывает . Вариометр  же тормозит еще сильнее высотомера. Вы качество никогда не измерите по ним.

Если горит, качество  можно измерить только углом наклона планирования-например "привинтив"  авиагоризонт(б/у 5-6 т.руб.) . Погрешность мизер!  Например у АГД-1 погрешность=0.2 град по тангажу . Например чтоб получить указанное в "буклете" качество 11, выключив двигатель попробуйте удержать угол планирования в 5,5 град, если не свалитесь от потери скорости -все верно К=11. !  При качестве 4 = около 14 град. 


Насчет Comco Ikarus С42B, к истине ближе все так макс качество 7-8, а не 11. Не будет там 11 никогда.
 
Высотомер опаздывает . Вариометрже тормозит еще сильнее высотомера. Вы качество никогда не измерите по ним. 
Я пользовался парапланерным вариометром. Он очень чувствительный (по своему предназначению).
Намерили при снижении самолёта с задросселированным двигателем К=7,5, при расчётном 10,5. Пришёл к выводу, что на самолёте с тянущим винтом, качество точно не измерить! 🙁 
 
ЛЮБЫЕ барометрические приборы при изменении параметров полета всегда врут. Ничего не намеряете. Даже УСы дезинформаторы.
Вон буклеты смотрите, сплошь и рядом   хвастается что на 45 км/ч отрыв , хотя исходя из вводных,  Су без механиз. у него должно при этом быть 2,5 ;D Лично знаю пару таких самодельщиков.
 
Конечно, высотомер запаздывает. Ноу-хау в том, что измерение нужно проводить не сразу, а выждать, когда высотомер начнёт показывать равномерно.
 
Высотомер опаздывает

  Кто вам мешает планировать 500метров? погрешность будет мизерная.

Вариометрже тормозит еще сильнее высотомера

  В установившемся режиме он всё вам прекрасно покажет.  Инертность здесь абсолютно непричём.

"привинтив"авиагоризонт(б/у 5-6 т.руб.) 

  И не забудьте привинтить к нему ещо и ПАГ-1Ф и транс 12х27в соответствующей мощности... иначе он вам покажет цену на дрова в эквадоре.
  Ну и конечно интересно посмотреть как вы увидете вашу точность измерения в 0.2 градуса... на какой шкале?... Вот чесслово сам прибористом работал... но таких точных шкал ниразу не наблюдал.

Намерили при снижении самолёта с задросселированным двигателем К=7,5, при расчётном 10,5. Пришёл к выводу, что на самолёте с тянущим винтом, качество точно не измерить!

  А у меня нормально вроде получалось. Близко к расчётному.  Правда видимо погрешность конечно есть потому как с выключеным зажиганием винт стоячий сильно тормозит... задросселированый тоже тормозит причём иногда даже сильнее чем стоячий и приходится выбирать режим  немного больше малого газа чтоб убрать это сопротивление.
  Для полной чистоты эксперимента винт конечно лучше отстреливать. 😉
 

Вложения

  • 2933473.jpg
    2933473.jpg
    58,7 КБ · Просмотры: 390
  • post-2860-0-34468400-1292343833_thumb.jpg
    post-2860-0-34468400-1292343833_thumb.jpg
    51,1 КБ · Просмотры: 343
  В приборостроении существуют такие понятия как инструментальная погрешность... и цена деления... специально вам разжёвывать не буду, сами почитаете на досуге.
  Так вот по этим параметрам ВД-10К и ВР-10МК в нашем случае значительно превосходит АГК-47Б, АГД-1 или АГИ-1К.
  Поэтому в нашем случае применение анероидных и барометрических приборов является более предпочтительным... не говоря уж о таком серьёзном геморрое как установка и инсталяция предлагаемых вами примадер с прибамбасами. 
  Для справки: вес всего этого хлама около 7-8кг.
 
Вона как! и у меня сейчас в голове крутится тотже вопрос. пока остановился на самом простом- на трубочке вытянуть ленточку в невозмущенный поток и сфотографировать ее в полете. угол между ней и горизонтом покажет то что нужно
 
  Для парамотора вполне рабочий вариант.
  С самолётом посложнее... ленточку надо располагать на линии визирования горизонта... в невозмущённом потоке... на высокоплане это получится под крылом на расстоянии 250-300мм... в зоне влияния крыла.  На низкоплане примерно 600-700мм выше крыла видимо можно считать поток невозмущённым... однако придётся делать приличную городьбу чтоб исключить влияние тянущего винта... а есть ли смысл? :🙂

  Р.С. Кстати вспомнил... пилотажники на всяких экстрах ставят специальную рамку-прицел на законцовку крыла... можно попробовать сгородить что-то подобное для ленточки.
 
Насчет Comco Ikarus С42B, к истине ближе все так макс качество 7-8, а не 11. Не будет там 11 никогда.
Дык и я ж об том же.
Конечно, высотомер запаздывает. Ноу-хау в том, что измерение нужно проводить не сразу, а выждать, когда высотомер начнёт показывать равномерно. 
Что и было сделано. Если высотомер опаздывает, то при равномерном снижении он будет вначале опаздывать примерно на столько же, как и в конце, в результате ошибка компенсируется.

Не, ну высоту тоже можно мерять по GPS: посмотрел сейчас - точке 2 соответствует 1155м, точке 3 - 864м, точке 4 - 1119м, точке 5 - 869м. Имеем разницу в первом планировании с курсом 030 - 291м=954 фута, в втором скурсом 210 - 250м=820 футов. Итого получаем среднее качество (291+250)/(3423+3156)=12,2 - ну это уже полный бред. Я сорее поверю значению 4  🙂 У GPS свои тараканы...

Делаю нужную мне полётную скорость. Выжидаю несколько секунд, чтобы полёт стал установившемся. Засекаю показания высотомера и включаю секундомер. После снижения на 100 м смотрю на время. 
Если скорость мерять по GPS, то наверное можно. В противном случае пересчет IAS в TAS повлечет дополнительные погрешности. У меня, правда, почему-то всегда IAS на 5-10 км/ч больше скорости по GPS... Короче, все авиационные приборы врут безбожно.
 
GPS даёт скорость относительно земли. Пересчёт даст дополнительную погрешность. Лучше сначала проверить свой УС по GPS и смотреть на УС.
 
Дополнительные данные удалось извлечь из GPS для точек между началом и концом снижения, правда, только на втором отрезке, 4-5. 3 из 4 точек идеально ложатся на прямую, соответствующую качеству 11,8... На этом отрезке был наверное слабый попутный ветер, потому что в противоположную сторону дистанция планирования оказалась короче. Ну не верится мне, что обтянутое тряпкой, отнюдь не новое крыло из одинаковых нервюр из гнутой трубки + широченный фюзеляж могут давать такое качество. Может быть, морозный воздух плотнее, чем стандартный. Во всяком случае похоже, что качество таки больше 10.
 

Вложения

  • testflight1.jpg
    testflight1.jpg
    30 КБ · Просмотры: 362
Ну, почему бы и нет? Я летаю на мдп, и у него качество 8,2. Так мдп и жёсткий самолёт - это кролик и удав.
 
ЛЮБЫЕ барометрические приборы при изменении параметров полета всегда врут. Ничего не намеряете. 
Короче, все авиационные приборы врут безбожно.
Тогда подумайте,как "держат" высоту лёгонькие беспилотники, и как парапланеристы ухитряются "обкручивать" небольшие пузыри? Я вот летаю без прибора, и не замечаю начавшегося  набора, который сразу отслеживают товарисчи с "пищалками".
У меня, правда, почему-то всегда IAS на 5-10 км/ч больше скорости по GPS...
Это бывает по разным причинам...
Вам надобно провести тарировку УСа по ГПС, погоняв противоположными курсами, на разных скоростях, рано утром или вечером, на высоте метров 50-100...
Получите поправку для различных скоростей у земли.
 
Да меряйте как хотите. Только сразу после касания земли не забудьте на них глянуть-не по нулям ни ВАР ни УВ(настроенный), один вертикалку еще продолжает показывать, другой высоту
 
Назад
Вверх