Недостающее звено кирдыка.
То, что
"обратный" крен развивается из-за крутящего воздействия на килевую, вызывая ее смещение и перекос купольностей, факт в-общем состоявшийся. Доказано, что такое затягивание в крен возможно в обе стороны, и даже при неработающем двигателе, но оставался вопрос, почему в жизни все неприятности с кирдыком всегда происходят в сторону, противоположную вращению винта?
Сегодня я нашел таки ответ. Точнее путь к ответу впервые нашел Сергей с Алексеем, как-то написав, что в момент включения движка на модельке, нос всегда дергается в сторону, но это дело как-то забылось. Сегодня соорудил быстренко аналог ВМУ (движочек и винт) разместив его на планке, с другой стороны повесил противовес, а саму планку подвесил на проводах.
Получилась такая переврнутая Т, подвешенная за ножку, а на концах перекладины мотор с винтом и противовес.
И включил. И вот что увидел:
https://youtu.be/cldbbSrX-Vo
Напоминаю, вращение винта правое, увод телеги вправо, что на делталете вызывало бы смещение килевой влево и левый, то есть обратный крен. Вот оно!
Вот это вращение прекладины, показанное на видео, в реальной жизни заменяет Сергеев руль,поворачивая нос телеги и провоцируя кирдык при сочетании флюгерной (курсовой) неустойчивости телеги и разболтанного узла подвеса.
Пилот дает газ, или просто как только аппарат отрывает колеса от земли, как вот этот момент, который на видео крутит планку, дает начальный импульс к повороту телеги и развитию кирдыка.
Смотрите словацкую катастрофу,там все именно так и случлось, как только аппарат оказался в воздухе, телегу вот этим самым моментом (как его назвать - предлагаю термин "
Горизонтальный момент") завернуло влево, килевую сдвинло вправо, начало валить в правый крен, в то время как телегу все сильнее заворачивало влево, прогрессирующие "ножницы", кирдык. Или ролик с 531 сообщения, там аналогичная ситуация.
Природу этого вращения я пока объяснить не могу. Одно могу сказать это не прецессия, т.к. без винта нет даже намека на поворот планки, хотя якорь имеет приличный гироскопический момент. Нет, вращение планки происходит только при нагружении вала двигателя.