Нестандартное крепление плоскостей на ЛА.

В связи с этой темой вспомнилось.
Был в ароклубе Кмертау в 90-х замечательный клёпаный одноместник-высокоплан, выполненный по шикарной авиационной технологии с применением всех доступных на вертолётном заводе авиационных материалов(кажется на reaa его упоминали вскользь).
Строили отец с сыном...
Аппарат был облегчен до последней заклёпки(применялись самые маленькие остовские вытяжные 2.8)...в первом же полёте этот памятник конструктору сложился, лётчик погиб...
Могу что-то путать(видел сооружение в процессе постройки) пускай очевидцы поправят...

Просто напоминание о цене риска при нестандартных технических решениях в малой авиации.
 
Последнее редактирование:
Сегодня померяю и доложу. Очень уж интересное решение,
 
Аппарат был облегчен до последней заклёпки(применялись самые маленькие остовские вытяжные 2.8)...в первом же полёте этот памятник конструктору сложился, лётчик погиб...
Могу что-то путать(видел сооружение в процессе постройки) пускай очевидцы поправят...
Все совсем не так! Самолет БА-3 был построен начальником КБ СЛА КумАПО выпускником ХАИ Анатолием Бабахановым. До этого он принимал участие в строительстве трех самолетов в ХАИ, был опытным специалистом в СЛА и работал зам.начальника сборочного цеха КумАПО, затем перешел в вновь организованное КБ СЛА. Форумчане из ХАИ его помнят. БА-3 сделан был по схеме парасоль похожим на более поздний высокоплан Х-32 Бекас. БА-3 летал в двухместном варианте с РМЗ-640 очень успешно.Крыло цельнометаллическое с обшивкой Д16Т - 0,4мм без вытяжных заклепок, как сейчас для простоты делают. Но подкос крыла - один, и кручение воспринимала корневая силовая нервюра с короткой задней тягой к фюзеляжу. Эта тяга была под углом к плоскости нервюры и стыковалась консольным болтом к ШС на нервюре. В заделке ШС-а не было буртика, или хотя бы страховочной шайбы, что могло бы предотратить расстыковку узла в полете при перегрузке. Профиль крыла был моментный GW-1. После облета и многих полетов в очередной летный день сломался механизм ручки уборки закрылков и решили полетать с выпущенными закрылками на небольших скоростях. Но в одном из самостоятельных полетов Анатолий почему-то разогнал самолет в пикировании, задний ШС вытянуло из заделки в нервюре, консоль провернулась и сложилась вдоль фюзеляжа, пилот погиб. При расследовании признали конструктивную ошибку автора и вывели КБ СЛА и клуб СЛА из штата авиазавода. Кроме этой единственной ошибки автора, самолет был очень замечательный! Но, как говорят - в авиации мелочей не бывает. Поэтому к креплению крыла надо относится внимательно и не экономить на стыковочных узлах.
 
Последнее редактирование:
признали конструктивную ошибку автора
Вот и очевидец!
Раз Ба-3 такой замечательный, чтоб не было домыслов и слухов, логично рассказать о нём в отдельной теме с разбором достоинств конструкции и упущений?!
С публикацией схемы аппарата, фото, тех материалов что сохранились.
Тем более нженер Бабаханов достоин упоминания на reaa через четверть века после событий.
 
Расстояние между ШСами 720 мм , диаметр резьбы М8, в остальном вот так.

Безымянный.png
 
Усё, посчитано до нас...
Допускаемые осевые нагрузки [P] в кН для затянутых болтов при неконтролируемой затяжке
 

Вложения

Ерискай, речь о том что резьба работает на излом. Таких расчетов нет природе. Хотя я как то видео резьбовой наконечник в управлении элеронов, который после нерасчетного удара крылом, не поломался по резьбе, а просто согнулся
 
Пообщался с продавцом ШСов вероятно толковый чел, по его словам инженер- конструктор он категорически не посоветовал ставить ШС на знакопеременные нагрузки, а только линейные. На разрыв по его словам держит 1,5 тонны такой диаметр .
 
Расстояние между ШСами 720 мм , диаметр резьбы М8, в остальном вот так.

Посмотреть вложение 520702
То есть , при резьбе М8 работающее тело болта имеет диаметр (нетронутый резбой) 6,647 мм. На этот стержень действует растяжение-сжатие (при + -g) , перерезывающая сила, местный изгиб и постоянные вибрации ---- оно вам надо ?
Не обольщайтесь тем , что площадь сечения близка к 33мм. кв. , сечение в сумме нагружено внецетренно.
 
Заспорили мы тут с приятелем который строит свой самолёт , всё бы хорошо но вот крепление крыла не совсем обычное, что на это скажет уважаемое сообщество?
Вставить в прошунину лом и приложить соответсвующее усилие.
Если так необходимо выполнить регулиоумый узел с горилонтальной проушиной, то можно взять такую с достаточно длинной частью без резбы. В ответном узле вварить трубку (если это уголок то приварить ее ко всем полкам). С одной стороны трубки регулировка гайками, с другой - проушина.
 
Хотя я как то видео резьбовой наконечник в управлении элеронов, который после нерасчетного удара крылом, не поломался по резьбе, а просто согнулся



А он и должен погнутся а не лопнуть. Наконечники с шс обычно не закаливают, а только нормализуют.
 
Вот, узел крепления заднего лонжерона. С резьбой но без шс. И там еще будет карданчик. В сумме система складывания с регулировкой. Там еще от втулки тяга идет к корневой нервюре.

IMG_20221210_154209.jpg


IMG_20221210_154223.jpg
 
Ну М8мм это даже без расчетов видно что слишком малый диаметр . Я на своем одноместном проекте похожий узел делал , но применил там резьбовое вильчатое соединение 16мм . Есть желание сделать крылья складывающимися назад с поворотом , что бы в разрешенные дорожные габариты вписываться . Но увидев как сделан поворотный узел на Нандо триал , реши пойти по такому же пути . Что бы при перевозке не нагружать силовой узел тряской от дороги . Принцип простой силовые узлы для полета в классическом исполнении , транспортировочный шарнирный узел отдельно .
 
Ерискай, речь о том что резьба работает на излом. Таких расчетов нет природе
Есть такие расчёты - изгиб с сжатием-растяжением, включая внецентровое. Но, до излома там, как пешком до Китая. Читайте внимательно, "нагрузка до предела текучести при растяжении", т.е. можно примерно принимать и для сжатия ( по резьбе ) от подкоса. А от подкоса идёт приличная нагрузка, около 2-х тонн ( 20 килоньютон ), поэтому про излом и речи нет пока.
 
Задний узел, при одноподкосной схеме будет нагружен помимо растягивающе й силы ещё й кручением, вот тут и будет изгиб по резьбе
 
Вот, узел крепления заднего лонжерона. С резьбой но без шс. И там еще будет карданчик. В сумме система складывания с регулировкой. Там еще от втулки тяга идет к корневой нервюре.

Посмотреть вложение 520705

Посмотреть вложение 520706
Как хотите ребят, а нам это решение понравилось. 👍 Так и предложение вставить в исходную трубу трубу меньшего диаметра с соответственно проваренной трубкой под болт крепления плоскости.
 
...толковый чел, по его словам инженер- конструктор он категорически не посоветовал ставить ШС на знакопеременные нагрузки, а только линейные...
Куча спортивных автомобилей (дрифт; ралли; кольцо и т.д.) имеют подвески колёс напичканные ШэСами, работающими знакопеременно и ударно.
 
Как хотите ребят, а нам это решение понравилось.
Ну,тогда определитесь с нагрузками и переделайте узел. И поверните его на 90 град. Ещё лучше, сделайте намного большую резьбу по диаметру и облегчите внутренним отв.
 
Назад
Вверх