Отечественный авиационный двигатель

Thread moderators: TRAPPER
Только цилиндров 4310 тоже не найти. И, кстати, у 4310была большая болячка- колено ломало. Это так, к раздумьям. Зато по деревням для экспериментов можно еще этих двигов как доноров найти. Всё эксперименты нереальные подешевле получатся.
Колено мы возьмём от Д-240, так что болячка нас обойдёт стороной)
На 4301 всё есть новое, по разным городам можно собрать.
Я не стал с этим возиться и заказал в НН цилиндр в сборе бу в номиналах.
Для визуализации подойдёт пока. Поршень ЗИЛ дешёвый, взял новый,
повертеть, попримерять. Вал Д-240 новый привезут в среду.
Хочу найти блок Д-240, даже размороженный, для визуализации.
 
Последнее редактирование:
20 страниц обсуждения позади - подведём итог по традиции)
Концепция координально поменялась, хотя и осталась в рамках заданной темы.
На данный момент двигатель выглядит следующим:
- коленвал Д-240 ход поршня 125 мм. шатунная шейка 68.25
- шатун ГАЗ-4301, посадочный диаметр 70 (вес 1.5 против 4.1 у Д-240)
- цилиндр ГАЗ-4301 номинал 105, (можно расточить под поршень ЗИЛ-375 номинал 108)
- головка цилиндра ГАЗ-4301

В варианте с поршнем ГАЗ рабочий объём 4.330 литра, с поршнем ЗИЛ - 4.580 литра.
Распределительный вал надо постараться подобрать, надеюсь, с какой-нибудь рядной
четвёрки с поршнем 105, 110 мм.

Есть вопрос о виде картера. это не подберёшь, так что здесь надо определиться с типом.
Варианты - как у Лайкоминга, как у двигателя Урал, с поддоном или без.
Какие будут мысли на эту тему?
 
...использование запчастей от автомоторов большой размерности для авиации- это тупик...
Камень в мой огород 🤭
Когда это предлагаю я, то почти всегда добавляю слова "дороботанный" или "облегченный".
Например, упомянутая расточка 105 мм стального цилиндра с дизельного ГАЗа до 108 мм облегчает его ровно на килограмм. С четырёх цилиндров минус четыре килограмма. Это только по внутреннему диаметру. Ещё есть что "доработать" снаружи. А так же длина цилиндра скорее всего избыточна, так как новые "бензиновые" доработанные поршни заметно короче.
Поршни на 108 мм от ЗИЛ-375 стандартные, без каких либо доработок, в спорте запросто крутят до 6500. Также не сложно нагуглить про их облегчение более чем на 120 грамм для использования на авто. На авиа с прямым приводом и оборотами до 2500 можно облегчать и больше.
И так по абсолютно всем деталькам.
Шатуны всё же лучше новодельные. Имхо.
...кстати, у 4310была большая болячка- колено ломало. Это так, к раздумьям...
Наверное не 4310, а 4301? Двигатель называется ГАЗ-542. Его 4-цилиндровый аналог ГАЗ-544.
Никто не предлагал использовать коленвал от этих двигателей. Для переделки в плоскую (оппозитную) схему, коленвал нужен от двигателя жидкостного охлаждения. При прочих равных, он короче.
Распределительный вал надо постараться подобрать, надеюсь, с какой-нибудь рядной
четвёрки с поршнем 105, 110 мм
При переделке в "оппозит", ни от какой рядной четвёрки распредвал не подойдёт. Половина кулачков будет развёрнуто не в ту сторону 🙂
 
При переделке в "оппозит", ни от какой рядной четвёрки распредвал не подойдёт. Половина кулачков будет развёрнуто не в ту сторону 🙂
Значит будем ковать распредвал)

Шатуны всё же лучше новодельные. Имхо.
Лучше всё новое, не спорю.
Но если длина удовлетворит, надо ориентироваться на эти.

Например, упомянутая расточка 105 мм стального цилиндра с дизельного ГАЗа до 108 мм облегчает его ровно на килограмм. С четырёх цилиндров минус четыре килограмма.
Разница в литраже -250 кубиков на двигатель или около 2 кг 😉
 
Если расточить цилиндры от 4301- выигрыш в весе гильзы 108 поршня по
сравнению со 105 будет 250 кубов. Если принять удельный вес снятого со
стенок металла за 7.8 - это около 500 грамм на цилиндре или 2кг на двигатель.
Я к тому, что от расточки экономия не кило на цилиндре, а 0.5
А какие ставить - давайте решим.
ЗА расточку выступает 2 кило экономии веса, 5.5% увеличение литража двигателя
и 480 грамм дополнительной экономии веса при облегчённых поршнях ЗИЛ.
Против - надо смотреть, какой диаметр у поршневого пальца ЗИЛовского поршня и
как всё это приладить. Ну и необходимость расточки гильзы, разумеется.
 
А какие ставить - давайте решим
Кроме ЗМЗ-405 ничего близкого не знаю.
Диаметр 95,5 мм. Пол миллиметра точить цилиндр. Ну и на поршне верхушку с углублениями под 4 клапана "подровнять".
20210323082246.jpg

А раз уж всё равно растачивать, то не вижу препятствий не точить до 108 мм. Имхо.
Без нового шатуна никак. Ещё раз имхо 🙂
...около 500 грамм на цилиндре или 2кг на двигатель...
Не посчитали "обрезание" цилиндра по высоте примерно на 5 см за ненадобностью.
 
Камень в мой огород 🤭
Когда это предлагаю я, то почти всегда добавляю слова "дороботанный" или "облегченный".
Например, упомянутая расточка 105 мм стального цилиндра с дизельного ГАЗа до 108 мм облегчает его ровно на килограмм. С четырёх цилиндров минус четыре килограмма. Это только по внутреннему диаметру. Ещё есть что "доработать" снаружи. А так же длина цилиндра скорее всего избыточна, так как новые "бензиновые" доработанные поршни заметно короче.
Поршни на 108 мм от ЗИЛ-375 стандартные, без каких либо доработок, в спорте запросто крутят до 6500. Также не сложно нагуглить про их облегчение более чем на 120 грамм для использования на авто. На авиа с прямым приводом и оборотами до 2500 можно облегчать и больше.
Включу старпера. Аксакалы- берите третьим...
Про спорт. Я сделал первый парамотор с восходовским мотором. Летал, но дохло. Ищу что то другое отечественное. Левым ухом узнаю что в спорте популярен Минск. Ну думаю- ага! Делаю парамотор с минском- а он даже не взлетает. Что не делал- не взлетает. Бегу к мотокросистам: "Вы на минске гоняетесь?- Да. Что делаете? - Берем колено от чезета, цилиндр от чезета, карбюратор от чезета. А от Минска что остается? - Коробка..."

Дальше. Про производство. Если Вы покупную деталь просто затащили в механический цех и он просто прошел временной цикл который проходит обычная деталь- те проехался по всем участкам в соответствии с производственным ритмом- он у вас подорожает минимум вдвое. Просто потому что на сборку он попадет в лучшем случае на несколько дней позже и даже перемещение его в соответствии с технологической картой отвлечет на себя именно дорогой производственный ресурс.
Пример- через меня прошло в пределах 2х десятков Хускварновских цилиндров. Готовых и дорогущих. Но не выдающих мощность нужную для того что бы мой мотор был конкурентоспособен. Для того что бы довести их до минимально достаточной мощности мне нужно сделать с каждым десяток операций на станках и в рукопашную.
Цилиндры- реально дорогущие. Что бы вести необходимую обработку не на коленке а машинным способом (когда вам нужно будет сделать несколько одинаковых деталей- ручное выпиливание окажется непригодным) - мне пришлось сделать уже порядка 5ти единиц серьезной оснастки. Если бы я такую оснастку делал не сам- а покупал- каждая стоила бы в несколько раз дороже цилиндра. Сводите бухгалтерию? Далее. Операций много. Косячнуть нефик делать. Но в брак улетает не заготовка а дорогое покупное изделие. Пока я запорол только один цилиндр. Но всего из двух десятков. После этого сделал на станок ограничитель- еще одно приспособление которое отключает не нужное перемещение. Но 5% потерь пришлось включить в производственный баланс... И приготовится еще больше тратить (оснастка и процедуры) на исключение ошибок.

Третье- Я не вижу где вы сравниваете свое предполагаемое изделие с конкурентом (эталоном). Вы пишете что можете чего то на сколько то облегчить- но не пишете сколько такое изделие весит у конкурентов. Вы показываете толстенный чугунный цилиндр и говорите что можно его облегчить. Можно. Но до какой величины? Сколько весит тонкостенный (2-3мм типичная толщина стенки авиационных стальных цилиндров) цилиндр Лайкоминга? Какая площадь оребрения? с ребрами которые такие тонкие что гнутся пальцами (условно)?

Если не учитывать эти факторы- Вы в конце получите изделие не имеющее формальной конкурентспособности. Я это проходил неоднократно. Те какой то очевидный набор параметров окажется хуже конкурентов. Вес, мощность, цена- что то из этого окажется хуже. И что Вы тогда предьявите рынку? Рынку который "покупает сердцем"? А как раз отказывается от покупки по формальным основаниям. Всегда найдется что то на что клиенты будут указывать как на неприемлимое.
Поэтому то что конечное изделие должно иметь конкурентоспособные параметры- это минимум который должен быть фоном по умолчанию. И на этом фоне должна вестись эмоциональная игра с рынком.

В этой ветке про эмоциональную работу с рынком вообще никто кроме меня не вспоминает- и что вы будете делать когда получите изделие с параметрами хуже чем у конкурентов- я не понимаю. Не отхватите вы даже 1% рынка если у Вас изделие на 10% хуже. Даже при цене в разы ниже. Или надо вложить в маркетинг больше чем в производство- но движения в этом направлении я не вижу.
 
Последнее редактирование:
когда получите изделие с параметрами хуже чем у конкурентов
А мы что-то ждем?
Подход, как уже писали выше, работа ради работы.
Я его слепила из того, что было, а потом что было ТО И ПОЛУЧИЛА. Вот такой будет результат.
Но смотреть на все это, крайне интересно. Как передача, где на автопомойке за несколько часов создают то, что должно поехать.
 
А мы что-то ждем?
Подход, как уже писали выше, работа ради работы.
Я его слепила из того, что было, а потом что было ТО И ПОЛУЧИЛА. Вот такой будет результат.
Но смотреть на все это, крайне интересно. Как передача, где на автопомойке за несколько часов создают то, что должно поехать.
Да и хорошо.
 
Включу старпера. Аксакалы- берите третьим...
Побольше бы нам таких Аксакалов)))

Это всё верно и замечательно. Но есть одно НО!
Я не стараюсь, на данном этапе, по крайней мере, создать коммерческий продукт.
Поэтому эмоции рынка мне вообще по барабану.
Идея, повторюсь, создать мотор из того, что есть в магазине, и что бы он заработал.
Потом обточить напильником, что возможно, и посмотреть, что получится.
Дальше ФОМ выдаст своё заключение и мы:
- поставим его крутить аварийный генератор на ПП Нудоль;
- поставим на стенд и после испытаний продолжим доводку
или вариант 1 или металлолом.
- поставим на Цессну 150 и посмотрим, что будет)))

Так что здесь не организация производства, а творческая мастерская)
Маленький Дискавери клуб, как Правильно МАЯК заметил 😅
 
Последнее редактирование:
А раз уж всё равно растачивать, то не вижу препятствий не точить до 108 мм. Имхо.
Вы меня не поняли. Мы можем оставить поршень от 4301, можно попробовать его облегчить.
Но сейчас это готовый цилиндр.
А если точить до 108, мы выигрываем по 500 грамм на цилиндр, увеличиваем объём двигателя,
но получаем дополнительные затраты в виде всего этого действа

Без нового шатуна никак. Ещё раз имхо 🙂
Почему???

Не посчитали "обрезание" цилиндра по высоте примерно на 5 см за ненадобностью.
Головка 4301 плоская, поэтому часть из этих 5 см уйдёт на «недоход» поршня, так
как для степени сжатия 7 на цилиндре нам нужна камера сгорания порядка 180
кубов. А если возмёмся облегчать поршень и юбка станет короче - отчекрыжить
от цилиндра придётся поболее))

2D767F41-48F6-4BC9-997E-BF516CB2B133.jpeg
 
Головка с цилиндром крепится на 3 шпильках - я верно рассмотрел?
 
Цилиндр газ-4301 отправлен транспортной компанией из НН. Дня через три прибудет.
Покупку колена я приостановил. Выяснилось, что на МТЗ-50 ставился коленвал с теми
же параметрами, что и на , только облегчённый, без утяжелителей.
А вал Д-245 под турбовый вариант ГАЗ-4301 делался типа из более стойких материалов,
поскольку он более нагружен, чем обычный. Надо понять, это так или развод. Вкладыши
там того же размера, только действительно из разных материалов.

Чем отличается коленвал Д240 от Д245
В основном размеры коленвалов одинаковые, но они могут отличаться исполнением шкивов, нужно смотреть в техпаспорте, какое выполнено соединение – шпоночное или шлицевое.

Маховик Д245 может крепиться на 7 или 9 болтов, для Д240 предусмотрено 6 отверстий. Но они подойдут, так как на Д245 2 штифта, а на Д240 –1. Поэтому в отверстие попадет один из метизов. Прежде всего Д240 отличается от Д245 креплением шкивов и отверстиями под маховик.

Каждый из коленвалов предназначен для определенного типа двигателя. А в дизеле Д245 в отличие от Д240 присутствуют:

  1. Изменения в конструкции патрубков в коллекторах.
  2. Дополнения в виде клинового ремня для приводов.
  3. Форсунки охлаждают поршни с масляными струями.
  4. Вставлены в головки цилиндров седла клапанов из износостойких сплавов.
  5. Материал для коленчатого вала и шатунов подобран более прочный.
 
Последнее редактирование:
Вот теперь дилемма. Если пункт 5 не врёт, то надо брать колено от Д-245. На всех валах
4 противовеса съёмные, на болтах. Поскольку поршни с шатунами у газ-4301 вдвое легче,
чем у МТЗ, думаю, их убирать в любом случае.
И надо решить, что нам нужно на валу _ шлиц или шпонка?

18857155-86B7-495D-AF40-038EC678A573.jpeg
 
Или не заморачиваться противовесами и взять колено от Д-242
Так он выглядит со снятыми противовесами
И весит он сильно меньше
Но можно и уменьшить)))

B8270661-1684-4806-8741-6B87991351FD.jpeg

Или вообще от Д-50 взять. Где-то мелькало, что он 18 кг

ADCF9178-B916-4CC4-8CA1-18BB6D3FAD6D.jpeg
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх