Спутка всегда теряет высоту
Это спорно.
https://youtu.be/vDB1h7CePAY
Где спорность? Даже в приведёном видеоролике видно о чём я говорю -- как самолёт сначала пролетает над дымовой башней и лишь затем сверху вниз спутка опускается к земле. Где она и держится некоторое время, потому что опускаться некуда.
Спутка только тогда "поднимается", как это ляпнул без оговорки Алексей, когда воздушные массы, в относительно которых она снижается, поднимаются с большей скоростью, чем скорость снижение спутки. Если эти скорости совпадают, то можно её поймать летая кругом и выдерживая высоту.
А вернувшись к спуткам у земли добавлю кое что - спутные вихри не просто спускаются, но и раcxодятся по сторонам. У земли остаeтся только расход по сторонам. Поэтому бывает опасным лёгкий боковой ветер - один из спутных вихрей долго не уходит с полосы! Дольше чем обычно дают паузы между посадками машин.
Из-за снижения спуток и рекомендуют при близкой по времени посадке нескольких самолётов, чтобы один садился ближе к началу полосы, другой чуть дальше и т.д. в зависимости от веса самолёта. Меня на аэродроме даже посылали на последнюю треть полосы потому что до этого пятитонник сел.
При взлёте та же картина - тяжёлым машинам иногда нужно дольше разгонятся над полосой без набора высоты, чем малым, чтобы "малыши" смогли оторваться перед лежачей на полосе спутке, хотя тяжеловесы часто могли бы и уходить в отрыв и набор высоты пораньше, над спутками ранее стартовавших. Постойте на оживлённом аэродроме в часы пик - увидите. Да и на курсах меня тому же учили, когда сдавал на лицензию по применению авиационных радиочастот.