Дизель экономичней только потому, что максимальное давление выведено дальше от ВМТ по сравнению с бензиновым двигателем. Это обусловленно растянутым процессом впрыска (по углу поворота).
Это обусловлено отсутствием времени у дизеля на вообще качественное смесеобразование и сгорание.
Еще одна причина состоит в том, что в дизеле принципиально невозможно качественное смесеобразование. Если его сделать идеальным, то возгорание начнется одновременно в всех точках КС, то есть случится детонация. Это естественно не допускается, поэтому дизель просто стучит - сначала образуются одни очаги возгорания, потом, когда смесеобразование доходит до нужной кондиции со стуком сгорает остальной заряд.
Так что Вы "выдали нужду за добродетель".
У бензинок времени для смесеобразования достаточно, и сгорание начинается из одной точки - от свечи. То есть процесс мягче и управлять им легче.
Но качественное регулирование мощности им недоступно. Даже у GDI это получается плохо до альфа 1,3 - 1,6.
Только поэтому (и еще отсутствие дросселя) дизель пока экономичнее.
То что сдвиг от ВМТ здесь совсем не причем....