Всем форумчанам - пламенный привет!
Ну, вот и сломался я наконец-то морально, и решил пополнить ряды самодельщиков СЛА в нашей большой стране... 🙂
Сразу оговорюсь: опыта постройки именно легкомотрных самолётов у меня нет. Но, не боги горшки обжигают!
Тем более, что есть солидный опыт работы с деревом и композитами, а также опыт работы с металлом и его станочной обработке.
Являюсь инженером-конструктором беспилотников и участвовал в различных (включая военные) проектах.
Пилотирую сам тестовые образцы и провожу лётные испытания с различными системами управления.
Имею в активе 1200 прыжков с парашютом из которых большая часть - купольное пилотирование (swoop или canopypiloting).
Прыгал с Ми-8, КА-32, Ан-2, Ан-24, АН-26, Ан-28, Л-410, Ил-76 мотодельтаплана и воздушного шара. 😎
Особая гордость - это всего 5 часов налёта на Як-52.
Также являюсь авиамоделистом с хорошим стажем (ух, чует моё сердце, что сейчас "приложут фэйсом об тэйбл... ) и опытным FPV-пилотом.
Создатель проекта "Авиамодельная Пилотажная Группа РУСЬ" на моделях полукопиях L-39 Вяземского УАЦ.
Есть своя небольшая мастерская на даче, которая оснащена всем необходимым для полного цикла работ: от проектирования до изготовления готового изделия, включая электронику.
Ну, это немного о себе...
А теперь - о причинах создать эту Тему!
Когда в строительстве авиамоделей ты приходишь к тому рубежу, когда их ценник переваливает за 250 тыс. руб., то начинаешь задаваться вопросом:
- а что дальше, что следующим этапом?
И часто не находишь ответ на этот вопрос. Вернее, находишь его, но умом понимаешь, что это всё можно назвать одним словом - дрочьба. Да-да, именно так!
Одно дело строить беспилотник с бюджетом 1,5-2 млн. руб., который изначально столько стоит, и его функционал абсолютно понятен.
И другое дело, когда ты собираешь модель (и особенно, FPV-модель, чтобы хоть как-то приблизиться к "реальному" полёту от первого лица в кабине) стоимость которой переваливает за 300 тысяч.
Сделав её качественной, красивой и хорошо летающей, ты всё равно не получишь то ОФИГЕННОЕ ощущение полёта, пусть даже и на таких же высотах до 150-200 метров, на которых на них летаешь!
И став задумываться о целесообразности таких вложений, я открыл для себя давно известную мне тему СЛА. Вернее, те абсолютно идентичные бюджеты, которые можно потратить не на прыжки с самым топовым в мире куполом, чтобы ощутить те 25-30 секунд полёта на скоростях за 100 км/час. И не на модели самолётов, которые и являются всё-таки тем самым онанизмом, к которому ты прибегаешь раз за разом, так как не можешь подняться в небо реально.
Вот и крутясь постоянно вокруг этой тематики, постоянно общаясь с народом, слушая, читая и глядя на ролики в инете, я принял решение: хватит заниматься хернёй!
Пора делать уже давно привычные серьёзные дела. Тем более, что люди строят и успешно летают на своих маленьких самолётах!
Я, кстати говоря, лично знаком с Лёшей Яблоковым, и не раз видел его Pitts на поляне в Монино. Мы там проводим свои тренировки на моделях L-39. Моему удивлению и радости за него не было предела, когда я узнал, что он его построил сам.
Вот и настало время сделать очередной шаг вперёд и пойти дальше. Тем более, что путь этот займёт не один год у меня...
Цель относительно простая:
- построить самолёт с пилотажными возможностями в массе не боле 115 кг (пустого)
Также необходимо сделать самолёт разборным для удобной перевозки к местам полётов.
Начал изучать этот вопрос и понял, что всё на всё похоже, но с некоторыми "нюансами". "Арго", "Hummel Bird" и "Corby Starlet" - вот отправные точки для меня, после изучения вопроса.
Последний из списка, на мой взгляд, наиболее продвинут и интересен в плане своих возможностей.
Сразу отмёл строительство из металла - на заветные цифры в нормальном размере, и возможностями крутить пилотаж, не выйти. Чисто деревянный от А до Я самолёт не вижу смысла строить, так как дерево будет в любом случае весить больше композита, но сложностей с подбором материала и его обработкой - очень много. Кроме того, возможность быть взятым за жопу нашими доблестными силами полиции в этом случае, довольно велика.
Поэтому решил делать упор на постройку из композитов, но...
Чисто композитный самолёт построить можно. Да, муторно, долго и трудно делать пуансоны. Затем формовать матрицы, которые нужно обязательно делать с дегазацией и последующим проливом смолой. Нужны качественные стапеля для формовки набора и силовой части. Это всё реально сделать, но изделие нужно всё-таки формовать под запекание в печи. А хорошую печь построить - это половина бюджета самого самолёта. И вторая половина, чтобы построить отапливаемый ангар, куда эту печь можно установить. 🤣
Значит выход один - делать комбинированный самолёт, где будет применяться традиционные материалы (дерево и лёгкие сплавы) и композиты.
Прикинув свои возможности и целесообразность изготовления, я понял, что смогу на долю композитов "перебросить" порядка 40-50% всех деталей самолёта.
А если учесть, что это даст солидный сброс массы самолёта, то цель влезть в заветные 115 кг уже и не такая далёкая!
За основу взял понравившийся мне "Corby Starlet".
Чертить самолёт решил сам с нуля, так как планирую в дальнейшем всё-таки заменять дерево на полный композит, и 3D-планы мне понадобятся для работы с пуансонами.
Основные параметры вижу такими (в мм):
Длина общая - 4150
Размах - 5200
Крыло в плане - трапецевидное (законцовки возможно с винглетами)
Профиль крыла - Clark Y (не мудурствуя лукаво)
Крутки крыла не будет
Угол поперечного V крыла - 3 градуса
Угол установки крыла/ГО (гадусы) - 2/0
Хорда крыла у корня/законцовки - 1000/800
Размах ГО - 1600
ГО в плане - трапецивидное
Профиль хвостового оперения и киля - NACA-64 008A
Хорда ГО у корня/законцовки - 700/500
Двигатель - РМЗ-500 Авиа (50 л.с)
Стойки шасси - фиксированные (композит). Крепление стоек к фюзеляжу.
Рулевое колесо - заднее
Пропеллер - 3-х лопастной (композит)
Топливный бак - композитный.
Вся мелочёвка (дельные вещи...) - своя токарка и фрезеровка.
Вот только сварки у меня нет: всё как-то не получалось объять это необъятное, и не успел обзавестись и научиться работать... 😕
Конструкция планера видится такой...
Все лонжероны, нервюры крыльев и хвостового оперения, силовые шпангоуты, кок, капот, кресло пилота, каркас центроплана, дуга фонаря кабины и шпангоут моторного отсека - композитные. На лонжеронах, нервюрах и основных стойках шасси будет использоваться сэндвич из Airex`а стекла и карбона. Все детали под инфузию.
Не нагруженные шпангоуты фюзеляжа - деревянные (рейка, фанера и СТЭФ).
Обшивка комбинированная:
Лобик крыла, хвостового оперения и гаргрот до корня киля - 3-х слойная фанера 1 мм с оклейкой 1 слоем 80-й стеклоткани.
Затем покрытие всего Oratex`ом или аналогичными тканями. Грунтовка и покраска пистолетом.
Пока не могу определиться с моторамой: либо карбон, либо металл... Что выбрать, блин?
Колёсные диски и тормозная система будут выточены свои.
Начал отрисовывать общие планы. Потом начну детализировать.
Что скажете, дядьки самолётостроители?
Ну, вот и сломался я наконец-то морально, и решил пополнить ряды самодельщиков СЛА в нашей большой стране... 🙂
Сразу оговорюсь: опыта постройки именно легкомотрных самолётов у меня нет. Но, не боги горшки обжигают!
Тем более, что есть солидный опыт работы с деревом и композитами, а также опыт работы с металлом и его станочной обработке.
Являюсь инженером-конструктором беспилотников и участвовал в различных (включая военные) проектах.
Пилотирую сам тестовые образцы и провожу лётные испытания с различными системами управления.
Имею в активе 1200 прыжков с парашютом из которых большая часть - купольное пилотирование (swoop или canopypiloting).
Прыгал с Ми-8, КА-32, Ан-2, Ан-24, АН-26, Ан-28, Л-410, Ил-76 мотодельтаплана и воздушного шара. 😎
Особая гордость - это всего 5 часов налёта на Як-52.
Также являюсь авиамоделистом с хорошим стажем (ух, чует моё сердце, что сейчас "приложут фэйсом об тэйбл... ) и опытным FPV-пилотом.
Создатель проекта "Авиамодельная Пилотажная Группа РУСЬ" на моделях полукопиях L-39 Вяземского УАЦ.
Есть своя небольшая мастерская на даче, которая оснащена всем необходимым для полного цикла работ: от проектирования до изготовления готового изделия, включая электронику.
Ну, это немного о себе...
А теперь - о причинах создать эту Тему!
Когда в строительстве авиамоделей ты приходишь к тому рубежу, когда их ценник переваливает за 250 тыс. руб., то начинаешь задаваться вопросом:
- а что дальше, что следующим этапом?
И часто не находишь ответ на этот вопрос. Вернее, находишь его, но умом понимаешь, что это всё можно назвать одним словом - дрочьба. Да-да, именно так!
Одно дело строить беспилотник с бюджетом 1,5-2 млн. руб., который изначально столько стоит, и его функционал абсолютно понятен.
И другое дело, когда ты собираешь модель (и особенно, FPV-модель, чтобы хоть как-то приблизиться к "реальному" полёту от первого лица в кабине) стоимость которой переваливает за 300 тысяч.
Сделав её качественной, красивой и хорошо летающей, ты всё равно не получишь то ОФИГЕННОЕ ощущение полёта, пусть даже и на таких же высотах до 150-200 метров, на которых на них летаешь!
И став задумываться о целесообразности таких вложений, я открыл для себя давно известную мне тему СЛА. Вернее, те абсолютно идентичные бюджеты, которые можно потратить не на прыжки с самым топовым в мире куполом, чтобы ощутить те 25-30 секунд полёта на скоростях за 100 км/час. И не на модели самолётов, которые и являются всё-таки тем самым онанизмом, к которому ты прибегаешь раз за разом, так как не можешь подняться в небо реально.
Вот и крутясь постоянно вокруг этой тематики, постоянно общаясь с народом, слушая, читая и глядя на ролики в инете, я принял решение: хватит заниматься хернёй!
Пора делать уже давно привычные серьёзные дела. Тем более, что люди строят и успешно летают на своих маленьких самолётах!
Я, кстати говоря, лично знаком с Лёшей Яблоковым, и не раз видел его Pitts на поляне в Монино. Мы там проводим свои тренировки на моделях L-39. Моему удивлению и радости за него не было предела, когда я узнал, что он его построил сам.
Вот и настало время сделать очередной шаг вперёд и пойти дальше. Тем более, что путь этот займёт не один год у меня...
Цель относительно простая:
- построить самолёт с пилотажными возможностями в массе не боле 115 кг (пустого)
Также необходимо сделать самолёт разборным для удобной перевозки к местам полётов.
Начал изучать этот вопрос и понял, что всё на всё похоже, но с некоторыми "нюансами". "Арго", "Hummel Bird" и "Corby Starlet" - вот отправные точки для меня, после изучения вопроса.
Последний из списка, на мой взгляд, наиболее продвинут и интересен в плане своих возможностей.
Сразу отмёл строительство из металла - на заветные цифры в нормальном размере, и возможностями крутить пилотаж, не выйти. Чисто деревянный от А до Я самолёт не вижу смысла строить, так как дерево будет в любом случае весить больше композита, но сложностей с подбором материала и его обработкой - очень много. Кроме того, возможность быть взятым за жопу нашими доблестными силами полиции в этом случае, довольно велика.
Поэтому решил делать упор на постройку из композитов, но...
Чисто композитный самолёт построить можно. Да, муторно, долго и трудно делать пуансоны. Затем формовать матрицы, которые нужно обязательно делать с дегазацией и последующим проливом смолой. Нужны качественные стапеля для формовки набора и силовой части. Это всё реально сделать, но изделие нужно всё-таки формовать под запекание в печи. А хорошую печь построить - это половина бюджета самого самолёта. И вторая половина, чтобы построить отапливаемый ангар, куда эту печь можно установить. 🤣
Значит выход один - делать комбинированный самолёт, где будет применяться традиционные материалы (дерево и лёгкие сплавы) и композиты.
Прикинув свои возможности и целесообразность изготовления, я понял, что смогу на долю композитов "перебросить" порядка 40-50% всех деталей самолёта.
А если учесть, что это даст солидный сброс массы самолёта, то цель влезть в заветные 115 кг уже и не такая далёкая!
За основу взял понравившийся мне "Corby Starlet".
Чертить самолёт решил сам с нуля, так как планирую в дальнейшем всё-таки заменять дерево на полный композит, и 3D-планы мне понадобятся для работы с пуансонами.
Основные параметры вижу такими (в мм):
Длина общая - 4150
Размах - 5200
Крыло в плане - трапецевидное (законцовки возможно с винглетами)
Профиль крыла - Clark Y (не мудурствуя лукаво)
Крутки крыла не будет
Угол поперечного V крыла - 3 градуса
Угол установки крыла/ГО (гадусы) - 2/0
Хорда крыла у корня/законцовки - 1000/800
Размах ГО - 1600
ГО в плане - трапецивидное
Профиль хвостового оперения и киля - NACA-64 008A
Хорда ГО у корня/законцовки - 700/500
Двигатель - РМЗ-500 Авиа (50 л.с)
Стойки шасси - фиксированные (композит). Крепление стоек к фюзеляжу.
Рулевое колесо - заднее
Пропеллер - 3-х лопастной (композит)
Топливный бак - композитный.
Вся мелочёвка (дельные вещи...) - своя токарка и фрезеровка.
Вот только сварки у меня нет: всё как-то не получалось объять это необъятное, и не успел обзавестись и научиться работать... 😕
Конструкция планера видится такой...
Все лонжероны, нервюры крыльев и хвостового оперения, силовые шпангоуты, кок, капот, кресло пилота, каркас центроплана, дуга фонаря кабины и шпангоут моторного отсека - композитные. На лонжеронах, нервюрах и основных стойках шасси будет использоваться сэндвич из Airex`а стекла и карбона. Все детали под инфузию.
Не нагруженные шпангоуты фюзеляжа - деревянные (рейка, фанера и СТЭФ).
Обшивка комбинированная:
Лобик крыла, хвостового оперения и гаргрот до корня киля - 3-х слойная фанера 1 мм с оклейкой 1 слоем 80-й стеклоткани.
Затем покрытие всего Oratex`ом или аналогичными тканями. Грунтовка и покраска пистолетом.
Пока не могу определиться с моторамой: либо карбон, либо металл... Что выбрать, блин?
Колёсные диски и тормозная система будут выточены свои.
Начал отрисовывать общие планы. Потом начну детализировать.
Что скажете, дядьки самолётостроители?